Как воспитывать агрессивного ребёнка?

Агрессивные дети — Психологос

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников.

Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения.

Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивый ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и т.

д. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети.

Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности.

Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Возрастная и ситуативная агрессия у детей принимает разнообразные формы. Это может быть оскорбление сверстника (дурак, идиот, жиртрест), драка из-за привлекательной игрушки или ведущего места в игре. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.

Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывает у таких детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель.

Подобное поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников.

В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем: в высокой частоте агрессивных действий, преобладании прямой физической агрессии, наличии враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.

В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Исследования показали, что агрессивные дети практически не отличаются от своих миролюбивых сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности.

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.

Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам).

Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.

Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в чувстве своей недооцененности со стороны сверстников, в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций, в ожидании нападения или подвоха со стороны партнера.

Все это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако агрессивные дети существенно различаются как по формам проявления агрессии, так и по мотивации агрессивного поведения.

У одних детей агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. У других агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего — получить желанный предмет) и имеют более жесткие и устойчивые формы.

У третьих преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Отметим нарастание частоты и жестокости агрессии от первой группы к третьей.

Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство — невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Все они проявляют низкий интерес к сверстнику, неадекватные реакции на успехи другого (злорадство при его неудачах и протест против его достижений) и неспособность бескорыстно поделиться или помочь другому.

Подобный тип отношения к сверстнику оказался не связанным ни с уровнем развития игры, ни с самооценкой, ни с реальным положением ребенка в группе сверстников.

По-видимому, в основе такого отношения к другим лежит фиксированность ребенка на себе, его внутренняя изоляция от других.

В мире и в других людях такой ребенок видит прежде всего себя и отношение к себе.

Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред.

Ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие.

Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает все большее противостояние и отделенность от других.

Степень такого восприятия враждебности может быть различной, однако ее психологическая природа остается той же — внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть собственный мир другого человека.

​​​​​​​В то же время в дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций.

Эти меры должны быть направлены не на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис), не на повышение самооценки, не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других.

Другие проблемные формы отношения к сверстникам

  • Обидчивые дети
  • Застенчивые дети
  • Демонстративные дети

Особенности детей с проблемами в поведении

Несмотря на различия в проблемном поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя.

Причем проблемы этих детей заключаются не в уровне их самооценки и даже не в степени ее адекватности. Самооценка этих детей может быть чрезмерно завышенной, средней или заниженной; она может соответствовать реальным достижениям ребенка, а может существенно расходиться с ними.

Все это само по себе не является источником личностных проблем. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/agressivnye-deti

Агрессия у детей: причины и методы преодоления

Детская агрессия – обычное явление, которое сопровождает период взросления. Это одна из самых часто встречающихся проблем, беспокоящих родителей и педагогов, если ребенок ведет себя агрессивно в коллективе.

Агрессивное поведение часто оправдывают незрелостью детской психики, утверждая, что таким образом дети выражают свои негативные эмоции и пытаются обратить на себя внимание ровесников и старших людей. Со временем усваивая правила поведения, ребята начинают вести себя более дружелюбно.

Однако часто бывает, что агрессивность не только не исчезает, а еще и трансформируется в личностное качество. Почему она возникает и как бороться с агрессией ребенка, приносящей проблемы ему и окружающим?

Что такое агрессия и ее причины

Маленькие драчуны и забияки доставляют немало трудностей. В психологии понятие «агрессия» определено как «нестандартное поведение ребенка, в результате которого причинен физический, предметный или моральный вред другому человеку, животному или невоодушевленному объекту».

Психологи считают, что она является врожденной проблемой, возникающей на инстинктивном уровне. Агрессивный ребенок может оскорблять собеседника словесно, провоцировать драки, портить чужое имущество. Он постоянно пребывает в состоянии раздражения, очень беспокойный и импульсивный.

Самые распространенные причины агрессии у детей:

  • малыш чувствует опасность, которая исходит от окружающего непонятного ему мира;
  • не знает, как удовлетворить свои потребности и желания;
  • хочет казаться независимым и самостоятельным;
  • пытается отстаивать свои права;
  • реакция на запреты взрослых.

Как реагировать на агрессию ребенка? Папа и мама должны помочь своему чаду избавиться от нее раз и навсегда, чтобы кроха мог стать полноценным членом коллектива, ведь проблема чаще всего берет начало именно в семье. Ребенок думает, что его не любят.

Безучастность отца и матери в жизни крохи, их жестокость и неспособность к постройке нормальных взаимоотношений ведет к разрушению детско-родительских связей. Малыш начинает искать способы, чтобы обратить на себя родительское внимание, в том числе и проявляя агрессивность, ведь иных методов он не знает. Приступы агрессии у ребенка начинаются спонтанно, контролировать он их не может.

Юный агрессор может ударить ровесника или нагрубить взрослым, при этом не желая никому зла, а пытаясь защитить себя от мнимой опасности.

Портрет агрессивного ребенка

Практически в каждой группе детского сада или в младших классах школы есть ребята, которые ведут себя совершенно плохо. Они постоянно дерутся и обижают других детей, отбирают и ломают игрушки, грубят и не слушаются воспитателей и учителей.

Маленького грубияна и забияку сложно принимать в коллективе, а еще труднее понять его. Однако агрессивные дети нуждаются во внимании, понимании и ласке взрослых гораздо больше, чем спокойные тихони.

Им нужна помощь, ведь агрессия в первую очередь является проявлением внутреннего дискомфорта, возникающего из-за неумения маленькой личности адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Признаки агрессивных детей заметны невооруженным глазом:

  • раздражительность;
  • несдержанность;
  • суетливые движения;
  • неумение сидеть спокойно;
  • неконтролируемые вспышки гнева.

Ведя себя агрессивно, ребенок в большинстве случаев не хочет сознательно навредить другому человеку. Он просто обращает на себя внимание единственным понятным ему способом. Ломая игрушки или отказываясь делать уроки, при этом сопровождая свои действия криками и плачем, малыш успокоится лишь после утешения и полученной «дозы» ласки от мамы или папы.

Возрастные особенности

Чаще всего неконтролируемые приступы агрессии проявляют маленькие дети. Отчаяние и недовольство можно услышать в плаче грудничка, а 2-6 летние ребята выражают агрессивность криками, разбрасыванием предметов, драками.

