Каковы особенности измерения температуры тела детям с нарушениями развития?

Срс срс на тему

1 Срс срс на тему : Температура у детей. Особенности терморегуляции у детей различного возраста. Состояние гипо — и гипертермии. Выполнила : Галлямова Райымгул Выполнила : Галлямова Райымгул Группа : 419 А Группа : 419 А Проверила : Волошина Л. В. Западно — Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова<\p>

2 План : 1. Введение 2. Температура у детей 3. Особенности терморегуляции у детей различного возраста 4. Состояние гипо — и гипертермии 5. Заключение 6. Список литературы<\p>

3 Введение Терморегуляция (теплообмен) это совокупность физиологических процессов в организме теплокровных животных и человека, обеспечивающих поддержание постоянства температуры тела на определенном уровне с очень небольшими колебаниями.<\p>

4 Температура у детей При рождении температура тела ребенка около 37,2 °C. Затем в течение 2–3 ч происходит снижение температуры на 1–2 °C. Это состояние называется транзиторной гипотермией. Затем вновь начинается постепенное повышение, и к 5-му дню жизни температура составляет 37,0 °C. У 0,3–0,5 % новорожденных на 35-й день жизни наблюдается так называемая транзиторная лихорадка, при которой подъем температуры достигает 38–39 °C. Такое состояние объясняется незрелостью центра теплорегуляции и нарушением теплопродукции и теплоотдачи.<\p>

5 Размах колебаний температуры тела в течение суток при стабильной температуре окружающего воздуха в течение 2–3 месяцев составляет до 0,6 °C, а к 3–5 годам достигает 1,0 °C. Наиболее высокая температура наблюдается между 17 и 19 ч, а самая низкая – от 4 до 7 ч утра. Колебания температуры отражают состояние физической и психоэмоциональной активности здоровых детей.<\p>

6 Центральное звено терморегуляции – гипоталамические центры. Регуляция теплопродукции (химическая терморегуляция) осуществляется преимущественно задними ядрами гипоталамуса, регуляция теплоотдачи (физическая терморегуляция) – передними его ядрами. Созревание гипоталамического звена совпадает с установлением правильной суточной ритмики температуры тела. Гипоксия, внутричерепная травма, инфекции, поражающие центральную нервную систему, как и аномалии ее, могут быть причиной неадекватной терморегуляции.<\p>

7 Способность ребенка к теплопродукции выражена достаточно хорошо с первых часов жизни. В механизмах теплопродукции у новорожденного на первое место ставят так называемый несократительный термогенез, т. е. теплообразование в жировой ткани. Второй компонент теплопродукции (сократительный термогенез) – повышение мышечной активности и тонуса при охлаждении – является важной частью теплового баланса, уже с первых часов жизни ребенка резко возрастает при холодовом раздражении кожи.<\p>

8 Пассивная теплоотдача у новорожденных выше (относительно), чем у детей старшего возраста и взрослых. Это обусловлено большой поверхностью тела на единицу массы, а также особенностями строения кожи (богатой васкуляризацией, тонкостью изолирующего слоя, часто недостаточностью подкожного жирового слоя). Созревание активно регулируемой теплоотдачи отстает от развития теплопродукции и фактически завершается только к 78-летнему возрасту. При этом более рано созревает сосудистая теплоотдача.<\p>

9 Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо вас-куляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную ТО. Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.<\p>

10 Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции. Тепло, которое образуется организмом плода, передается через плаценту крови матери, и температура крови, оттекающей от плода к плаценте, на 0,3-0,5 °С выше, чем крови, текущей к плоду. Величина ТП плода перед родами составляет около % от величины ТП матери.Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7- 38,2 °С, что на 0,1-0,6 «С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток. Снижение температуры до 35 «С и ниже, позднее возвращение ее к нормально-му уровню и значительные последующие колебания температуры тела обычно указывают на недостаточность механизмов терморегуляции.<\p>

11 Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 °С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 °С и более. При этом у детей имеет место скорее локальное, а не общее повышение температуры тела. Более высокая ректальная температура объясняется обильным кровотоком в этой области, близостью расположения продуцирующих тепло больших мышечных масс, продукцией тепла бактериальной микрофлорой.<\p>

12 Характер суточных колебаний температуры тела, или цирка одного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума. Циркадный ритм отсутствует у новорожденных и детей раннего возраста и устанавливается после второго года жизни. У детей он более выражен, чем у взрослых. Наиболее низкая температура тела отмечается около 3 ч ночи, а самая высокая — с 17 до 18 ч. Разница между высшей и низшей точками температурного цикла у детей больше, чем у взрослых. Эта разница у детей может достигать 1,4 °С. Суточные колебания температуры более значительны у девочек, чем у мальчиков. Размах колебаний температуры в течение суток при стабильной температуре окружающей среды в первые дни жизни составляет около 0,3 «С, к 2-3 мес увеличивается до 0,6 °С и к 3-5 годам — до 1 °С. Величина колебаний температуры тела зависит не только от возраста, но и от температуры окружающей среды, двигательной активности, эмоционального состояния ребенка, качества и количества принимаемой пищи, функционального состояния эндокринной системы, а также других факторов, влияющих на основной обмен, двигательную активность, сосудистый тонус.<\p>

13 Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных. Сохранение нормального циркадного ритма температуры у детей с заболеваниями головного мозга может свидетельствовать о том, что центральные механизмы терморегуляции у них не повреждены. В то же время, если не выявлено других причин, объясняющих отсутствие у ребенка циркадного ритма, это позволяет заподозрить наличие ложной лихорадки.<\p>

