Психическое развитие детей-инвалидов, психология детей с зпр

Воспитание детей с задержкой психического развития

Системное мышление помогает полностью увидеть картину психического своего ребёнка и точно определить, что в его развитии является патологией и нуждается в медицинской коррекции, а что является врождённым свойством и нуждается в правильном развитии и реализации.

4 26934 21 Июля 2013 в 02:34

Воспитание детей с ЗПР осложнено тем, что граница между нормой и задержкой психического развития (ЗПР) детей настолько зыбка и относительна, что подчас родители обращают внимание на наличие проблемы только после того, как ребёнок поступает в образовательное учреждение.

Как правило, нарушение нормального темпа психического развития отмечается педагогами, столкнувшимися с тем, что ребёнок младшего школьного возраста продолжает оставаться в кругу игровых интересов, характерных для дошкольного периода.

Нередко родители, услышав от педагога или психолога о том, что их ребёнок отстаёт в развитии, испытывают шок. Это естественно, ведь насколько приятно слышать, что ребёнок успешен, настолько неприятно узнать, что он в чём-то отличается от сверстников, что он «особенный».

Но не стоит отчаиваться — задержка психического развития у детей при правильном подходе корректируется. и ребёнок в большинстве случаев успешно «догоняет» своих одногодок.

Что говорит о ЗПР у детей официальная медицина

ЗПР у детей — это слабовыраженное отклонение психического развития ребёнка, которое является промежуточным между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют это состояние более медленным созреванием психики ребёнка. Считается, что причиной ЗПР у детей могут быть как биологические, так и социальные факторы.

К биологическим факторам задержки психического развития у детей относятся незначительные органические изменения в тканях центральной нервной системы, наступившие вследствие патологического течения беременности или родов. По мнению отдельных специалистов, 95% новорождённых в процессе родов получают микротравмы, не распознаваемые на первых порах, но крайне негативно влияющие на состояние головного мозга.

Другими биологическими факторами, способными спровоцировать ЗПР у детей, является употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, а также инфекционные заболевания, перенесённые матерью или младенцем.

Социальными факторами задержки психического развития у ребёнка считаются гипо- или гиперопека, отсутствие телесного контакта с матерью, проявления агрессивности как по отношению к ребёнку, так и в целом в семье, социальная изоляция, возникающая, например, при отказе матери от ребёнка и помещении его в казённые учреждения. Также причиной задержки могут стать психологические травмы, полученные в результате глобальных катастроф.

Если же обстановка в семье нормальная, ребёнку уделяется достаточно внимания, а наличие ЗПР налицо, специалисты обычно возлагают вину на невыявленные органические изменения тканей центральной нервной системы. Как говорится, не бывает здоровых людей, бывают недообследованные.

Диагноз «задержка психического развития» ставят ребёнку специальной психолого-медико-педагогической комиссией на основании результатов медицинского обследования и данных психологического обследования, включающего изучение восприятия ребёнком информации, его способности к анализу, обобщению, сравнению и умению классифицировать. Кроме того, исследуется эмоционально-волевая сфера и речевая деятельность ребёнка.На основе сделанных выводов формируются рекомендации для родителей и педагогов, работающих с ребёнком, нацеленные на развитие психики ребёнка до возрастной нормы.

Системно-векторная психология: что скрывается за диагнозом «ЗПР»

Усреднённый подход к оценке психического развития детей приводит к тому, что диагноз «ЗПР» подчас ставят там, где имеет место не отклонение от нормы, а врождённая особенность того или иного ребёнка. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые позволяет подойти к этому вопросу дифференцированно и с высокой точностью сказать, что является отклонением, а что нормой.

Воспитание детей с ЗПР— инфантильность

Возьмём простой пример. К первому типу задержки психического развития относят тех детей, у которых наблюдается так называемый психологический инфантилизм.

Для таких детей характерна беспомощность, несамостоятельность, повышенная эмоциональность, сильная зависимость от матери.

ЗПР таким детям ставят на основе их сравнения с другими, более самостоятельными и независимыми детьми.

Родителям «инфантильных» детей предлагаются различные методики, нацеленные на развитие самостоятельности, однако. полностью «излечить» таких детей практически невозможно — они так и остаются эмоциональными, ранимыми, обидчивыми и несамостоятельными.

Причина подобного поведения становится понятной при системном анализе их поведения. Все вышеперечисленные свойства характерны для анально-зрительных детей — в потенциале самых послушных и усидчивых.

Видовая роль анального человека сохранить накопленный опыт и передать его будущему поколению. Для полноценного выполнения этой роли природа наделила анальных людей такими свойствами как усидчивость, аналитический склад ума и системное мышление, очень хорошая память, перфекционизм, обстоятельный подход к любому делу.