Ученые отмечают, что самым важным периодом в жизни малыша, когда родители должны закладывать в него правила приличного поведения, является возраст от 1 до 4 лет.

Если кроха до 7 лет испытывает недостаток внимания, мама и папа не реагируют на вспышки гнева у ребенка, неконтролируемая агрессия превращается в привычную форму поведения. Плохой характер станет препятствием для дальнейшего общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Как проявляется агрессивное поведение детей:

  • в 2-хлетнем возрасте ребенок кусается, щиплется, рвет волосы на себе или на маме, пытаясь привлечь к себе внимание;
  • в 3 года мальчики и девочки начинают драться, сознательно ломать чужие игрушки, бросаться предметами; если заметны признаки агрессии у ребенка 3 лет, ошибки родителей практически одинаковы: они спешат наказать ребенка, не разобравшись в причинах его неприемлемого поведения;
  • после кризиса 3-хлетнего возраста ребенок 4 лет проявляет агрессию реже, однако он может первым напасть на напарника по игре, если ему на инстинктивном уровне кажется, что тот для него опасен;
  • агрессия у детей дошкольного возраста: в 5-6 лет девочки выражают агрессивность с помощью прозвищ или нежелания дружить, мальчики предпочитают физическое воздействие.

Агрессия у ребенка 7 лет, если родители советы психолога воплотили на практике, практически исчезает.

Методы борьбы с агрессивным поведением

Мамы и папы агрессивных деток обязаны научить своего сына или дочь выражать эмоции словами, а не причиняя физический или моральный ущерб членам своего окружения. Психологи рекомендуют усмирять маленького забияку с помощью следующих методов:

  1. Подавайте положительный пример. Если в доме установлены какие-либо правила, их обязаны придерживаться все домочадцы. Учите ребенка терпимости, много разговаривайте, будьте доброжелательны к другим людям.
  2. Уделяйте достаточно внимания дочери или сыну. При первых признаках негативной реакции постарайтесь отвлечь его, взяв за руку, перехватить занесенную для удара ручку или занять чем-то интересным.
  3. Избегайте наказаний. Вместо физической расправы поговорите с крохой, совершившим плохой поступок, в спокойном тоне. Объясните, что его поведение приносит близким людям страдания, донесите до них чувство жалости и сострадания.
  4. Устраните переизбыток энергии. Иногда в агрессивности детки выплескивают свой нерастраченный за день энергетический запас. Запишите малыша на спортивную секцию, танцы или пение – направьте энергию в правильное русло.
  5. Наделите ребенка обязанностями. Совместная деятельность помогает найти общий язык и показывает детям значимость их личности в семье.
Читайте также:  Профилактика гриппа у детей с особенностями развития

Помогите ребенку научиться позитивно мыслить и выражать свои эмоции без негатива!

Вам может быть интересно:  Обижают ребенка в школе: что делать       Почему дети лгут родителям       Подростковый переходный возраст

Источник: https://dom-isemya.ru/deti/vospitanie-i-obuchenie/agressiya-u-detey-prichinyi-i-metodyi-preodoleniya/

Консультация на тему: Агрессивный ребенок — что делать родителям? Как корректировать агрессивное поведение детей

В детской психологии агрессия — это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей.

Выражение агрессии может происходить различными способами, включая словесное оскорбление, порчу личного имущества и физический контакт. Согласно заключениям, дети с агрессивными поступками склонны быть раздражительными, импульсивными и беспокойными.

На текущий момент нет единого ответа о причинах агрессивности у детей. Многие психологи считают, что поведение является врожденной и инстинктивной проблемой.

Другие, предполагают, что утрата общепризнанных ценностей, изменение принципов традиционной семьи, недостаточное воспитание детей и социальная отдаленность приводят к выражению агрессии у детей, подростков и у взрослых.

Агрессия у детей коррелируется на фоне безработицы в семье, беспорядков на улице, преступности, психиатрических расстройств.

Формы и цели агрессии у детей

На текущий момент специалисты различают разные формы, цели и виды агрессии. Поведение может принимать различные формы:

• физическую;

• словесную;

• психическую;

• эмоциональную.

Она может провоцироваться для достижения различных целей:

• выражать гнев или враждебность;

• для утверждения превосходства;

• для запугивания окружающих;

• чтобы достичь поставленной цели;

• быть ответом на страх;

• быть реакцией на боль.

Современные психологи различают 2 типа агрессии у ребенка:

• Импульсивную — аффективную, совершаемую в стадии аффекта. Агрессия характеризуется сильными эмоциями, неудержимым гневом, истеричным состоянием. Эта форма поведения не планируется, она возникает и происходит в запале.

• Инструментальная — хищная. Агрессия характеризуется различными манипуляторами, которые нацелены на достижение более важной цели. Инструментальная агрессия часто бывает запланированной акцией и существует как средство достижения цели. Причиняя неудобство другому человеку, например сломав игрушку, ребенок движется к цели — покупке новой, более интересной игрушки для себя.

Было замечено, что дети с более низким уровнем развития больше склонны к незапланированной, импульсивной агрессии. Дети демонстрирующие хищную агрессию — умеют управлять, планировать и целенаправленно достигать поставленной цели используя агрессию.

В психологии существует различие между уровнями агрессии у мальчишек и девочек. Мальчики практически всегда более агрессивны, чем девочки. Большие дети более агрессивны, чем маленькие. Активные и навязчивые дети — более агрессивны, чем пассивные или очень спокойные.

У детей всех возрастных групп агрессивное поведение является мощным способом донести свои желания окружающим, а так же приём выразить свои симпатии и антипатии.

Причины проявления агрессии у детей в разном возрасте

• Младенческий возраст. Младенцы бывают агрессивными, когда очень голодны, находятся в крайне неудобном положении, испытывают страх, недомогание или боль. Родители могут заявить что агрессию младенца могут оценить по громкости и тону голоса. Но это мнение ошибочно. Плач младенца — это оборона, это способ общения, передача чувств и потребностей. Его нельзя называть проявлением агрессии.

• Малышовый возраст. Крохи от 2 до 4 лет проявляют вспышки агрессии истериками, причинением боли своим сверстникам, взрослым, повреждением игрушек и мебели. Чаще всего агрессия в этом возрасте бывает по отношению к взрослым, как способ достижения какой-либо цели. Речевая агрессия позволяет увеличивать словарный запас ребенка.

