Что такое детская инвалидность?

Ребенок инвалид — определение, категории и группы

Инвалидность – это состояние организма, при котором в результате ограничений жизнедеятельности в следствии физических и психических патологий человек не способен выполнять различного рода деятельность.

Это понятие имеет не только медицинский, но и юридический аспект. Потому что инвалиды нуждаются как в клинической, так и в социальной реабилитации. Они не должны ущемляться в своих правах, особенно, если речь идет о детях.

В бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) проводят освидетельствование для определения группы инвалидности, категории «Ребенок-инвалид», устанавливают какие группы заболеваний приводят к расстройствам здоровья.

Понятия «Ребенок-инвалид»

К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.

Впервые понятие детская инвалидность возникло в стране в 1979 году при проведении Международного года ребенка.

В тот же период вышел регламентирующий документ Минздрава о порядке выдачи заключения на ребенка-инвалида и назначении ему органами соцзащиты пенсии.

Родителям и опекунам необходимо знать: до скольки лет дети находятся в данном статусе. Назначаться инвалидность может с рождения и до 17 лет включительно. В момент совершеннолетия категория автоматически снимается. И если того требует состояние здоровья, то гражданин проходит освидетельствование для установления инвалидности с детства и соответствующей группы.

Виды инвалидности у несовершеннолетних граждан

Различается в зависимости от ограничений жизнедеятельности, расстройств функций и вида заболевания.

Распределяется по ограничению функций в категориях жизнедеятельности:

  1. Способность двигаться;
  2. Самоконтроль;
  3. Уход за собой;
  4. Ориентация;
  5. Контактирование с незнакомыми и окружающими;
  6. Обучение;
  7. Трудовая деятельность в будущем.

Выделяется три степени ограничений: легкая, средняя, выраженная. Степень оценивается относительно нормальных функций, которые соответствуют конкретному возрасту. При определенном диагнозе регистрируется одно или сразу несколько ограничений.

Инвалидность распределяется по виду расстройств функций организма. Они встречаются в:

  1. Психической сфере;
  2. Речи;
  3. Слухе, зрение, обоняние;
  4. Движение;
  5. Работы внутренних органов: сердца, сосудов, кишечника, печени, почек, желудка.
  6. Связанные с физическими уродствами.

По выраженности нарушений устанавливают одну из четырех степеней, которая выражается в процентах. При одном заболевание идет нарушение определенной функции или нескольких.

«Ребенок с диагнозом «Сахарный диабет с сосудистыми осложнениями глаз». Регистрируются нарушения работы 2 сфер: внутренних органов (поджелудочной железы) и зрения».

Распределяют инвалидность по классам болезней, которые обуславливают нарушения в организме.

Чаще всего инвалидность у детей устанавливается по причине психических расстройств, в том числе умственной отсталости и аутизма.

Играют большую роль в назначении инвалидности врожденные и генетические патологии у новорождённых. Наибольшее число случаев принадлежит аномалиям сердца, сосудов, головного мозга, внутренних органов.

Тяжелое течение болезней опорного аппарата, органов эндокринной системы, легких, бронхов также способствуют выходу на инвалидность.

Инвалиды и дети-инвалиды – в чем разница?

Между инвалидностью у взрослых и детей существуют принципиальные отличая:

  1. Возраст определяет категорию инвалидности. У взрослых устанавливается с 18 лет и старше, у совершеннолетних – с рождения до 17 лет включительно.
  2. Распределение инвалидности по группам только у взрослых. Ребенку присваивается лишь категория «Ребенок-инвалид» без дополнительного определения группы.

Группы и категории инвалидности у ребенка

Критериями установления данного статуса в РФ является нарушение функций организма со второй по четвертую степень, с ограничениями в любой из сфер жизнедеятельности.

«Мальчик 10 лет с диагнозом «Бронхиальная астма», редкие приступы болезни не более 1 раза в полугодие, легкое течение, не выраженная дыхательная недостаточность. На освидетельствование в МСЭ определяется 1-я степень нарушений равная 20%. При данных расстройствах дыхания ребенку инвалидность не положена».

Другой пример:

«Девочка 4 лет с врожденной патологией – расщелина твердого неба. Наблюдается отставание в физическом развитии, нарушение речи. На МСЭ устанавливается 2-я степень расстройств равная 40%, присваивается статус «Ребенок- инвалид».

Родителям необходимо знать: до какого возраста ребенок-инвалид может находиться в данной категории. Назначается инвалидность на любой период, вплоть до достижения совершеннолетия. С 18 лет статус снимается автоматически и определяется инвалидность с детства.

Структура причин инвалидности у несовершеннолетних

Среди причин инвалидности у детей в Российской Федерации наибольший удельный вес принадлежит:

  1. Психическим заболеваниям, включая умственную отсталость. Они составляют практически 30% от всех причин. На долю умственной отсталости приходится 47,0% среди всех психических расстройств.
  2. Не втором месте располагаются врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, в том числе сердца, сосудов, головного, спинного мозга. Доля этих заболеваний составляет 24,0%.
  3. На третьем – патология органов эндокринной системы с удельным весом 10,0%.
  4. На четвертом – неврологические болезни (8,5%), среди которых наибольший вес имеет церебральный паралич (47,0%).
  5. Пятое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата (5,0%).

Удостоверение ребенка-инвалида

В территориальном бюро МСЭ выдается заключение с указанием статуса, заболевания, ограничений жизнедеятельности.

При установлении данной категории родитель или законный опекун получает удостоверение, наличие которого позволяет иметь определенные льготы несовершеннолетнему и его семье.

Ребенку в России гарантируется получение:

  1. Бесплатного медицинского обслуживания;
  2. Реабилитации;
  3. Санаторно-курортного лечения 1 раз в год;
  4. Льготного лекарственного обеспечения;
  5. Бесплатного дошкольного, школьного, среднего профессионального образования, за счет квот обучение на бюджетном отделении высшего учебного заведения. Если ребенок по состоянию здоровья не может обучаться в общеобразовательной школе, то ему предоставляется право получать знания в коррекционных классах или школе, на дому;
  6. Выплат: ежемесячная компенсация, социальная пенсия;

Льготы семье:

  1. Одному из работающих родителей работодатель обязан предоставить 4 оплачиваемых дня в месяц;
  2. По оплате коммунальных услуг;
  3. На проезд в транспорте;
  4. Один из родителей в трудоспособном возрасте, обеспечивающий уход за ребенком, получает ежемесячную выплату.

