Как организовать и провести занятие по сенсорно-интеграционной терапии в домашних условиях. практическая часть 2

Десять эффективных сенсорных упражнений

  1. Слух
  2. Обоняние
  3. Вкус
  4. Вестибулярный аппарат (ощущение движения тела в пространстве)
  5. Проприоцептивная система (ощущение положения тела и его частей)
  6. Осязание
  7. Зрение
  8. Ощущения, касающиеся работы всего тела и его отдельных органов – например, голод

Эти системы получают информацию от внешнего мира и самого тела и передают ее центральной нервной системе, которая обрабатывает данные и осуществляет ответ на них.

Новый сенсорный опыт, полученный в игровой форме под руководством взрослого, может помочь здоровому развитию сенсорики ребенка. Предлагаем вашему вниманию десять интересных и занятных упражнений, которые помогут укрепить здоровье вашего малыша.

Упражнение 1: Учимся ораторству (зона рта)

Покажите малышу эти звуки, артикулируя нарочито избыточно. Попросите ребенка повторить за вами.

  1. Гудим как пчела
  2. Щелкаем языком
  3. Вытягиваем губы и громко чмокаем ими
  4. Широко открываем рот и говорим: «А-А-А-А-А-А-А-А»
  5. Крепко смыкаем губы и говорим: «М-М-М-М-М-М-М-М»
  6. Надуваем щеки, будто это шарики, и шлепаем по ним ладонями, спуская шарик
  7. Вытягиваем язык так далеко, как только можем
  8. Корчим рожи – чем смешнее, тем лучше

Упражнение 2: Полет по приборам (слух)

Ведущий намечает простой, безопасный курс. Ведомый становится в пункт отправления, ему завязывают глаза. Ведущий дает словесные команды, например: сделай три шага вперед и поверни направо.

По мере роста контакта между участниками, маршрут может становиться сложнее, в игру можно вводить препятствия, которые нужно обойти. За игрой должен присматривать взрослый, чтобы она была еще веселее и увлекательнее, можно записывать попытки игроков на видео и затем просматривать для поиска и исправления ошибок.

Упражнение 3: Копируем рисунок (зрение)

Вырезаем картинки из журналов или используем фотографии. Используем стираемые сухие фломастеры и полупрозрачный пластиковый лист: просим ребенка перерисовать контуры какого-то предмета с фото на лист так, чтобы все детали совпадали.

Читайте также  Пробиотики при аутизме

Затем мы помещаем лист поверх картинки и смотрим, насколько линии соответствуют друг другу. Стираем неудавшиеся черточки и наводим вместо них правильные. Когда малыш набьет руку, можно предложит ему от простых объектов (мяч, чашка) перейти к более сложным – мебель, игрушки, люди.

Упражнение 4: На ощупь и на запах (обоняние)

Для этого упражнения вам понадобятся пустые контейнеры, ватные шарики, аромомасла и кусочки ягод и фруктов. На ватный шарик мы капаем одну или две капли масла. Если малыш еще мал, начинайте с запахов, которые ему хорошо знакомы: апельсина, малины или лимона.

Помещаем каждый шарик в отдельный контейнер и кладем съедобные кусочки перед малышом. Завязываем ему глаза. Даем контейнер с шариком, просим вдохнуть аромат и наощупь найти съедобный аналог.

Упражнение 5: Настройка на ритм (слух)

Стучим на столе простой ритм и просим ребенка повторить за вами. Меняемся ролями: малыш задает образец, а вы – копируете. Начинаем с нескольких ударов и делаем мелодию все сложнее и длинней. Не ограничивайтесь только ладонями и костяшками пальцев! Самодельную перкуссию можно соорудить из таких подручных инструментов, как:

  • деревянные ложки
  • сковородки и кастрюли
  • пластиковые бутылки
  • ручки и фломастеры

Упражнение 6: Лягание ослика (вестибулярный аппарат)

Занимаем вертикальное положение. Нагибаемся и кладем обе ладони на пол. Проверяем, что за нами никто не стоит, и подпрыгиваем, опираясь лишь на руки и лягая воздух ногами.

Упражнение 7: Горячая лава (проприоцепция)

Разбрасываем по полу подушки. Пол – это расплавленная лава, а подушки – безопасные островки. Нужно прыгать с подушки на подушку, уворачиваясь от папы (ему отдана роль лавового дракона). Завершить веселье можно боем с подушками, который так любят многие дети!