• Дошкольный возраст. Дети от 4 до 6 лет могут проявлять враждебность к своим братьям и сёстрам, а так же сверстникам. Из-за социального взаимодействия у детей появляются мнимые и реально существующие обиды. Они заставляют ребенка постоять за себя и вызывают атакующий гнев — агрессию.

Агрессивность у ребенка и предрасположенность к насилию

Если дошкольник ведёт себя враждебно со знакомыми детьми, взрослыми и даже животными, часто бывает сверхчувствительным, легко обидчивым, быстро приходит в ярость и долго не может успокоиться, он может иметь предрасположенность к насильственному поведению.

Дошкольник еще не научен отвечать за поведение и как правило обвиняет других за совершенные действия. Родители должны уделить серьёзное внимание и принять меры для исправления положения.

Дети дошкольного возраста склонны иметь кратковременные периоды агрессивного поведения, так как недопонимают того, что они причиняют вред, устали или испытывают стресс. Если поведение продолжается несколько недель, родители должны проконсультироваться с лечащим врачом и психологом и искоренить проблему.

Факторы, повышающие риск возникновения насильственного поведения

Родители и учителя должны быть крайне внимательными если:

• ребенок стал жертвой физического и полового насилия;

• имело место насилие в семье;

• если ребенок регулярно видит насилие на экране телевизора, в СМИ, у соседей, живущих по соседству;

• если родители употребляют наркотики и алкоголь;

• если в доме присутствует огнестрельное оружие;

• если семья малообеспечена, переживает стрессовый период, находится на грани разрыва брака;

• если воспитанием занимается мать одиночка, родители потерявшие работу;

• если присутствовала мозговая травма.

Родители могут научить ребёнка быть терпимым и управлять своими эмоциями. Однако, если родители будут открыто выражать при ребенке свой гнев, проявлять грубую напористость и раздражительность, ребенок будет брать пример с родителей и не будет отвечать за своё поведение. Ответственное родительство не терпит любых форм проявления насилия и предотвращает его любыми возможными способами.

Стимуляторы агрессии у ребенка

Психологи утверждают, что когда дети теряют диалог со сверстниками, они чувствуют напряжение, напуганность и изолированность.

Это тот случай, когда может непреднамеренно проявляться агрессия к сверстникам, даже незнакомым. Родители должны проявить внимание к поведению ребенку и вовремя пресекать любые попытки агрессивного поведения.

Когда дети преодолевают чувство изоляции они становятся дружелюбными и не проявляют агрессии.

Агрессия может быть побочным продуктом плохого воспитания. Если ребенок не получает необходимого внимания от родителей, учителей и сверстников, а так же подвергается насилию, он становится неуправляемым и агрессивным. Если родители игнорируют поведение или неосознанно считают его нормальным, это может дополнительно стимулировать агрессию.

Агрессивный ребенок: что делать — советы психологов

Психологи утверждают: чтобы устранить агрессивное поведение необходимо определить главную причину и базовые факторы — стимуляторы агрессии.

Затем научить родителей эффективным способам управлять поведением ребёнка, без малейшего намека на агрессию или наказания. Важно иметь позитивный контакт с ребёнком, поощрять хорошее поведение, а не сосредотачиваться только на сложных моментах воспитания.

В семье должны быть созданы и соблюдаться особые правила поведения, которые подходят для возраста ребёнка, разумны и осмысленны близким окружением. Родители должны научиться быть логичными в поведении и принятии решений. Сохранять умение владеть эмоциями в любых, даже самых неожиданных ситуациях.

Исследования показали, что физические наказания не решают, а усугубляют проблему агрессивного поведения. Если родители применяют наказания в семье, дети:

• не умеют контролировать свое поведение;

• испытывают чувство страха и боязнь ослушаться родителей, но при этом чаще хулиганят;

• имеют повышенных риск получения психических расстройств со здоровьем во взрослом возрасте;

• становятся предрасположенными к насилию, издевательствам над будущей супругой, собственными детьми;

• теряют качество отношений с родителями.

Психологи считают, что общей проблемой всех родителей является то, что дети дерутся с сестрами и братьями и проявляют агрессивность к незнакомым детям. В детском возрасте у детей часто возникают разногласия и конфликты. Дети имеют разные потребности, желания и способы ведения дел — это свойство делает их уникальными.

Родители должны учить детей осваивать социальные и эмоциональные навыки управления поведением. Если ребенок любит борьбу и очень активен, родители могут предложить ему заняться восточными единоборствами, дзюдо, любыми видами борьбы. Спорт научит маленького непоседу правильным приёмам борьбы, безопасным способам самообороны.

В дошкольном возрасте детей следует учить находить мирные способы предотвращения агрессии. Помогать им правильно выражать свои эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию и присутствующее окружение.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/02/07/agressivnyy-rebenok-chto-delat-roditelyam-kak

Агрессия у ребенка 7 лет: советы психолога

Иногда родители ребенка, который начал ходить в школу или еще только собирается к поступлению в первый класс, сталкиваются с проблемой приступов агрессии у малыша. Как вести себя в этот возрастной кризис и что делать, если он не слушается родителей и педагогов?

Агрессия у детей – это негативная реакция на разные действия или замечания окружающих. Если ребёнок воспитан неправильно, эта реакция из временной способна перерасти в постоянную и стать чертой его характера.

В это время дети начинают себя осознавать в качестве учащихся, и это новая роль для них. Это способствует появлению у ребенка нового психологического качества — самоуважения.

Посмотрите видео о причинах кризиса у детей в семилетнем возрасте и методах его преодоления:

Отныне это уже не маленький малыш, а настоящий взрослый человечек, который стремится стать самостоятельным. В 6-7 лет дети теряют свою естественную детскость, поэтому они специально начинают кривляться и вести себя неразумно. Причина происходящего в том, что дети начинают отделять внутреннее «Я» от внешнего поведения.

Они сознают, что их поведение способно вызывать реакцию окружающих. Неестественное поведение показывает, что это всего лишь детский эксперимент, хотя из-за таких опытов малыша родители очень переживают и волнуются.

Кроме того, ребёнка становится нелегко уложить спать или отправить умываться, появляется непривычная реакция:

  • пренебрежение просьбам;
  • размышления, для чего это делать;
  • отрицание;
  • противоречия и пререкания.

Дети в этот период показательно нарушают запреты родителей. Они критикуют любые правила, которые установили не сами, стремятся занять положение взрослых. Существующие принципы понимаются ребёнком как детский образ, который нужно преодолеть.

