Сахарный диабет у ребёнка с особенностями психофизического развития

Сахарный диабет у детей

Сахарный диабет у детей – нарушение углеводного и других видов обмена, в основе которого лежит инсулиновая недостаточность или/и инсулинорезистентность, приводящая к хронической гипергликемии. По данным ВОЗ, сахарным диабетом страдает каждый 500-й ребенок и каждый 200-й подросток.

При этом в ближайшие годы прогнозируется увеличение заболеваемости сахарным диабетом среди детей и подростков на 70%.

Учитывая широкое распространение, тенденцию к «омоложению» патологии, прогредиентное течение и тяжесть осложнений, проблема сахарного диабета у детей требует междисциплинарного подхода с участием специалистов в области педиатрии, детской эндокринологии, кардиологии, неврологии, офтальмологии и др.

Классификация сахарного диабета у детей

У пациентов детского возраста врачам-диабетологам в большинстве случаев приходится сталкиваться с сахарным диабетом 1-го типа (инсулинозависимым), в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность.

Сахарный диабет 1-го типа у детей обычно имеет аутоиммунный характер; для него характерна наличие аутоантител, деструкция β-клеток, ассоциация с генами главного комплекса гистосовместимости HLA, полная инсулинозависимость, склонностью к кетоацидозу и др.

Идиопатический сахарный диабет 1-го типа имеет неизвестный патогенез и чаще регистрируется у лиц не европейской расы.

Кроме доминирующего сахарного диабета 1-го типа, у детей встречаются и более редкие формы заболевания: сахарный диабет 2-го типа; сахарный диабет, ассоциированный с генетическими синдромами; сахарный диабет MODY-типа.

Ведущим фактором, обусловливающим развитие сахарного диабета 1-го типа у детей, является наследственная предрасположенность, о чем свидетельствует высокая частота семейных случаев заболевания и наличие патологии у близких родственников (родителей, родных сестер и братьев, бабушек и дедушек).

Однако для инициации аутоиммунного процесса необходимо воздействие провоцирующего фактора внешней среды.

Наиболее вероятными триггерами, приводящими к хроническому лимфоцитарному инсулиту, последующей деструкции β-клеток и инсулиновой недостаточности, являются вирусные агенты (вирусы Коксаки B, ECHO, Эпштейна-Барр, паротита, краснухи, герпеса, кори, ротавирусы, энтеровирусы, цитомегаловирус и др.).

Кроме этого, развитию сахарного диабета у детей с генетической предрасположенностью могут способствовать токсические воздействия, алиментарные факторы (искусственное или смешанное вскармливание, питание коровьим молоком, однообразная углеводистая пища и пр.), стрессовые ситуации, хирургические вмешательства.

Группу риска, угрожаемую по развитию сахарного диабета, составляют дети, с массой при рождении свыше 4,5 кг, имеющие ожирение, ведущие малоактивный образ жизни, страдающие диатезами, часто болеющие.

Вторичные (симптоматические) формы сахарного диабета у детей могут развиваться при эндокринопатиях (синдроме Иценко-Кушинга, диффузном токсическом зобе, акромегалии, феохромоцитоме), заболеваниях поджелудочной железе (панкреатите и др.). Сахарному диабету 1-го типа у детей нередко сопутствуют другие иммунопатологические процессы: системная красная волчанка, склеродермия, ревматоидный артрит, узелковый периартериит и т. д.

Сахарный диабет у детей может быть ассоциирован с различными генетическими синдромами: синдромом Дауна, Клайнфельтера, Прадера–Вилли, Шерешевского-Тернера, Лоуренса–Муна–Барде–Бидля, Вольфрама, хореей Гентингтона, атаксией Фридрейха, порфирией и пр.

Симптомы сахарного диабета у детей

Проявления сахарного диабета у ребенка могут развиться в любом возрасте. Отмечается два пика манифестации сахарного диабета у детей – в 5-8 лет и в пубертатном периоде, т. е. в периоды усиленного роста и интенсивного метаболизма.

В большинстве случаев развитию инсулинозависимого сахарного диабета у детей предшествует вирусная инфекция: эпидемический паротит, корь, ОРВИ, энтеровирусная инфекция, ротавирусная инфекция, вирусный гепатит и др.

Для сахарного диабета 1-го типа у детей характерно острое бурное начало, нередко с быстрым развитием кетоацидоза и диабетической комы.

От момента первых симптомов до развития коматозного состояния может пройти от 1 до 2-3 месяцев.

Заподозрить наличие сахарного диабета у детей можно по патогномоничным признакам: повышенному мочеиспусканию (полиурии), жажде (полидипсии), повышенному аппетиту (полифагии), снижению массы тела.

Механизм полиурии связан с осмотическим диурезом, возникающим при гипергликемии ≥9 ммоль/л, превышающей почечный порог, и появлением глюкозы в моче. Моча становится бесцветной, ее удельный вес повышается за счет высокого содержания сахара.

Дневная полиурия может оставаться нераспознанной. Более заметна ночная полиурия, которая при сахарном диабете у детей нередко сопровождается недержанием мочи.

Иногда родители обращают внимание на тот факт, что моча становится липкой, а на белье ребенка остаются так называемые «крахмальные» пятна.

Полидипсия является следствием повышенного выделения мочи и дегидратации организма. Жажда и сухость во рту также могут мучить ребенка в ночные часы, заставляя его просыпаться и просить пить.

Дети с сахарным диабетом испытывают постоянное чувство голода, однако наряду с полифагией у них отмечается снижением массы тела. Это связано с энергетическим голоданием клеток, вызванным потерей глюкозы с мочой, нарушением ее утилизации, усилением процессов протеолиза и липолиза в условиях инсулинодефицита.

Уже в дебюте сахарного диабета у детей могут наблюдаться сухость кожи и слизистых, возникновение сухой себореи на волосистой части головы, шелушение кожи на ладонях и подошвах, заеды в уголках рта, кандидозный стоматит и др.

Типичны гнойничковые поражения кожи, фурункулез, микозы, опрелости, вульвиты у девочек и баланопоститы у мальчиков.

Если дебют сахарного диабета у девушки приходится на пубертатный период, это может привести к нарушению менструального цикла.

При декомпенсации сахарного диабета у детей развиваются сердечно-сосудистые нарушения (тахикардия, функциональные шумы), гепатомегалия.

Течение сахарного диабета у детей крайне лабильно и характеризуется склонностью к развитию опасных состояний гипогликемии, кетоацидоза и кетоацидотической комы.

Гипогликемия развивается вследствие резкого снижения сахара в крови, вызванного стрессом, чрезмерной физической нагрузкой, передозировкой инсулина, несоблюдением режима питания и т. д.

