Особенности воспитания ребенка-инвалида в семье

Особенности семей, воспитывающих детей-инвалидов

СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА

УДК 364,364-787.24,364.652:314.6,376,37.013.42

ОМ. Тверская

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

На современном этапе понятие «реабилитация» используется на междисциплинарном уровне как в медико-социальном, так и в психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспекте, что во многом обусловлено введением в оборот социальной практики в нашей стране термина «ребенок-инвалид».

Одним из требований к организации реабилитационного процесса в отношении детей-инвалидов является его открытый характер, т.е. максимально возможное взаимодействие с семьей ребенка, включение её в реабилитационный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации её резервных возможностей. (М.К Кабанов, И.И. Мамайчук, В. А. Никитин, В. М. Сорокин, Е. В. Шлогова и др.).

Ведущая роль семьи в процессе реабилитации детей-инвалидов отмечается в работах многих авторов, таких как Л.И. Аксенова, O.E. Буланова, ЕЛ. Гончарова, НД Ди-менпггейн, В.В. Коркунов, ИА Коробейников, Т.ВЛобанова, H.H. Малофеев, Н.

М Назарова, В.В. Сабуров, О.В. Тимуца, В.В. Ткачева, Л.М, Шипицына и др.

При этом исследователи подчеркивают тот факт, что дети-инвалиды «испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых», что их «дальнейшая судьба в значительной степени

зависит от позиции семьи* (открытая активная, пассивная неустойчивая, пассивная иждивенческая, агрессивная).

Однако в отношении детей-инвалидов родители, семья долгое время не рассматривались как потенциальные партнеры, а иногда даже игнорировались и исключались из процесса реабилитационной и коррекцион-но-воспитательной работы.

Это в значительной степени было обусловлено традиционным пониманием роли семьи ребенка-инвалида в реабилитационном процессе как исполнителя предписаний специалистов и недооценкой ее реабилитационного, социализирующего и развивающего потенциала.

Учитывая исключительное значение семьи в жизни ребенка-инвалида, в рамках данной статьи остановимся на её характеристике. В качестве важнейших характерологических параметров семьи выделим функции, структуру, динамику семейных отношений, придерживаясь точки зрения Э.Г.

Эйдемиллера и В.В, Юстицкиса, Анализ психолого-педагогической и социологической литературы позволил сделать вывод о том, что семья, воспитывающая ребёнка с нарушениями развития, обладает специфическими особенностями на функциональном, структурном, динамическом уровнях.

Гак, например, на функциональном уровне происходит «обогащение» функционала семьи. Представляя собой малую социально — психологическую группу, семья является открытой динамической и сложной системой, реализующей в процессе своей жизнедеятельности ряд взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимодополняющих друг друга функций. По мнению АГ. Харчева, А.И.

Антонова, функции семьи можно разделить на специфические, вытекающие из сущности семьи и сохраняющиеся при всех изменениях общества, и неспецифические, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах.

Данная классификация, на наш взгляд, позволяет понять факт появления новых функций, реализуемых в семье, по отношению к ре-бёнку-инвалиду. Так, Д.В.

Зайцев считает необходимым дополнительно выделить ряд функций, реализуемых семьей, имеющей ребёнка с проблемами в развитии: 1) абили-тационно-реабилитационную, сущность которой состоит в восстановлении психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включении его в социальную среду, в приобщении к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей; 2) корригирующую, которая будет направлена на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями; 3) компенсирующую, направленную на замещение, перестройку нарушенных или не-досформированных функций организма, на его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытку заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относи-

тельно сохранными, компенсаторными ме ханизмами [3].

На структурном уровне, которьп «включает число и состав семьи, а также со вокупность взаимоотношений между её чле нами», отмечаются качественные изменена (психологические, соматические, социаль ные), обусловленные объективными и субъ екгавными трудностями и проблемам* большинство из которых несвойственно I нетипично для семей с нормально разви вающимися детьми.

Это, по мнению Л.И. Ал сёновой, плохое материальное положена недоступность обучения и реабилитаци ребёнка средствами образования, сложност получения полноценной медицинской пс мощи и социально-бытового обслуживани отсутствие психологической поддержи слабая информированность, недостаточна правовая самостоятельность (1, с.

153-155 Семья, воспитывающая ребёнка-инвалид поставлена в особые условия в обществе по отношению к ребёнку (ЛИ. Аксёнова, 0. Буланова, Е.И. Игнатьева, 3. Матейчик, Р.! Овчарова и др.). Ряд исследователей считае что при наличии в семье ребёнка с пробд мами всегда имеет место «искажённый бра! (Дж. Фрамо), такая семья является мульп проблемной (Л.