Дети в 7 лет могут проверять реакцию окружающих на их плохое поведение

Бывают случаи, когда дети начинают издавать различные звуки: кваканье, мычание, чириканье и тому подобное.

Это может быть всего лишь продолжением их экспериментов, но на этот раз со звуками и словами. Если у вашего ребёнка нет проблем с речью, то повода для беспокойства нет.

Если же имеются какие-либо дефекты или заикание, необходимо обратиться к врачу.

  • Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему побыть автономным;
  • Попробуйте стать советчиком, а не запретителем. Поддерживайте в трудные моменты;
  • Разговаривайте с ребёнком на взрослые темы;
  • Узнайте его мысли по интересующему вопросу, послушайте его, это намного лучше критики;
  • Позвольте ребёнку высказать своё мнение, а если он не прав, то деликатно исправьте его;
  • Разрешите себе признать его взгляды и выразить согласие -в ашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится;
  • Дайте понять ребёнку, что он ценим вами, уважаем и понимаем, что при его промахе вы всегда будите рядом и окажете помощь;
  • Продемонстрируйте чаду возможность достижения цели. Похвалите его за успех;
  • Старайтесь дать ответы на все вопросы ребёнка. Даже если вопросы повторяются, терпеливо повторите ответ.

Станьте для крохи лучшим другом!

Уменьшить не стимулированную агрессию ребёнка помогут действия, которые покажут ему, что существуют другие возможности привлечь внимание и проявить силу. Чтобы выглядеть как взрослый, не нужно утверждаться за счёт тех, кто слабее, а при раздражении использовать нехорошие слова. Рекомендуются следующие методы для эмоциональной разрядки:

  1. Разрывайте на куски бумагу, которую постоянно нужно иметь при себе;
  2. Громко кричите в специальном месте;
  3. Занимайтесь спортом, бегайте и прыгайте;
  4. Полезным будет выбивание ковриков и подушек;
  5. Практикуйте удары по боксёрской груше;
  6. Очень помогают игры с водой (созерцание воды и её жителей в аквариумах, рыбалка, кидание камней в водоём и т.д.)

Вода прекрасно снимает агрессию и поднимает настроение всей семье

Безусловная любовь – лучший способ борьбы с агрессивностью. Мамы и папы прекрасно знают своих детей и способны предупредить неожиданные порывы гнева. Обуздать физическую агрессию легче, чем словесное её проявление.

В момент накатывания эмоций, когда ребёнок надувает губы, прищуривает глаза или как-то иначе демонстрирует своё недовольство, нужно постараться перенаправить его внимание на другой объект, занятие или просто придержать.

Если агрессию не получилось остановить вовремя, необходимо убедить ребёнка, что так поступать не следует, это очень плохо.

Помимо всего прочего, в возрасте 7 лет дети начинают обращать внимание на свою внешность, одежду. Они стремятся выглядеть как взрослые. Ребёнок впервые критично оценивает своё поведение.

В этот период очень легко может развиться стеснительность, ребёнок не всегда способен оценить адекватно мнение окружающих. Неверная оценка происходящего может напугать ребёнка, заставить бояться привлечения к себе внимания.

Могут возникнуть трудности с установлением контактов. Но иногда дети просто от природы бывают стеснительными.

Стеснительный ребёнок более восприимчивый, часто окружающие не способны его понять. Мамам и папам рекомендуется чаще подчёркивать хорошие качества своих детей. Таким образом, нужно воспитывать его самоуверенность. Ни при каких условиях не нужно злиться на своё чадо за его застенчивость.

Он может почувствовать себя в чём-то ущербным, отличным от остальных. Это может плохо отразиться на становлении его характера. Будучи уже взрослым, человек будет вспоминать свою детскую обиду. От постоянных укоров ребёнок не станет смелым и решительным, но способен уйти в себя от этого.

Вот три лёгких способа помочь ребёнку:

  1. Сообщите о том, как люди себя ведут.
  2. Покажите, как люди чувствуют.
  3. Не внушайте негатив.

Надеюсь, понятно изложил суть, если нужны дополнительные объяснения, готов ответить на ваши вопросы.

Рекомендации психолога при проявлении агрессии у ребенка смотрите в следующем видео.

Мнение доктора Комаровского о действиях родителей вы можете узнать, посмотрев следующее видео.

Источник: http://www.o-krohe.ru/psihologiya/agressiya-u-rebenka-7-let/

Детская агрессия: причины, стратегия воспитания

Агрессивным ребенок может стать вследствие возникновения проблем при общении со сверстниками или взрослыми. Агрессия может возникнуть также на почве различных внешних факторов, окружающих ребенка. В таких случаях агрессивный ребенок становится дерзким, не подчиняется взрослым, раздражительным, невнимательным и непредсказуемым в действиях.

Причины агрессии у детей

Причинами агрессивности у детей могут быть:

  • нарушение эмоционального фона;
  • неумение контролировать свое поведение;
  • ссоры и стрессы по вине родителей;
  • суровые требования и физическое наказание;
  • асоциальное поведение родителей;
  • трудности в обучении;
  • сложные материальные условия;
  • конфликты с одноклассниками.

Агрессия у детей — это подсознательная форма поведения, которая служит способом самозащиты. Повзрослев, ребенок сможет управлять своими чувствами, настраиваться на позитив. Если не научить ребенка в детстве управлять своими чувствами, во взрослой жизни он может столкнуться со сложностями в общении с окружающими.

Помощь ребенку при агрессивном состоянии

Запреты и подавление агрессивного состояния у ребенка могут перерасти в более сложную форму агрессии, когда ребенок может причинить себе вред или же получить психическое расстройство. Взрослым необходимо помочь ребенку возникшую вспышку агрессии направить в мирное русло, но не подавлять, а защищать свои интересы более приемлемыми способами.

Несмотря на возникшую ситуацию, взрослые должны проявлять заботу, понимание, не оскорблять ребенка и не наказывать. Родителям можно выразить недовольство по поводу совершенного поступка ребенка, но не наносить вред, как личности.

Если ребенку захотелось вашего внимания, не стоит отмахиваться от него или показывать свое раздражение, даже если вы заняты в это время.

Необходимо спокойно объяснить ребенку, по какой причине вы не сможете с ним поиграть и уделить внимание.