Читайте также  Диагноз РАС у детей старшего возраста: что и как делать

Упражнение 8: Революционная  техника рисунка (проприоцепция)

Нам понадобятся легко смываемые темперные краски, большой лист бумаги и вкладыши от жвачки в больших количествах.

Выдавливаем на лист точки или небольшие полоски краски и кладем поверх них вкладыши. Предлагаем ребенку стать босыми ногами на вкладыши и совершить как можно больше прыжков по всей поверхности листа.

Моем ноги, отдираем вкладыши и наслаждаемся получившимся шедевром живописи!

Упражнение 9: Отражение (зрение)

Это – парное упражнение. Ведущий и ведомый смотрят друг на друга, ведущий задает жесты, а ведомый должен их повторять как можно точнее и быстрее. Для ребят постарше упражнение можно усложнить: нужно повторять жесты с задержкой на один или два.

Упражнение 10: Пальчиковые краски без мытья рук (осязание)

Если вашему малышу неприятны ощущения от краски на пальцах, но вы хотели бы, чтобы он пробовал рисовать, поступите следующим образом. Налейте в прозрачный полиэтиленовый пакет несколько капель разных видов краски и заклейте свободный конец скотчем. Все тем же скотчем прикрепляем пакет поверх белого листа и предлагаем ребенку стать художником.

Перевод. Источник http://www.creativechild.com/articles/view/10-super-stellar-sensory-activities

Источник: http://www.corhelp.ru/metody-korrektsii/sensornaya_integratsiya/desyat-effektivnyh-sensornyh-uprazhnenij/

Особые переводы

Американская Ассоциация Эрготерапевтов

Переводчик: Юлия Донькина

Редактор: Анна Нуруллина

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

1. Что такое метод ASI® (AyresSensoryIntegration) или метод сенсорной интеграции Джин  Айрес?

Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную.

Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний (Айрес, 1976/2005).

Правильное взаимодействие всех сенсорных систем позволяет человеку выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о себе и своих близких, овладевать различными предметами в повседневной жизни.

Впервые понятие сенсорной интеграции было сформулировано Джин Айрес, лечебным педагогом и эрготерапевтом.

Впоследствии ею был разработан метод терапевтического вмешательства, целью которого является устранения нарушений в сфере сенсорной интеграции, он известен как  метод ASI®.

Данный метод включает в себя собственно теорию сенсорной интеграции, методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений, которые используются при работе с пациентом.

2. Каким образом сенсорная интеграция влияет на то, что и как мы делаем?

По мере взросления нейротипичный ребенок развивает способность адекватно воспринимать, модулировать и различать сенсорную информацию. Благодаря эффективной обработке этой информации формируются правильная регуляция эмоций, социальные навыки, игровые навыки, эффективная мелкая и грубая моторика.

Проблемы в сфере сенсорной интеграции могут негативно влиять на способность ребенка правильно выполнять задания, координировать двигательные реакции, планировать последовательность задач, развивать социальные навыки, выполнять работу в классе, развивать навыки самообслуживания, участвовать в жизни семьи.

Читайте также:  Образование детей-инвалидов, обучение детей с зпр, воспитание детей с особенностями развития

Для преодоления этих трудностей эрготерапевт может использовать метод ASI®, в основе которого лежит понимание динамического взаимодействия всех сенсорных систем.

3. Как часто специалисты диагностируют проблемы в сфере сенсорной интеграции?

Согласно различным исследованиям 40-80%  детей и 3-11%  взрослых с нарушениями развития имеют те или иные проблемы в сфере  сенсорной интеграции (Баранек и др., 2002; Баранек, Фостер и Берксон, 1997).

Кроме того, дефицитарность в сфере сенсорной интеграции имеют 10-12 % из общей популяции людей, не имеющих каких-либо специфических диагнозов (МакИнтош, Миллер, Шиу, Хагерман, 1999).

4. Сопутствуют ли нарушения в сфере сенсорной интеграции каким-либо определенным диагнозам?

В большинстве случаев применение данной методики показано детям и подросткам, которые имеют специфические диагнозы, такие как РАС, различные виды задержек развития, СДВГ, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения моторной координации. Однако согласно различным исследованиям метод ASI® c успехом применяется и у пациентов от рождения до подросткового возраста, не имеющих определенных диагнозов.