Онис), в ней существу специфическая опасность, которая «мож< ослабить её внутреннюю сплоченность» ( Матейчик), в таких семьях отмечается изм нение структуры и взаимоотношений меж ее членами. В исследованиях Т.Г. Богдан вой, А. Гарбузова, Т.В. Добровольской, Е, Игнатьевой, Е.И. Исениной, А.И. Захара Р.Ф. Майрамян, Н.В. Мазуровой, ГА Миш ной, М.М. Семаго, В. Сорокина, В.

В, Ткачёв< Л.М. Шипицыной, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. К тицкиса и др., посвященных изучению о

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-semey-vospityvayuschih-detey-invalidov

Ребёнок — инвалид в семье

Дети-инвалиды

Мы начинаем цикл статей, посвященных проблемам семей, имеющих детей-инвалидов. В первой статье говорится о трудностях, с которыми сталкиваются родители проблемного ребенка.

Мы считаем, что для того, чтобы успешно решать какую-либо проблему, необходимо хорошо в ней разбираться.

Поэтому родители должны знать психолого-педагогические особенности семей, воспитывающих детей с особенностями развития, что позволит им эффективно преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи.

Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации.

Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, они могут стать агрессивными и озлобленными, полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую небходимо пережить, время печали, которая должна быть излита.

Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Американский психиатр Ребекка Вулис типичными реакциями считает отрицание, печаль, гнев. Первая реакция — шок и отрицание. Трудно поверить в случившееся в течение нескольких дней, недель, месяцев и даже лет.

Затем наступает глубокая печаль и, наконец, от ощущения беспомощности, из-за невозможности повлиять на само заболевание, рождается гнев и разочарование. Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.

Первая фаза — «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности. Вторая фаза — «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза — «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений».

Четвёртая фаза — начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни.
Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни.

На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем.

Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям.

Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится и собственных чувств, и чувств родителей. Особенно тяжело родителям супругов.

Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение родителей проблемного ребенка.

Нередки случаи, когда бабушки, дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью.

В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом, неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей.

Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок «не такой, как все».

Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком-инвалидом всегда сложна, однако есть периоды, наиболее трудные в психологическом плане.

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

1 Выявление факта нарушения развития ребёнка Возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Горе от безысходности.

2 Старший дошкольный возраст Понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе.

3 Подростковый возраст Осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и особенно с противоположным полом. Обособление от общества.

4 Старший школьный возраст Трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства. Внутриличностный разлад.

Не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые «останавливаются» на втором кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.).

В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся «маленьким». В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, т.е.

ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого). Рассмотрим более подробно каждый кризисный период.

Первый — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое калечество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

Второй кризис. О том, что ребенок — нетипичный, родители могут узнать в первые три года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане).

Это известие для родных и близких как «удар обухом».

Родители «не замечали» явных отставаний в развитии ребенка, успокаивая себя тем, что «все обойдется», «подрастет, поумнеет», и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

В третьем, подростковом периоде переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно-мышечной, сердечно-сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению, активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — инвалид. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис «середины жизни» родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. По мнению детского психиатра Е. Вроно, «он протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый». К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

Четвёртый кризисный период — период юношества, когда остро встают вопросы по формированию дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей.

Родители все чаще задумываются, что будет с ребенком, когда их не станет.

Специалистам, работающим с семьей, необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком — инвалидом и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую помощь.

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник.

Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание.

В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может социальный работник или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период. Объединение родителей в кружки взаимопомощи очень важно для них, так как помогает уйти от чувства одиночества, безысходности.

Помощь членов групп взаимоподдержки заключается в том, чтобы дать «толчок» семье к самостоятельности, к тому, чтобы у неё возникло и укрепилось желание начать жизнь заново и активно помогать процессу социальной реабилитации своего ребёнка.

Читайте также:  Как проявляется скарлатина у детей обычных и детей с особенностями развития?

Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Некоторые родители склонны считать аномального ребенка как огромное несчастье, посланное свыше за грехи, и считают, что они должны приносить себя в жертву больному ребенку.

Можно посмотреть на это с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, радоваться жизни и помогать другим мамам с такими же проблемами обрести душевное равновесие. Здесь уместно напомнить притчу о Будде.

Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной.

На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка-инвалида, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость.

Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов: 1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. 2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. 3.

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни. 4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним. 5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. 6. Следите за своей внешностью и поведением.

Ребёнок должен гордиться вами. 7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. 8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас. 9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. 10.

Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. 11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. 12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. 13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. 14.

Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

М.Н. Гуслова, к.п.н., ГУ «Центр «Семья»

Создан: 28.02.2001.
© 2001- aupam.ru | При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Источник: https://aupam.ru/pages/deti/v_semje_rebyonok_invalid/oglavlenie.html

Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье (стр. 3 из 7)

Практика работы с семьями, в которых есть ребенок с ограниченными возможностями, показывает, что такие семьи по отношению к проблеме можно условно разделить на две группы.

Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме.