Контроль над эмоциями и агрессией

Родители, не желающие развить чувство агрессии в своем ребенке, должны внимательно следить за своими высказываниями, показывать только положительные эмоции, не забывать, что пока ребенок не повзрослеет, он будет брать пример с окружающих, и в первую очередь — с родителей.

При вспышках гнева у ребенка старайтесь занять его чем-то положительным, например, рисованием, лепкой, спортивными играми. Подобными манипуляциями ребенок будет понимать, что можно научиться управлять чувствами и переключать агрессию в мирное направление и полезные действия.

Постепенно малыш научится держать контроль над эмоциями и сможет высказать словами, что его беспокоит, чем он расстроен. Взрослым в таком случае необходимо спокойно выслушать ребенка, посоветовать, как следует поступить в том или ином случае. Не стоит упрекать его в неправильных действиях или поступках.

Постарайтесь показать заботу и дайте понять ребенку, что вы всегда выслушаете и поддержите его. Со временем малышу понадобится меньше времени, чтобы успокоиться и сдержать порыв гнева.

Стратегия воспитания

Относитесь к своему ребенку с уважением. Разрешите высказать свою точку зрения, свои мысли, чувства, которые необходимо понять и отнестись к ним серьезно. Разрешите ребенку почувствовать себя значимым, свободным, независимым, имеющим свое личное пространство.

Не стоит родителям вмешиваться в детские секреты, подглядывать или подслушивать разговоры, потому как такими действиями можно спровоцировать вспышку агрессии и раздражения.

Помните, если нужно будет, ребенок подойдет к вам сам, если возникнет необходимость.

Старайтесь чаще проводить беседы с ребенком, интересуйтесь его проблемами, если он расстроен, в результате чего ребенок научится по-другому реагировать на неприятные ситуации.

Источник: https://babyben.ru/vospitanie/detskaya-agressiya.html

Причины детской агрессии и способы, как помочь ребенку с ней справиться

Довольно частое и неприятное явление, которое беспокоит не только родителей, но и воспитателей и психологов, это агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

 Как бы родители ни хотели видеть в своем ребенке только положительные черты, но довольно часто приходится признать, что малыш вырастает в капризного и неконтролируемого бесенка и с этим что-то нужно делать.

Конечно, можно сознательно отвергать факт наличия у ребенка агрессии, но оттого, что родители сделают вид «ничего не замечающих и уверенных что все в порядке людей» агрессивное поведение не исчезнет, а вот время для решения такой проблемы может быть упущено.

Ребенок такой же человек, как и взрослые, и он также может выражать свои эмоции, но если взрослые люди их способны контролировать, то малыши дошкольного возраста этого не умеют делать.

Слово «агрессия» имеет латинские корни и переводится как «приступ, нападение». В психологии существует несколько определений агрессии, но все они сводятся к одному, агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, нацеленное на то, чтобы причинить боль или вред другому человеку или объекту, принести физический ущерб или психологический дискомфорт.

Причины

Агрессивное поведение детей может быть обусловлено различными факторами, среди которых выделяются две основные группы — внутренние и внешние.

К внутренним факторам вызывающим агрессивное поведение относятся различные психические и соматические заболевания, особенности нервной системы, личностные черты и особенности темперамента ребенка.

К внешним факторам относятся социальное воздействие, влияние на поведение ребенка конкретной ситуации или окружающей среды.

Между стилями родительского воспитания и проявлениями детской агрессии прослеживается непосредственная связь.

Родители, которые строго наказывают своего ребенка даже за небольшие проявления агрессии, учат его просто хорошо скрывать свои эмоции в их присутствии, но в любой другой ситуации ребенок поведет себя очень агрессивно.

Но и малыши у которых родители отличаются неуверенностью, чрезмерной уступчивостью и снисходительностью в отношениях, также не чувствуют себя в достаточной мере защищенными и могут становиться агрессивными. К формированию агрессивных вспышек у ребенка может привести и попустительское отношение родителей.

Дети часто используют непослушание и агрессию для того, чтобы привлечь к себе внимание, и только те родители, которые находят разумный компромисс в воспитании ребенка, могут научить своих детей правильно и эффективно справляться с агрессией.

Агрессивное поведение ребенка чаще всего проявляется в таких ситуациях:

— когда возникает желание наказать обидчика или защитить себя; находясь в группе своих сверстников, ребенок стремится стать авторитетным и популярным, поскольку коммуникативные навыки в этом возрасте развиты недостаточно, то верх над разумом берут эмоции; — ситуация в семье такова, что для достижения определенной цели прибегают только к агрессивным методам; у ребенка есть стремление добиться желаемого результата любым способом.

То есть агрессия ребенка проявляется не просто так, она мотивирована чем-либо. Чаще всего, это отражение внутреннего дискомфорта и неумение адекватно реагировать на различные происходящие вокруг него события.

Очень часто ребенок с агрессивным поведением прячет за ним свое ощущение ненужности и отверженности. Безучастность и жестокость родителей вселяет в него веру в то, что он никому не нужен, его никто не любит, вот он и пытается привлечь их внимание любым доступным ему способом.

Агрессивный ребенок часто теряет над собой контроль, ругается и спорит со взрослыми, отказывается подчиняться правилам, специально раздражает окружающих, винит в своих ошибках других, часто отказывается что-либо делать и сердится, он мстителен, завистлив, чувствителен и очень быстро реагирует на раздражающих его людей.

Как помочь ребенку
Если ребенок проявляет такое поведение, он нуждается в помощи родителей, воспитателей, психологов. Основными направлениями в работе с такими детьми являются работа с гневом, навыкам контроля за эмоциями и формировании сочувствия и эмпатии к окружающим.

Для того чтобы ребенок научился справляться со своим гневом, нужно научить его выплескивать и выражать свои эмоции. С ребенком, который громко и грубо выражает свои эмоции, следует установить зрительный контакт, дать ему возможностьвыговориться, выяснив при этом причину агрессивной вспышки, чтобы устранить ее в самые кратчайшие сроки.

После чего спокойно объяснить ребенку, что эмоции можно выражать и в другой форме, положительной. Чтобы достичь положительных результатов, взрослый сам должен показывать пример и демонстрировать образец сознательного поведения. Маленькие дети копируют поведение взрослых людей, и обучаются на примерах взаимоотношений со своими родителями.

Есть другие способы выражения агрессии, научите ребенка переносить свои эмоции на лист бумаги, то есть просто нарисовать то, что вызывает такое поведение.