Другими свойствами анального вектора являются ригидность мышления, неумение быстро адаптироваться в быстро изменяющихся условиях окружающей среды, страх опозориться.

Ребёнок с анальным вектором абсолютно ведом и безынициативен, нуждается в чётком руководстве к действию. Для психологического комфорта анальному ребёнку необходима адекватная похвала.

Очень важны для анально-зрительного ребёнка отношения с матерью — она является гарантом его защищённости. Именно мама говорит, что нужно делать, поддерживает и хвалит в случае успеха, а также устанавливает с ребёнком крепкую эмоциональную связь, помогающую ему справиться с врождённым страхом смерти, характерным для зрительного вектора.

При отсутствии поддержки со стороны матери у анально-зрительного ребёнка возникает обида, упрямство, он бессознательно пытается вернуться в то время, когда мама уделяла ему много времени.

Психологи считают такое состояние психологическим инфантилизмом. На самом деле такая реакция возникает в том случае, если ребёнок ощущает сильное давление ландшафта и недостаток внимания матери. Он словно сигнализирует ей своим «младенческим поведением»: «Мама, мне нужна твоя поддержка и твоя адекватная похвала — лучший стимул для моего развития».

Подчас родители, не понимая врождённых свойств, стараются развить в ребёнке то, что в нём не заложено природой. Разумеется, из самых лучших побуждений, ведь «такому рохле и плаксе» будет очень сложно выжить в нашем мире, где скорость решает всё. Это типичный подход кожных родителей, живущих во временнóм ритме, отличном от ритма анального ребёнка.

Вместо того чтобы дать ему спокойно завершить начатое дело, будь то поглощение манной каши, складывание пирамидки из кубиков или сидение на горшке, кожные родители, раздражаясь от медлительности малыша, начинают его подгонять, чем повергают неокрепшую психику малыша стрессу.

Ребёнок, видя раздражение родителей, подсознательно чувствуя их агрессивность и разочарование, теряет чувство защищённости, необходимое для его нормального развития. Следствием утраты защищённости становится ступор и невозможность воспроизвести самые простые действия.

Аналогичная ситуация возникает и на приёме у врача, оценивающего уровень психического развития ребёнка.

Незнакомая обстановка, необходимость общаться с незнакомым (читай, страшным) человеком — всё это повергает ребёнка с анальным вектором в стресс.

А наличие зрительного вектора способно породить крайне эмоциональную реакцию на внешние раздражители, вплоть до истерики. В таких условиях крайне сложно дать объективную оценку уровню психического развития ребёнка.

Следует также учитывать, что для нормального развития психики ребёнка со зрительным вектором необходима крепкая эмоциональная связь, прежде всего, с матерью.

При отсутствии такой связи ребёнок оказывается один на один со своим врождённым страхом — страхом смерти, тормозящим его развитие, мешающим приобрести необходимые навыки, порождающим чувство неуверенности, что может быть расценено как неразвитость психики ребёнка.

Для коррекции ЗПР у детей со зрительным вектором порой достаточно создать с ними крепкую эмоциональную связь и помочь им вывести страх наружу — из состояния «страх за себя» в состояние «страх за других», т. е.

в сочувствие и сострадание.

Научаясь сострадать, сначала на неживом и растительном уровне, потом на животном уровне, ребёнок постепенно выходит на высший уровень развития — уровень человека, когда сострадание проявляется по отношению к людям и миру в целом.

Освобождение от страха способствует развитию интеллекта ребёнка, поскольку исчезает барьер, мешающий усвоению необходимых навыков.

Именно поэтому, если у вашего ребенка диагностировали ЗПР, необходимо проанализировать, какими врождёнными свойствами он наделён и создать оптимальные условия для их развития.

Не нужно учить «рыбку» летать — это не сделает её счастливой и успешной. А вот научив свою «рыбку» плавать, вы сделаете её по-настоящему счастливой.

Воспитание детей с ЗПР— отстающий… гений?

Ситуация может усугубиться, если, помимо анального и зрительного вектора, у ребёнка присутствует звуковой вектор.

Если анальный ребенок — это просто интроверт, то анально-звуковой ребёнок является интровертом вдвойне.

Эрогенной (особо чувствительной) зоной таких детей является барабанная перепонка — невероятно чувствительный сенсор, негативно реагирующий на любые резкие грубые звуки, а также на порицательную интонацию голоса.

Звуковые дети с раннего детства могут выделяться на фоне своих сверстников любовью к тишине и одиночеству. Они с большим трудом адаптируются в новых коллективах и сторонятся обычных детских развлечений, сопровождающихся громким шумом.