14 У небольшой части новорожденных (0,3-0,5%) на 3-5-й день жизни наблюдается подъем температуры тела до °С, сохраняющийся от нескольких часов до одного дня. Это состояние, названное транзиторной гипертермией, вероятно, обусловлено некоторым обезвоживанием организма новорожденного и реакцией на заселение кишечника микроорганизмами. У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже ,1 °С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена и наблюдается, как правило, при гипотрофии I-III степени, тяжелой сердечной и сосудистой недостаточности, недостаточности функции печени, почек, понижении функции щитовидной железы, надпочечников, при гипогликемии и других тяжелых заболеваниях. Резко снижается температура тела при анафилактическом шоке, коллапсах аллергического происхождения.<\p>

15 Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха °С; разницы между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях.<\p>

16 Гипертермия Гипертермия, или перегревание организма, типовая форма расстройства теплового обмена, возникающая в результате действия высокой температуры окружающей среды или нарушения процессов теплоотдачи организма. Она характеризуется срывом механизмов теплорегуляции и проявляется повышением температуры тела выше нормы.<\p>

17 Причины гипертермии: высокая температура окружающей среды; факторы, препятствующие теплоотдаче, что сопровождается увеличением образования доли так называемой свободной энергии, выделяющейся в виде тепла; влияние разобщителей процессов окисления и фосфорилирования в митохондриях клеток, что может быть следствием: первичного расстройства механизмов терморегуляции, например при кровоизлиянии в область гипоталамуса, участвующего в регуляции температурного режима организма;<\p>

18 Механизмы развития гипертермии Различают две стадии гипертермии компенсации (адаптации) и декомпенсации (дезадаптации) механизмов терморегуляции организма. Стадия компенсации характеризуется активацией экстренных механизмов адаптации организма к перегреванию. Эти механизмы направлены на увеличение теплоотдачи и снижение теплопродукции. В результате температура тела хотя и повышается, однако остается в пределах верхней границы нормального диапазона. Стадия декомпенсации характеризуется срывом и неэффективностью как центральных, так и местных механизмов терморегуляции. Это обусловливает нарушение температурного гемостаза организма, что является главным звеном патогенеза стадии.<\p>

19 Лихорадка типовая терморегуляторная реакция организма на действие пирогенного фактора, характеризующаяся динамической перестройкой функции системы терморегуляции и временным повышением температуры тела выше нормы вне зависимости от температуры внешней среды.<\p>

20 Причины. Пирогены вещества, вызывающие повышение температуры тела. По происхождению пирогены дифференцируют на две категории: инфекционные (бактерии, вирусы, риккетсии, грибки) и неинфекционные. По биохимической структуре они чаще всего являются белками. жирами, реже нуклеиновыми кислотами или нуклеопротеи-нами, стероидными веществами. Условия развития лихорадки: состояние реактивности организма; особенности пирогенов.<\p>

21 Лихорадочная реакция динамичный, стадийный процесс. В нем условно выделяют три стадии: Стадия подъема температуры тела характеризуется накоплением в организме дополнительного количества тепла за счет преобладания теплопродукции по сравнению с реакциями теплоотдачи. Стадия сохранения температуры тела на повышенном уровне проявляется относительной сбалансированностью теплопродукции и теплоотдачи. Однако баланс этих двух процессов достигается уже на уровне, существенно превышающем долихорадочный. Именно это и поддерживает температуру тела на повышенном (по сравнению с долихорадочным периодом) уровне: интенсивная теплопродукция уравновешивается эквивалентной ей теплоотдачей.<\p>

22 Стадия снижения температуры тела до нормального диапазона характеризуется постепенным снижением продукции лейкоцитарных пирогенных пептидов. Причиной этого является прекращение действия первичного пирогена, что связано с уничтожением микроорганизмов или с ликвидацией неинфекционных пирогенных веществ.<\p>

23 Гипотермия Гипотермия типовая форма расстройства теплового обмена организма, возникающая в результате действия на него низкой температуры внешней среды или значительного снижения теплопродукции в нем и характеризующаяся нарушением механизмов теплорегуляции. что проявляется снижением температуры тела ниже нормы.<\p>

24 Причины гипотермии: низкая температура внешней среды; параличи мышц или уменьшение их массы, например при атрофии в результате кровоизлияния в мозг; крайняя степень истощения организма.<\p>

25 1. Стадия компенсации характеризуется активацией экстренных адаптивных механизмов, направленных на уменьшение теплоотдачи и увеличение теплопродукции. К числу этих механизмов относятся: изменение поведения, направленное на уход от воздействия холода; снижение эффективности процессов теплоотдачи; активация процессов теплопродукции; включение стрессорной реакции. Благодаря комплексу указанных изменений температура тела хотя и понижается, но еще не выходит за рамки нижней границы нормы. Температурный гомеостаз организма сохраняется. 2. Стадия декомпенсации процессов терморегуляции организма является результатом срыва центральных механизмов регуляции теплового обмена. На этой стадии температура тела падает ниже нормального уровня и продолжает снижаться. Температурный гомеостаз организма нарушается.<\p>

26 Заключение Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия. Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, превышающей 37%, при 100% влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозможным. В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар. Это состояние организма характеризуется покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.<\p>

27 Список литературы 1. Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – М:, – 430 с. 2. «Пропедевтика детских болезней». / Под ред. А.А. Баранова. – М: – 336 с. 3. Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – «Фолиант». — М:.,2000. – 542 с. 4. Пропедевтика детских болезней // Под редакцией Н.А. Геппе, Н.С.Подчерняевой. — Учебник. — изд. «ГЭОТАР-Медиа». – М:, с. 5. Прокопьева С.И. Питание детей первого года жизни / С.И. Прокопьева. — Информационное письмо.- ГУ РИМЦ, Якутск:, – 20 с.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1358080/

Особенности терморегуляции у детей

Известно, что в растущем организме постоянно протекают с высокой интенсивностью обменные процессы и различные формы получаемой и затрачиваемой при этом метаболической энергии превращаются в тепло.