5. Каким образом специалист, работающий с ребенком, может понять, что ребенку показано терапевтическое вмешательство по методу ASI®?

В арсенале эрготерапевта, к которому направляется ребенок для проведения диагностики и выявления причин нарушений, имеются  различные методы и инструменты оценки состояния ребенка.

Если эрготерапевт подозревает, что у его клиента проблемы в сфере сенсорной интеграции, он может обратиться к методу ASI®.

В рамках этого метода специалист выполнит пробы в естественной для ребенка обстановке, проведет интервью с педагогом и сопровождающим ребенка (няней), сделает стандартные тесты и проведет структурированное клиническое обследование, для того чтобы выявить, какие нарушения в сенсорной сфере негативно влияют на поведение ребенка и усвоение им определенных навыков.

При выявлении нарушений в сфере сенсорной интеграции эрготерапевт может прибегнуть к выполнению теста SIPT (Sensory Integration and Praxis Tests) с целью определения специфики и локализации сенсорных нарушений. Далее пациенту может быть рекомендовано вмешательство по методу ASI®

6. Что такое SIPT (SensoryIntegrationandPraxisTests)? 

Одной из составляющих метода ASI® является серия из 17 тестов (SIPT) для оценки уровня функционирования сенсорной сферы ребенка от рождения до
8 лет и 11 месяцев.

Данные тесты являются «золотым стандартом»  в исследовании функционирования сенсорной сферы и позволяют с большой степенью точности определить причины неадекватной моторной или эмоциональной/ поведенческой реакции ребенка в ответ на внешний или внутренний раздражитель.

Джин Айрес также разработала нормативную шкалу, с которой можно соотносить результаты отдельного взятого ребенка с нормальными показателями в его возрастной группе.

7. Каким образом эрготерапевт может научиться использованию
тестов
SIPT?

Для того чтобы иметь возможность использовать данные тесты в своей работе, эрготерапевту необходимо пройти специальный тренинг по методу сенсорной интеграции и получить  сертификат с правом проведения теста SIPT и интерпретации его результатов.

Данный тренинг доступен для эрготерапевтов, физических терапевтов, специалистов по речевым нарушениям.

Тренинг проводится на базе Университета Южной Калифорнии (USC) в рамках программы по сенсорной интеграции, проводимой ассоциацией WesternPsychologicalServices

Сертификация включает в себя серию из 4 курсов по теории сенсорной интеграции, проведению тестов SIPT и интерпретации результатов данных тестов и обучению комплексу упражнений по сенсорной интеграции.

Сертифицированные ассистенты эрготерапевтов и физических терапевтов имеют право посещать данные курсы только в том случае, если они получили поддержку специалиста уже прошедшего данную сертификацию (или находящегося в процессе обучения), который подтвердит свою готовность оказывать профессиональную поддержку ассистенту во время обучения и в дальнейшей профессиональной практике. Дополнительную информацию можно получить на сайте

www.wpspublish.com или www.usc.edu/schools/ihp/ot/sensory_integration/

8. Необходимо ли эрготерапевтам проходить курсы повышения квалификации по сенсорной интеграции?

Нет, в этом нет необходимости. Многие эрготерапевты,  состоящие в международном профессиональном сообществе или Американской ассоциации эрготерапевтов специализируются на выявлении проблем в сенсорной сфере. Но хотя данный тренинг необязателен, многие специалисты все же прошли его и получили сертификат по применению тестов SIPT и владеют методом ASI®.

9. В каких случаях показано использование метода ASI®?

Если специалист, работающий с ребенком, приходит к выводу, что причиной поведенческих или иных проблем, связанных с выработкой адекватного ответа на сенсорные раздражители, является дефицитарность процесса сенсорной интеграции, в терапевтических занятиях с таким ребенком  может быть использован метод сенсорной интеграции Джин Айрес.

В ответе на следующий  вопрос мы изложим основные моменты, связанные с работой по методу ASI®.

10. Как выглядит занятие с эрготерапевтом?

После проведения диагностики эрготерапевт составляет комплекс упражнений, выполнение которых поможет пациенту восполнить дефицит в сфере сенсорной интеграции.

Часто в этот список включаются упражнения для вестибулярной, проприоцептивной, тактильной  систем, которые позволяют сформировать базу для эффективной работы всех сенсорных систем и их взаимодействия и, как следствие, обучения необходимым навыкам.