Можно предложить ребенку разрешить конфликтную ситуацию на примере знакомой сказки, например про двух жадных медвежат, пусть он пофантазирует, как можно решить ситуацию без конфликта. Сначала дети, как правило, предлагают агрессивный способ выхода из создавшейся ситуации, то есть ударить, закричать, отобрать и т.д.

Критиковать ребенка в этом случае не стоит, просто пусть он подумает еще и в процессе обсуждения малыш сам убеждается в таком неэффективном подходе к решению проблемы.

С ребенком обязательно необходимо говорить о том, что такое агрессия и какими разрушительными действиями обладает, какими некрасивыми и злыми становятся люди в порывах гнева.

Часто агрессивным деткам свойственны мышечные зажимы, можно научить ребенка несложным игровым упражнениям, которые он должен будет выполнять, если почувствует желание причинить кому-либо вред.

Это потребует многодневных тренировок, но результат закрепится на всю жизнь.

Можно завести специальный стаканчик или мешочек для криков, в который малыш может покричать при желании выплеснуть эмоции.

Для детей, которые не могут вербально правильно выразить свои эмоции можно придумать, как переносить агрессию на неодушевленные предметы.

Пусть ребенок побросает мягкие шары, поиграет в подвижную, спортивную игру, необходимо переключить его внимание и дать выплеснуться гневу в игровой форме.

Какой бы метод коррекции агрессивного поведения своего ребенка не выбрали родители, главное чтобы все приемы и способы не носили одноразовый характер. Внимание и терпение к ребенку, а также постоянная работа с навыками общения, только это поможет родителям наладить с ребенком хорошие, доверительные взаимоотношения

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/prichiny-detskojj-agressii-i-sposoby-kak-pomoch-rebenku-s-nejj-spravitsya/

Как справиться с агрессивным поведением ребенка?

В современном мире, наполненном огромным количеством всевозможной информации, все чаще возникает проблема агрессивного поведения ребенка дома и в обществе.

Родители заняты своими взрослыми заботами и делами, в то время как маленький человек не в силах самостоятельно справиться с большим объемом информации и грузом ответственности, который ложится на его плечи с самого раннего возраста.

Дошкольник, как правило, еще не умеет правильно управлять собственными чувствами и контролировать свои эмоции. Малыш становится агрессивным, озлобленным, разбрасывает и ломает игрушки, обижает животных, упрямится, протестует.

Взрослым часто неизвестно, как корректировать детскую агрессию. В большинстве случаев родители недовольны таким поведением своего отпрыска и начинают его наказывать в воспитательных целях. Отрицательно-негативная реакция со стороны взрослых чаще наоборот лишь усугубляет ситуацию. Агрессивный ребенок замыкается в себе и вообще не хочет идти на контакт.

Повышенная агрессивность детей дошкольного возраста волнует многих родителей и педагогов. Что делать с агрессивным ребенком? Попробуем разобраться в причинах и методах решения данной проблемы и обратимся к опыту специалистов, ведущих работу с агрессивными детьми.

Проявление детской агрессии

Ребенок направляет свою агрессию на себя самого – кусает ногти, губы, стучит головой об стену, или на свое окружение – родителей, членов семьи, животных, других детей, игрушки и прочие предметы.

Агрессивный ребенок может выражать свои эмоции разными  способами:

  • в устной, словесной форме: жалуется, угрожает, дразнится, ругается;
  • жестами и невербальными способами: грозит кулаком, пальцем, передразнивает, корчит рожицы, меняет выражение лица на сердитое или грозное;
  • физически – кусается, царапается, дерется, щипается и т.д.

В то же время малыш может напрямую или косвенно воздействовать на объект. Во втором случае агрессивный ребенок может жаловаться, срывать свою злость на невиновном или случайном человеке или предмете, радоваться чужим неудачам.

Чтобы понять, что делать с агрессивным ребенком, как корректировать детскую агрессию, для начала необходимо разобраться с причинами, вызывающими агрессию.

Причины агрессивного поведения

Причины могут быть абсолютно разными, схожими лишь в том, что вызывают у ребенка чувство дискомфорта и вспышки гнева.

Часто причиной агрессивного поведения могут служить особенности характера ребенка. Некоторые детки излишне вспыльчивы и раздражительны, упрямы и своенравны от природы.

Дети дошкольного возраста агрессивны от излишней тревожности, напряженности и избавляются таким способом от накопленного стресса.

Родовые травмы и последствия осложнений во время беременности могут выливаться в нервозность, раздражительность, частую смену настроений. Данные отклонения нормализуются посредством применения лекарственных препаратов и успокоительных средств, снижающих повышенную нервную возбудимость.

Большое влияние оказывают методы воспитания в семье. Многие мамы и папы слишком требовательны к своим малышам. Ребенок, от которого требуют неукоснительного послушания, часто замыкается в себе или становится излишне агрессивным, выражает свой протест.

При отсутствии всяких запретов со стороны родителей дети тоже часто бывают непослушными и агрессивными. Если родители настроены враждебно или безразлично по отношению к своим детям, малыши тоже становятся замкнутыми, обидчивыми и  озлобленными.

При гиперопеке со стороны родителей ребенок вырастает избалованным и чрезмерно капризным эгоистом, не готовым к отказам или запретам, которые могут вызывать вспышки агрессии и гнева.

Дети дошкольного возраста агрессивно ведут себя  в периоды переутомления или когда плохо себя чувствуют,при стрессовых ситуациях – во время развода родителей, при переходе в новый детский сад, появлении малыша в семье.

Корректировать детскую агрессию в таких ситуациях можно, подготовив ребенка к грядущему событию заранее. Расскажите ему о возможных переменах в жизни, постарайтесь убедить малыша в том, что в любой ситуации он останется любимым и дорогим для своих родных.

Часто агрессивный ребенок учится жестокому поведению в собственной семье на примере взаимоотношений родителей, если агрессия для них является нормой. Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста провоцируют чрезмерный просмотр телевизора, фильмов и передач с элементами насилия, жестокости, а также многие компьютерные игры.

Очень часто родители относятся к своему малышу не очень уважительно, не видят в нем личность, не считаются с его мнением, игнорируют его желания. Родители не должны выражать свое недовольство ребенком в чьем-либо присутствии, говорить резкие и обидные слова в адрес малыша.