Существенный вклад в образование тепла в детском организме (теплопродукция — ТП) вносят характерные для детей высокие уровни метаболизма и двигательной активности Накопление тепла в организме способствует повышению температуры тела.

Однако, в соответствии с физическими законами теплоотдачи, если температура любого тела, в том числе тела человека, становится выше температуры среды его существования, тепло с поверхности тела начинает рассеиваться в эту среду (теплоотдача — ТО), что способствует понижению температуры тела.

Очевидно, что постоянной для данного тела температура будет при условии равенства величин ТП и ТО. Именно поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций системы терморегуляции.

Теплопродукция в расчете на 1 кг массы тела возрастает за 1-й год жизни до 2,4 ккал за 1 ч.

У детей старше 2 лет теплопродукция на единицу массы тела в покое постепенно снижается, но одновременно у них уменьшается относительная площадь поверхности тела, и к 15-17 годам показатели теплообмена и развитие механизмов терморегуляции приближаются к показателям, характерным для взрослых, когда ТП и ТО становятся сбалансированными и составляют около 1 ккал за 1 ч

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.

Наиболее вероятно, что к определению величины регулируемой температуры (set point) прямое отношение имеет преоптическая область, нейроны которой чувствительны к небольшому изменению локальной температуры и контролируют все виды тер-морегуляторных реакций, возникающих при отклонении температуры от заданной для регуляции.

Если локальная температура преоптической области отклонится выше установленного для регуляции уровня, например при повышении двигательной активности ребенка, то в организме будут инициированы термо-регуляторные реакции, увеличивающие теплоотдачу, способствующие понижению температуры тела и возврату локальной температуры преоптической области к установленному для регуляции значению (около 37 °С). Если локальная температура преоптической области понизится ниже установленного значения, например при охлаждении во время купания, то будут инициированы терморегуляторные реакции, уменьшающие теплопоте-ри, а в необходимых случаях увеличивающие теплопродукцию и способствующие повышению температуры тела и возврату температуры преоптической области до заданного уровня. В преоптической области гипоталамуса содержатся (около 30% от общего числа) теплочувствительные нейроны (ТЧН), которые получают афферентные сигналы через синаптические входы от тепловых рецепторов (ТР) кожи и других тканей, и теплонечувствительные нейроны (ТНН) (около 60%), получающие афферентные сигналы от Холодовых рецепторов (ХР).

МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛООТДАЧИ

Основная масса тепла образует­ся во внутренних органах. Поэтому внутренний поток тепла для удале­ния из организма должен подойти к коже. Перенос тепла от внутренних органов осуществляется за счет теплопроведения (таким способом пе­реносится менее 50% тепла) и кон­векции, т. е. тепломассапереноса. Кровь в силу своей высокой тепло­емкости является хорошим провод­ником тепла.

Второй поток тепла — это поток, направленный от кожи в среду. Его называют наружным потоком. Рас­сматривая механизмы теплоотдачи, обычно имеют ввиду именно этот поток.

Отдача тепла в среду осуществ­ляется с помощью 4 основных меха­низмов:

1)испарения;

2)теплопроведения;

3)теплоизлучения;

4)конвекции.

МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛОПРОДУКЦИИ

Источником тепла в организме являются экзотермические реакции окисления белков, жиров, углеводов, а также гидролиза АТФ. При гидролизе питательных веществ часть осво­божденной энергии аккумулируется в АТФ, а часть рассеивается в виде теплоты (первичная теплота).

При использовании энергии, аккумулированной в АГФ, часть энергии идет на выполнение полезной работы, часть рассеивается в виде тепла (вторичная теплота). Таким образом, два потока теплоты — первичной и вторичной — являются теплопродукцией.

При высокой температуре среды или соприкосновении человека с горячим телом, часть тепла организм может получать извне (экзогенное тепло).

При необходимости повысить теплопродукцию (например, в условиях низкой темпера­туры среды), помимо возможности получения тепла извне, в организме существуют меха­низмы, повышающие продукцию тепла.

Классификация механизмов теплопродукции:

1.Сократительный термогенез — продукция тепла в результате сокращения скелетных мышц:

а) произвольная активность локомоторного аппарата;

б) терморегуляционный тонус;

в) холодовая мышечная дрожь, или непроизвольная ритмическая активность скелет­ных мышц.

2.Несократительный термогенез, или недрожательный термогенез (продукция тепла в результате активации гликолиза, гликогенолиза и липолиза):

а)в скелетных мышцах (за счет разобщения окислительного фосфорилирования);

б) в печени;

в) в буром жире;

г) за счет специфико-динамического действия пищи.

Сократительный термогенез

При сокращении мышц возрастает гидролиз АТФ, и поэтому возрастает поток вторич­ной теплоты, идущей на согревание тела. Произвольная мышечная активность, в основном, возникает под влиянием коры больших полушарий. Опыт человека показывает, что в усло­виях низкой температуры среды необходимо движение.

У детей, в отличие от взрослых, хуже развита центральная нервная система, поэтому они более подвержены влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Это обуславливает повышенные требования к одежде у детей. И чем меньше возраст ребенка, тем эти требования выше.