Маленький звуковичок, как правило, замкнутый, нескладный, говорит тихим голосом. На вопросы отвечает с некоторой задержкой, часто переспрашивает. Не потому, что не знает, — он сосредоточен на своём внутреннем мире, на своих ощущениях.Внешне такая внутренняя сосредоточенность может выглядеть как рассеянность и заторможенность.

Для звуковых детей характерна амимичность — их лица крайне сдержанно выражают эмоции, вводя в заблуждение взрослых, не наделённых звуковым вектором. Оценивая поведение ребёнка «через себя», они даже не подозревают о том, какие эмоции бурлят в душе ребёнка, сохраняющего внешнее спокойствие.

Звуковики наделены мощным абстрактным мышлением, способным продуцировать настоящие инновационные идеи. При правильном подходе к их воспитанию и обучению, звуковики показывают отличные результаты в изучении иностранных языков, физики и математики.

Наиболее комфортно звуковые дети ощущают себя ночью, когда они бессознательно выполняют свою видовую роль — вслушиваются в тишину, стараясь предотвратить «нападение хищника на стаю».

Эти дети с большим трудом укладываются вечером и, даже попав в постель, долго не могут уснуть, проживая свою особую внутреннюю жизнь в мире фантазий, идей и Музыки Тишины.

Как следствие — утром эти дети с трудом просыпаются и в первой половине дня чувствуют себя вялыми и недееспособными, что негативно сказывается на процессе обучения и даёт повод специалистам диагностировать задержку психического развития.

Другим фактором, способным стать причиной серьёзной задержки психического развития маленького звуковика, является неблагоприятная экология звука, окружающая ребёнка.

Постоянный шум, крики, скрип дверей, шум стройки или магистрали, расположенной неподалеку, — все это крайне пагубно сказывается на психическом развитии звукового ребёнка.

Как следствие, у звуковичка даже в самом раннем детстве могут наблюдаться признаки депрессии — апатия, нежелание к обучению, затрудненность контакта с окружающими. Всё это может быть ошибочно диагностировано как ЗПР.

В особо тяжёлых случаях контактность ребёнка может снизиться вплоть до полного аутизма.

Громкие скандалы в семье, разговор с ребёнком на повышенных тонах, оскорбления в его адрес приводят к тому, что организм пытается снизить нагрузку на сверхчувствительный сенсор — в результате нейронные связи, отвечающие за обучаемость, постепенно отмирают. В итоге ребёнок слышит звуки, но не может осознать полностью их смысл.

Воспитание детей с ЗПР— дифференцированный подход

Воспитание ребёнка с задержкой психического развития — тяжелый труд, однако, дифференцированный подход его значительно облегчает. Осознанно развивая врождённые свойства ребёнка, родители дают ему возможность правильно развиться и реализоваться, помогают справиться с возникающими проблемами и адаптировать давление ландшафта.

Системное мышление помогает полностью увидеть картину психического своего ребёнка и точно определить, что в его развитии является патологией и нуждается в медицинской коррекции, а что является врождённым свойством и нуждается в правильном развитии и реализации. Такой подход помогает не просто корректировать имеющиеся отклонения, но и предупреждать их возникновение.

Читайте также:  Особенности измерения артериального давления детям с особенностями развития

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/vospitanie-detei-s-zaderzhkoi-psikhicheskogo-razvitiya

Вопрос 4. Проблема психического развития детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья

Ответы к экзамену

Вопрос 1. Предмет «Основы специальной детской психологии». Основные категории. Значение специальной детской психологии.

Детская психология — наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Важными задачами детской психологии являются: — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе; — установление возрастных периодов этого развития; — выяснение причин перехода от одного периода к другому.

— научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах; — определение эталонов зрелости индивида, личности; — выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды жизни; — прогнозирование развития, в том числе роль ранних периодов, изучение психических ресурсов.

Важнейшая задача детской психологии – выяснение условий психического развития.

Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой в частности. К. Д.

Ушинскии, подчеркивая значение психологических знаний для педагогической теории и практики, писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств.

Вопрос 2. Отрасли специальной детской психологии. Ее связь с другими науками. Исторический анализ понятия «детства».
3. Задачи, принципы специальной детской психологии.

Основные разделы специальной дошкольной психологии: психология умственно отсталого ребёнка (олигофренопсихология); психология детей с задержкой психического развития; психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология); психология лиц с нарушениями зрения (тифлопсихология); психология детей с нарушениями речи (логопсихология); психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; психология детей с синдромом раннего детского аутизма; психология детей с дисгармоническим складом личности, психология детей со сложными нарушениями развития.

1.Предмет, задачи и принципы дет.псих. Интересует как ребенок становится взрослым, умеющим обучаться, учиться трудиться и т.д. Предметом дет.псих, является изучение фактов, закономерностей и механизмов развития психики. В период от рождения до 7 лет. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин важнейшая задача дет. Психологии.