Гипогликемической коме обычно предшествует вялость, слабость, потливость, головная боль, ощущение сильного голода, дрожь в конечностях. Если не принять меры к повышению сахара крови, у ребенка развиваются судороги, возбуждение, сменяющееся угнетением сознания.

При гипогликемической коме температура тела и АД в норме, отсутствует запах ацетона изо рта, кожные покровы влажные, содержание глюкозы в крови

Диабетический кетоацидоз является предвестником грозного осложнения сахарного диабета у детей — кетоацидотической комы. Его возникновение обусловлено усилением липолиза и кетогенеза с образованием избыточного количества кетоновых тел. У ребенка нарастает слабость, сонливость; снижается аппетит; присоединяются тошнота, рвота, одышка; появляется запах ацетона изо рта.

При отсутствии адекватных лечебных мер кетоацидоз в течение нескольких дней может перерасти в кетоацидотическую кому. Данное состояние характеризуется полной утратой сознания, артериальной гипотонией, частым и слабым пульсом, неравномерным дыханием, анурией.

Лабораторными критериями кетоацидотической комы при сахарном диабете у детей служат гипергликемия > 20 ммоль/л, ацидоз, глюкозурия, ацетонурия.

Реже, при запущенном или некорригированном течении сахарного диабета у детей, может развиваться гиперосмолярная или лактатацидемическая (молочнокислая) кома.

Развитие сахарного диабета в детском возрасте является серьезным риск-фактором возникновения ряда отдаленных осложнений: диабетической микроангиопатии, нефропатии, нейропатии, кардиомиопатии, ретинопатии, катаракты, раннего атеросклероза, ИБС, ХПН и др.

Диагностика сахарного диабета у детей

В выявлении сахарного диабета важная роль принадлежит участковому педиатру, который регулярно наблюдает ребенка.

На первом этапе следует учитывать наличие классических симптомов заболевания (полиурии, полидипсии, полифагии, похудания) и объективных признаков.

При осмотре детей обращает внимание наличие диабетического румянца на щеках, лбу и подбородке, малиновый язык, снижение тургора кожи. Дети с характерными проявлениями сахарного диабета должны быть переданы для дальнейшего ведения детскому эндокринологу.

Окончательной постановке диагноза предшествует тщательное лабораторное обследование ребенка. Основные исследования при сахарном диабете у детей включают в себя определение в крови уровня сахара (в т. ч.

посредством суточного мониторинга), инсулина, С-пептида, проинсулина, гликозилированного гемоглобина, толерантности к глюкозе, КОС крови; в моче — глюкозы и кетоновых тел.

Важнейшими диагностическими критериями сахарного диабета у детей служат гипергликемия (выше 5,5 ммоль/л), глюкозурия, кетонурия, ацетонурия.

С целью доклинического выявления сахарного диабета 1-го типа в группах с высоким генетическим риском или для дифдиагностики диабетов 1 и 2-го типа показано определение Ат к β-клеткам поджелудочной железы и Ат к глутаматдекарбоксилазе (GAD). Для оценки структурного состояния поджелудочной железы выполняется ультразвуковое исследование.

Дифференциальная диагностика сахарного диабета у детей проводится с ацетонемическим синдромом, несахарным диабетом, нефрогенным диабетом. Кетоацидоз и кому необходимо отличать от острого живота (аппендицита, перитонита, кишечной непроходимости), менингита, энцефалита, опухоли мозга.

Лечение сахарного диабета у детей

Основными компонентами терапии сахарного диабета 1-го типа у детей являются инсулинотерапия, соблюдение диеты, правильного образа жизни и самоконтроля. Диетические мероприятия предусматривают исключение из питания сахаров, ограничение углеводов и животных жиров, дробное питание 5-6 раз в день, учет индивидуальных энергетических потребностей.

Важным аспектом лечения сахарного диабета у детей служит грамотный самоконтроль: осознание серьезности своего заболевания, умение определять уровень глюкозы в крови, корректировать дозу инсулина с учетом уровня гликемии, физических нагрузок, погрешностей в питании.

Обучение родителей и детей с сахарным диабетом приемам самоконтроля проводится в «школах диабета».

Заместительная терапия детям, страдающим сахарным диабетом, проводится препаратами человеческого генно-инженерного инсулина и их аналогами. Доза инсулина подбирается индивидуально с учетом степени гипергликемии и возраста ребенка.

Хорошо зарекомендовала себя в детской практике базис-болюсная инсулинотерапия, предусматривающая введение пролонгированного инсулина утром и вечером для коррекции базисной гипергликемии и дополнительное использование инсулина короткого действия перед каждым основным приемом пищи для коррекции постпрандиальной гипергликемии.

Современным методом инсулинотерапии при сахарном диабете у детей является инсулиновая помпа, позволяющая вводить инсулин в непрерывном режиме (имитация базальной секреции) и болюсном режиме (имитация посталиментарной секреции).

Важнейшими компонентами лечения сахарного диабета 2-го типа у детей являются диетотерапия, достаточная физическая активность, прием пероральных сахароснижающих препаратов.

При развитии диабетического кетоацидоза необходима инфузионная регидратация, введение дополнительной дозы инсулина с учетом уровня гипергликемии, коррекция ацидоза.

В случае развития гипогликемического состояния нужно срочно дать ребенку сахаросодержащие продукты (кусочек сахара, сок, сладкий чай, карамель); если ребенок находится без сознания – необходимо внутривенное введение глюкозы или внутримышечное введение глюкагона.

Прогноз и профилактика сахарного диабета у детей

Качество жизни детей с сахарным диабетом во многом определяется эффективностью компенсации заболевания.

При соблюдении рекомендуемой диеты, режима, лечебных мероприятий продолжительность жизни соответствует средней в популяции.

В случае грубых нарушений предписаний врача, декомпенсации диабета рано развиваются специфические диабетические осложнения. Пациенты сахарным диабетом пожизненно наблюдаются у эндокринолога-диабетолога.

Вакцинация детей, больных сахарным диабетом, проводится в период клинико-метаболической компенсации; в этом случае она не вызывает ухудшения в течении основного заболевания.

Специфическая профилактика сахарного диабета у детей не разработана. Возможно прогнозирование риска заболевания и выявление преддиабета на основе иммунологического обследования. У детей группы риска по развитию сахарного диабета важно поддерживать оптимальный вес, ежедневную физическую активность, повышать иммунорезистентность, лечить сопутствующую патологию.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/diabetes-mellitus

Сахарный диабет у детей: симптомы, причины развития, принципы коррекции самочувствия

Сахарный диабет может проявиться в любом возрасте, были случаи диагностирования его и у новорожденных, но это скорее исключение, чем правило. Чаще всего нарушение углеводного обмена наблюдается у детей в возрасте от 6 до 12 лет, а статистика утверждает, что на 30-50% больных взрослых приходится лишь 10% детей с сахарным диабетом.