Применение метода ASI® опирается на несколько ключевых принципов:

1)      Воздействие по методу ASI® проходит в окружении, насыщенном тактильными, проприоцептивными и вестибулярными стимулами, однако они должны быть безопасными  для ребенка как физически,
так и эмоционально;

2)      Терапевтическое воздействие вызывает адаптивные ответы на внешний контекст, тип упражнения и уникальный сенсорный опыт;

3)      Все терапевтические воздействия «управляются» ребенком и поддерживаются терапевтом;

4)      Многие из упражнений могут побудить ребенка развивать собственные идеи о возможных последующих действиях, планировать их и затем выполнять;

5)      Терапевтические воздействия благотворно влияют на развитие контроля над положением тела в пространстве и баланса. Часто они предполагают использование специального оборудования: подвесы, скутеры, мячи (Пархам и др., 2007)

11. В чем разница между сенсорной модуляцией и восприятием (различением) сенсорных модальностей (зрение, слух, тактильное ощущение и т.д.)?

Теория ASI® включает в себя понятия сенсорной модуляции и сенсорного восприятия (различения).

Оба этих процесса лежат в основе нормального функционирования нервной системы человека и являются составными частями процесса сенсорной интеграции.

Сенсорная модуляция – это способность регулировать и адаптировать моторный или поведенческий ответ на сенсорные стимулы таким образом, чтобы этот ответ не был ни недостаточным, ни чрезмерным по отношению к сенсорной ситуации.

Сенсорное восприятие (различение) – это способность ребенка ясно различать сенсорный стимул (ощущение) и использовать его для формирования адаптивного ответа. Оба этих процесса абсолютно необходимы для человека, и их эффективное функционирование позволяет приобрести навыки, необходимые для обучения и взаимодействия в мире, в котором мы живем.

12. Могут ли дети с сенсорной дезинтеграцией испытывать трудности в школьном обучении?

Да, могут. Нормально развитие детей опирается на эффективное получение, обработку и организацию входящей сенсорной информации, что позволяет им приобретать навыки, необходимые в повседневной жизни, а также в обучении.

Здесь мы хотели бы перечислить лишь некоторые из навыков, уровень развития которых напрямую зависит от эффективности процесса сенсорной интеграции. Их наличие свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе:

Читайте также:  Комы у детей с особенностями развития: гипогликемическая и гипергликемическая

— способность к концентрации внимания на задании;

— навык следования вербальным инструкциям;

— навык самостоятельного выполнения серии заданий;

— овладение различными предметами;

— овладение навыками письма, и в первую очередь овладение правильным захватом карандаша/ ручки;

— навык зрительно-моторной координации, зрительный праксис;

— умение удерживать вертикальную позу, сидя за партой;

— владение навыками крупной моторики для участия в игре и процессе отдыха.

13. Можно ли ссылаться на метод ASI® как на систему ориентиров, работая со школьниками?

Да, эрготерапевты и ассистенты эрготерапевтов должны понимать, что являясь сертифицированными специалистами в этой области, владея национальными стандартами и соответствующей практикой, а также государственными лицензиями (где они являются обязательными), они обладают всеми необходимыми навыками для самостоятельного принятия решений о применении того или иного метода работы с пациентом. Чем более обширна практика специалиста, тем более уверенно он чувствует себя при выборе  терапии и более эффективно использует различные терапевтические методы, комбинируя их с целью достижения максимального результата для  пациента. Специалисты, работающие в школе, могут и должны прибегать к использованию метода ASI® для повышения навыков обучения.

14. Что означает термин «сенсорная диета»?

В терминах ASI® сенсорная диета означает индивидуальный набор занятий, целью которых является получение ребенком сенсорного опыта в течение всего дня.

Так же, как и навыки здорового питания способствуют получению организмом всех необходимых питательных веществ,  сенсорная диета восполняет дефицит сенсорных ощущений, которые имеются у ребенка.

Ребенку могут быть необходимы занятия, которые позволяют получить намного больше сенсорной информации (через прикосновения, проприоцептивные ощущения), чем он получил бы в обычной повседневной жизни. Сенсорная диета разрабатывается эрготерапевтом и им же контролируется.

15. Может ли метод ASI® быть использован для работы с подростками и взрослыми пациентами?