Несмотря на различие между детьми одного и того же возраста каждый этап детства имеет свои специфические особенности: 1.описание фактов дет.развития 2.изучение вопросов воспитания ребенка 3.изучение генезиса каждой псих. Функции ребенка 4.выявление закономерностей детского развития 5.изучение новообразований ребенка на каждом возрастном этапе.

Принципы: принцип детерминизма (псих. Определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий) принцип развития (психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат развития) принцип единства сознания и деят-ти (сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве.

Сознание образует внутренний план деят-ти человека)

2.краткий очерк истории развития дет.психологии. Детская психология относительно молодая наука. Её становление приходится на конец 19 нач.20 века. 50-60 года нач 20 века много открытий. Моментом выделения дет.психологии в самостоятельную науку считается выход книги в свет Фрейда «душа ребенка»

Исторический анализ понятия «Детства». Исторически понятие девства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Детство- это термин обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т.е. длится от рождения до 11 лет.

Вопрос 4. Проблема психического развития детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.

Общие проблемы для детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания.

Это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте от 8 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Диапозон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы; от ребёнка, способного при специальной поддержки на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

В неё входят дети с разными нарушения развития:

нарушения слуха;

зрения;

речи;

опорно – двигательного аппарата;

интеллекта;

с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы(включая аутистические нарушения) ;

с задержкой психического развития;

с комплексными нарушения развития.

Дети с нарушением слуха.

Психологически глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушением слуха происходит нарушение познавательных функций, т. е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация движений.

Дети с задержкой психического развития.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, тяжёлых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.

Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжёлыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями.

Итак, дети с ЗПР- это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счёта).

Дети с нарушением зрения.

Нарушение функций зрительного анализатора вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребёнка с нарушением зрения. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков,

ведёт к значительному снижению двигательной и познавательной активности . У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, нарушается координация и точность движений, нарушается осанка.

общие проблемы у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/34624.html

Особенности детей с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития как в дошкольном, так и в школьном возрасте требуют особого подхода в воспитании и в обучении.

Постоянно растущее число детей с таким диагнозом предполагает разработку новых методик, в соответствии с которыми можно корректировать недостатки в психическом развитии.

Поговорим о том, какие особенности имеют дети с ЗПР и как правильно строить работу по их воспитанию и обучению.

Задержка психического развития

Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают синдром временного отставания в развитии как всей психики, так и отдельных ее функций. Второй вариант задержки чаще удается диагностировать только при поступлении малыша в школу. Основными проявлениями в этом случае становятся:

  • ограниченный запас знаний;
  • незрелое мышление;
  • отсутствие интеллектуальной мотивации;
  • доминирование игровых интересов;
  • моментальная перенасыщенность занятиями.

Многолетнее изучение поведения детей с ЗПР позволило получить информацию об основных причинах возникновения проблемы, а также стало стимулом к созданию многочисленных специализированных учреждений как дошкольного, так и школьного типа, где детей обучают по специальной коррекционной программе.

Принято разделять детей с синдромом ЗПР на четыре основных группы.

Первая группа

К первой группе относятся дети с задержкой развития конституционального типа. Основные признаки таких детей — это инфантильность, как психическая, так и психофизическая. Определить их можно по целому ряду внешних признаков. Дети из первой группы имеют невысокий рост и слишком детские черты лица, сохраняющиеся даже в школьном возрасте.

Наиболее заметным у таких ребят является отставание в развитии эмоционального мира. Они как бы остановились на самой нижней ступени лестницы эмоционального развития. Таким малышам свойственны яркие эмоциональные всплески, частые и резкие перепады настроения, лабильность эмоций. Они больше всего на свете любят играть, причем даже после того, как становятся школьниками.

Вторая группа

Ко второй группе относятся дети с синдромом ЗПР соматогенного типа. Их особенности по большей мере связаны с продолжительными и протекавшими в тяжелой форме соматическими болезнями, перенесенными в раннем возрасте. Речь идет о болезнях дыхательных путей, включая аллергические, а также о проблемах с работой пищеварительной системы.

Затянувшаяся диспепсия в первый год жизни становится одной из основных причин задержки психического развития. Речь идет о таких заболеваниях, как:

  • бронхиальная астма;
  • воспаление легких;
  • нарушения в работе почек;
  • сердечная недостаточность и пр.

В таких случаях особенности детей имеют временный характер и связаны не с недостатками развития центральной нервной системы, а с некоторым отставанием в процессе ее созревания.

Третья группа

К третьей группе принадлежат дети с задержкой развития психогенного характера. Основные причины ЗПР в этом случае связаны с неблагоприятными для развития ребенка условиями воспитания, которые препятствуют формированию полноценной личности.