А также у детей не достаточно развиты процессы терморегуляции. ”Большая площадь поверхности кожи при меньшей массе тела обуславливают повышенное охлаждение организма в холодную, сырую и ветреную погоду и перегрев в жаркую погоду” [9,с.142].

С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды.

За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы. Это основная роль одежды. Защитные свойства одежды важны для детей, т.к.:

— в детском возрасте механизмы теплорегуляции несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

— дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза;

— кожа детей нежна и ранима;

— кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

Вопрос

· Основным принципомпитания дошкольников является максимальное разнообразие пищевых рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В повседневный рацион включены основные группы продуктов — мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.

· Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привезти к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями9 вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).

· Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

· Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Примерный режим детского сада:

  • с 7:00 до 8:00 – прием детей в группу, свободная деятельность;
  • с 8:00 до 8:20 – завтрак;
  • с 8:20 до 8:30 – свободная деятельность;
  • с 8:30 до 9:00 – занятия с детьми по группам;
  • с 9:00 до 9:20 – подготовка к прогулке;
  • с 9:20 до 11:20 – прогулка на свежем воздухе;
  • с 11:20 до 11:45 – возвращение с прогулки, свободная деятельность;
  • с 11:45 до 12:20 – обеденное время;
  • с 12:20 до 12:45 – спокойные игры, подготовка к дневному сну;
  • с 12:45 до 15:00 – тихий час;
  • с 15:00 до 15:30 – подъем, полдник;
  • с 15:30 до 15:45 – свободная деятельность;
  • с 15:45 до 16:15 – занятия с детьми по группам;
  • с 16:15 до 16:30 – подготовка к вечерней прогулке;
  • с 16:30 – прогулка на свежем воздухе.

Время свободной деятельности в режиме дня в детском саду предусмотрено для самостоятельных игр. Также, дети играют друг с другом во время прогулки на свежем воздухе.

Если на улице плохая погода, то вместо прогулки дети проводят время в группе.

Летний режим в детском саду несколько отличается от других периодов – в это время дети ходят на экскурсии, посещают театры, зоопарк и другие интересные места.

Время приема пищи практически во всех детских садиках одинаковое. Некоторые изменения встречаются в частном детском саду – помимо завтрака, обеда и полдника тут есть второй завтрак и ужин. Второй завтрак, как правило, состоит из фруктов, витаминизированных блюд и сладкого. Ужинают дети в период с 18:30 до 19:00.

Огромное значение в режиме дня в детском саду играет не только время приема пищи, но и состав блюд. Приблизительное меню в обязательном порядке должно включать: молочные продукты, овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты, хлеб. Родители могут заранее поинтересоваться, чем кормят детей в конкретном детском саду.

Во время тихого часа все дети отдыхают. Даже если ребенок не хочет спать днем, то он просто лежит на кровати. Как правило, время дневного сна составляет от 2 до 3 часов.Большое значение для полноценного развития ребенка играют занятия в детском саду. Длительность занятий, как правило, не превышает 30 минут, чтобы ребенок не успел устать. Основные занятия в детском саду:

  • музыкальные занятия;
  • занятия на развитие речи;
  • физкультура;
  • изобразительное искусство;
  • формирование первичных математических навыков.

Все занятия с детьми проводятся по группам в зависимости от возраста ребенка. Время занятий в старшей и подготовительной группе является более продолжительным, чем в младшей и ясельной.

Вопрос.

Закаливание – это повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Закаливание детей необходимо для того, чтоб организм хорошо переносил воздействие перепадов температур, чтоб дети не боялись переохлаждения, сквозняков.

У закаленных детей снижается заболеваемость и даже если они болеют, то, как правило, болезнь проходит мене болезненно и без серьезных

последствий.

Детки до 1 года

Солнечные лучи очень сильнодействующее средство, ультрафиолет активно влияет на иммунологическую резистентность организма. Чем младше

ребенок, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому закаливание ребенка солнцем младше года не показано.

Для закаливания детей первого года жизни используются только рассеянные и отраженные лучи. Проводить закаливание с детками во время бодрствования необходимо под навесом или в тени деревьев.

Следует запомнить, что раздевать до гола можно только через 25 – 30 минут после сна, на голову малыша следует одеть панаму с козырьком. Сразу после сна, при отсутствии ветра и температуре воздуха +22 +26 на малыша нужно одеть трусики и рубашку из легкой ткани.

Через 30 минут малыша оголяют на 3 минуты (постепенно через 1-2 дня время увеличивают на 2 минуты и доводят до 10 минут). В теплую безветренную погоду такие солнечные ванны можно проводить во время каждой прогулки на свежем воздухе.

Желательно чтоб малыш имел возможность двигаться, игрался с игрушками, а совсем маленьких детей нужно самим поворачивать

на разные бока и выкладывать на животик.

Дети от 1 до 3 лет

Детям от года до трех с осторожностью проводят солнечные ванны, деток выводят под прямые солнечные лучи только после того, как в течении нескольких дней прогулка проводилась в светотени.

В рассеянных солнечных лучах сравнительно мало инфракрасных лучей и достаточно много ультрафиолета, что является профилактикой перегревания организма ребенка. Перегревание очень опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.

Поэтому одежду лучше подбирать светлых тонов, она защитит ребенка от перегревания и излишнего

облучения.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s24380t9.html

Терморегуляция у детей

Терморегуляция — совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела.

У новорожденного ребенка терморегуляция не совершенна. При рождении температура тела близка к температуре тела матери и равна 37,7—38,2°С. В течение нескольких часов после рождения она снижается на 1,5—2,0 °С, а затем вновь повышается до 37 °С.