Ни в коем случае нельзя показывать ребенку, что родительскую любовь нужно заслужить, что вы будете благосклонны к нему, если он будет неукоснительно подчиняться и делать так, как хотите вы. Любовь мамы и папы к своему малышу должна быть безусловной. Ребенку необходимо понимать, что его любят не за что-то, а просто так, за то, что он есть.

Вы увидите, что случаи агрессивного поведения будут возникать все реже.

Иногда агрессивным ребенок становится к вечеру, после детского сада. За день малыш устает, эмоциональная незрелость не позволяет умело справиться с накопленным стрессом и ребенок начинает выражать эмоции так, как умеет.

Агрессивное поведение может быть вызвано непониманием со стороны взрослых, тревогой, раздражительностью, чувством одиночества и ненужности. С возрастом малыш научится справляться ос своими эмоциями, правильно формулировать свои мысли и выражать чувства, но пока он еще маленький, ребенку требуется помощь взрослых.

Что делать с агрессивным ребенком

Реакция родителей крайне важна при вспышках гнева у детей. Ни в коем случае нельзя подавлять агрессию, это может стать причиной многих проблем в будущем. Для начала необходимо понять причину такого поведения малыша.

Для получения результата при работе с агрессивными детьми необходим комплексный подход с учетом личных особенностей характера ребенка. Систематичность и нацеленность на результат при коррекции агрессии у детей приведут вас к решению данной проблемы без больших эмоциональных и энергетических потерь.

Маленькому агрессору нужны любовь и внимание родителей даже в тех случаях, когда, казалось бы, они меньше всего этого заслуживают. Помните об этом, не наказывайте малыша, а постарайтесь ему помочь. Иногда бывает достаточно просто взять малыша на руки, обнять, прижать к себе. Ребенок будет чувствовать себя защищенным, тревоги и стресс отступят, и малыш быстрее успокоится.

При работе с агрессивными детьми есть несколько правил, которые следует запомнить и практиковать. Рекомендуем родителям для начала немного поработать над собой, научиться контролировать собственные эмоции.

  • Не нужно повышать голос на агрессивного ребенка, показывать, что вы тоже разгневаны его поведением.
  • Разговаривайте с ним спокойно и уверенно, демонстрируйте свою доброту. Такое отношение подарит ребенку ощущение безопасности.
  • Старайтесь услышать своего ребенка, проводите с ним больше времени, общайтесь, делитесь с ним своими мыслями, рассказывайте о своем детстве.

При работе с агрессивными детьми дошкольного возраста следует акцентировать внимание родителей и педагогов на поведении и поступках ребенка, а не на его личности. Избегайте критики в высказываниях в адрес малыша, объясняйте, почему нужно вести себя иначе. Расскажите ему, что вас расстраивает не сам ребенок, а неприятны некоторые его поступки.

Обсуждайте с ребенком причины его гнева и обиды, учите его правильно выражать свои эмоции. Позвольте ребенку вымещать свой гнев дома на определенных предметах – купите боксерскую грушу или пусть он стучит кулачками в обычную подушку, можно попинать пластиковую бутылку, рвать бумагу на мелкие клочья. Все эти способы позволят корректировать детскую агрессию, помогут ребенку снять стресс.

В некоторых сложных случаях может потребоваться помощь психолога. Родителям не следует стесняться обращаться к специалисту за советом.

Хороший специалист всегда поможет в трудной ситуации, подскажет, как правильно корректировать детскую агрессию.

Работа с агрессивными детьми ведется специалистом одновременно с занятиями с родителями, которым тоже предстоит многому научиться и многое понять, проявить терпение и любить своего малыша таким, какой он есть.

Источник: https://ymadam.net/deti/vospitanie/agressivnoe-povedenie-rebenka.php

Причины детской агрессивности. Как помочь ребёнку справиться с агрессией. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

Агрессивное поведение детей — одна из актуальных проблем, с которой родители обращаются к психологу. В то же время педагоги и родители понимают, что агрессивность сама по себе не является одной из форм неадекватного поведения. В паре с эмоциональной энергией она часто способствует достижению определённой цели подростка.

Действительно, агрессивностью страдают все люди. Умеренная агрессивность — качество скорее положительное, чем отрицательное. Что было бы, если бы все люди оказались вдруг «беззубыми», вялыми, пассивными и плаксивыми, не способными отстаивать свои права?

Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.

Как помочь родителям найти наиболее рациональный путь эффективного воспитания? Опрос старшеклассников показывает, что если появляется препятствие, то неиспользованный «эмоциональный пар», не найдя нужного выхода, обычно направляется по ложному пути и проявляет себя в состоянии тревоги (30% учащихся), чрезмерном курении (30% учащихся), в изнурительной работе (15% учащихся), болях в желудочно-кишечном тракте (10% учащихся).

Плохое самочувствие, боль — это, как правило, плохое настроение. Поэтому агрессивность надо не изживать, искоренять, а понять её причины, позаботиться о том, чтобы обеспечить ей надлежащие каналы для полезного приложения.

Давайте посмотрим, кто больше всех страдает от агрессивного поведения?

Правильно, сам ребёнок. Несомненно то, что очень часто проблема детской агрессивности заключается в родителях, в их чувствах и реакциях на детей. Часто проблемы агрессивности подростка вырастают из ранней детской агрессивности, не откорректированной в соответствующем месте и соответствующем возрасте.

Итак, причины детской агрессивности могут быть следующими.

  1. Заболевание центральной нервной системы. Эту причину нужно исключить в первую очередь. Неспровоцированная агрессивность, ассоциальность, неадекватность поведения ребёнка, особенно внезапно возникшая, могут быть одним из симптомов тяжёлых расстройств. С этой проблемой родители сталкиваются уже в раннем детстве ребёнка. В этом случае необходимо обследование и последующее лечение ребёнка у психоневролога, психиатра.
  2. Агрессивность как средство психологической защиты. Такой способ защиты избирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Для флегматиков такой способ защиты требует слишком много внешней активности, которой они избегают. Чаще всего дети защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьёзного и тяжёлого нарушения — отсутствия «базового доверия к миру». Такой ребёнок может ощущать себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним. Эмоциональное отвержение может проявляться в глобальном недовольстве ребёнком, постоянном ощущении родителей, что он «какой-то не такой».
  3. Различные нарушения семейного воспитания. Наиболее распространёнными из них являются чрезмерная строгость, запугивание ребёнка, вседозволенность или разные стили воспитания у разных членов семьи, направленные на одного и того же ребенка.