Когда речь идет о неблагоприятных условиях, то подразумевается чрезмерная опека, излишняя жестокость или безнадзорность. Последняя вызывает у малыша неустойчивое проявление эмоций с повышенной импульсивностью, отсутствие желания проявлять инициативу, а также задержку интеллектуального развития.

Слишком сильная опека приводит к тому, что малыш вырастает слабой, эгоцентричной личностью, не способной проявлять самостоятельность и мотивировать себя.

Четвертая группа

Представители четвертой группы встречаются чаще всего. Сюда входят дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Основная причина задержки — это тяжелые роды с травмой или асфиксией младенца, перенесенные мамой во время беременности инфекции или отравления.

Также повлиять на задержку могут заболевания нервной системы до двух лет. Чаще всего именно они становятся толчком для развития органического инфантилизма, напрямую имеющего отношение к повреждениям центральной нервной системы органического характера.

Синдром задержки психического развития в эмоциональной сфере

Проявления ЗПР наблюдаются в практически всех сферах деятельности малыша, включая творческую. Дети с подобными отклонениями, например, проявляют минимум интереса к рисованию, что можно заметить при анализе их рисунков. Как правило, работы не имеют какой-либо эмоциональной окраски.

В целом можно отметить, что состояние эмоционального мира для психического развития является крайне важным. Дети с ЗПР, как правило, проявляют себя слабо организованными, неспособными дать себе адекватную самооценку. Их эмоции неглубокие, изменчивые, поэтому дети подвержены внушению, пытаются найти кого-то, кому можно подражать во всем.

Читайте также:  Трудности кормления ребёнка через зонд: случай кормления

Особенности в эмоциональном развитии ребят с синдромом ЗПР:

  1. Неустойчивая эмоционально-волевая сфера, на фоне чего возникает неспособность сосредоточиться на одной деятельности в течение продолжительного времени. Основная причина проблемы — сниженный уровень психической активности.
  2. Сложности при попытке установить новые контакты, некоммуникабельность.
  3. Целый ряд эмоциональных расстройств, характеризующихся тревожностью, страхами, стремлением к поступкам аффектного характера.
  4. Яркие импульсивные вспышки.
  5. Гиперактивное поведение в обществе.

Дети с ярко выраженным симптомом ЗПР, как правило, не могут быть самостоятельными, неспособны контролировать собственные действия, не знают, как дойти до конца, выполняя задания. Им несвойственны легкость и непринужденность в общении.

Наиболее яркие особенности проявляются в старшем дошкольном и школьном возрасте, когда дети сталкиваются с необходимостью находить решения в различных ситуациях.

Основной задачей специализированных учреждений, направленных на коррекцию поведения детей с ЗПР, является создание для них комфортных условий, способствующих развитию позитивных сторон личности.

Учебная деятельность в жизни детей с задержкой психического развития

Дети с синдромом ЗПР имеют свои особенности, когда дело касается учебной деятельности. В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР способны находить решения в соответствии с уровнем своего возраста, умеют принимать предложенную помощь, осознают смысл картинок, могут уловить сюжет рассказа, понять задачу и найти решение.

В то же время для таких учеников характерны повышенная утомляемость и сниженный уровень познавательной активности. В совокупности эти особенности становятся серьезной проблемой, тормозящей естественный процесс обучения и развития.

Дети из этой категории хуже усваивают учебный материал, неспособны помнить условие задачи, путают и забывают слова, делают простые ошибки, при этом не могут дать оценку своим действиям. Также они обладают довольно узкими представлениями об окружающем мире.

Ученики с задержкой психического развития неспособны концентрироваться на задании, не соблюдают правила, ищут возможность поскорее переключиться на игровую деятельность.

При этом можно отметить, что на начальных этапах занятий они проявляют активность, вместе с классом работая над заданиями, но устают быстрее остальных, выключаются из процесса и перестают усваивать материал, в результате чего увеличиваются их пробелы в знаниях.

Вспомогательная деятельность учителей

Сниженная активность мыслительной деятельности, а также ограниченность таких важных процессов, как синтез, анализ и обобщение, особенности памяти и слабое внимание должны быть отмечены учителями и воспитателями в дошкольных и школьных учреждениях. Педагоги должны оказывать помощь каждому такому малышу в индивидуальном порядке, обращая внимание на появление пробелов в знаниях, стараясь восполнить их доступными способами:

  • повторно объясняя материал;
  • включая дополнительные упражнения в работу;
  • используя наглядные дидактические пособия и картинки.

Задача учителя – добиться внимания ученика и удержать его во время объяснения материала, мотивировать ребенка к работе на уроке.