У незрелых, недоношенных детей температура снижается ниже Нормальной в течение первых дней жизни. Снижение температуры тела у доношенного ребенка называется транзиторной гипотермией новорожденных.

Приблизительно у 0,3—0,5% новорожденных на 3—5-й день жизни наблюдают гипертермию. Это явление объясняют заселением бактериальной флоры и обезвоживанием организма ребенка.

После 5-го дня температура тела остается очень чувствительной к колебаниям температуры окружающей среды. Температура тела незначительно меняется при кормлении детей, при пеленании.

Установление нормальной температуры происходит только К 1,5—2 месяцам жизни, а у недоношенных детей в более поздние сроки.

После установления нормального суточного ритма температура Н подмышечных впадинах и в паху равна приблизительно 36,1— 36,6 °С, в прямой кишке — 37,1—37,5 °С.

После периода новорожденности повышение температуры тела у ребенка чаще всего связана с инфекцией. У детей приблизительно до 9—10 месяцев температура может повышаться при обезвоживании.

Центральным звеном терморегуляции является гипоталамическая область. Поэтому различные воздействия на гипоталамус также могут вызывать повышение температуры (гипоксия плода и новорожденного, внутричерепная травма новорожденного, аномалии развития мозга).

Влияние на температуру тела ребенка первых месяцев жизни оказывает так называемый несократительный термогенез. Образование тепла у детей раннего возраста происходит за счет жировой ткани.

Более совершенным видом теплопродукции является сократительный теплогенез. Он создается за счет повышения мышечной активности. Поэтому он значительно возрастает при воздействии холода на ребенка. Механизмы теплопродукции у детей нарушаются при родовой гипоксии, на фоне заболевания органов дыхания, введения некоторых лекарственных препаратов (β-блокаторов).

Процессы теплоотдачи созревают только к 7—8 годам. Теплоотдача регулируется и потоотделением, которое у детей первых лет жизни еще несовершенно. Поэтому для детей в возрасте до 7—8 лет необходимо организовывать оптимальные температурные условия. Ребенок может находиться раздетым и не терять тепла, если он находится в термонейтральной зоне.

Для новорожденных доношенных детей она равна 32—35°С, для недоношенных — 35—36°С, для запеленатого доношенного — 23 — 26°С, а для недоношенного — 30—33°С. К возрасту 1 месяц пределы термальной зоны смещаются для запеленатых детей вниз на 1,5—2,0°С. Для создания условий терморегуляции голову ребенка при пеленании не покрывают.

При выхаживании недоношенных до совершенствования терморегуляции их содержат в кувезах.

Несоблюдение оптимального температурного режима у детей раннего возраста приводит к нарушению развития головного мозга, заболеваниям органов дыхания и сердечнососудистой системы. Поэтому сразу же после рождения детей пеленают в теплые пеленки. Осмотр, смену белья, обработку кожи и пупка проводят быстро на подогретом пеленальном столе. Недоношенному ребенку все манипуляции проводят в кувезе.

Перегревание ребенка не менее опасно, чем переохлаждение. Во-первых, у детей даже при временном перегревании развивается обезвоживание организма, во-вторых, нарушение микроциркуляции вследствие перегревания приводит к тепловому удару или шоку, нарушению функции центральной нервной системы, сердца, дыхания.

Такая же ситуация возможна тогда, когда гипертермия вызывается инфекционными заболеваниями. Ребенок может погибнуть от перегревания, поэтому при гипертермии ему требуется экстренная помощь.

Для детей грудного возраста создают комфортные температурные условия. В помещении, где они находятся, влажность воздуха составляет 30—60%, скорость движения воздуха — 0,12—0,2 м/с, температура воздуха — 21—22 °С. С двух лет температура комфорта снижается до 18 °С, а для относительного оптимума теплового состояния — даже до 16 °С.

Важно правильно и адекватно одевать ребенка. В зимнее время на улице на ребенке должно быть 4—5 слоев одежды с учетом ветронепроницаемого верхнего слоя. Зимой для прогулок обычно используют комбинезоны или полукомбинезоны. Летом, в зависимости от температуры воздуха, слоев одежды может быть до двух при температуре воздуха 23°С и выше, и до трех при температуре воздуха 16—17°С.

Для предупреждения охлаждения и перегревания широко применяют методы закаливания детей. Закаливание должно быть постепенным, кратковременным — с применением холодового (импульсного) контакта с кожей ребенка, с постепенным распространением холодового раздражителя на площадь кожи и изменением сроков закаливания.

Сначала это обливание ног водой с понижением температуры. Затем одномоментное обливание холодной водой от голеней до бедра, от пупка до шеи и головы. При системности и повторяемости обливаний происходит созревание адаптационных приспособлений, что влечет за собой увеличение времени проведения этих процедур.

Для формирования холодовой устойчивости и адаптационно-приспособительных реакций детям достаточно двух обливаний в неделю. Лучше их проводить весной. Большие дозы закаливающих процедур вызывают срыв адаптивных реакций, приводят к гиперстимуляции надпочечников и обусловливают иммунодефицитные состояния.

Закаливающие процедуры у детей не должны вызывать снижения внутренней температуры тела. Нужно также помнить об индивидуальном режиме закаливания, так как каждый ребенок по-своему реагирует на холодовые раздражители.

В детских лечебно-профилактических учреждениях используют и такие формы закаливания, как сон на открытом воздухе, воздушные холодовые ванны, обтирание мокрыми холодными простынями, общее обливание, ножные ванны и обливание ног с постепенным снижением температуры от 36,6 до 32,6°С. В некоторых детских поликлиниках для закаливания детей используют бассейны с процедурами кратковременного обливания детей струей холодной воды и др.