Заключение

Инвалиды, в том числе несовершеннолетние – самая уязвимая группа населения. Им необходима медицинская, социальная помощь и соблюдение прав и гарантий со стороны государства.

Источник: https://ProInvalid.ru/informatsiya/rebenok-invalid

1.1 Понятие ребёнок — инвалид. Критерии инвалидности. Виды ограничений жизнедеятельности у детей — инвалидов

До 1979 года юридически термин «ребенок-инвалид» не существовал. Социальная помощь детям-инвалидам практически не осуществлялась, статистического учета не производилось.

Статус ребенка-инвалида был впервые введен в нашей стране Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства» от 23 мая 1979 г. N 469, которым устанавливалась выплата пособий на детей — инвалидов с детства в возрасте до 16 лет.

Освидетельствование детей и определение им инвалидности было возложено на органы здравоохранения. В этом же году Приказом Министерства здравоохранения СССР от 14 декабря 1979 г.

были утверждены перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособия на детей-инвалидов, форма медицинского заключения на ребенка — инвалида и порядок его выдачи. За период с 1980 по 2000 г.г.

, который можно обозначить как второй этап в истории вопроса детской инвалидности, производилась регистрация и статистический учет детей-инвалидов, уровень детской инвалидности в России увеличился более чем в 12 раз: с 53 тыс. детей-инвалидов до 16 лет в 1980 году до 678 тыс. детей-инвалидов до 18 лет в 2000 году. Это обусловлено в большей степени изданием Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 117 от 4 июля 1991 г., утвердившего медицинские показания к определению категории «ребенок-инвалид».

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в том числе детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребёнку инвалидности.

Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребёнка» (форма № 112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного». Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка.

Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют медико-социальное заключение на ребёнка-инвалида. Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности.

В медико-социальном заключении на ребёнка-инвалида содержатся рекомендации для ребёнка-инвалида: необходимость пребывания ребёнка в специализированном детском учреждении; обучение на дому или в специальном учреждении; обеспечение необходимым оборудованием, вспомогательными средствами; необходимость санаторно-курортного лечения; профиль санатория, срок пребывания; комплекс основных реабилитационных мероприятий и пр. При установлении МСЭК лицам старше 18 лет инвалидности с детства 1 или 2 группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, приобретают право на получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости.

Дети-инвалиды имеют льготы: 50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая; дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси); детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов; дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно; дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет обеспечиваются жильём вне очереди; семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50 % (в общественном жилом фонде).

Понятие «ребёнок-инвалид» и «инвалид с детства» различаются. «Инвалид с детства» — это причина инвалидности, устанавливаемая одновременно с группой инвалидности. Указанная причина определяется гражданам старше 18 лет, в случаях, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, возникла до 18 лет.

Эта причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. — в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.

Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид».

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения РФ. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок — инвалид».

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок — инвалид» на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития.

К основным видам нарушений функций организма человека относятся: нарушения психических функций (восприятия, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций), нарушения языковых и речевых функций с нарушениями устной и письменной речи, нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности), нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений), нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и иммунитета, нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

Согласно Приказу №535 выделяют четыре степени стойких нарушений функций организма (незначительные нарушения, умеренно выраженные, выраженные, значительно выраженные) и 7 категорий ограничений жизнедеятельности (ОЖД) трех степеней выраженности.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, к обучению, способность контролировать свое поведение, способность к трудовой деятельности.

Категория «ребенок-инвалид определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

С 11 января 2006 года вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации №2347-р от 30.12.2005 г.

, утвердившее Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно, включая мероприятия по восстановительной терапии и реконструктивной хирургии, санаторно-курортному лечению, протезированию, ортезированию, предоставлению слуховых аппаратов, обеспечению техническими средствами реабилитации (опорные трости, костыли, кресла-коляски и др.)

Таким образом, изменение регламентирующих определение инвалидности документов расширяет показания к определению инвалидности за счет указанных дополнительных видов нарушения функций организма: речевых нарушений и нарушений, обусловленных физическим уродством. Это расширяет показания к определению категории «ребенок-инвалид» и в будущем приведет к росту числа детей-инвалидов.

Проведение медико-социальной экспертизы, таким образом, не заканчивает, а только начинает работу с больным ребенком: разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, по которой осуществляется комплексная реабилитация ребенка — инвалида.

Читайте также:  Врожденные пороки развития: виды и причины их возникновения

Начавшийся в 2005 году новый этап в развитии социальной помощи детям направлен именно на решение вопросов реабилитации, его по праву можно назвать реабилитационным этапом, так как именно проведению реабилитационной работы посвящены усилия многих специалистов.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп — 1 раз в год, а детей — инвалидов — 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок — инвалид».

Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, категория «ребенок — инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок — инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению, не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию третьей степени; способности к передвижению третьей степени; способности к ориентации третьей степени; способности к общению третьей степени; способности контролировать свое поведение третьей степени; способности к обучению третьей степени; способности к трудовой деятельности третьей степени.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Источник: http://soc.bobrodobro.ru/19241

Как оформить инвалидность ребенку: все этапы

Оформление группы для ребенка почти такой же длительный и во многом нервный процесс, что и для взрослого. Но если есть такая необходимость, родителям нужно набраться терпения и следовать алгоритму, который изучил для вас Invaworld.ru.

Содержание

Основания для установления инвалидности ребенку

Решение о признании статуса инвалида принимает комиссия бюро медико-социальной экспертизы, состоящая из узкоспециализированных врачей и врачей общей практики. Для того, чтобы принять такое решение, они изучают предоставленные документы и осматривают маленького пациента.

Что является основаниями для установления инвалидности:

  • проблемы со здоровьем, возникшие в результате травмы или болезни;
  • сложности с самообслуживанием, частичная или полная потеря самоконтроля, что приводит к проблемам с обучением и общением;
  • нуждаемость в мерах социальной защиты и медицинской реабилитаци

Последовательность оформления инвалидности ребенку

Процесс начинается с получения направления в лечебном учреждении. В поликлинике вам дадут обходной лист, с которым вам необходимо пройти с ребенком по рекомендованным специалистам. Каждый из них впишет свое заключение в бланк. Во многих лечебных учреждениях бланки теперь заполняются в электронном виде.