Результаты своевременной поддержки детей с ЗПР

В разные периоды обучения каждый из приведенных выше вариантов поддержки может давать свой положительный эффект и помогать добиваться результатов. В результате школьник не чувствует себя в коллективе умственно-отсталым. У него фиксируют некоторое отставание в развитии, имеющее следствием медленное освоение материала, но не более.

В период активной работоспособности у детей с синдромом ЗПР можно наблюдать целый ряд положительных личностных и умственных качеств. Как правило, проявляются они в то время, когда ребенок получает возможность поработать над интересным для него заданием в приятной и дружественной атмосфере.

В такие периоды, имея возможность получать помощь и поддержку от педагога в индивидуальном порядке, ученик может достаточно легко справиться с заданиями интеллектуального характера, практически не отставая от обычных сверстников. Ему не составит труда провести причинно-следственные связи, определить мораль басни или понять переносный смысл целого ряда пословиц.

Примерно такого же эффекта можно добиться и во время коллективной работы на уроке. Если атмосфера в классе располагающая, ученик заинтересован темой и происходящим вокруг, то он легко усвоит материал, быстро и правильно выполнит задания, адекватно отреагирует на возможные замечания и просьбы внести поправки в работу.

Примерно к 3-4 классу у некоторых детей с ЗПР возникает острое желание как можно больше читать. Чаще всего это заслуга родителей, учителей и воспитателей. В моменты повышенной работоспособности ученики способны подробно пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, выделять главную мысль, делиться эмоциями, вызванными рассказом.

Интересы детей с задержкой психического развития

За пределами школы или детского сада особенности ребят с ЗПР практически незаметны. Они имеют свой круг интересов, таких же разнообразных, как и у обычно развивающихся детей.

Некоторые дети могут отдавать предпочтение спокойным и размеренным занятиям, связанным с творчеством, но чаще дети с ЗПР с полным энтузиазмом отдаются именно подвижным играм.

Впрочем, как у спокойных, так и у активных ребят фантазия в самостоятельных играх практически не проявляется.

Все без исключения дети с ЗПР любят бывать на экскурсиях, получают огромное удовольствие от пребывания в театрах, музеях или кино. После посещения они еще несколько дней находятся под впечатлением.

С огромной радостью такие ребята воспринимают возможность принять участие в спортивных играх и занятиях, при этом можно отметить у них двигательную неловкость, нарушение координации, неспособность выполнять задания в соответствии с заданным ритмом.

Дети с ярко выраженным симптомом ЗПР лучше и с удовольствием справляются с работой механического типа, которая не требует умственных усилий, хотя продолжительные механические действия у них также вызывают скуку.

Важность индивидуального подхода в процессе обучения детей с ЗПР

Упомянутые выше особенности детей с задержкой психического развития при мимолетном знакомстве могут показаться незначительными, в результате чего возникнет ошибочное предположение, что такие дети могут обучаться в обычных условиях общеобразовательной школы. На самом деле результаты исследований свидетельствуют совершенно о другом. Методы обучения, применимые к здоровым детям, не подходят для детей с психобиологическими особенностями.

Ученики с ЗПР могут продуктивно работать, усваивая материал, на протяжении не более чем 15-20 минут. Более длительные занятия приводят к потере интереса к материалу, состоянию утомления, что в свою очередь провоцирует необдуманные действия, в результате которых ученик допускает множество простых ошибок.

На разных детей осознание бессилия влияет по-разному. Одни протестуют молча, не желая вникать в слова учителя, другие раздражаются и отказываются продолжать работать. Тот объем знаний, который дети получают в период работоспособности, не может быть усвоен так, как нужно, и уж тем более не связывается с последующим материалом, поступающим в мозг ребенка.

В итоге информация остается «подвисшей в воздухе», незакрепленной. Результат — низкая самооценка ребенка с ЗПР, нежелание учиться, неспособность выполнять самостоятельно даже простые задания из-за повышенной нервозности.

Психические особенности детей с синдромом ЗПР в большинстве случаев влекут за собой низкую успеваемость в школе, ведь получаемые ими знания не соответствуют образовательным стандартам.Наиболее явные проблемы у детей с ЗПР возникают в периоды, когда от них требуется серьезная умственная работа по установлению связей между явлениями и объектами, задействованными в обучающем процессе.

В результате дети не могут адаптироваться к школе из-за невозможности следовать принципу систематичности обучения. Также им сложно придерживаться активной и сознательной позиции в процессе обучения. Несмотря на способность запоминать ряд правил (срабатывает механическая память), ученики не могут им следовать на практике.

Работая письменно, дети много исправляют, допускают ошибки, которые не замечают, не придерживаются алгоритма работы, забывая о целых блоках заданий. Эти особенности в первую очередь объясняются импульсивным характером учеников и неорганизованностью их деятельности.

Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития

Невысокий уровень знаний у учеников с ЗПР является подтверждением неэффективности обучения таких детей в обычных классах общеобразовательной школы. Чтобы добиться положительного результата, необходимо найти средства и методы обучения, соответствующие особенностям развития детей и имеющие коррекционную направленность.

Здоровый, нормально развивающийся дошкольник способен овладеть основными умственными операциями и методами мыслительной деятельности еще до того, как поступит в первый класс — это доподлинно известный и доказанный факт. Неосвоение таких операцией и методов у детей с задержкой психического развития приводит к неприятным последствиям.

Дело в том, что школьники целиком зависят от определенной ситуации, а это накладывает отпечаток на получаемые знания: в большинстве своем они не систематизируются и ограничиваются личным чувственным опытом.

  Итог неутешителен: знания такого рода не являются толчком для умственного развития.

В силу их разрозненности и невозможности построения в единую логическую цепочку они не могут выступить в роли основы для умственного роста ученика и средства для стимуляции его познавательной деятельности.

Важная часть коррекционного обучения детей с задержкой психического развития — это создание условий, способствующих нормализации их учебной деятельности и устранению импульсивного, неорганизованного поведения. Важно научить учеников составлять план действий и следить за его выполнением, доводить дело до конца, следуя конечной цели.

Нарушения деятельности детей с синдромом ЗПР тормозят не только обучение, но и общее развитие. Способы, позволяющие нормализовать деятельность, помогут наладить коррекционное обучение таких учеников. Работать с детьми необходимо как на уроках, так и во внеурочное время на специальных занятиях.

Если создавать необходимые условия для обучения таких детей, то они смогут усвоить весь учебный материал, разработанный для обычных учеников общеобразовательной школы. Этот факт подтверждается огромным опытом обучения таких детей в специальных классах с последующим переводом в обычные классы.

Вся ответственность за обучение детей с синдромом ЗПР в специализированных условиях, а также за создание комфортной обстановки, способствующей их развитию, лежит на взрослых: членах семьи, воспитателях, учителях и педагогах. Они должны своевременно выявлять особенности таких детей и принимать соответствующие меры.

Источник: https://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/zpr/osobennosti-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya.html

Статья по теме: Психологические особенности детей с ЗПР

Психологические особенности детей с задержкой психического развития.

   Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение (замедление) нормального темпа психического развития.

Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития).

Несмотря на неоднородность задержки психического развития имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию.

  Исследования ЗПР развивались в клиническом (клинико-патопсихологическом), психологическом и педагогическом направлениях.

История изучения данной проблемы отечественными и зарубежными исследователями и обобщенный анализ результатов исследования содержится в работах Т. А. Власовой, Т. Б. Глезерман, Ю. Г.Демьянова, В. В. Ковалева, В. В.

Лебединского, В. И.Лубовского, Н. Я. Семаго и М. М.Семаго, Г. Е. Сухаревой, У. В. Ульенковой и других ученых.

     Характеризуя состояние «ЗПР» по данным литературы, представляется наиболее целесообразным выделить те особенности дефекта, которые значимы для психолого-педагогического исследования и для организации и проведения коррекционного воздействия.

    Клинический аспект задержек психического развития подразумевает интеллектуальные расстройства, обусловленные недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы или познавательной деятельности.

По ряду параметров эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер дети с ЗПР находятся как бы на более ранней возрастной стадии. Их характеризует незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений.

Но при этом наблюдающаяся у них «зона ближайшего развития» позволяет дифференцировать данный дефект от умственной отсталости (Чупров, 2009).

Читайте также:  Как проявляется скарлатина у детей обычных и детей с особенностями развития?

Патогенетической основой ЗПР в большинстве случаев является резидуальная недостаточность центральной нервной системы, вызванная различными этиологическими факторами и обусловливающая неполноценность отдельных корковых функций, парциальное нарушение психического развития. Для высшей нервной деятельности детей с ЗПР характерно снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к иррадиации, некоторые проявления инертности, обозначающие в целом недостаточность нейродинамики.

         Исследования выявили клиническую неоднородность детей с данной аномалией развития, позволили дифференцировать и систематизировать основные клинические формы ЗПР (Чупров, 2009 и др.).

Все выделенные варианты ЗПР характеризуются сниженной обучаемостью детей, задержанным темпом развития, недостаточной сформированностью познавательной деятельности.

Однако каждый из них имеет специфическую клинико-патопсихологическую структуру и прогноз, которые обусловлены, прежде всего, преимущественным нарушением эмоциональных или интеллектуальных функций, степенью выраженности этих нарушений, сочетанностью их с другими неврологическими и энцефалопатическими расстройствами.

       Наиболее благоприятными в отношении прогноза педагогической коррекции и компенсации являются задержки психического развития, вызванные первичным нарушением у детей эмоционально-волевой сферы (психический инфантилизм, астенические состояния, ЗПР конституционального, психогенного и соматогенного происхождения).