Оглавление: Симптомы сахарного диабета у детей Диагностика сахарного диабета у детей Причины сахарного диабета у детей Коррекция самочувствия при сахарном диабете у детей Профилактика развития сахарного диабета у детей

Развитие данного заболевания происходит практически по той же схеме, что и у взрослых пациентов, разница имеется лишь в определенных возрастных периодах.

Важно:в 5 лет риск возникновения нарушений углеводного обмена самый высокий – поджелудочная железа ребенка только к 6 годам его возраста начинает вырабатывать нужное количество инсулина. Наиболее часто диагностируется инсулинозависимый диабет у детей.<\p>

Симптомы сахарного диабета у детей

Рассматриваемое заболевание в детском возрасте развивается не стремительно и внезапно, а постепенно, характеризуется нарастающими симптомами. Родители должны обратить внимание на следующие синдромы:

  • ребенок проявляет желание пить постоянно, жалуется на сухость во рту;
  • зрение стремительно падает;
  • вес ребенка быстро снижается, но при этом аппетит остается на прежнем уровне;
  • утомляемость, раздражительность на фоне полноценного ночного сна.
Читайте также:  Что такое детская инвалидность?

Обратите внимание: если имеется хотя бы один из перечисленных синдромов, а уж тем более 2 или все, то следует немедленно отвести ребенка для обследования к врачам – скорее всего, будет поставлен диагноз сахарный диабет.

Принято различать типичные и нетипичные симптомы сахарного диабета у детей. Типичные могут отметить родители – ребенок будет жаловаться на регулярно возникающую головную боль ноющего характера, снижение успеваемости в школе.

К нетипичным симптомам рассматриваемого заболевания относятся:

  • ночное недержание мочи;
  • зуд кожных покровов;
  • появление гнойничковых высыпаний;
  • зуд половых органов, возникающий сразу после мочеиспускания.

Кроме этого, при сахарном диабете у детей начинает повышаться количество выделяемой мочи – до 2 литров в сутки, причем, независимо от того, насколько выросло количество употребляемой жидкости. Моча приобретает светлый оттенок и становится липкой (это связано с выделением сахара с мочой).

Норма сахара в крови у детей

Чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз «сахарный диабет» ребенку придется пройти обследование.

Подробнее о том, каких специалистов следует посетить и какие анализы сдать, читайте в статье «Сахарный диабет: признаки, типы, стадии и причины возникновения». Наиболее важным анализом является анализ крови на сахар.

Обычно кровь берут из пальца, но у грудных детей также допустимо брать кровь из пятки, мочки уха или пальца на ноге. Нормы сахара в крови у детей зависят от возраста:

  • Дети первого года жизни — 2,8-4,4 ммоль/л.
  • Дети от года до пяти — 3,3-5,0 ммоль/л.
  • Дети старше пяти лет — 3,3-5,5 ммоль/л.

Обратите внимание: ребенок должен сдавать анализ крови натощак (запрещается есть и употреблять значительное количество жидкости на протяжении 10 часов до анализа). Кроме того, перед анализом нельзя играть в активные игры, заниматься спортом и т.д.: физическая нагрузка запрещена.

В некоторых случаях причиной повышения сахара в крови у ребенка могут быть заболевания и состояния, не связанные с сахарным диабетом, к примеру:

  • Нервное и физическое напряжение, спровоцировавшее активизацию гормональных функций надпочечников или щитовидки.
  • Ожирение, приводящее к повышенным нагрузкам на поджелудочную железу. Важно: ожирение может привести к диабету.
  • Системные заболевания надпочечников, щитовидной железы и других желез внутренней секреции.
  • Прием нестероидных противовоспалительных препаратов.

Важно: стойкое повышение уровня сахара в крови (6,1 ммоль/л и выше) – явный признак диабета у ребенка.

Причины сахарного диабета у детей

Факторов, которые могут спровоцировать нарушение углеводного обмена в детском возрасте, очень много, но врачи выделяют несколько основных:

  1. Наследственность. Сахарный диабет обязательно проявится у детей, родители которых имеют такой же диагноз. Первые симптомы могут отмечаться и в раннем детском возрасте, и у подростков, и у вполне взрослых людей. Во время беременности женщина с диагностированным сахарным диабетом должна постоянно контролировать уровень сахара в крови – он мгновенно проникает через плаценту и может скапливаться в органах еще не рожденного ребенка.
  2. Вирусные инфекции. К таковым относятся краснуха, паротит эпидемический, грипп, вирусный гепатит – эти заболевания нарушают функционирование поджелудочной железы. В этом случае происходит разрушение клеток поджелудочной железы, которые вырабатывают инсулин, собственной иммунной системой организма. Развитие сахарного диабета на фоне вирусных инфекций возможно только при наличии располагающих к этому факторов (например, наследственность).
  3. Переедание. Слишком хороший аппетит и неконтролируемое поглощение детьми выпечки, сладких изделий, десертов может привести к ожирению. В этом случае значительно увеличивается нагрузка на поджелудочную железу, клетки, отвечающие за выработку инсулина, истощаются и перестают нормально функционировать.
  4. Малоподвижный образ жизни. Низкая активность приводит к ожирению, а даже не интенсивная физическая нагрузка стимулирует работу «инсулиновых» клеток в поджелудочной железе.
  5. Регулярные простудные заболевания. При частых рецидивах ОРВИ иммунная система организма вырабатывает антитела к ним, и этот процесс происходит даже при отсутствии заболевания. В результате антитела начинают буквально «пожирать» здоровые клетки органов – поджелудочная железа не является исключением.

Коррекция самочувствия при сахарном диабете у детей

Рекомендуем прочитать: — Симптомы и лечение диабетической стопы, уход за ногами при диабете — Что можно есть при сахарном диабете 2 типа — Пероральные сахароснижающие препараты: список, принцип их действия

Лечение сахарного диабета – это, прежде всего, коррекция уровня сахара в крови. Редко врачами сразу назначается инсулин – в детском возрасте, при своевременной диагностике патологии, возможно вести коррекцию состояния с помощью диетического питания. Врачи рекомендуют следующие правила приема пищи:

  • углеводная пища либо полностью исключается, либо значительно ограничивается – максимальное количество углеводной пищи в сутки не должно превышать 400 грамм;
  • в рацион следует ввести фрукты, овощи, молочные продукты и мясо – глюкоза должна поступать в организм;
  • мандарины, грейпфрут и любые цитрусовые – их можно употреблять практически в неограниченном количестве, но только при отсутствии гиперчувствительности/индивидуальной непереносимости к этим видам фруктов;
  • категорически нельзя есть белый хлеб, сдобную выпечку, бананы, виноград, финики, инжир, конфеты, соки.