Есть дети, у которых температура без видимых причин повышается до 37,3—37,5°С, хотя они здоровы. Чаще всего это ответ температурной реакцией на прием пищи, повышенную физическую активность или повышенный психоэмоциональный тонус.

Патологической считается температура выше 37,5°С, которая обусловлена каким-либо заболеванием. При этом состояние теплопродукции всегда превалирует над теплоотдачей. Часто присоединяется озноб, обусловленный сократительным термогенезом. В таких состояниях виноваты вещества, называемые пирогенами, которые воздействуют на терморегулирующие центры центральной нервной системы.

Существуют различные типы патологических температурных реакций.

Частоту регистрации температуры у детей определяет врач — 2 раза в день, через 1 ч, через 2 ч и т. д. Регистрацию температуры в течение дня проводит средний медицинский персонал.

Температура тела ниже 36,4 °С чаще всего наблюдается у детей со сниженным энергетическим обменом, обусловленным тяжелым заболеванием внутренних органов. Это истощение (дистрофия), сосудистая недостаточность, недостаточность функции основных органов и систем. При шоке, особенно анафилактическом, температура также снижается ниже нормальной.

Источник: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/termoregulyatsiya-u-detey.html

Глубокий анализ разных способов измерения температуры тела у детей, способы измерения температуры тела

19 декабря 2011, 16:50

Невзирая на то, что измерение температуры тела у ребенка кажется легкой задачей (большой выбор термометров для измерения температуры тела на коже, в ротовой, в ректальной полостях или в области барабанной перепонки), выбор метода для врачей, а также для родителей никогда не был таким сложным, как сегодня. Раньше было известно, что нормальная температура тела не превышает 37,0|C (98,6|F). Считается, что при ректальном способе измерения температура выше 38,0|C (100,0|F) является признаком лихорадочного состояния. У детей в возрасте до 36 месяцев причиной появления высокой температуры являются инфекционные заболевания [3 – 6]. При выявлении высокой температуры у ребенка до 3 месяцев, источник инфекции нужно искать особенно тщательно [7 – 8]. Однако в таком возрасте, инфекционные заболевания могут развиваться даже при нормальной температуре, но в таком случае могут иметься другие симптомы заболевания. Большое значение в постановке диагноза играет также точность измерения температуры [9-11]. И, наконец, уверенность в отсутствии высокой температуры успокаивают и медиков, родителей, и последние реже посещают поликлинику без повода [12]. Именно поэтому измерение температуры у детей должно быть точным и надежным.

Способы измерения температуры
Измерение температуры в прямой кишке.

Этот способ измерения считался всегда самым надежным [13,14]. Но несколько новых исследований показали некоторые ограничения для его использования [13,14].

Дело в том, что ректальная температура меняется более медленно, чем внутренняя температура тела, и остается высокой в течение более длительного времени.

Правильное измерение температуры зависит также от глубины ввведения термометра, характера местного кровообращения и от наличия каловых масс. Многие родители находят этот способ неудобным, а дети его не любят.

Измерение температуры подмышкой.

Несмотря на простоту и удобство данного способа (по сравнению с пероральным и ректальным способами), доказано, что он отражает самые неточные значения температуры тела ребенка [13,15,18,21].

Для того, чтобы измерение температуры в подмышечной области было более точным, необходимо приложить ртутный термометр на область прохождения подмышечной артерий, но даже в этом случае точность измерения в большой степени зависит от окружающих условий.

Американская Академия Педиатров рекомендует таким способом проводить измерение температуры у новорожденных во избежание риска перфорации прямой кишки [22], даже если данное осложнениевстречается с частотой один случай на два миллиона измерений [23].

Измерение температуры в ротовой полости.

Подъязычное пространство является достаточно узким и отражает температуру артерий языка. Однако температура рта находится под влиянием съеденной пищи, выпитой жидкости, а также дыхания через рот.

Для более точного измерения надо держать рот постоянно закрытым в течение 3 – 4 минут, что представляет собой сложную задачу для детей. Этот способ не может быть использован у совсем маленьких детей и у больных в бессознательном состоянии.

Существуют термометры в виде соски, но они нами не были достаточно изучены [24]. В основном точность измерения температуры таким способом выше, чем при измерении ее подмышкой, но ниже, чем в прямой кишке.

Считается, что достоверность измерения растет по мере взросления ребенка потому, что при этом лучше соблюдаются рекомендации по измерению.

Измерение температуры в области барабанной перепонки.

Первые приборы для измерения температуры в области барабанной перепонки размещались в прямом касании с ней. В 1969 году, было доказано, что такой способ дает более точное значение температуры тела, чем ректальный [25]. Однако, эти приборы оказались не очень удобными для ежедневного применения.

На их месте появились новые термометры, которые стали измерять излучение температуры из барабанной перепонки через слуховой проход и стали называться «локаторами излучений, чувствительными к инфракрасному лучу» или термометрами с инфракрасным излучением.

Так как сумма излучения температуры соответствует температуре оболочки барабанной перепонки, термометры с инфракрасным излучением отражают температуру тела с максимальной точностью [16].

В отличие от других областей тела, которы обычно ипользуют для измерения, значение температуры и местное кровообращение в области барабанной перепонки максимально приближаются к значению температуры крови, которой питается гипоталамус, центр терморегуляции организма.

Таким образом, область барабанной перепонки является идеальным местом для измерения температуры организма [26,27]. Плач, беспокойство, средний отит и наличие серных масс не сильно искажают результаты измерения.

Надежность и точность термометрии в области барабанной перепонки по сравнению с классической

Так как много было написано за [15,16,26,27] и против [29,32] использования термометров с инфракрасным излучением в клинической среде, многие врачи не уверены в надежности этих приборов.