Современные исследования подтверждают, что нейропластичность мозга сохраняется до момента достижения человеком взрослого возраста.

Клинические отчеты о взрослых пациентах, с которыми занимались по методу ASI®, свидетельствуют об улучшении моторных навыков пациента, о повышении у них самооценки и навыков социального взаимодействия.

Конечно же, упражнения для взрослых пациентов будут выглядеть несколько иначе, чем для детей, ведь навыки, необходимые в подростковом возрасте и взрослой жизни, отличаются от навыков, которым следует обучать ребенка.

16. Какие исследования подтверждают эффективность использования метода ASI®?

Сенсорная интеграция и по сей день остается предметом постоянного исследования специалистов из различных областей и, конечно же, эрготерапевтов. Достаточное количество проведенных исследований свидетельствует об успешности применения метода ASI® (Линдерманн и Стюарт, 1999; Миллер, Колл и Шоен, 2007; Пархам, 1998; Шааф и Найтлингер, 2007).

17. Как можно найти специалиста, сертифицированного в методе ASI®?

Ассоциация WesternPsychologicalServices постоянно обновляет список терапевтов, успешно прошедших сертификацию в сфере сенсорной интеграции. Этот список находится на сайте www.wpspublish.com на странице SICertified

Therapists.

18. Где можно найти дополнительную информацию о методе сенсорной интеграции ASI®?

В дополнение к вышеуказанным веб-ресурсам информацию можно найти на сайтеwww.siglobalnetwork.org, а также на сайте Американской ассоциации эрготерапевтов AOTAhttp://www.aota.org/Consumers/Professionals/WhatIsOT.aspx

Данная информация была предоставлена сертифицированными эрготерапевтами Стефани Бодисон, Рене Уотлинг, Хизер Миллер Куханек и Дианой Хенри.

Источник: http://specialtranslations.ru/faq-ayres-sensory-integration/

«Нарушение обработки сенсорной интеграции (SPD)»

Интервью с Люси Джейн Миллер (доктор медицины)
и Сарой Шон (доктор наук, специалист по OT[1])

Нарушение обработки сенсорной информации
Sensory Processing Disordres (SPD)

Приходилось ли вам срезать ярлычки со всей одежды вашего ребенка? В нашем интервью речь пойдет о чрезмерной зрительной, слуховой, обонятельной и тактильной чувствительности.

Некоторые дети остро реагируют на определенные раздражители от природы, но иногда это нечто большее, чем просто повышенная чувствительность.

Нарушение обработки сенсорной информации — это состояние, которое обычно ассоциируют с аутизмом, однако далеко не все дети с данным нарушением являются аутистами. Исследователи утверждают, что в той или иной мере такое нарушение присуще каждому шестому ребенку.

Доктора Люси Джейн Миллер и Сара Шон из Фонда по нарушениям обработки сенсорной информации делятся с нами знаниями и опытом в этой сфере и заставляют по-новому посмотреть на это широко распространенное расстройство.

Каков процент распространенности SPD среди детей в Америке? Исследования выявили наличие SPD у 5-10% американских детей. А исследование, проведенное в 2004 г. (специалисты Ан, Миллер, Милбергер, Макинтош), установило, что как минимум каждый двадцатый ребенок испытывает трудности в повседневной жизни из-за SPD.

Результаты другого исследования, проведенного в 2009 г.

научной группой по нарушению обработки сенсорной информации (Бен-Сассон, Картер, Бриггс-Гавен), указывают на то, что у каждого 6-го ребенка наблюдаются симптомы нарушения чувствительности, порой достаточно сильные, чтобы нарушить нормальное течение повседневной жизни.

Как и любое другое расстройство, нарушение обработки сенсорной информации может иметь разные степени тяжести. Хотя большинство из нас время от времени сталкиваются с трудностями в процессе обработки сенсорной информации, для людей с SPD эти трудности носят хронический характер и нарушают естественный ход повседневной жизни.

Жизнь с SPD Нарушение обработки сенсорной информации — это состояние, которое характеризуется множеством симптомов и выражается в различных проявлениях. В большинстве случаев мы наблюдаем поведенческие, а не сенсорные реакции.

Например, ребенок, слишком чувствительный к прикосновениям, может срываться на истерику ежедневно, одеваясь перед школой. Естественно, не каждый родитель заподозрит в этих истериках то или иное сенсорное нарушение.