Составлять диету при сахарном диабете у детей должен специалист – ребенок растет и ему важно получать абсолютно все микро/макроэлементы, витамины для нормального развития. Кроме этого, нужно придерживаться определенных правил:

  • блюда не должны быть слишком горячими или очень холодными – подберите среднюю температуру;
  • сахарный диабет 2 типа предполагает 5-6 разовое питание, при этом нужно, чтобы ребенок принимал пищу ежедневно в одно и то же время;
  • ребенок не должен употреблять специи;
  • ограничить прием продуктов, приготовленных жареным способом;
  • родители должны следить за количеством употребляемой жидкости – допустимая суточная норма максимум 1800 л;
  • четкий рацион питания – прием пищи должен осуществляться в одно и то же время.

Всю необходимую информацию о режиме питания и диете при инсулинонезависимом сахарном диабете у ребенка вы получите, просмотрев данный видео-обзор:

Сахарный диабет у детей сопровождается приемом определенных медикаментов – это инсулин и ангиопротекторы.  Кроме этого, врач должен подобрать желчегонные лекарственные средства, витаминыи гепатопротекторы – это позволит снизить нагрузку на поджелудочную железу.

Важно: инсулин, применяемый при сахарном диабете у детей, обладает коротким действием, вводится с помощью шприца-ручки внутрикожно. Это очень удобно и абсолютно безопасно – ребенок может научиться самостоятельно делать инъекции и не зависеть от присутствия рядом взрослых, что обеспечивает ему полноценную жизнь.

Современная медицина может предложить и трансплантацию поджелудочной железы – речь идет о пересадке либо целого органа, либо определенной его части.

Очень часто такие операции заканчиваются отторжением органа (иммунная система организма воспринимает его как чужеродное тело), развитием панкреатита (воспаление поджелудочной железы).

Врачи рассматривают широкие возможности трансплантации эмбриональной поджелудочной железы, но такие операции находятся на уровне научных исследований и экспериментов.

Профилактика развития сахарного диабета у детей

Рекомендуем прочитать:  Профилактика диабета у детей и взрослых

Прежде всего, нужно выявить группу риска – если ребенок находится в ней, то следует придерживаться следующих правил:

  • ограничить употребление сладостей, сдобной выпечки и белого хлеба;
  • регулярно проверять уровень сахара в крови;
  • получить консультацию у диетолога и составить сбалансированный рацион питания;
  • свести к нулю развитие ожирения – ребенок должен вести активный образ жизни, заниматься физической культурой.

Если сахарный диабет у ребенка диагностирован, то родители должны постоянно контролировать своевременный прием лекарственных средств, в том числе и инсулина, корректировать рацион питания, привлекать к занятиям спортом.

Только в таком случае можно добиться снижения рисков развития осложнений сахарного диабета, а ребенок будет вести нормальный образ жизни и в будущем.

Чтобы получить больше информации о сахарном диабете у детей, просмотрите данный видео-ролик:

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

Источник: https://okeydoc.ru/saxarnyj-diabet-u-detej-osobennosti-i-principy-korrekcii-samochuvstviya/

Психологические особенности детей и подростков, больных сахарным диабетом 1-го типа

Статья из монографии «Сахарный диабет: от ребёнка до взрослого».

Дети и подростки, больные сахарным диабетом 1-го типа, имеют высокий риск развития нарушения адаптации непосредственно после установления диагноза. При этом установлено, что у пациентов с первичной дезадаптацией к заболеванию проблемы возникают и в дальнейшем.

В 10-летнем проспективном исследовании доказано, что среди заболевших сахарным диабетом 1-го типа (СД 1) высокий уровень расстройств психики, причем женщины ими страдают достоверно чаще.

При этом большинство из них имеет плохие показатели гликемического контроля.

Дети, неоднократно переносившие эпизоды кетоацидоза, страдают психическими расстройствами достоверно чаще имеющих хороший метаболический контроль.

Депрессии ассоциируются с плохим гликемическим контролем и частыми госпитализациями. Поведенческие проблемы также ассоциированы с плохим гликемическим контролем.

Среди подростков, больных сахарным диабетом, особенно девочек, частота пищевых расстройств вдвое выше, чем в здоровой популяции, что ассоциируется с плохим гликемическим контролем.

Без адекватного вмешательства и коррекции дозы инсулина ситуация усугубляется, что ведет к быстрому формированию сердечно-сосудистых нарушений.

Плохой метаболический контроль ассоциируется с многочисленными психосоциальными проблемами, включая тревожность и плохое самосознание, безответственность, низкие волевые качества.

С целью выяснения механизмов влияния характера гликемического контроля на формирование личности подростка с сахарным диабетом 1-го типа было проведено собственное исследование, в ходе которого было установлено, что у 90% подростков, больных сахарным диабетом 1-го типа, имеют место диагностически значимые акцентуации характера в различных сочетаниях, причем длительность течения заболевания ассоциировалась с увеличением их числа.

Так, по нашим данным, для дебюта сахарного диабета характерно проявление демонстративного и аффективно-экзальтированного типов акцентуации без явного преобладания по отношению к другим группам, среднего (с тенденцией к высокому) уровня тревожности, отличной и хорошей выраженности волевых качеств, сохранной способности к выражению эмоций.

Для подростков с длительностью сахарного диабета менее 5 лет характерно проявление аффективно-экзальтированного, демонстративного и гипертимного типов акцентуации с преобладанием демонстративного и циклотимного типов по отношению к другим группам, среднего (с тенденцией к высокому) уровня тревожности, отличной и хорошей выраженности волевых качеств, преобладанию пограничных значений по шкале алекситимности, возрастание уровня внутриличностных и межличностных конфликтов.

Для подростков с длительностью сахарного диабета более 5 лет характерно проявлениеаффективно-экзальтированного, эмотивного и гипертимного типов акцентуации, преобладание по отношению к другим группам аффективно-экзальтированного, возбудимого,эмотивного и застревающего типов, преимущественно высокого уровня тревожности, удовлетворительной или плохой выраженности волевых качеств, неспособности к выражению эмоций, высокий уровень внутриличностных и межличностныхконфликтов.

Нами установлено, что у детей, больных сахарным диабетом 1-го типа, имеет место сильная прямая зависимость возраста и длительности заболевания с тревожным (r = 0,75 и 0,69 соответственно) и умеренная обратная (r = — 0,45 и — 0,31 соответственно) – с аффективным типом акцентуации, что позволяет думать о том, что по мере взросления ребенка при длительном течении заболевания аффективные эпизоды сменяются тревожностью.

Тревожность, в свою очередь, имеет умеренную отрицательную связь (r = — 0,399) с максимальной концентрацией глюкозы крови, степенью выраженности волевых качеств (r = — 0,35), сильную – с выраженностью демонстративных проявлений (r = 0,56) и алекситимностью (r = 0,72).