Результаты недавнего опросачленовАмериканской Академии Педиатров и Американской Академии Семейных Врачей показали, что 78% опрошенных использовали термометры с инфракрасным излучением минимум 1 раз, а 65% педиатров и 64% семейных врачей были постоянными пользователями этих приборов [33].

Основной причиной отказа от их использования была неточность или недоверие к термометрам с инфракрасным излучением.

Сравнение цифровых и ртутных термометров

Последние годы цифровой термометр постепенно заменил ртутный потому, что при одинаковой точности измерения [28] ртутный является опасным для окружающей среды. Именно поэтому Канадское Общество Педиатров не рекомендует использование ртутных термометров.

Достоверность и точность измерения термометрами с инфракрасным излучением Некоторые факторы, связанные с пациентом, термометром, техникой измерения и окружающей атмосферой, могут влиять на конечные результаты измерения инфракрасным термометром.

Например, особенности структуры слухового прохода так же, как и восприятие, и положение кончика самого термометра влияют на герметическую замкнутость прохода относительно влияния внешних факторов [34].

Для получения точных данных измерения кончик термометра с сенсорным датчиком (с диаметром до 8 мм) должен быть достаточно маленьким для лучшего прохождения в наружный слуховой проход у ребенка и для лучшего доступа к барабанной перепонке [34]. Этот фактор является менее критичным у детей старше 2 лет, у которых диаметр слухового прохода больше 8 мм.

Средний диаметр слухового прохода у новорожденных – 4 мм, у детей до 2 лет – 5 мм. Более широкий кончик термометра отражает температуру барабанной перепонки, а также соседствующей слизистой оболочки слухового прохода. И так как термометр измеряет среднюю температуру обоих сред, результат измерения может быть более высоким.

Рекомендуется слегка приподнять кончик уха для лучшего проведения термометра по слуховому проходу.

Концепция, технология, рекомендации по использованию инфракрасных термометров варьируют от одной марки к другой. И это влияет на достоверность результатов измерения. Существуют также профессиональные термометры и термометры бытового значения. Первые более стойкие и пригодны для ежедневного использования в больничных условиях. Однако точность измерения обоих типов термометров одинакова при соблюдении рекомендации производителя.  

Термометрия в области височной артерии

Измерение температуры височной артерии при помощи инфракрасного термометра можно произвести на лбу. Доказано, что этот относительно новый способ измерения является более точным, чем термометрия в области барабанной перепонки и более удобным, чем ректальный способ [36].

В ходе проведенных исследований в отделении неотложной педиатрии было доказано, что данный способ термометрии имеет 80% чувствительность (по сравнению с ректальным способом). А для выявления температуры выше 38|C его чувствительность достигает 90%. Но при этом точность полученных результатов падает [37].

Термометрию в области височной артерии можно проводить у менее уязвимых детей, но нельзя рекомендовать для применения в домашних условиях, и тем более в больницах тогда, когда определение уровня температуры имеет решающее значение.

Вывод

Без сомнения все термометры для измерения температуры тела, имеющиеся на рынке, имеют сильные и слабые стороны. Ясно, что выбор родителей определенного термометра зависит от удобства применения, стоимости прибора, а также влияния рекламы. Для профессионалов самый старый способ является более предпочтительным потому, что он лучше записывается в медицинских документах. Однако, учитывая заботу об окружающей среде, ртутные термометры должны быть полностью исключены.

Исходя из приведенных данных не вызывает сомнений, что удобство применения, скорость работы, точность измерения, а также безвредность инфракрасных термометров для измерения температуры в ухе обосновывает их включение в перечень приборов для измерения температуры у детей. При этом, необходимо продолжать измерение температуры у детей моложе 2 лет ректальным способом, пока производители не начнут выпускать термометры с более тонким кончиком или не будет доказан способ измерения температуры в области височной артерии (на лбу) при более масштабных исследовательских работах.

Авторы благодарят доктору Howard Levitt за его исследования данной темы.

Перевод: Доктор Тузани Халид

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/46168253-41525800/

Техника измерения температуры тела у детей раннего возраста

Главная » Температура ребенка » Техника измерения температуры тела у детей раннего возраста

Декабрь 22, 2014 admin Нет Комментариев

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

Контроль за состоянием процессов теплообмена в организме ребенка.

II. ПОКАЗАНИЯ:

Измерение температуры проводят 2 р. в день – утром и вечером, а по назначению врача и чаще.

III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: Нет

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

Термометр, часы, лоток с дез. раствором, вата, салфетки, вазелиновое масло.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: Не оставлять ребенка без присмотра.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Беспокойство ребенка.

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

  3. Перед измерением температуры медицинская сестра проверяет термометры на целость, чистоту, протирает ватой, встряхивает до температуры не выше 35С. Температуру чаще всего проверяют в подмышечной и паховой областях.

  4. Медицинская сестра осматривает подмышечную (паховую) область, протирает ее насухо салфеткой.

Выполнение процедуры:

  1. Помещает ртутный резервуар так, чтобы он полностью охватывался кожей и не соприкасался с бельем.
  2. Медицинская сестра должна придерживать рукой бедро или плечо ребенка в течение 5-I0 минут.

  3. Показанием для ректального способа измерения температуры является обширные заболевания кожи в подмышечных и паховых складках (опрелости, дерматит, ожоги) или в случае, если нужно получить быстро результат.

    При данной процедуре медицинская сестра проводит ту же подготовку (п.п. 1,2,3), но дополнительно надевает перчатки. Длительность измерения температуры в прямой кишке 2-3 минуты.