Когда вы прошли всех специалистов, окончательное направление вам выписывает участковый педиатр, он же выдает и направление на прохождение медико-социальной экспертизы.

Далее вам следует явиться в бюро МСЭ и написать заявление. После вам назначат день и время для явки на комиссию. Сейчас записаться на комиссию можно через портал госуслуг.

Какие специалисты должны осмотреть ребенка для установления инвалидности

Инвалидность ребенку устанавливается после осмотра специалистами разного направления. Если у малыша проблемы со слухом – заключение должен дать отоларинголог, со зрением – окулист, при проблемах с сердечно-сосудистой системой – кардиолог.

 Генетические отклонения в обязательном порядке диагностируются врачами-психиатрами, поэтому при подозрении на аутизм или синдром Дауна необходимо обязательно показать ребенка этому врачу. В обходном листе обязательно указываются хирург, ортопед, эндокринолог, невролог , окулист и отоларинголог.

Если есть проблемы с речевым развитием – потребуется заключение логопеда.  Сложнее всего установить инвалидность при астме. Для этого нужно иметь подтвержденные факты приступов.

Источник: https://invaworld.ru/kak-oformit-invalidnost-rebenku/

Инвалид детства и инвалид с детства: в чем разница

В моей компании работает инвалид, который имеет данный статус с детства. И недавно у него с коллегами возникла дискуссия по поводу того, чем отличается инвалид с детства от других категорий инвалидности. Меня этот вопрос также заинтересовал, поэтому я углубилась в изучение законодательства по данному вопросу. И сейчас я вам об этом подробно расскажу.

Оглавление

  • Понятия
  • Размер пособий
  • Как оформить
  • Документы

Понятия

Многие путают существующие понятия инвалидности. Давайте подробно разберемся, что из них представляет каждая:

  1. Ребенок – инвалид. Под ним понимается человек, которые еще не достиг совершеннолетия и по определенным причинам получил инвалидность. Здесь не имеет значения, когда она была получена и каким способом. Потому что приобрести дисфункцию можно в процессе своей жизнедеятельности, либо еще до рождения. Самым важным фактом здесь является, что человеку установлен данный статус. Его продолжительность определяется врачами в зависимости от возможных прогнозов развития болезни. Если утраченная дисфункция восстановлению не подлежит, то инвалидность будет установлена до исполнения 18 лет человеку. Но если есть шанс, что дисфункция уменьшится или полностью излечится, то действие статуса будет ограничено одним или двумя годами. И ребенку придется каждый раз подтверждать свое состояние.
  2. Инвалид. К ним относятся взрослые совершеннолетние люди, которые получили определенную дисфункцию в случае травмы или болезни. В зависимости от состояния здоровья взрослым людям обязательно устанавливается одна из трех групп. Данное состояние также необходимо подтверждать ежегодно, а для представителей первой группы это требуется делать каждые 2 года. Но с текущего года был определен перечень заболеваний, которые дают возможность установить группу бессрочно, то есть ее не требуется подтверждать в дальнейшем. Эта группа имеет более широкое понятие, так как сюда относятся не только те, кто получил дисфункцию в совершеннолетнем возрасте. Сюда также входят и те, кто стали инвалидами в детстве. Они выросли, достигли совершеннолетия, и им была установлена определенная группа.
  3. Инвалиды с детства. К данной категории относятся только совершеннолетние люди, которые имеют определенные дисфункции, полученные ими еще в детстве или до рождения. Они получили свой статус до 18 лет, а после наступления совершеннолетия они его подтвердили еще раз и получили определенную группу. Важно не путать получение инвалидности с ОВЗ. Некоторые дети имеют определенные ограниченные возможности, но им не ставят статус инвалида, пока они полностью не вырастут. Хотя потом после достижения 18 лет они могут получить этот статус, но они уже не будут считаться инвалидами с детства.

А все совершеннолетние инвалиды обязательно получают определенную группу. И от этого статуса зависит размер пенсионного обеспечения.

Размер пособий

Чтобы понять, почему многие стремятся оформить инвалидность еще в детстве, важно знать, какие размер пенсионного обеспечения установлены для данных категорий граждан:

  1. Все дети, имеющие такой статус, ежемесячно получают по 12082 рубля. Так как группа им не определяется, то независимо от их дисфункции размер выплат для всех будет одинаковым.
  2. После наступления совершеннолетия выплаты будут меняться в зависимости от установленной группы:
  • для 1 размер выплат составит также 12432,44 рубля;
  • для 2 – 10360,52 рублей;
  • для 3 – 4403,24 рублей.

Немного иные выплаты установлены для людей, которые приобрели данный статус уже в совершеннолетнем возрасте. Такое разделение зависит от здоровья каждого больного, так как вторая и третья группы позволяют человеку трудоустроиться и обеспечивать себя необходимыми средствами.

Из перечисленных сумм видно, что особого значения размер выплаты не влияет на то, когда был получен данный статус только для третьей группы. Важно лишь его фактическое наличие. Более подробно узнать об этом можно в представленном видео.

Как оформить

После совершеннолетия инвалид сразу должен пройти СМЭ и получить заключение о присвоении ему определенной группы. В зависимости от этого он и будет получать пенсионное обеспечение.

Порядок действий для всех инвалидов будет одинаковым, независимо от их возраста, а также первичности или повторности получения статуса. Решение о назначении, либо продлении инвалидности принимает только специальная медкомиссия, работающая в специальном бюро. Чтобы попасть на прохождение данной экспертизы необходимо:

  1. Получить направление. Его должен выдать терапевт на основании имеющегося документально подтвержденного заболевания. Если болезнь имеет психическую направленность, то его выдает психиатр. Другие врачи такие направления не выдают.
  2. Пройти обследования и всех врачей. Назначение делает врач, выдавший направление. Перечень обследований напрямую зависит от вида заболевания или травмы.
  3. Подготовить обязательный пакет документов. Необходимо сделать копии, а также надо заполнить заявление. Оно оформляется на специальном бланке. Его выдают в Бюро, где проводится экспертиза.
  4. Подать заявление и все документы. С этого момента проведение экспертизы должно быть назначено в течение месяца.
  5. Прийти на экспертизу. В процессе ее проведения врачи проводят анализ состояния здоровья, его психоэмоциональное состояние, выявляют условия труда, если человек трудоустроен, а также анализируют бытовые условия. Если больной является полностью лежащим, то комиссия проводится у него дома, либо в стационаре, где он проходит лечение.
  6. Получить решение. Оно делается на основании заключений всех участников комиссии.