Демонстративность проявляется при недостаточной выраженности волевых качеств (r = — 0,61), высокой тревожности (r = 0,56), неспособности проявления эмоций (r = 0,46) и связана с гипертимностью (r = 0,55) и эмотивностью (r = 0,34).

Демонстративность поведения может фиксироваться с одинаковой частотой как в дебюте заболевания, так и при его длительном течении. Это позволяет сделать вывод о том, что длительная гипергликемия у подростков с недостаточно выраженными волевыми качествами формирует высокий уровень тревожности с неспособностью к адекватному проявлению эмоций, что лежит в основе демонстративности поведения.

Максимальные же концентрации глюкозы зависят от их суточных колебаний, имеют отрицательную корреляцию с гипертимностью и прямую – с тревожностью (r = 0,96), эмотивностью (r = 0,53) и циклотимностью (r = 0,48), что ведет к перепадам настроения и снижению активности на фоне высокого уровня тревожности.

Минимальные суточные концентрации глюкозы, не достигающие в среднем диапазона нормальных значений (гипогликемический уровень), имеют сильную прямую связь с тревожностью (r = 0,82) и эмотивностью (r = 0,56).

Читайте также:  Что могут люди с синдромом дауна?

Это свидетельствует о том, что постоянная гипергликемия ведет к формированию тревожности с немотивированными перепадами настроения.

Установлено, что суточные колебания глюкозы имеют обратную зависимость с гипертимным типом акцентуации (r = — 0,57) и прямую – с циклотимным (r = 0,46), проявляющуюся в виде снижения активности и коммуникабельности с формированием субдепрессивных состояний.

У молодых людей, больных сахарным диабетом, состояние нейрокогнитивных функций характеризуется снижением способности к анализу информации, проблемами при обучении. Особенно это выраженно у лиц с ранним дебютом СД 1.

Имеются сведения о том, что мальчики испытывают чаще проблемы с обучением, чем девочки того же возраста с аналогичной длительностью заболевания. Причем академическая успеваемость у молодых людей и школьная успешность у подростков с плохим метаболическим контролем достоверно снижена.

Уже через 2 года после начала заболевания дети имеют признаки умеренного невропсихологического дефицита. Подобные нарушения связывают с ранним началом диабета (до 4-летнего возраста), ассоциирующегося с нарушением зрительно-пространственного функционирования, тяжелыми гипо- и гипергликемиями, снижающими память и способность к обучению.

Исследования нейропсихических функций у детей, страдающих сахарным диабетом 1-го типа в течение 6 лет, демонстрируют худшие показатели интеллекта, внимания, способности к анализу и долговременной памяти.

По нашим данным, уровень внутриличностных конфликтов у подростков с сахарным диабетом 1-го типа составляет 87 ± 4,2%, уровень межличностных конфликтов – 63,2 ± 5,9% с достоверным (Р < 0,05) увеличением показателей в связи с длительностью заболевания и качеством гликемического контроля, что является основой нарушения социальной адаптации таких пациентов. Действительно, школьники с удовлетворительным гликемическим контролем имеют более высокое качество жизни и не испытывают проблем межличностного характера.

Доказанным является тот факт, что наличие психологических расстройств у взрослых больных диабетом свидетельствует о неадекватной медикаментозной и психологической коррекции состояния в молодом возрасте.

Наиболее значимым в плане социальной адаптации больных сахарным диабетом является влияние семейного фактора. Так, у детей из неблагополучных семей чаще регистрируются повторные эпизоды. Благоприятные отношения в семье способствуют соблюдению режима питания, физической активности, инсулинотерапии.

Доказанной является значимость в отношении метаболического контроля воздействия социодемографических факторов, таких, например, как неполные семьи.

Важное влияние на контроль оказывает психологическое состояние родителей, поскольку в большинстве семей родители, особенно матери после диагностики СД 1 у их ребенка, страдают дезадаптационными расстройствами (вплоть до депрессивных) и расстройствами сходными с результатами посттравматического стресса.

Не менее важной для детей и, особенно, подростков является позитивная эмоциональная поддержка сверстников, положительно стимулирующая формирование самосознания и позволяющая избегать стрессов, ухудшающих метаболический контроль.

Действительно, дети с высоким уровнем стресса имеют плохой метаболический контроль, с которым также ассоциирован диабет-специфический стресс. Исследование адаптационных возможностей таких детей демонстрирует плохую приспосабливаемость к окружающим условиям, формирует неадекватные межличностные отношения.

Таким образом, понимание проблемы СД и активное сотрудничество ребенка является не менее важным атрибутом поддержания метаболического контроля, нежели соблюдение режима питания и инсулинотерапии.

Из монографии «Сахарный диабет: от ребенка до взрослого»

Сенаторова А.С., Караченцев Ю.И., Кравчун Н.А., Казаков А.В., Рига Е.А., Макеева Н.И., Чайченко Т.В. ГУ «Институт проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины» Харьковский национальный медицинский университет

Харьковская медицинская академия последипломного образования МЗ Украины

Источник: https://medstrana.com/articles/2019

Проблемы социальной адаптации детей с сахарным диабетом и методы их решения

Несомненно, что наличие у ребёнка такого заболевания как сахарный диабет 1 типа может существенно влиять на адаптацию в коллективе.

По мере того, как ребёнок растёт, у него формируется определённое особое отношение к своей болезни, которое в свою очередь формирует личность и приводит к изменению эмоциональной сферы. Выраженность этих изменений полностью зависит от того, как ребёнок относится к своему заболеванию.

Практически невозможно сформировать в ребёнке правильное отношение к социальным моментам жизни без специализированной помощи. В конце концов, отсутствие такой помощи может привести к психологическим проблемам и психическим заболеваниям в будущем.

Как проявляются эти проблемы?

У одних данные неприятности выражаются в чувстве противоречия ко всему, что предлагают взрослые для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Другие же , наоборот, контролируют своё состояние очень тщательно и дотошно, что доходит до неких фобических состояний.

Направления профилактики отклонений у детей с сахарным диабетом (СД)

Из направлений профилактики сахарного диабета выделяют в основном:

  • работа с семьёй;
  • работа с медицинским персоналом;
  • работа с учителями.

Рассмотрим все направления более подробно.

Психопрофилактика в семье

С семьёй малыша должна проводиться целенаправленная и полноценная работа для того, чтобы обеспечить достижение психологического комфорта, поскольку во многом адаптация ребёнка в социальной среде зависит от отношения родителей к его болезни, от стиля воспитания в семье.

Многие реакции родителей на болезнь их чада переносятся на ребёнка, то есть ребёнок точно также начинает воспринимать свою болезнь.

Таким образом, если к болезни относятся пессимистично и с постоянными слезами, вздохами и нагнетанием атмосферы стрессовости и страха, ребёнок будет испытывать те же ощущения.