    Ребенка укладывают на бок, до I года можно и в положении на спине, и осторожно вводят термометр на 2-3 см, предварительно смазав вазелином.

Читайте так же про:  Другие виды патронаж для медсестер

Окончание процедуры:

  1. После процедуры термометр встряхнуть до помещения ртути в резервуар.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, (после ректального способа сначала снять перчатки).
  3. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации. Температура отмечается цифрами и графически в температурном листе.

Осложнения и профилактика

Повреждения кожи и слизистой оболочки прямой кишки из-за нарушения целостности термометра. Для профилактики – проверить его целостность. При несоблюдении сан. эпид. режима возможно инфицирование кожи и слизистой кишки.

Последующий уход за ребенком не требуется. Термометр дезинфицируют, промывают и протирают насухо салфеткой.

Категория: сестринское дело педиатрия

Источник: http://pediator4d.ru/temperatura_rebenka/tehnika_izmereniya_temperatury_tela_u_detej_rannego_vozrasta.html

Температура тела

Температура тела у только что родившегося ребенка (при измерении в прямой кишке) колеблется от 37,7 до 38,2°, т. е. обычно на 0,1—0,6° выше ректальной температуры матери. Это зависит от способности плода к самостоятельной теплопродукции.

Через 30—60 минут после рождения температура у ребенка заметно снижается и через 2—3 часа, иногда несколько позже, падает на 2,0—2,5°. Падение температуры особенно велико у недоношенных, слаборожденных детей, у родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении.

У нормальных детей температура вскоре снова начинает повышаться и через 12— 24 часа, а иногда лишь через 2—3 дня достигает 36—37°.

В течение еще нескольких следующих дней температура у новорожденных носит несколько беспорядочный характер, и лишь постепенно устанавливается температурная кривая, свойственная здоровым детям грудного возраста.

Снижение температуры до 35° и ниже, позднее возвращение ее к нормальным цифрам и значительные последующие колебания обычно указывают на известную патологическую недостаточность терморегуляции.

На степень снижения температуры влияют вес ребенка, размеры его тела, количество околоплодных вод и первородной творожистой смазки и условия ухода за новорожденными.

Основными причинами первоначального снижения температуры тела у новорожденного надо считать непривычную для плода низкую температуру окружающего воздуха и не- сразу устанавливающуюся у новорожденного физическую терморегуляцию.

Последняя, по-видимому, зависит от незаконченности развития теплового центра и некоторой вялости вазомоторов; надо допустить у новорожденного и некоторую недостаточность теплопродукции.

Температура тела восстанавливается тем скорее, чем раньше налаживается достаточное и правильное вскармливание ребенка.

В дальнейшем температура, как правило, остается у детей на 0,3—0,4° выше, чем у взрослых, и лишь постепенно приближается к последней.

У детей температура тела отличается значительной лабильностью; прием пищи, беспокойство, движения, сон, голод, случайные охлаждения и т. д. очень легко сказываются на их температурной кривой.

Эта термолабильность особенно резко выражена у детей раннего возраста.

Нет оснований говорить о монотермии, якобы характерной для грудных детей; средние колебания разницы между максимальной и минимальной температурой в течение суток равны у новорожденных приблизительно 0,4°, а у детей более старших могут доходить до 1°.

Суточные колебания температуры тела зависят главным образом от экзогенных воздействий, обусловленных различными факторами повседневной жизни — мышечной работой, приемом пищи, сменой сна и бодрствования и т. д. Конечно, возможно влияние и центрально-нервных импульсов вегетативного характера.

Ректальная температура обычно на 0,3—0,5° выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паху. После физических напряжений, особенно после бега, длительных прогулок и т. д. ректальная температура у детей временно повышается значительно сильнее, чем подмышечная, и разница между ними может достигать 1° и даже больше. При этом дело идет о местном, а не об общем повышении температуры.

Отмеченная выше термолабильность детей раннего возраста зависит не от недостаточности теплопродукции, а от некоторого несовершенства у них терморегуляции. Эта физиологическая неполноценность объясняется целым рядом особенностей детского организма.

Соотношение между массой тела и его поверхностью у детей неблагоприятно для тепловой экономики их организма. Чем меньше ребенок, тем больше поверхности тела приходится на единицу массы тела и, следовательно, тем сильнее у него теплопотери.

Отмеченные у новорожденных так называемая транзиторная лихорадка (повышение температуры тела у новорожденных 3—4-го дня жизни вследствие недостаточного введения с пищей жидкости при довольно значительном в ней количестве белка), так называемая кувезная лихорадка недоношенных (повышение температуры в случае перегревания в кувезе *), белковая и солевая лихорадки у грудных детей (повышение температуры при избыточном введении с пищей белков и соли) являются клиническими проявлениями малоценности терморегуляции у детей раннего возраста.

Эта физиологическая особенность у недоношенных и слабо-рожденных детей приобретает несколько патологический характер; организм этих детей до известной степени приближается к организмам пойкилотермным, т. е. меняющим температуру тела в зависимости от температуры окружающей среды. У них почти полностью отсутствует физическая терморегуляция и очень несовершенна химическая (Беневская).

С возрастом ребенок становится более термостабильным, способным удерживать температуру собственного тела независимо от изменений температуры окружающей среды. В отношении способности терморегуляции дети обнаруживают широкие индивидуальные колебания.

* Кувез — особая камера, где можно поддерживать на определенной высоте температуру и влажность воздуха.

Источник: http://www.medical-enc.ru/detskie-bolezni/temperatura-tela.shtml

Ссылка на основную публикацию