Полученное решение можно оспорить, если вы считаете, что результат может быть иным. Для этого надо подать заявление в высшую инстанцию Бюро для повторного рассмотрения состояния здоровья. При прохождении комиссии потребуется повторная сдача анализов, а также может потребоваться проведение дополнительного обследования, чтобы выявить определенные факты.

Документы

Перечень документов, необходимых для подачи заявление в МСЭ строго регламентирован. Вам потребуется подготовить:

  1. Паспорт, чтобы подтвердить свою личность, а также вам необходимо сделать копии всех его страниц.
  2. Копия трудовой книжки, если человек продолжает быть официально трудоустроенным. Если книжка у него на руках, потребуется ее оригинал и копии.
  3. Амбулаторная карта. При прохождении всех назначенных врачей, они записывают свои заключения в эту карту. Также сюда вписываются результаты обследований и анализов.
  4. Выписки и больничные листы, если человек находился на лечение в стационаре. Там должен быть указан диагноз, а также проведенное лечение.
  5. Заявление. Оно может подаваться не только самим больным, но и представителем. Для этого сам представитель должен иметь при себе паспорт, а также документ, дающий ему право представлять интересы своего родственника.
  6. Справка с работы. В ней должны быть подробно прописаны условия труда человека и его должностные обязанности.
  7. СНИЛС.
  8. Документы, подтверждающие текущую деятельность человека. Это может быть справка о том, что человек стоит на Бирже труда, находится на больничном, либо вышел на работу.

Большинство родителей стараются оформить для своих детей инвалидность, если они имеют ярко выраженные ограниченные возможности. В этом случае они будут получать пенсионное обеспечению и смогут его направить на лечение несовершеннолетнего ребенка. Но в дальнейшем на размер пенсии факт получения инвалидности в детском возрасте никакого влияния иметь не будет.

Источник: https://grazhdaninu.com/med/invalid-detstva-i-s-detstva.html

Что такое инвалидность

Время чтения: ~7 минут Светлана Поздникова 64

Издавна понятие инвалидности связано с нетрудоспособностью и стойким нарушением функционирования организма в результате травмы или заболевания.

Это приводит к ограничению способностей, человек нуждается в помощи третьих лиц и создает особенные отношения с обществом. Государством издан закон об инвалидах, где прописана пенсия больного, социальные льготы.

Данная статья раскроет причины инвалидности, на какие льготы может рассчитывать гражданин.

Причины инвалидности

При назначении группы инвалидности медицинской комиссией обнаруживается причина, вызвавшая данное состояние, что имеет большое значение на начисление пенсии и получение льгот. На МСЭК (медицинско-социальной экспертизе) возможно определение следующих причин:

  • общее заболевание, в качестве которого выступает хроническая патология, травмирование, произошедшее не на рабочем месте;
  • травма, которая произошла на рабочем месте, во время пути с работы, на работу;
  • профессиональное заболевание, вызванное негативным воздействием производства;
  • ранение, полученное в ходе боевого действия, несения службы;
  • инвалидность, полученная в детском возрасте, имеющая связь с аномалией развития, последствием болезни, перенесенной в раннем возрасте. Данную причину устанавливают, если наступление инвалидности произошло до 18 лет;
  • радиационное воздействие.
Читайте также:  Как живут инвалиды за границей?

Определение какой-либо причины должно подтверждаться документально. При отсутствии соответствующих документов указывается термин «общее заболевание». Может быть ситуация, когда инвалидность обуславливается воздействием нескольких причин. Тогда у маломобильного человека или его представителя имеется возможность выбора причины, дающей возможность получить большее число социальных льгот.

По каким критериям признается инвалидность

Чтобы человека признали инвалидом, должны учитываться следующие критерии:

  • нарушение функционирования организма, обусловленное основным заболеванием, травмированием, врожденной патологией;
  • ограниченная жизнедеятельность, в связи с чем у больного снижается или полностью утрачивается способность самообслуживания, социального общения, пространственной ориентации, самоконтроля;
  • потребность в реабилитации и соцзащиты.

Важно! Чтобы выставить инвалидность, необходимо сочетание трех критериев, одного условия недостаточно.

Имеется несколько классификаций инвалидности, которые зависят от некоторых критериев:

  • исходя из возраста больного: ребенок-инвалид, взрослый инвалид;
  • исходя из причины заболевания: инвалид войны, труда, по общему заболеванию, детства;
  • исходя из степени утраты возможности трудиться: люди, полностью утратившие вероятность ведения трудовой деятельности и частично трудоспособные;
  • исходя из того, насколько утратилась способность передвижения: неподвижные и маломобильные люди;
  • исходя из типа расстройств: нарушение органов движения, дыхания, выделения, сердечно-сосудистой, пищеварительной системы, обменных процессов, психики, памяти, речи, эмоций, зрения, слуха.

Дети-инвалиды

Такое понятие, как детская инвалидность, относится к категории населения до 18-летнего возраста. В результате болезни, травмы у детей наблюдается серьезное нарушение, которое ограничивает рост и развитие ребенка. У него теряется возможность самостоятельного передвижения, ориентирования, самоконтроля, возможности общения, вести в дальнейшем трудовую деятельность.

Говоря о детской инвалидности, необходимо отличать следующие определения. Ребенок-инвалид. В этом случае речь идет, если группа присвоена ребенку до 18-летнего возраста. Инвалид с детства. Это взрослый больной, которому инвалидность присваивается в детском возрасте до того, как ему еще не исполнилось 18 лет.

Дети-инвалиды –группа, нуждающаяся в особенной социальной адаптации

Группы инвалидности

Людям с инвалидностью присваиваются следующие группы, исходя из того, насколько утрачена работоспособность, возможность самообслуживания. Первая группа характеризуется полностью утраченной способностью к самообслуживанию.