Конструктивное отношение – это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему.

Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выбрать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку [23,стр. 73].

Но, к сожалению, таких семей намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам носит деструктивный характер, который может выражаться в форме:

· игнорирование проблем («Это не мои, а его проблемы – пусть выкарабкивается сам»);

· жесткое отношение и эмоциональное отвержение ребенка.

Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка-инвалида, является отношение родителей к его дефекту.

В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения в связи с появлением в семье ребенка-инвалида.

Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает глубокие переживания, чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными.

Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, могут проявляться на нескольких уровнях.

Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью.

Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг.

Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период.

Это обуславливается многими причинами: психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка), комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, воздействием социума при контактах с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Социальный уровень. Семья ребенка-инвалида становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей.

Вследствие тех же причин матери детей с особенностями развития более чем в 30% оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности или переходят на низкооплачиваемую низко квалифицированную работу. Таким образом, общество теряет работника определенной квалификации, который часто навсегда оставляет свою специальность.

Рождение ребенка с отклонением оказывает деформирующее влияние и на взаимоотношения между родителями. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад (32%), что оказывает отрицательной воздействие на процесс формирования личности ребенка.

Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

Таким образом, все проблемы, существующие в семьях детей с ограниченными возможностями, необходимо постоянно на всех уровнях системы социальной защиты населения и системы образования [5,стр.84].

Личностные особенности родителей определяют их отношение к дефектам ребенка: часть родителей серьезно озабочены отклонениями в развитии ребенка, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребенку; остальные вовсе не обращают внимания на недостатки детей.

1.3 Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье

С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми.

Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь.

Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка[14,стр.37].

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Цели воспитания ребенка в семье — всестороннее развитие личности.

В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций. Но в ней нет четких организационных форм, как, например, уроки или занятие.

Воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка.

Семейное воспитание – это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, то есть стихийным.

Стихийные — это неосознанные, неконтролируемые действия, например манера поведения, укоренившиеся привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия повторяются и влияют на ребенка изо дня в день. Часто родители недооценивают этот фактор воспитания.

Родители могут рассчитывать на успех в воспитании детей только тогда, когда они твердо знают, чего добиваются, ясно ставят перед собой определенные педагогические задачи [24,стр.78].

В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение к человеческой культуре.

Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения в семье друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции.

Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений.

В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность[8,стр.93].

Но не всегда семья оказывает положительное влияние на детей. Отрицательно сказывается конфликтная атмосфера семьи, постоянные ссоры, скандалы между членами семьи. Ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы семьи.

Таким образом, конфликтная атмосфера семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Статистически доказано, что лишь 22% аномалий психики проявляются в раннем возрасте как следствие врожденного дефекта.

88% отклонений возникают в результате неблагоприятных условий семейного воспитания. Если в семье постоянно царит напряжение, повторяются ссоры, ребенок чувствует себя несчастным. В таких условиях развод-необходимое решение.

После развода оба родителя или один из них снова вступает в брак — создается повторно брачная семья. Как показывают исследования, обычно с повторным замужеством матери возникают новые проблемы.

Ребенок вынужден приспосабливаться к новым привычкам, поведению, отношению к себе со стороны нового родителя и к своей матери, которая до этого всецело принадлежала ему.

В семьях чаще наблюдается следующие формы воспитания – авторитарное и свободное. Сторонники первого придерживаются тактики диктата, неприятие даже вполне основанных требований детей, их потребностей, интересов, не признают права ребенка на самостоятельность, злоупотребляют ограничениями, требуют беспрекословного себе подчинения.

В качестве примера можно привести типичную реакцию родителей на справедливые настояния ребенка: «Замолчи! Делай, как тебе говорят! Отстань!» и т.п. специалисты отмечают, что в таких условиях, особенно мальчики, растут либо агрессивными, либо безвольными. Частые запреты отрицательно влияют на психику детей.

Актуальным по этому поводу остается высказывание П.Ф.

Лесгафта: «Вся тайна семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку самостоятельно развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относится к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку с полным признанием его личности» [9,стр. 59].

Читайте также:  Как проверить слышит ли ребенок

Источник: http://MirZnanii.com/a/177272-3/osobennosti-vospitaniya-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-seme-3

Воспитание ребенка в семье инвалида

Создание семьи для человека с ограниченными физическими  возможностями у нас в стране весьма  проблематично.

Подчас, чтобы  организовать совместную жизнь  двух людей с частично утерянными двигательными   функциями, необходимы специальные жилищные условия,  приборы, приспособления, способные помочь таким людям  устроить  свой быт.

 <\p>

Нередко, в дополнение к этому, данная семья  нуждается и  в человеке, который бы выполнял определенные дела,  участвовал  в решении возникающих у них бытовых и социальных проблем.