Несомненно, что у каждого ребёнка с сахарным диабетом имеются проблемы взаимодействия с родителями. Именно поэтому психопрофилактика в семье ставит целью:

  • предотвратить неправильную и неадекватную реакцию родителей на болезнь сына или дочери;
  • профилактика принятия неконструктивных решений и совершения подобных действий;
  • работа с родителями для формирования у них адекватного отношения к заболеванию;
  • эмоциональная грамотность родителей по отношению к болезни в виде тревоги и снижения чувства вины;
  • формирование правильных детско-родительских отношений;
  • формирование в родителях уверенности в ребёнке, в его способностях и возможностях.

Если в семье будет всё хорошо, тогда и в социально-психологической адаптации всё будет складываться более гладко.

Реализовать такую профилактику можно во время индивидуальных и групповых занятий с психологом или при вступлении семей в тематические организации, оказывающие данный вид помощи.

В этих организациях занятия проходят достаточно интересно, дети получают новую информацию по сахарному диабету, а родители обмениваются опытом.

О чём говорят на индивидуальных занятиях?

В основном обращаются родители с детьми с тремя типами вопросов:

  1. Реакция родителей на наличие заболевания у ребёнка. Вопросы на данную тематику встречаются чаще всего. Многие неадекватно реагируют на постановку диагноза сахарный диабет 1-го типа, многие винят себя в болезни малыша. Родители испытывают стыд, подавленность, растерянность, боятся за будущее здоровья ребёнка. Некоторые не могут правильно объяснить необходимость именно такой диеты, а не другой. Часто ничего не могут поделать с воровством сладостей.
  2. Вопросы о нахождении ребёнка с сахарным диабетом в общеобразовательной школе. Часто дети сталкиваются с непониманием учителей, с неуверенностью, проблемами отношений между сверстниками. Кроме того, к этой группе вопросов относятся и те, которые связаны с извлечением выгоды из своего плохого состояния.
  3. Развитие ребёнка. К этой группе вопросов относятся непонимание родителей детей с сахарным диабетом в подростковом возрасте, возрастные кризисы, отношения с родителями, со сверстниками обоих полов.

Целью такого воздействия является формирование правильного отношения ребёнка к своему заболеванию, гармонизация их интеллектуального и личностного развития, исправление различных проблем с психикой.

Для детей младшего школьного возраста осуществляются профилактические мероприятия для того, чтобы:

  • предупредить невротические и психологические нарушения (к примеру, нервные тики);
  • преодоление чувства собственной неполноценности;
  • формирование способности к саморегуляции;
  • профилактика формирования неправильной заниженной самооценки;
  • развивается самостоятельность ребёнка;
  • формируются достойные межличностные взаимоотношения.

Страхи и фобии ребёнка с сахарным диабетом

Такие страхи возникают, когда существует отрицательный опыт укола из-за неправильных действий медсестры или врача, а также невротических действий родителей во время этой процедуры.

Кроме того, существует страх гипогликемии или гипергликемии. Ребёнок из–за этого страха сосредоточен на своём состоянии каждую секунду, что очень мешает активному и продуктивному образу жизни.

Присутствует и усталость от своего состояния и потеря веры в излечение. Эти моменты возникают не только в подростковом возрасте, но и у детей более младших.

Все эти моменты непостоянные. Однако они могут являться серьёзными предрасполагающими факторами развития психологических проблем.

Эффективной формой работы с больными детьми являются спортивно-оздоровительные лагеря. Программы таких учреждений формируют у ребёнка формирование хорошего самоконтроля в различных условиях.

Лагеря также формируют у ребёнка уверенность в себе, а у их родителей формируют веру в возможности своего сына или дочери. Эти условия приводят отношения родителей и детей к норме.

Главное, чтобы эти изменения произошли до вступления ребёнка в подростковый возраст.

При другом, менее благоприятном развитии событий, обретение подростком независимости может отрицательно сказаться на приверженности к лечению в виде отказа от лечения, пропуске инъекций. Этого допустить нельзя.

Видео о спортивно-оздоровительном съезде детей, больных сахарным диабетом

Типы отношения детей к заболеванию

  1. Недооценка тяжести своего состояния;
  2. Переоценка тяжести состояния;
  3. Фиксация (зацикливание) на заболевании.

Пациентам младшего школьного возраста с недооценкой тяжести заболевания:

  1. Проводят корректировку самооценки;
  2. Формируют эмоциональную устойчивость;
  3. Формируют уровень самосознания.

Эти моменты необходимы для перевода сахарного диабета в компенсированное состояние. Кроме того, вводится в привычку самоконтроль, который включает в себя:

  • Контроль сахара в крови;
  • Соблюдение диеты и режима питания;
  • Ограничение физических нагрузок;
  • Адекватное введение инсулина.

Реализация этих моментов возможна только при высоком уровне самосознания и самодисциплины.

Дети с недооценкой своего состояния должны, в конце концов, понять, что сахарный диабет является неотъемлемой частью их жизни, поэтому они должны активно и осознано участвовать в лечении.

Для этого также нужно много знать, а чтобы много знать стоит регулярно посещать занятия в «Школе диабета».

Теперь поговорим о детях младшего школьного возраста, которые зафиксировались на своей болезни. Таким маленьким пациентам разъясняются основы правильного и адекватного отношения к своему заболеванию. Детям разъясняется, что сахарный диабет, конечно, будет в их жизни, но он далеко не определяет дальнейший их путь.

Проводится индивидуальная и групповая работа, как с детьми отдельно, так и вместе с родителями. На этих занятиях корректируются неправильные отношения к болезни, развенчиваются ложные представления и страхи.

Здесь пытаются расширить сферу интересов ребёнка и переключить его внимание на что-то более интересное и занимательное.

Обязательно уделяют внимание формированию навыков общения и пытаются повысить заниженную самооценку ребёнка.

Для маленьких больных инсулинзависимым сахарным диабетом заболевание является хронической психологической травмой, которая не проходит бесследно. При этом, если родители действуют неправильно со своей стороны, у ребёнка формируется внутренний конфликт и затяжной стресс, который отрицательно сказывается не только на течении сахарного диабета, но и на психологическом состоянии.

Психопрофилактическяа помощь детям младшего школьного возраста с адекватным отношением к недугу проводится в таком ключе.

Эти дети болезнь воспринимают наиболее адекватно , чем выше описанные два типа маленьких пациентов, однако у них имеются тревожные переживания, страхи, боязнь за будущее здоровье и возможность инвалидизации.

Практически у всех детей с таким отношением к болезни сахарный диабет находится в стадии компенсации или субкомпенсации.

Психологи говорят таким детям, что они успешно справляются и контролируют своё заболевания, придавая уверенности пациентам на борьбу с патологией дальнейшем.

Также приводится мысль, что необязательно должны развиться осложнения сахарного диабета. Этих детей стоит привлекать к ведению занятий в «Школе диабета».