Лицу требуется постоянный уход и помощь иных лиц. Он не способен передвигаться без посторонних. Фиксируется пространственное и временное дезориентирование. Утрачивается возможность полноценного общения с окружением, самоконтроля.

Вторая группа характеризуется частично утраченной способностью самообслуживания. У человека сохранена возможность самообслуживания, передвижения при помощи специальной техники или окружающих лиц. Больной полностью или частично теряет возможность трудиться в специализированных условиях.

Это может быть оснащение рабочего места особой техникой, помощь третьих лиц. Инвалиды утрачивают способность обучаться или им для этого требуются специальные учреждения, домашние условия. Они ориентируются в пространстве, времени, контролируют свое поведение при помощи окружения.

Для общения им также требуются специальные условия.

Третья группа характеризуется использованием вспомогательных средств. Больные передвигаются медленней здоровых лиц, преодолевают меньшее расстояние. У них сохранена способность обучения при помощи специального режима, большего воздействия педагогов, психологов.

Инвалиды данной группы сохраняют работоспособность на неквалифицированной работе, делают меньшие объемы. Чтобы адекватно ориентироваться в пространстве, времени, им требуются специальные устройства.

Человек может общаться с окружением, но у него наблюдается пониженная скорость усвоения и передачи информации.

На заметку! Вторую, третью группы инвалидности необходимо подтверждать каждый год, первую – раз в два года. Далее необходимо переоформление и продление группы. Если у больного имеется улучшение, то инвалидность могут снять.

Многие инвалиды, устав от ежегодного переоформления, интересуются, через сколько лет дают пожизненную группу. В России люди с инвалидностью в некоторых случаях могут оформить пожизненное присвоение статуса в следующих случаях:

Инвалидность с детства

  • если на инвалидность пошел пенсионер. После пенсионного возраста не снимают назначенную группу, для женщины – это 55 лет, мужчины – 60 лет;
  • бессрочная инвалидность дается инвалидам ВОВ, военнослужащим, которые получили группу в ходе боевых действий;
  • если в течение 15 лет инвалид подтверждает присущность ко второй, третьей группам инвалидности;
  • если на протяжении 5 лет происходило подтверждение первой группы.

Для избавления граждан, имеющих неизлечимую патологию, от ежегодного переоформления группы создан список заболеваний, позволяющих бессрочно оформить инвалидность. В него входят неоперабельные метастазирующие злокачественные опухоли, доброкачественные опухоли, расположенные в области спинного, головного мозга, постоперационный больной с удаленной гортанью, врожденная, приобретенная, старческая умственная отсталость тяжелой степени.

Перечень продолжают неизлечимые заболевания центральной нервной системы(ЦНС), вызвавшие расстройство движения, речи, зрения, генетические патологии наследственного вида, которые вызывают мышечную атрофию, заболевания головного мозга, не поддающиеся терапии, необратимые процессы сетчатки глаз, полная глухота, полное отсутствие зрения, почечная недостаточность хронического типа 2, 3 степени.

Также речь идет о циррозе печени, свищах в анальном отверстии, мочевыводящем канале, полной неподвижности конечности, травмировании головного, спинного мозга, вызвавшем нарушение зрения, речи, движения. Пожизненная группа дается инвалидам без рук, без ног.

Как оформить статус

Оформление инвалидности происходит в МСЭК, куда обращается больной или его представитель. В назначенный для проведения комиссии день больному необходимо прийти со следующим пакетом документов:

  • направление лечащего врача на МСЭК;
  • заявление на проведение МСЭК;
  • паспорт претендента, его ксерокопия. Если инвалидность оформляется ребенку, то свидетельство о рождении;
  • оригинал или ксерокопия трудовой книжки;
  • характеристика с места работы или учебы;
  • справка о доходах;
  • справка с места жительства;
  • больничная карта;
  • оригинал и копия СНИЛС;
  • результаты обследования и клинических анализов.

В ходе проведения процедуры МСЭК больному производится присвоение группы в соответствии с критериями инвалидности, назначается следующая дата освидетельствования. Также выдается документ, подтверждающий наличие инвалидности и присущность к группе.

На заметку! Если больной не способен самостоятельно передвигаться, то возможно проведение выездной экспертизы на дому или в больничной палате.

В ходе проведения МСЭК для каждого больного разрабатываются реабилитационные средства в соответствии с Федеральным перечнем ТСР (технических средств реабилитации). Он состоит из:

  • трости, поручней, костылей;
  • кресла-коляски, оснащенной ручным приводом, электроприводом;
  • протезов;
  • ортопедической обуви;
  • противопролежневых матрацев, подушек;
  • приспособлений для раздевания-одевания больного;
  • специализированной одежды;
  • устройств, помогающих читать говорящие книги;
  • собак-поводырей;
  • тонометров, термометров, имеющих речевой выход;
  • слуховых аппаратов;
  • световых, вибрационных сигнализаторов;
  • телефонов, оснащенных выходом текстов;
  • голосообразующего аппарата;
  • калоприемника;
  • мочеприемника;
  • подгузников.

Назначение пенсии

После оформления инвалидности больной или его представитель отправляется в ПФ России для назначения пенсии. На территории РФ имеется несколько видов выплат маломобильным людям. Социальная пенсия назначается людям, не имеющим трудовой стаж. Данный вид имеет фиксированный размер, исходя из показателей прожиточного минимума.

Трудовая пенсия назначается при наличии трудового стажа не зависимо от его количества. Она рассчитывается из фиксированного эквивалента и количества выработанного времени. Государственная пенсия оформляется лицам, которые пострадали от радиационной, техногенной катастрофы, военнослужащим, космонавтам, участникам ВОВ, блокадникам. В 2018 году социальная пенсия составляет:

  • для первой группы – 11903,51 руб.;
  • для второй группы – 9919,73 руб.;
  • для третьей группы – 4959,85 руб.;
  • для инвалидов с детства и детей-инвалидов – 11445,68 руб.

Кроме того, каждому маломобильному гражданину положены ЕДВ в размере:

  • для первой группы – 3538,52 руб.;
  • для второй группы – 2508,08 руб.;
  • для третьей группы – 2022, 94 руб.;
  • для детей-инвалидов – 2527,05 руб.