И даже после того, как ребенок уже оделся, он может испытывать дискомфорт в течение всего дня в школе, потому что его тело не может привыкнуть к постоянным прикосновениям штанов к ногам, или рукавам, которые касаются рук.

Трудности в обработке ежедневных сенсорных импульсов могут создавать ряд проблем, включая все или некоторые из нижеперечисленных: неуклюжесть движений, поведенческие проблемы, беспокойство, депрессии, неуспеваемость в школе или социальная изоляция.

Детей с SPD часто не понимают, ставят неверные диагнозы и подвергают жесткой дисциплине, потому что в большинстве случаев их действия трактуются как просто плохое поведение, а не нейрофизиологическая проблема.

Случается ли так, что симптомы SPD настолько слабо выражены, что диагностировать нарушение практически невозможно? Все мы обладаем определенной чувствительностью, и у каждого из нас свои особенные реакции на тот или иной раздражитель в зависимости от накопленного личного опыта. Например, многие люди предъявляют чрезмерные, на первый взгляд, требования к своему сенсорному окружению и могут быть ошибочно диагностированы как SPD. Однако на самом деле они просто осознанно организовали свою повседневную жизнь таким образом, чтобы минимизировать отрицательное влияние раздражающих их факторов. Например, я отрезаю все ярлычки со своей одежды, никогда не ношу шерсти и не хожу на концерты с громкой музыкой. Еженедельно я посещаю занятия йогой и избегаю мест с большим скоплением людей. Может быть, у меня SPD?

Читайте также:  Каким образом влияют лекарственные препараты на развивающегося ребенка?

Не исключено, однако мы стараемся не вешать ярлык нарушений на ребенка до тех пор, пока эти нарушения не сильно мешают его повседневной жизни. Именно такое отношения к проблеме и является тем критерием, который должен использоваться для определения нарушения.

Правда ли, что большинство детей с аутизмом также страдают от SPD? Действительно, было обнаружено, что у большинства детей-аутистов также наблюдается SPD.

Исследования показывают, что у 80-90% детей с аутизмом проявляются симптомы нарушения обработки сенсорной информации.

Это осложняет дифференциальную диагностику, потому что в случаях, когда SPD выражено очень сильно, ребенку могут по ошибке поставить диагноз «аутизм».

В таких случаях активное вмешательство может полностью изменить симптоматику в лучшую сторону и, как следствие, повлиять на выставляемый диагноз.

Входит ли нарушение обработки сенсорной информации в аутический спектр? Хороший вопрос. В соответствии с описанием симптомов аутизма на сегодняшний день, SPD считается одним из нарушений, входящих в спектр. Конечно, существуют очень значительные вариации проявлений нарушения у разных детей.

В наиболее сложных случаях SPD затрагивает множество сенсорных систем и значительно осложняет повседневную жизнь. Однако случается и так, что нарушение присутствует только в одной сенсорной области и не причиняет больших неудобств.

Например, некоторые дети, не имеющие нарушений, обладают чрезмерной слуховой чувствительностью, поэтому они стараются избегать определенных мероприятий, сопровождающихся большим скоплением людей, а также посещений кафе, спортзалов, кинотеатров и т.д.

Другие дети сверхчувствительны не только к звукам, но и прикосновениям, и им трудно высидеть урок в школе, потому что они ощущают непрерывное желание двигаться. Порой их двигательные навыки неуклюжи, и арсенал игровых движений ограничен, поэтому им непросто установить полноценные отношения с ровесниками.

Каковы наиболее эффективные меры по смягчению симптомов SPD? Наиболее эффективным методом на сегодняшний день является терапия, помогающая развить навыки, необходимые для работы, а также повседневной и общественной жизни (Occupational Therapy, OT).

Мы выступаем за модель интенсивной терапии, которую, например, предлагает Центр по Сенсорной Терапии и Исследованиям (STAR). Ее суть состоит в мультидисциплинарной прогамме ОТ, основанной на исследованиях по теме.

Программа включает в себя стратегии, основанные как на отношениях с окружающими, так и на собственной сенсорной сфере, а также подразумевает расширенное обучение родителей и службы родительской поддержки. Такая терапия для детей с SPD обычно проводится в богатых сенсорными раздражителями местах, которые иногда называют «ОТ спортзалами».