Однако, в перечни бесплатных услуг, оказываемых специальными работниками органов социальной защиты инвалидам на дому,  есть только самое элементарное: принести продукты из магазина,  купить лекарства в  аптеке,   оплатить квитанции за квартплату, свет, телефон,  иногда помочь инвалиду получить  или отнести справки в Собес,  добраться до больницы или поликлиники.  В остальных случаях  проблемы инвалида – только его проблемы.

Но с этим еще как-то можно справиться: просить помощь у родных или друзей; если есть деньги – нанять человека-помощника. Куда сложнее обстоит дело с психологической стороной этого вопроса.

К   сожалению, наше  общество,    имея неправильное суждение о людях  с ограниченными физическими возможностями, об их жизни,  душах, очень негативно относится к созданию таких семей. «Зачем это  нужно инвалидам!» —  подчас даже с возмущением рассуждают здоровые.  Да что говорить об окружающих, когда порой даже самые близкие люди, родители считают также.

Многие из них, имея больную дочь или сына,  бывают категорически против  того, чтобы в их семью входил еще один инвалид.

  Ну, а если, вдруг  полноценный человек жениться, или выходит  замуж за инвалида, это  вообще расценивается окружающими как нечто из ряда вон выходящее! Нередко данные семьи распадаются именно из-за такого общественного мнения.  Далеко не каждый может посвятить себя постоянной борьбе за свое счастье…

Однако, несмотря на все это, находятся среди нас смельчаки, которые не идут  на поводу у общественного мнения, а строят свою жизнь, как им подсказывает сердце: создают семьи,  посвящают себя друг другу, рожают детей, и бывают  весьма счастливы.

У Светланы  в личной жизни все сложилось немножко иначе. Известно, что уже изначально в каждой  женщине заложен материнский инстинкт.

И  хотя, взрослея, она умом осознавала, что  в силу   двигательных расстройств,  вряд ли будет возможным ей испытать чувство материнства, сердце продолжало надеяться на какое чудо.

  Долгое время, она по-хорошему завидовала всем   беременным женщинам, их скорому будущему материнству. Но  вот в тридцать три года и ей все же  посчастливилось испытать это  чувство.

Однако по началу ее радости не разделяли   практически никто: ни родители, ни знакомые, за исключением двух-трех человек.  Врачи же, сразу, в один голос, настаивали на аборте.  «Да как Вы будете ходить девять месяцев с таким грузом? А как рожать при такой  спастической диплегии? А  вдруг ребенок тоже родиться  больным?» —  пугали они ее.

Волновалась Светлана лишь по последнему поводу. Хотя знала, что ДЦП в большинстве случаев не передается по наследству.  Решилась, вопреки всему, оставить   ребенка.

Раз Господь подарил  такое счастье, значит нужно выстоять…  Когда  ее беременность стала заметной, Светлана видела, что у многих  окружающих она вызывала шок. «Совсем обалдела девка, сама еле ходит,  да еще рожать надумала…» – частенько  шушукались женщины за ее спиной.

Почти тоже самое слышала она и в женской консультации. Но удивляла Светлану не это. Больше всего поражало то, что на женщину с физическим недугом, пришедшую в женскую консультацию или роддом, смотрели как на очень  странного,  непонятного человека.

Вы и рожать?  К тому же в этих медицинских учреждениях совершенно ничего  не приспособлено для женщин-инвалидов, да и сами  врачи подчас не знают, с какой стороны подойти к ним.

Дочку родила Светлана сама, без кесарева сечения. Вроде бы все нормально. Бабушка и дедушка приняли внучку, все заботы о ней взяли полностью на себя. Но с первых  же минут ее жизни,  медики стали перестраховываться: постоянные консультации детского невропатолога, ортопеда.  Пока девочка не пошла –  Светлана жила в страхе: не дай Бог, дочурка повторит ее судьбу. 

Никакой научной, медицинской литературы о воспитании ребенка в семье инвалида ей найти не удалось. Врачи толком тоже ничего посоветовать не могли. Лишь в  общении с  женщинами-инвалидами, которые уже имели детей, она получала необходимые сведения.

Многие сетовали  на то, что у нас в России нет специальных психологов, не существует службы помощи, которая бы и морально и физически поддерживала неопытную мать-инвалида. Может быть, государству не выгодно содержать подобные службы.

Но ведь и такие женщины ему рожают здоровых детей!

До года поднимать, растить  ребенка женщине с физическими ограничениями тяжеловато. Спасибо родителям. И искупают, и из ванны вытащат. Хотя некоторые женщины и  с больными ногами, или руками приспосабливаются сами  ухаживать за малышом. Как только ребенок начинает понимать, найти общий язык с ним уже легче.

Однако тут начинаются новые проблемы другого характера. Ребенок воспринимает родителей таковыми, какие они есть. Он любит их и плохо передвигающихся, и плохо говорящих,  и сидящих в инвалидной  коляске.