Выплаты для инвалидов основываются на том, к какой группе принадлежит человек

Социальные льготы

Лицо, которое признанно инвалидом помимо пенсии может претендовать на следующие социальные льготы, оформляемые в отделе социальной защиты населения: бесплатное санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в общественном транспорте, льготный проезд на речном, железнодорожном, воздушном транспорте, первоочередное поступление на учебу, бесплатное получение земельного надела.

Также инвалидам положена скидка на оплату жилья, получение социального жилья, получение бесплатного лекарства, выписанного врачом и находящегося в реестре. Больные с группой нуждаются в социальной и государственной поддержке. Статистика утверждает, что они живут менее здорового человека. Для того, чтобы поднять их уровень жизни разработаны государственные программы.

Источник: https://invalidu.com/raznoe/chto-takoe-invalidnost

Детская инвалидность — общественное здоровье и здравоохранение

Динамика детской инвалидности в стране характеризуется разнонаправленными тенденциями, при этом можно выделить 3 периода. Первый период — медленный рост распространенности детской инвалидности с 16,6 случая на 10 тыс. детского населения в 1980 г. до 43,1 случая в 1991 г.

— обусловлен введением в стране статуса «ребенок-инвалид» (1979). Второй период (1992-2005 гг.) — интенсивный рост общей детской инвалидности до 200 случаев на 10 тыс. детского населения. Причины — расширение медицинских показаний для установления инвалидности детям (1991) и социально-экономический кризис 1990-х гг.

Третий период начинается с 2006 г., когда частота общей детской инвалидности сначала уменьшалась, а затем стабилизировалась на уровне 193-194 случаев на 10 тыс. детского населения (рис. 2.24).

Начало этой закономерности совпадает с передачей установления инвалидности из системы здравоохранения в службу медико-социальной экспертизы, которая в 2004 г. стала федеральной.

В Российской Федерации инвалидность стабильно держится на уровне 190-200 случаев на 10 тыс. детского населения, тогда как в развитых странах Европы и Америки ее уровень составляет не менее 250 случаев.

По мнению экспертов, в России в центре внимания стоит не стремление зафиксировать нарушение социальной адаптации ребенка, а снижение статистических показателей, и происходит недоучет детской инвалидности, которая составляет не менее 265-270 тыс. детей. В 2010 г.

зарегистрировано 495,3 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 17 лет включительно.

В отличие от общей детской инвалидности, впервые установленная инвалидность начиная с 2006 г. растет. В 2010 г. в Российской Федерации установлено 73,6 тыс. новых случаев инвалидности детей, т.е. 28,8 случая на 10 тыс. детского населения (см. рис. 2.24).

Возрастная структура детской инвалидности за весь период наблюдения не изменялась, наибольший удельный вес принадлежит младшей подростковой группе — дети в возрасте 10-14 лет (рис. 2.25). Во всех возрастных группах среди детей-инвалидов преобладают мальчики.

В целом по РФ за все годы структура причин детской инвалидности оставалась неизменной. В ней стабильно (свыше 60%; данные за 2010 г.) лидируют следующие три причины: психические расстройства и расстройства поведения (25%), болезни нервной системы (22%) и врожденные аномалии развития (19%).

При этом по мере взросления лидирующая роль смещается от врожденных аномалий развития в младшей возрастной группе к психическим расстройствам и расстройствам поведения в обеих подростковых группах. Инфекционные и соматические заболевания составляют около 20% инвалидности детей 0-17 лет.

Болезни глаза, эндокринной системы (сахарный диабет), уха, костно-мышечной и дыхательной (бронхиальная астма) систем наиболее значимы в формировании инвалидности у детей.

Ведущие места в структуре инвалидности по виду главных нарушений, формирующихся при различных заболеваниях, занимают умственные (25,5%), висцерально-метаболические и двигательные нарушения (по 24%).

Роль умственных нарушений растет к возрасту 10 лет и старше, в младшей возрастной группе преобладают двигательные нарушения, а в 5-9 лет —висцерально-метаболические.

За ними следуют все остальные виды нарушений, которые в возрасте 0-4 года регистрируют примерно с одинаковой частотой, а в остальных возрастных группах преобладают зрительные и психологические нарушения.

Структура инвалидности по ведущему ограничению жизнедеятельности остается постоянной. В возрасте 0-4 года определяют ограничения в передвижении, затем ограничения способности вести себя адекватно и общаться с окружающими. С 5-летнего возраста ограничение способности вести себя адекватно перемещается на 1-е место, ограничения двигательной активности занимают 2-е.

Распространенность детской инвалидности в связи с ограничением способности вести себя адекватно, передвигаться, владеть телом, действовать руками поступательно увеличивается, достигая максимальных значений в возрасте 15-17 лет.

Ограничение жизнедеятельности в виде способности ухаживать за собой наиболее распространено в возрасте 5-9 лет, способности общаться с окружающими — в возрасте 10-14 лет.

При рассмотрении распространенности инвалидности в субъектах Российской Федерации установлена тенденция снижения регистрации детей-инвалидов с юго-запада на северо-восток страны. Этот факт обусловлен, вероятно, ухудшением доступности медико-социальной помощи больным детям в районах с низкой плотностью населения — регионы севера России, Сибири и Дальнего Востока.

В существующем законодательстве и правительственных документах определены направления и меры, реализация которых может повлиять на положение детей-инвалидов. Однако их реальные возможности осуществить свои права значительно отличаются от формально провозглашаемых на государственном уровне. Этому способствует:

• отсутствие механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу;

•   отсутствие исполнения норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов;

•   традиционный приоритет отдается государственной поддержке в направлении детей с нарушениями развития в интернаты по сравнению с мерами по поддержке родной, приемной и опекунской семьи.

Следует обратить внимание на неучтенную детскую инвалидность и качество жизни детей-инвалидов. Это предоставит аргументы для постановки на государственном уровне вопросов о расширении услуг и улучшении положения детей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями и имеющих сложные дефекты развития; расширит понимание проблем детей-инвалидов.