Направлять в оздоровительные спортивные лагеря для повышения их уверенности в собственных силах.

Работа с учителями

Для того, чтобы учителя правильно реагировали на детей с сахарным диабетом, необходимо повышать уровень знаний работников образования в данном вопросе. Нужная информация, поданная в правильном ключе, повышает психологическую культуру педагога.

Учитель просто обязан понимать, какие последствия сахарного диабета время от времени могут встречаться и способствовать созданию комфортной обстановки для больного ребёнка, однако, которая не выделяла бы его из коллектива. Такого баланса достичь очень сложно, но необходимо. 

Читайте также:  Практические возможности купирования агрессии у детей с психическими нарушениями

Работа с медицинским персоналом

Основным моментом здесь является соблюдение медицинской этики и деонтологии, без которых невозможна полноценная и продуктивная работа с пациентом больным сахарным диабетом.

Источник: https://pediatriya.info/adaptatsiya-detey-s-saharnyim-diabetom-sredi-sverstnikov/

Сахарный диабет у детей – социальная интеграция

Как следует из недавно проведенных исследований, дети с ожирением имеют более высокий риск развития диабета, чем взрослые. Организм детей с избыточным весом сталкивается с большим спросом на инсулин, который обеспечивает нормальный уровень сахара в крови.

Если дети в результате неправильной диеты быстро прибавляют в весе, организм не может справиться с производством достаточного количества инсулина. Поэтому следует заботиться о правильном питании ребенка и обеспечить ему соответствующую дозу физической активности.

Забота о рационе питания ребенка является основным средством профилактики диабета. Хотя в последние годы появляется все больше и больше случаев сахарного диабета 2 типа у детей (в частности, из-за использования неправильного питания или отсутствия физической активности), однако, среди этой молодой группы больных с сахарным диабетом значительно преобладает 1 тип болезни.

Появлению первых симптомов диабета предшествует длительный, часто многолетний, процесс бессимптомного разрушения бета-клеток островков поджелудочной железы, отвечающих за выработку инсулина.

Диагностика сахарного диабета у детей

Главное значение в диагностике диабета имеет точное интервью, то есть разговор с пациентом и его родителями.

Симптомы сахарного диабета у ребенка часто проявляются сразу после или гриппа, острого фарингита или даже обычного простудного заболевания, когда ребенок не восстанавливает полностью здоровье, выглядит ослабленным, все больше и больше пьет, чаще пользуется туалетом или страдает энурезом. Симптомы очень разнообразные, изначально малоспецифичные для диабета, во многом зависят от темпов развития заболевания.

Лагерь для детей-диабетиков Источник фото: CC BY

Первые симптомы, которые могут свидетельствовать о сахарном диабете у ребенка это:

  • Легко усталость, общая слабость – это результат, который появляется из-за недостатка инсулина, однако, как правило, ошибочно связывается с увеличенным количества обязанностей в школе или увеличением активности в игре с другими детьми;
  • Раздражительность, апатия (то есть, отсутствие энергии, нежелание веселиться или обучаться);
  • Нарушения зрения.

Позже присоединяются симптомы более характерно для сахарного диабета:

  • Частые мочеиспускание, в том числе в ночное время, ночное недержание мочи.
  • Жажда, слабость, сонливость, вызванные дегидратацией (повышенная потеря воды с мочой).
  • Повышенный аппетит или отвращение к пище, или отсутствие апетита (что приводит к потере массы тела).

Бывает, что ребенок идет к врачу только тогда, когда дело доходит до ацидоза (который включает тошноту, рвоту, боли в животе, диарею, головные боли, боль в груди и нарушения сознания) и даже до кетоновой комы, то есть состояния, угрожающего жизни ребенка.

Это связано с довольно хитрым развитием сахарного диабета у детей, которая развивается в течение недель и даже лет (особенно у детей) и может вообще не давать четких симптомов. Кроме того, симптомы и результаты лабораторных анализов могут неоднозначными, с переменной степенью тяжести.

При этом возможно ошибочное распознавание других заболеваний, таких как: пищевые отравления (из-за рвоты и диареи), «острый живот» (возникает напряжение стенки живота, болезненное сжатие), воспаление легких (из-за ускоренного дыхания и характерных звуков над легкими), или проблемы, связанные с сердцем (загрудинная боль, возможные нарушения в аускультации сердца и повышение уровня лейкоцитов в крови).

Более редкими симптомами сахарного диабета являются: снижение массы тела, повышенная склонность к развитию инфекций у ребенка. Возникновение сахарного диабета у других членов семьи, особенно в нескольких поколениях может указывать диабет MODY, то есть заболевание, вызванное генетически обусловленными нарушениями секреции инсулина.

Исследования ребенка в диагностике сахарного диабета

При обследовании ребенка обращают внимание на такие симптомы, как:

  • Признаки обезвоживания в виде меньшей гибкости и сухости кожи и слизистых оболочек.
  • Слишком малая для возраста масса тела.
  • Атрофия подкожной клетчатки.
  • Симптомы, характерные для кетоацидоза (учащенное дыхание, учащение пульса, снижение артериального давления, запах „гнилых яблок” изо рта, покраснение кожи, повышение напряжения в области живота).

Нужно помнить, что иногда при физическом обследовании не обнаруживается никаких отклонений от нормы, тогда особая роль отводиться родителям ребенка.

В лабораторных исследований вы можете ожидать:

  • Повышенный уровень сахара в крови, то есть гипергликемию.
  • Повышенную концентрацию кетоновых тел в крови.
  • Присутствие сахара и/или кетоновых тел в моче (соответственно, глюкозурия и кетонурия).
  • Повышенной концентрации холестерина, ЛПНП (так называемого „плохого холестерина”) и триацилглицеролов, и снижение концентрации ЛПВП (так называемого „хорошего холестерина”).
  • Противоостровковых антител (белки иммунной системы, разрушающие бета-клетки поджелудочной железы).
  • Снижения или даже необнаружение вещества под названием пептид C (продукт распада инсулина).

Симптомы сахарного диабета у ребенка изначально могут быть мало характерными и их легко пропустить. Поэтому необходимо тщательно наблюдать за своим ребенком, чтобы вовремя начать лечение и выравнивание диабета.

Лечение сахарного диабета у детей

Методы лечения диабета, прежде всего, зависят от того, с каким видом болезни мы имеем дело.

Сахарный диабет 1 типа, как правило, лечится:

  • Амбулаторное наблюдение и образовательные программы, когда симптомы диабета не слишком тяжелые.
  • Госпитализация в случае кетоацидоза (выделяется запах ацетона изо рта), рвота, обезвоживание организма, кома, ускорения пульса или дыхания.