Они родители! Но на  улице дети-сверстники,  часто спрашивают: «А почему у тебя родители не такие как у нас?  Они больные?». Случается,  что даже дразнят его по этому поводу. Малыш  часто травмируется от таких вопросов.

И порой невозможно ему объяснить  все происходящее.

Вообще-то, дети – существа ангельские. И, скорее всего, поступают они так  злобно не по велению сердца и разума, а по воспитанию в семье. Видимо, просто дома ведутся такие разговоры…

Следующий этап – детский сад и школа. Когда впервые мама или папа с физическими ограничениями приводит туда своего ребенка, воспитатель или учитель, не воспринимает больного родителя как полноценного.

Бывают случаи, когда они приглашают для беседы кого-то другого из этой семьи. Дети же из группы или класса, до этого никогда не встречающиеся и не общающиеся с «больной тетей  и  дядей» с нескрываемым  любопытством рассматривают их,  пристают с вопросами.

Ребенку таковых родителей, конечно, бывает тяжело. Нередко, приходя домой, малыш начинает плакать из-за того, что у него родители не такие, как у  всех.

И вот тут подчас не находится правильных слов, чтобы разъяснить на понятном детском языке, что у мамы, папы есть какие-то недостатки,  которые ни в коем разе не   будут мешать его нормальному полноценному развитию.

Опять-таки нужна помощь психолога,  хорошо знакомого с этими проблемами. Но таковых практически нет. Приходится методом проб и ошибок, искать варианты поведения в таких непростых ситуациях.

Иногда ребенок сознательно  скрывает, что родителей приглашают в школу на родительское собрание: не хочет, чтобы кто-то в классе знал, что  у него больные мама,  папа.

  Например, дочка Светланы, уже с трех лет, спокойно ездит с ней по всей Москве, по мере необходимости без напоминания  помогает маме переходить дорогу, заходить в общественный транспорт.  Но, когда дело касается  того, чтобы Светлана проводила ее  в школу,  она всячески отказывается от этого.

Видимо, там, где ребята с детства привыкли к необычной походке  ее мамы и уже не обращают на нее никакого дополнительного внимания(в доме, дворе и т.д.),  или же в среде незнакомых, чужих людей, мнение и разговоры которых не имеют никакого значения для девочки, она спокойно находится рядом со Светланой.

Совершенно иное дело в детском саду или школе. Здесь ребята могут обидеть, посмеяться над физическим недугом мамы. За ребенком на  протяжении всех лет  учебы  может существовать какое-то неприятное клеймо, очень его травмирующее.

Поэтому, в данном случае, психика ребенка уже самопроизвольно защищается от ненужных стрессов, найдя самый лучший способ оградить себя от них путем не дозволения мамы приходить в школу. Например, Светлана вовремя поняла это, и старается, не появляться в школе, обсуждаю все проблемы с классным руководителем по телефону.

А что бы было, если бы она проигнорировала просьбу дочери, посчитала ее  за очередной детский каприз? Как сложились бы у нее отношения с одноклассниками, с учителями?

Дочь еще мала.

Но уже сегодня Светлана постоянно задумывается,  как и что нужно сделать для ее развития, которое получает ребенок от полноценной матери? Хватит ли ее физических и материальных средств(ведь в семейном бюджете Светланы гарантирована лишь пенсия по инвалидности и пособие на ребенка как матери-одиночке), чтобы воспитать дочь  высоко духовным, нравственным и интеллектуальным человеком? Очень тревожит  и ее будущее,  в плане получения профессии, знакомств, создания семьи.   Светлана боится и то, что ее  физический недуг может стать большой помехой для последнего.  Ведь, согласитесь, далеко не каждые родители хорошего юноши захотят породниться с девушкой, мама которой имеет физические недостатки…

Несмотря на все эти проблемы, Светлана счастлива, что воспитывает дочь.

  Однако иногда ей в голову приходит мысль,  даже вопрос: а имела ли она право рожать ее в стране, где  общество не может адекватно относиться к людям, имеющим ограниченные физические возможности? Где весь  окружающий мир в целом пока не в состоянии принять таковых, как людей, которым тоже хочется иметь хорошую профессию, уютный дом, любимого человека, ребенка. Где государство еще не готово, ни материально, ни морально обеспечить им более менее нормальное существование…

Но будет ли оно когда-нибудь готово?

автор Елена Тефтякова.

Источник: http://www.nicemama.com/?p=498

Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка-инвалида | Педагогический опыт | Педагогическое мастерство / конкурсы для педагогов и воспитателей

Автор: Очир-Горяева Эльза Бовушовна

Организация: ГКУ ЦССВ «Кунцевский»

Населенный пункт: г. Москва

Ключевые слова: семья, межличност­ные отношения,  дисфункциональная семья, стиль воспитания, сотрудничество

В современном обществе все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи в развитии ребенка.