Источник: http://wume.ru/raznoe/8/271-detskaya-invalidnost.html

Научный обзор вопроса детской инвалидности как медико-социальной проблемы



Читайте также:  Практические возможности купирования агрессии у детей с психическими нарушениями

В работе рассмотрены вопросы инвалидности как медико-социальной проблемы в Российской Федерации. В частности, предметом изучения стал вопрос о численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии.

Выявлены основные тенденции и структура инвалидизации среди детского населения с учётом действующих в РФ адаптационных программ и их влияния на динамику показателей инвалидности, а также определены основные факторы, влияющие на их рост.

Ключевые слова: детская инвалидность, факторы риска инвалидизации, дети-инвалиды

Уровень инвалидности в стране — это важный медико-социальный показатель здоровья населения, это особая лакмусовая бумага, коротая напрямую отражает уровень социально-экономического развития общества, экологического состояния территории, качество мероприятий, проводимых в качестве профилактики. Данная проблема напрямую зависит от уровня экономики и культуры страны [5].

В России, впрочем, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России приобретает поистине общенациональный характер [3].

Основными составляющими инвалидности являются: болезни, потеря трудоспособности, социальная дезадаптация, снижение производительной деятельности, а также значительное снижение уровня и продолжительности жизни людей с ограниченными возможностями.

Иначе говоря, в первую очередь это дополнительные расходы на поддержание уровня жизни, разработка и реализация целевых программ по адаптации и реабилитации инвалидов, которые будут направлены на создание максимально комфортного и мобильного существования данной категории людей, но которые, в свою очередь, в большинстве своем не смогут быть задействованы в процессах экономического роста страны.

Именно поэтому каждое государство, думающее о своем благополучии преследуя цель повышения показателей здоровья населения, экономического роса и т. д. стремится к сокращению случаев инвалидизации населения путём профилактики, повышения качества медицинского услуг, автоматизации технологических процессов и созданием целевых программ.

Инвалидизация отражает крайний вариант нездоровья детей и подростков, в настоящее время её уровень среди данной категории населения сохраняет тенденцию к неуклонному росту.

Тяжелые нарушения здоровья у детей обуславливает комплекс серьезных социальных, экономических и морально-психологических проблем, как для самого ребенка-инвалида, так и для его семьи, требуя привлечения дополнительных государственных средств.

Инвалидизация снижает качество жизни населения, темпы развития страны, как в целом, так и отдельных регионов в частности [3].

Пошаговое развитие России в социально-экономическом плане должно основываться на сохранении существующих и формировании будущих полноценных трудовых ресурсов.

Проблемы населения, задерживающие перспективы развития многих территорий РФ тесно связаны с проблемой высоких показателей заболеваемости и инвалидизации в детском возрасте, а также с необходимостью укрепления мер профилактики заболеваемости и развития службы охраны здоровья матери и ребенка.

В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5–2,5 до 4,5 % детского населения.

Рис. 1. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии (данные Минтруда России)

Из диаграммы № 1 (рис. 1) видно, что распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации с 1981г. по 2016 г. увеличилась почти в 12 раз и данный показатель имеет тенденцию к росту [9].

Исходя из оценки Минздравсоцразвития РФ, в последующие годы ситуация не изменится, так как в результате сокращения численности населения страны прогнозируется рост показателя детской инвалидности.

В общей структуре инвалидности с учетом возраста преобладают подростки.

Во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58 %), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,2–1,7 раза [3].

Рис. 2. Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по формам болезни

По оценке Федеральной службы государственной статистики на 2014 год, представленных на диаграмме № 2 (рис.

2), можно говорить, что превалирующими формами болезней, ведущими к инвалидизации детского населения являются: психические расстройства и расстройства поведения (16 575 тыс.

), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (14 969 тыс.), болезни нервной системы (14 566 тыс.). Эти 3 класса занимают в структуре инвалидности 62–69,5 % [9].

По полученным результатам можно определить факторы риска, ведущие к росту инвалидизации у детей:

‒ Возраст матери: общепризнанной медико-социальной группой риска являются как юные (до 18 лет), так и возрастные (старше 35 лет) матери.

Практически каждый второй ребенок-инвалид, рожденный возрастной женщиной, и каждый третий ребенок от юной матери страдают психическими расстройствами.

Удельный вес случаев умственной отсталости среди детей-инвалидов от возрастных матерей в 2–3 раза превышает аналогичный показатель в других возрастных группах матерей.

‒ Социально-гигиенические и экологические условия жизни родителей: результаты исследований свидетельствуют о высокой частоте вредных привычек и профессиональных вредностей у родителей детей-инвалидов (соответственно 28 и 23,8 %).

Среди вредных привычек преобладает алкоголизм (85,3 %), при этом 2/3 случаев — это злоупотребление алкоголем обоими родителями. Детская инвалидность при наличии вредных привычек у родителей в 64,5 % случаев проявляются в форме психических расстройств.

В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети-инвалиды вследствие психических заболеваний, встречаются в 2 раза чаще, чем в семьях, где мать имеет пристрастие к табакокурению (соответственно 68,6 и 35,5 %).

Врожденные аномалии и пороки развития в 3 раза чаще встречаются у детей от курящих женщин (37,1 и 10,7 %). У родителей-наркоманов высока частота инвалидизации детей вследствие психических расстройств (57,1 %) и болезней нервной системы (28,6 %).

Расходы на ребенка-инвалида превышают расходы на здорового примерно в 3 раза. Исходя из высоких затрат на содержание больного ребенка и уровня материального состояния родителей, была составлена диаграмма № 3 (рис. 3).

Она показывает, что 53,6 % родителей, воспитывающих детей-инвалидов, могут позволить себе только самое необходимое, 29,9 % в редком случае имеют возможность баловать ребенка, а 12,3 % не могут позволить себе даже самое необходимое и только 4,2 % имеют хороший достаток [7].

Рис. 3. Процентное соотношение уровня достатка семей, членами которых являются дети-инвалиды

Но любое цивилизованное общество старается решить проблемы инвалидов и инвалидности на государственном уровне путём создания комплекса мер, направленных на профилактику и снижение детской и подростковой инвалидности и смертности, также на реинтеграцию детей-инвалидов в общество [4].

На сегодняшний момент в Российской Федерации действует Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который включает:

‒ восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

‒ профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

‒ социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

‒ физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов [10].