Безусловно, влияние на детскую агрессивность оказывает прямая агрессия, направленная родителями на детей (физические наказания, негативные комментарии в грубой форме и др.). Также различные формы демонстрации агрессивного поведения родителей, направленные как друг на друга, так и на другие объекты, способствуют закреплению агрессивного поведения у детей.

Отсутствие чётких правил, недостаточность или размытость ограничений, приводят к тому, что ребёнок не может научиться контролировать собственное поведение.

В семьях, в которых дети привыкли добиваться и получать преимущественно негативное внимание, ребёнок может использовать агрессию как способ заявить о себе и получить признание. Такие дети, как правило, имеют низкий уровень самоуважения.

  1. Нарушенная исследовательская активность ребёнка. Ткнуть в бок собаку, ударить сверстника и с любопытством смотреть, что будет, такой род «исследований» часто встречается у маленьких детей с нарушением развития эмоциональной сферы. Такие дети не способны оценить эмоциональные последствия своей активности. Причина эмоциональных нарушений может носить как биологический характер так и социальный.

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:

  1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности;
  2. проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми.

Оказать помощь подростку родители могут, выполняя следующие рекомендации.

  • Контролировать свои негативные эмоциональные состояния. Это самый лучший способ научить самоконтролю ребёнка, который даёт вам шанс постепенно, год за годом обучить его зрелым способам выражения гнева — словесным и, по возможности, мягким.
  • Овладеть приёмами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
  • Минимизировать внимание, которое получает демонстративное агрессивное поведение ребёнка, найти способы оказать внимание ребёнку в тех ситуациях, когда он ведёт себя мирно, подчёркивая удачные моменты в его поведении.
  • Говорить с ребёнком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений».
  • «Активно слушать» его.
  • Не оценивать личность ребёнка, а говорить о нежелательных действиях ребёнка.
  • Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
  • Проявлять уважение к мнению ребёнка, позволять ему самому принимать решения.

Куда хуже ситуации с подростками, которые скрывают свои чувства, чтобы не огорчать взрослых или просто из боязни. Психологу хорошо известны эти трудные послушные тихие дети, которые не нашли лучшего применения своей агрессивности, как направить её на себя же самих.

Они кусают себя, закусывают губу или расчёсывают совершенно здоровую кожу до крови, грызут ногти. Гнев, заполняющий их изнутри, постепенно превращается в так называемое пассивно-агрессивное поведение.

Ребёнок действительно не осознаёт, что хочет выплеснуть из себя наружу злость, он просто изводит «тирана» во внешне безобидных формах: оттягивает время, копается, упрямится, намеренно забывает просьбы, намеренно отказывается что-то делать.

Далее замечаем, что в подростковом возрасте проблемы детей с подавленной агрессией усугубляются. Их за покорность любят учителя и ненавидят сверстники. Из них не вырастают самостоятельные и независимые взрослые, наоборот, они плывут по жизни пассивно.

Родителям стоит признать за ребёнком право на сильные эмоции, такие как гнев, ревность, обида, и терпеливо объяснять, как важно уметь себя контролировать и понимать, что с тобою происходит.

Важно научить ребёнка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или при помощи действий, безобидных для окружающих, в спорте. Перевод чувств ребёнка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить.

Зная язык своих чувств, ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен или зол, а не пытаться привлечь ваше внимание своим «ужасным» поведением.

Способы выражения гнева в приемлемой форме:

  • Прямо заявлять о своих чувствах;
  • умение направлять гнев на объект, при этом не уклоняясь в стороны от основной жалобы;
  • стремление найти конструктивное решение;
  • выражать гнев в косвенной форме.

Итак, агрессивное асоциальное поведение формируется не сразу, а за годы. Родители склонны замечать ненормальную детскую агрессию лишь тогда, когда она принимает открытые формы.

Нам надо быть взрослее ребёнка: не обижайтесь, не драматизируйте ситуацию, а постарайтесь помочь ему сублимировать стихийную энергию в творчество, в созидательные занятия и увлечения.

Слово «агрессивность» так прочно слилось в русском языке с агрессорами и вызывает тяжёлые ассоциации.

А если назвать её: напористостью, предприимчивостью, активностью, презрением к опасности, упорством в достижении цели? Под таким именем легче принять её, признав не только неизбежность, но и полезность в социально приемлемых формах. Тогда подростку не составит труда с вашей помощью самодисциплинироваться, т.е. научиться управлять своими желаниями и порывами.

Литература:

  1. Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. Психологические проблемы детей. — М.: Дрофа, 2002. — 416 с.
  2. М. Чибисова. «Такие разные драчуны. Консультирование родителей агрессивных детей», «Школьный психолог». 2014. №1. С. — 18.

На сегодняшний день компьютер — это неотъемлемая часть современной жизни. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек взаимодействует с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете.

Доступ к Интернету… Читать дальше

Готовы ли мы, взрослые, когда видим в заголовке слово «горе», не пробежать мимо — чур, чур меня, — а найти в себе силы пропустить материал статьи не только через голову — авось пригодится, — но и через душу? Как часто мы сами бежим или замираем от этой непростой темы… Да и общество превозносит стоицизм… Читать дальше

Поддерживать эмоциональных детей и учить их справляться с эмоциями — непростая задача. Важно, чтобы с нашими усилиями научить детей методам саморегуляции, мы случайно не лишили их эмоций или не заставили наших детей чувствовать себя плохими просто потому, что они чувствуют… Читать дальше

— Зачем его расстраивать?

— Да он всё равно ничего не понимает, зачем ему объяснять?

— Нет, я никогда не плачу при ребёнке, не хочу его пугать или расстраивать.

— Мы выясняем отношения только когда ребёнок спит, ребёнок не видит, когда мы ссоримся.

— Мы не говорим ему, что развелись, мы просто сказали… Читать дальше

Когда человек поступает плохо, совесть изнутри даёт ему знать об этом. Человек испытывает боль от своего поступка. Чтобы пережить боль — нужна безопасная атмосфера, чтобы эту боль ничто не усиливало. А лучше, чтобы была поддержка, тогда пережить боль и глубоко осмыслить свой поступок легче.
Как лишить… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/prichiny_detskoy_agressivnosti_kak_pomoch_rebjonku_spravitsy/

Ссылка на основную публикацию