В рамках системного подхода  семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений.

Дисфункциональная семья — это семья, в которой в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла.

     

Любая семья функционирует как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи. Семья, в которой происходят  нарушения различных аспектов семейного функционирования, становится дисфункциональной (Левченко И.Ю., 2008)

Обстоятельством, затрудняющим функционирование семьи и ставящим ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям, является рождение и воспитание ребенка с различными отклонениями в пси­хическом развитии. Сложности в контакте с ребенком, проблемы ухода за ним,  воспитания, обучения, социализации, невозможность самореализации в нем — все это нарушает воспитательную функцию семьи.

В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, формируются неадекватные межличностные отношения, сопровождающиеся часто негативным отношением к ребенку

В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются.

Семья находится в условиях психотравматической ситуации: изменяется социальная ситуация, снижается социальная активность членов семьи, сложности в контакте с ребенком, проблемы ухода за ним,  воспитания, обучения, социализации, невозможность самореализации в нем — все это нарушает и  воспитательную функцию семьи, приводя к нарушениям детско-родительских отношений,  дисфункциональности семьи ребенка-инвалида.      Таким образом, трудности, с которыми сталкивается семья в случае рожде­ния ребенка с нарушением психического развития, связаны как с резкой сме­ной образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, от­личающихся от обычных трудностей. Патогенное влияние данного события велико, поскольку оно имеет далеко идущие, неблагоприятные для се­мьи и ее членов последствия.

Роль родителей детей с нарушениями в развитии трудно переоценить. Однако часто им не хватает знаний и умения, иногда мешают ложные представления.

Максимально возможного уровня развития можно достигнуть только при соблюдении ряда условий.

К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благопри­ятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьей, применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих ре­альному возрастному периоду и реальным возможностям детей с аномальным развитием и целям их воспитания (Шипицина Л.М., 2005).

Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребен­ком, то причины этого — не низкий уровень его умственного развития, а оши­бочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся странностей своего ребенка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувство­вал себя спокойно и в безопасности (Краузе М.П., 2006).

Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей,  их анализ позволяет отметить некоторые особенности межличност­ных отношений в семье ребенка-инвалида, вызывающие  нарушение нормального функционирования семьи:

Читайте также:  Здоровье детей-инвалидов: болезни, их лечение, уход и реабилитация

— недостаточный  уровень психологической грамотности и компетенции родителей в области знания закономерностей развития «особого ребенка»;

— неконструктивные виды поведения родителей во взаимоотношениях «взрослый – ребенок»;

противоречивость по отношению к детям:  

— недооценка возможностей грамотного родительского поведения для успешной социализации ребенка.                                                                                                                                                                           

При этом более чем у трети родителей прослеживались признаки невротизации, проявление негативных эмоциональных состояний.  

Кроме того, результаты анкетирования показали, что семьи наших детей имеют различную степень готовности к сотрудничеству:                                                                                            

— около половины родителей были готовы к взаимодействию со специалистами и педагогами детского дома-интерната и проявляли заинтересованность в индивидуальной работе;                       

— пятая часть понимали важность взаимодействия, но из-за недостатка времени или иных причин были пассивны;

— третья часть родителей считали, что ребенок должен научиться всему сам с помощью педагогов и специалистов.                                                                                                                                  

Следующая  особенность в межличностных взаимоотношениях семьи —  эмоциональное отвержение (скрытое или явное) своего ребенка как «маленького неудачника» в жизни, который не добьется успеха.

По мере взросления ребенка родители самостоятельно не могут справиться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей.   С возрастанием степени отклонения в интеллектуальном не­доразвитии детей усложняется отношение родителей к детям.

Такое родительское отношение выявляет еще одну  особенность в межличностных взаимоотношениях семей. Выявляется  разная картина отношения к ребенку в зависимости от степени тяжести заболевания ребенка. В отличие от родителей детей с умеренной степенью умствен­ной отсталости, у половины родителей детей с  тяжелой умственной отсталос­тью отмечается усиление симбиотических отношений с ребенком.

Недостаточный учет или игнорирование реальных трудностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья  также ведет к нарушениям взаимоотношений. Например, игнорируются трудности общения ребенка со сверстниками, трудности обучения, способности самостоятельно осуществлять учебную, другую деятельность.

В основе искажения родительской позиции часто лежит отвержение ребенка. Приписывание негативных качеств, инвалидация тем самым выступают как рационализация своего отвержения от  ребенка, проявление защитной реакции родителя с целью сохранения позитивного самоотношения и самоуважения путем дискредитации “другого”.

Таким образом, дисгармоничные стили родительского отношения в семье ребенка-инвалида создают условия для появления особенностей детско-родительских отношений, характер связи между ними можно охарактеризовать как причинно-следственные.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья всегда вносит определенную степень напря­женности в отношения между супругами. Это определяет необходимость пси­холого-педагогической коррекционной работы в таких семьях. Опыт показывает, что семейная ситуация остается более контролируемой в семьях, в которых роди­тели имеют более широкий кругозор и круг интересов.