На деле же получается, что Генеральной прокуратурой выявляются грубые нарушения закона по обеспечению детей-инвалидов доступной средой, лекарственными препаратами. В учебных и медицинских учреждениях, катастрофически не хватает пандусов и специальных подъездов.

По полученным результатам работы можно сделать следующие выводы:

  1. Начиная с 1981 года на территории России отмечается резкий скачок численности детей инвалидов, получающих социальные пенсии. Данный показатель имеет тенденцию к росту и по 2016 год.
  2. По данным Федеральной службы государственной статистики на 2014 год можно выделить три основные формы болезней, ведущих к развитию инвалидности: психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения, болезни нервной системы.
  3. По структуре инвалидизации составлены факторы риска (возраст матери, социально-гигиенические и экологические условия жизни родителей), о которых можно судить и по уровню развития общества в РФ.
  4. На территории Российской Федерации действуют целевые программы по реабилитации детей инвалидов (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), которые зачастую не реализуются на местах.

Следует обратить внимание на то, что в планировании организации работы Минздрава РФ следует акцентировать внимание на основные формы болезней, приводящих к инвалидизации детского населения с целью повышения уровня здоровья. Также не стоит оставлять без внимания тот факт, что не смотря на темпы роста численности детей-инвалидов, Федеральные законы не всегда находят свое применение.

Литература:

  1. Артёмова И. Г. Эпидемиологическая характеристика детской инвалидности и медико-социальные аспекты реабилитации детей с ограниченными возможностями / И. Г. Артёмова// Автореф. дисс. на соиск. ученой ст. к.м.н. — Омск. — 2007. Т. 32
  2. Вахрушева Л. Н. Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Октябрьского района г. Пензы. Причины детской инвалидности / Л. Н. Вахрушева // Информационный бюллетень г. Пензы. — 2008. — № 18. Т. 68–79
  3. Землянова Е. В., Войцеховская Ж. И. Прогноз показателей инвалидности детского населения России на период до 2020 года / Е. В. Землянова, Ж. И. Войцеховская // Информационно-аналитический вестник. — 2009. — № 9. Т.16–23.
  4. Кириченко Ю. Н. Медико-социальные проблемы совершенствования службы реабилитации детей-инвалидов / Ю. Н. Кириченко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2009. — № 3. Т. 37–40.
  5. Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение / Москва: Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2013. Т. 116
  6. Павлова С. В. Медико-социальные причины и факторы риска первичной инвалидности детей от 0 до 3 лет вследствие болезней нервной системы и пути её профилактики /С. В. Павлова // Автореф. дисс. на соиск. ученой ст. к.м.н. — Санкт-Петербург. — 2010. Т. 40.
  7. Потапова О. Н. Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в современной России (региональный аспект) / О. Н. Потапова // Автореф. дисс. на соиск. ученой ст. к.с.н. — Саратов. — 2007. Т. 35
  8. Рожаевский Л. А. Медико-социальные проблемы детской инвалидности / Л. А. Рожавский // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2006. — № 6. Т. 23–25
  9. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.
  10. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_8559/.
  11. Павлова С. В. Медико-социальные причины и факторы риска первичной инвалидности детей от 0 до 3 лет вследствие болезней нервной системы и пути её профилактики /С. В. Павлова // Автореф. дисс. на соиск. ученой ст. к.м.н. — Санкт-Петербург. — 2010. Т. 40.
  12. Потапова О. Н. Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в современной России (региональный аспект) / О. Н. Потапова // Автореф. дисс. на соиск. ученой ст. к.с.н. — Саратов. — 2007. Т. 35
  13. Рожаевский Л. А. Медико-социальные проблемы детской инвалидности / Л. А. Рожавский // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2006. — № 6. Т. 23–25
  14. Баранов А. А., Шеплягина Л. А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков. — Русский педиатрический журнал.-2000,- № 5, с. 5–12.
  15. Альбицкий В. Ю., Зелинская Д. И., Терлецкая Р. Н. Заболеваемость детей иинвалидов. -2008, -№ 1, с. 22–25.
  16. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». Администрация президента РФ, ГП Научный фонд содействия инвалидам РФ. М., 1998, 235 С.
  17. Захаренко Ю. И., Чичерина Т. А., Попова А. В., Савельева Г. П. Анализ первичной инвалидности детского населения муниципального образования город-курорт Геленджик Краснодарского края за 2001–2005 гг. Российский вестник перинатологии и педиатрии, -2008, — № 1, с. 71–76.
  18. Зелинская Д. И., Кобринский Б. А. Система учета и анализа детской инвалидности. — Российский медицинский журнал. -2000,- № 1, с. 7–9.
  19. Зелинская И. Д., Вельтницев Ю. Е. Детская инвалидность. М.,-1995,-55с. Зелинская И. Д. Детская инвалидность как проблема здравоохранения Российской Федерации. -2008, № 2, с. 23–26.
  20. Знобина Т. И., Азароо В. О., Бахадова Е. В. Профилактика детской инвалидности в России. — Российский вестник перинагиологии. -2008,- № 1, с. 71–76.
  21. Камаев И. А., Позднякова И. Я. Детская инвалидность –Н/нов-город-НГМА, 1999,156с.
  22. Косова С. А. Реабилитационная активность семей, как критерий эффективности медико-социальной помощи детям-инвалидам. -Педиатрическая фармакология. -2007, -т.4, № 5, -с. 34–36.
  23. Маховецкая Г. А., Мазур Л. И., Антимонова М. Ю., Матеску Л. Г. Региональные особенности детской инвалидности.- Российский педиатрический журнал.- 2006, — № 3, с. 4–7.
  24. Монахов М. В., Соколовская Т. А. Социальная характеристика семей в современной России и здоровье детей.- Российский вестник перинатологии и педиатрии.- 2008, — № 1, с. 77–82.
  25. Науменко Л. П., Аджаматов М. Г. Некоторые аспекты реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации.- Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2008, № 4, с. 3–6.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, детская инвалидность, детское население, порок развития, Россия, РФ, нервная система, Федеральная служба, государственная статистика, основная форма болезней.

Источник: https://moluch.ru/archive/124/34288/

Ссылка на основную публикацию