Во время занятий ОТ, специалист играет с ребенком в разные игры, которые осложнены ровно настолько, чтобы ребенку пришлось немного постараться, но непременно получить успешный результат.

Целью ОТ является помочь ребенку развить адекватные реакции на раздражители через активные, осмысленные занятия, игры, что поможет ему более функционально организовывать свое поведение. Со временем адекватные реакции выходят за пределы клиники в повседневную жизнь ребенка дома, в школе и т.д.

Таким образом, эффективная ОТ позволяет детям с SPD принимать участие в обычных видах деятельности, например, играть с друзьями, с удовольствием ходить в школу, кушать, одеваться и спать. Фонд по Нарушениям Сенсорной Обработки Информации опубликовал результаты первого клинического исследования, организованного по принципу случайной выборки, на предмет эффективности ОТ для детей с SPD (Миллер и др., 2007г.). В этом предварительном исследовании мы сравнили три следующие среды при работе с SPD: — ОТ, основанная на сенсорном подходе; — протокол деятельности;

— отсутствие лечения.

В результате, ОТ, основанная на сенсорном подходе, оказалась значительно эффективней двух остальных подходов.

Отдельно стоит отметить, что в результате применения вышеуказанной ОТ, у детей повысилась концентрация внимания, улучшилось социальное поведение, и, в целом, они достигли лучших показателей по поставленным целям.

С тех пор более тысячи детей приняли участие в интенсивной программе Центра STAR, которая была улучшена и расширена.

На сегодняшний день мы имеем впечатляющие предварительные заключения, которые позволяют нам наблюдать значительные изменения в саморегуляции ребенка, участии в общественной жизни, уверенности в себе, самооценке и успехах в школе. Также есть данные, по которым дети, прошедшие курс OT по программе Центра STAR, демонстрируют показатели электроэнцефалограммы, практически ничем не отличающиеся от показателей обычно развивающегося ребенка.

SPD — это на всю жизнь?

Мозг человека достаточно гибок, т.е. подвержен изменениям в течение жизни, поэтому SPD не обязательно будет беспокоить всю жизнь.

ОТ является эффективным вмешательством, помогающим ребенку систематизировать и трактовать сенсорную информацию, которую он получает каждый день.

В сочетании с созданием нового «сенсорного стиля восприятия», который включает в себя виды деятельности, направленные на коррекцию нарушений с учетом индивидуальных сенсорных особенностей каждого ребенка, OT помогает ребенку жить насыщенной счастливой жизнью.

[1] OT — Occupational Therapy — терапия для развития навыков, необходимых для работы, повседневной и общественной жизни.

Об авторах:

Люси Джейн Миллер , доктор медицины, в 1979 основала Фонд по Нарушениями Обработки Сенсорной Информации ( http://www.sinetwork.org/ ) и с тех пор является его исполнительным директором. Последние 35 лет она посвятила исследованию и коррекции нарушений обработки сенсорной информации.

На ее счету множество публикаций по теме, в том числе более 50-ти статей в реферирумых журналах. Ее книга «Сверхчувствительные дети: надежда и помощь детям с нарушением сенсорной обработки информации (SPD)» (Sensational Kids: Hope and Help for Children with Sensory Processing Disorder) стала основным источником информации по данному расстройству.

Ее последняя книга «Больше не СЕКРЕТ: Уникальные практические стратегии для детей с с сенсорными или двигательными нарушениями» (No Longer A SECRET: Unique Common Sense Strategies for Children with Sensory or Motor Challenges) предлагает практические рекомендации по вопросу что делать в конкретных ситуациях с детьми, имеющими проблемы в сенсорной сфере.

Сара Шон, доктор наук, специалист по ОТ. Занимает должность заместителя директора по исследованиям в Фонде по нарушениям обработки сенсорной информации.

Сара является практикующим специалистом по ОТ с 28-летним опытом клинических экспериментов и степенью Доктора по ОТ, присужденной ей в 2001 г. Нью-Йоркским университетом.

Доктор Шон имеет большой опыт работы в области сенсорно-интегративной терапии и клинической экспертизы младенцев и детей дошкольного возраста с регулятивными нарушениями; детей с нарушениями сенсорной обработки информации, расстройствами аутического спектра и синдромом гиперактивности с дефицитом внимания.

Перевод Фартушной Е.А.

Источник: http://www.childneurologyinfo.com/sensory-text-spd1.php

Ссылка на основную публикацию