Решающая роль в осуществлении интеграции ребенка с отклонениями в развитии принадлежит родителям детей.

Основная задача специалистов состоит в организации помощи семье с момента установления ребенку диагноза: информирование родителей о необходимости раннего начала абилитации и необходимости их участия в этом процессе, о формах и методах обучения ,воспитания, социализации, обеспечивая им возможность выбора метода реабилитации ребенка.

Равнодушное, отрицательное или агрессивное отношение социума к «не таким, как все» не может исчезнуть само собой или по указу. Его изменяют сами дети и их родители.

Изменения происходят не одновременно во всей стране, а в разное время, в разных точках, в «микросоциумах», незаметно, но настойчиво расширяя сферу своего воздействия на людей.

Положительные результаты достигаются тогда, когда выполняются условия, обеспечивающие возможность постепенного расширения пространства общения детей-инвалидов.

Прежде всего, ребенок должен быть включен в «семейный клан», т.е. он должен иметь регулярные контакты со всеми родственниками, проживающими в том же селе, городе и т. д., – ребенок не должен быть ограничен общением только с теми членами семьи, с которыми он живет. Далее – родители организуют контакты ребенка с соседями по лестничной площадке, по дому, по двору.

Очень важное значение при этом имеет личность самих родителей: если они ведут замкнутый образ жизни, неконтактны, неприветливы, то интеграция ребенка будет происходить с большим трудом или не состоится совсем.

Поэтому, осознав с помощью специалистов особенности своего поведения и оценив их последствия для будущего своего ребенка, родители должны работать над изменением стиля жизни, стать более открытыми, чтобы быть в состоянии налаживать контакты с другими людьми – родителями здоровых детей – потенциальными приятелями своего ребенка.

Постепенно пространство общения должно расширяться за пределы дома и двора – в него включаются семьи друзей и знакомых, а также посетители детских площадок, скверов и парков, катков, ближайших киосков и магазинов, аптек, почт, библиотек, клубов, кинотеатров, театров и т. д.

Таким образом, для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный пси­хологический климат семьи, но и сохранение активных контактов семьи с дру­зьями, коллегами, с миром.

Сохраняя контак­ты с социальным окружением, родители способствуют как социальной адап­тации своего ребенка-инвалида,  так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов правильное отношение к больному ребенку, сочувствие и желание ока­зывать ему помощь.

Литература:

  1. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие – М.: Просвещение, 2008.
  3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005.

Источник: http://www.pedm.ru/categories/3/articles/1311

Воспитание ребенка-инвалида

Главная / Статьи о детях / Воспитание ребенка-инвалида

Дети – всегда радость. Но рождение ребенка с тяжелыми проблемами со здоровьем становится испытанием для всей семьи. Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями очевидны. Условия современной жизни в нашей стране не способствуют счастливому детству для таких малышей.

Родители вынуждены прилагать максимальные усилия, чтобы воспитать ребенка инвалида. Затраты душевных сил и материальных ресурсов иногда кажутся невыносимыми. Многое, конечно, зависит от конкретной ситуации. Воспитание глухого ребенка отличается от воспитания инвалида-колясочника.

Но в любом случае, если родители берут на себя ответственность за малыша с проблемами, они сталкиваются со множеством трудностей.

Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями

Рождение ребенка-инвалида нарушает обычную жизнь семьи. Родители чувствуют свою вину в этом событии, даже если никаких объективных причин для этого нет. Горе разделяет семью, противопоставляя мать и отца.

Воспитание ребенка-инвалида в большинстве случаев происходит в неполных семьях. Мужчины возлагают всю ответственность на мать ребенка и уходят.

Такая реакция встречается очень часто и подтверждается печальной статисткой.

Оставшись одна с ребенком, женщина часто не обнаруживает поддержки даже у самых близких. Бабушки, дедушки, другие родственники пытаются игнорировать проблемы ребенка или советуют отдать его в специализированное учреждение. Конечно, случаются и более благоприятные ситуации, но их не так уж много. Воспитание ребенка-инвалида почти всегда полностью ложится на маму малыша.

Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями связаны с неприятием в обществе подобных детей. Изоляция семьи часто становится одной из самых тяжелых проблем. Соседские ребята, дети в общеобразовательных школах не способны чутко относится к малышу с проблемами. Такое же непонимание и неприятие может встречаться и среди взрослых: соседей, педагогов, знакомых.

Материальные трудности, безусловно, дополняют психологические. Затраты на лечение, обучение, реабилитацию, содержание, воспитание ребенка-инвалида значительно превышают выплачиваемые пособия. Кроме того, ребенок требует постоянного контроля и ухода, поэтому мать не имеет возможности активно работать и зарабатывать достаточно средств.

Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями связаны с самой повседневной жизнью нашего общества. Самостоятельное передвижение таких детей сильно ограничено, мало специализированных школ, во многих населенных пунктах нет перспективы последующего трудоустройства. Ситуация постепенно меняется, но темпы этих изменений недостаточные.

Воспитание ребенка-инвалида в крупных населенных пунктах считается более простым, так как выше доступность медицинской и социальной помощи, больше возможностей для обучения и дальнейшего трудоустройства.

Задачи воспитания ребенка-инвалида

Главной задачей в  воспитании ребенка-инвалида является адаптация к современной жизни. Необходимо максимально скорректировать физические и интеллектуальные проблемы малыша. Это достигается с помощью правильного лечения и воспитания. Ребенок с ограниченными возможностями должен получать максимум заботы и внимания в семье.

Ребенка поддерживают с самого раннего детства в моральном плане, помогают не ощущать свою ущербность, отдаленность от коллектива. Для этого необходимо избегать изоляции, поощрять общение со сверстниками. В быту обучают подрастающих детей обслуживать себя.

В профессиональном плане адаптация заключается в постоянном развитии способностей ребенка и правильном выборе специальности. Воспитание ребенка-инвалида проводится и в общеобразовательных и специальных школах. В дальнейшем многие дети смогут получить профессию  и работать. Особенности воспитания и обучения зависят от медицинской проблемы малыша.

Умственно отсталые дети осваивают специальные программы в отдельных группах под руководством опытных педагогов. Специальные школы существуют и для слабовидящих детей. Такие учреждения оснащены специальными пособиями и оборудованием, позволяющим воспринимать информацию с помощью тактильных ощущений и на слух.

Воспитание глухих ребят также осуществляется в специальных классах. Для них максимум информации предоставляется в визуальной форме.

Воспитание ребенка-инвалида в современном мире

Отношение к детям с ограниченными возможностями постепенно меняется и на бытовом, и на государственном уровне. В настоящее время родители все реже отказываются от таких малышей, у детей из детских домов появляется больше шансов обрести опекунов или приемную маму.

Социальная реклама способствует уменьшению негативного отношения сверстников и взрослых к детям с ограниченными возможностями. Воспитание ребенка-инвалида становится несколько проще из-за функционирования государственной программы «Доступная среда».

В ее рамках увеличивается количество пандусов в общественных местах, специализированных табличек для слабовидящих, появляется транспорт с необходимыми подножками и поручнями.

Воспитание ребенка-инвалида  в настоящее время становится все более перспективным. У родителей появляется надежда на счастливое будущее таких детей. Это связано в первую очередь с глобальными изменениями в мире. Развитие информационных технологий делает возможным полноценное обучение на дому, общение и профессиональную реализацию через сеть Интернет.

Кроме того, в России функционируют многочисленные общества, объединяющие детей-инвалидов и их родителей. Взаимная поддержка в таких коллективах помогает преодолевать все трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями.

Слайд-шоу

Как внести в свою жизнь больше позитива?

Многим кажется, что добавить немного позитива в свою жизнь очень сложно. Но они неправы. На самом деле существует множество спо…

Читать далееЗдоровые волосы: миф или реальность?

Каждая женщина мечтает иметь красивые и здоровые волосы, ведь они являются непременным атрибутом привлекательной внешности. Н…

Читать далее

Витамины…вся ли правда о них нам известна? Многие врачи рекомендуют в осенне-зимний период принимать комплексы витаминов. А не…

Читать далееВ мире запахов, или чем должен пахнуть дом?

Запахи – неотъемлемая составляющая нашей жизни. Все имеет запах – букет цветов, табачный дым, кошачий туалет, утренний кофе и т…

Читать далее

Статьи о здоровье

Волшебные свойства зеленого чая

Зеленый чай, в отличие от своего черного собрата, совсем недавно вошел в употребление в наших краях. Привыкшие к более насыщенно…

Читать далееЭпидуральная анестезия при родах

Эпидуральная анестезия — это один из методов регионарной анестезии, при котором лекарственные вещества вводятся через катетер…

Читать далее

Вопрос о том, как похудеть после родов, интересует многих женщин. Однако при грудном вскармливании не стоит придерживаться диет…

Читать далее

Оздоровительные упражнения цигун полезны для всех, кто хочет поправить свое здоровье и предупредить появление болезней. Эти уп…

Читать далее

По своей сути мантра является короткой молитвой на санскрите с высоким энергетическим потенциалом. Человечество третьего тыся…

Читать далее

Современный ритм жизни и питания привели к тому, что заболевания желудочно-кишечного тракта обошли сердечно-сосудистые и стали …

Читать далее

Источник: http://pigulko.ru/stati-o-detjah/6603-vospitanie-rebenka-invalida.php

Ссылка на основную публикацию