Смягчение симптомов сахарного диабета 2 типа осуществляется путем:

При введении инсулина следует изменить количестве содержащихся в пище углеводов и физическую активность больного. В настоящее время в терапии используется только инсулин, имеющих точно такой же химический состав, как инсулин в организме человека. Чаще всего применяется так называемая интенсивная инсулинотерапия путем многократных инъекций в течение суток.

Быстро действующий инсулин вводится перед едой, с промежуточным временем действия утром и перед сном. Благодаря этому не появляются симптомы диабета.

Существуют также быстродействующие аналоги инсулина, которые можно вводить непосредственно перед приемом пищи и которые реже вызывают гипогликемию.

Лечение диабета зависит от степени его сложности. В начальной стадии возможно лечение с помощью изменения образа жизни ребенка, т.е. соответствующе подобранной диеты и регулярных физических упражнений.

Родители детей, больных сахарным диабетом

Первая вещь, которую каждый родитель ребенка больного диабетом должен уметь делать – инъекции инсулина. Не имеет значения, нужна эта способность или нет, это умение должно быть освоено.

Родители также должны уметь быстро замечать проявления низкого уровня глюкозы в крови и постоянно его контролировать. Важно также сообщить о заболевании, которым страдает ваш ребенок, всей семье и друзьям, а также, что очень важно – учителям.

Первые симптомы, которые могут свидетельствовать о том, что что-то не в порядке:

  • Утомляемость, отсутствие энергии.
  • Сонливость.
  • Апатия.
  • Зрительные расстройства.

Независимо от типа диабета, от которого страдает ваш ребенок, вам необходимо ввести правильное питание и набор упражнений.

Обучение ребенка с диабетом

В России и в мире, отмечается в последние годы значительные темпы роста заболеваемости диабетом. Это касается как уровня 1, так и 2 типа этой болезни.

В случае, 1 типа этого заболевания, причины роста его распространенности не до конца изучены. Поэтому одним из важнейших элементов процесса лечения является комплексное образование больных диабетом как в области теоретических знаний, так и практических аспектов повседневной терапии.

Обучение детей-диабетиков Источник фото: Nestlé / CC BY-NC-ND

Исследования DCCT (Diabetes Control and Complications Trial) показало, что:

  • Эффективная интенсификация лечения диабета снижает риск микроангиопатии (поздних осложнений болезни, таких как заболевания почек, заболевания глаз или ишемические изменения конечностей).
  • Интенсификация лечения требует, в свою очередь, эффективного самоконтроля сахарного диабета.
  • Эффективный контроль требует частой и постоянной поддержки.

Именно непрерывное обучение ребенка с диабетом и людей из окружающей его среды, а также оказание полной психологической и эмоциональной поддержки, является необходимым условием для достижения хороших результатов в борьбе с диабетом.

Образовательные программы по диабету

Существующие образовательные программы ориентированы в основном на три группы:

  • Первую из них составляют сами пациенты – при сахарном диабете 1 типа – это в основном дети, которые должны получить полный (в зависимости от возраста и потребностей ребенка) комплекс знаний о болезни, методах ее лечения и повседневном функционировании.
  • Ко второй группе относятся родители, близкие и воспитатели (в том числе и школьный персонал и другие руководители, осуществляющие уход за больными, чьи знания должны позволить обеспечить основные потребности ребенка, осуществить контроль за правильным, систематическим лечением и соответствующим образом реагировать в чрезвычайных ситуациях).
  • Третья группа – это остальная часть населения, образование которой заключается, прежде всего, в создании атмосферы толерантности и взаимопонимания.

Переломным для ребенка и его родителей является момент диагностики заболевания. От способа передачи этой информации маленькому пациенту и его родителям зависит дальнейший подход к диабету, самовосприятие, мотивация к лечению и работа в ежедневной борьбе с болезнью.

Важно, чтобы во время первого визита врач наделил своего подопечного и его близких основными сведения о болезни, и дал необходимую в начальный период поддержку.

Следовательно, он должен:

  • Объяснить, как был поставлен диагноз и каковы причины его симптомов.
  • Как можно более простым языком объяснить причины сахарного диабета родителям и ребенку, чтобы они поняли, что никто не виноват в появлении болезни.
  • Объяснить значение глюкозы в организме, указать на ее концентрацию в крови, к которой следует стремиться в ходе лечения, а также обсудить роль инсулина и необходимость его применения.
  • Научить пациента и окружающих измерять уровень сахара в крови, моче и вводить инсулин.
  • Объяснить проблему острых осложнений сахарного диабета (гипогликемия и слишком высокий уровень сахара в крови) и способы борьбы с ними.
  • Объяснить, как должен выглядеть правильный рацион молодого диабетика и какое влияние оказывают на него другие болезни, физическая нагрузка.
  • Стараться поддержать молодого человека и его близких, проинформировать о существующих объединениях и группах поддержки для больных сахарным диабетом.
  • Указать номера телефонов частных лиц и учреждений, к которым можно обратиться в ситуациях, создающих угрозу для жизни и здоровья.

Обучение в соответствии с возрастом больного

Правильно проводимое образование должно быть скорректировано в зависимости от возраста и индивидуальных потребностей и возможностей больного:

  • Обучение детей с младенчества до дошкольного возраста должно учитывать полную зависимость маленьких пациентов от родителей в области контроля параметров крови, инсулина и других действий, связанных с болезнью; необходимо дать советы, касающиеся борьбы с неправильным уровнем глюкозы, потреблением пищи и переменной активностью ребенка; разъяснить проблему гипогликемии, которая в этой возрастной группе встречается чаще и имеет более тяжелый ход.
  • У детей школьного возраста – постепенное расширение прав и возможностей – обучение измерению уровня сахара в крови, распознаванию и реагированию на симптомы его недопустимых концентраций, введению инсулина.
  • У молодежи, поддержка со стороны родных и близких в период полового созревания молодого человека; продолжение диабетического обучения и подготовка к полностью самостоятельному и ответственному контролю заболевания.

Другие источники знаний о диабете

Среди методов обучения и источников знаний о болезни следует также отметить:

  • Брошюры и руководства для детей и взрослых, соответственно адаптированные, яркие и на понятном для каждой группы языке.
  • Групповое обучение с аудиовизуальными материалами, всегда под контролем диабетологов.
  • Летние лагеря, создающие условия для роста самооценки, навыков самоконтроля и независимости молодых пациентов; эти лагеря – это также безопасный (под присмотром профессионалов) отпуск для пациентов и время передышки для родителей, а также обмен опытом с коллегами больными сахарным диабетом, и возможности по установлению дружбы.

Следовательно, оптимальное образование ребенка с диабетом должно быть комбинацией доказательной базы с полной эмоциональной и психологической поддержкой родителей, родственников, опекунов, школьных медицинских работников. И с небольшой толикой доброй воли со стороны каждого окружающего.

Источник: https://sekretizdorovya.ru/publ/diabet_detej/15-1-0-106

Ссылка на основную публикацию