Клинико-психологические особенности таких детей проявляются в повышенной эмоциональной восприимчивости, внушаемости, частой смене настроения, истощаемости эмоциональных реакций, низкой работоспособности, неустойчивости внимания, мнестических процессов и др.

Все это по прогнозам психологов и педагогов достаточно хорошо поддается компенсации и коррекции даже в условиях обычного дошкольного образовательного учреждения при оказании индивидуальной помощи.

Значительную сложность для коррекции представляет ЗПР церебрально-органического генеза. Эта форма задержки имеет большую выраженность клинико-психопатологических проявлений, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы, и требует масштабного психолого-педагогического воздействия.

            Н. Я. Семаго и М. М. Семаго среди детей, традиционно относимых к группе «задержки психического развития» выделяют две различные подгруппы.

К истинно задержанному развитию, понимаемому как замедленный темп формирования различных характеристик когнитивной и эмоциональной сфер, включая и регуляторные механизмы деятельности, авторы относят детей с гармоническим и дисгармоническим инфантилизмом.

Другими специалистами такие варианты ЗПР могут быть охарактеризованы как ЗПР конституционального или соматогенного генеза. Прогноз развивающей и коррекционной работы у этих детей относительно благоприятный, особенно в отношении детей с гармоническим инфантилизмом.

        Другая подгруппа — это дети с «парциальной несформированностью высших психических функций». Особенностью этих детей является то, что в их случае нельзя говорить только о задержке развития.

Эти дети не догоняют в развитии своих сверстников, их характеризует качественно новая структура особенностей базовых составляющих психической деятельности. Такой вариант нарушения может быть охарактеризован как ЗПР церебрально-органического генеза.

Прогноз в отношении таких детей сложен и учитывает много факторов: время начала коррекционной работы, интеграция усилий многих специалистов, социальное окружение ребенка (Чупров, 2009).

      Данные клинико-патопсихологических исследований ЗПР у детей несомненно имеют важное теоретическое и прикладное значение.

Характеристика и прогноз различных вариантов этого дефекта обосновывают психологические особенности детей, уточняют направленность и масштабность необходимой детям помощи, содействуют в определении типа дошкольного образовательного учреждения. Наиболее известной и принятой к рассмотрению является классификация К.С.Лебединской (Лебединская, 1982).

  • Первый вариант — ЗПР конституционального происхождения. Для детей этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Это так называемый психический инфантилизм. Психический инфантилизм — это некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который может существенно отразиться на деятельности ребенка, и в первую очередь — учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации. Прогноз психического развития благоприятный.
  • Второй вариант — ЗПР соматогенного происхождения. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития на фоне общей слабости организма психическое состояние ребенка страдает, и, как следствие, не может полноценно развиваться. Повышенная утомляемость, низкая познавательная активность, притупленное внимания создают ситуацию для замедления темпов развития психики. Прогноз психического развития благоприятный.
  •  Третий вариант — ЗПР психогенного происхождения. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость. Прогноз психического развития благоприятный.
  • Четвертый вариант — ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной появления данной группы ЗПР являются органические нарушения: недостаточность нервной системы, обусловленная различными неблагоприятными факторами: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. Прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими вариантами, как правило, наименее благоприятен. ПМПК рекомендует им обучение в классах КРО по программе специального (коррекционного) учреждения VII вида.

Характерные особенности детей с ЗПР. 

          Психологические характеристики детей с ЗПР, обобщенные по результатам исследований, рассматриваются многими авторами.

Необходимо остановится на наиболее значимых психологических особенностях, характерных в той или иной степени для всей категории детей с задержками психического развития.

Эти особенности являются в большинстве случаев критериями педагогической диагностики данной аномалии развития.

                  Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности. В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.

                   В исследованиях, посвященных изучению особенностей зрительного восприятия при ЗПР, прежде всего, указывается на низкую активность восприятия в целом и замедленность перцептивных зрительных операций, бедность ассоциативных процессов (Усанова, 2006).

Восприятие детей с ЗПР отличается также недостаточностью произвольного выделения деталей, неполноценной дифференциацией информационной структуры воспринятого, низкой произвольной регуляцией способа восприятия.

Оказание помощи в виде дополнительных комментариев в процессе восприятия облегчает детям объединение отдельных элементов воспринимаемого материала в интегральный образ (Никишина, 2004).

         В исследованиях, посвященных изучению внимания детей с ЗПР, отмечается неустойчивость и неравномерность внимания, низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания. Между тем, внимание является необходимым условием успешности деятельности.

Оно обеспечивает направленность на основное действие, сосредоточенность на нем и контроль над его протеканием (П. Я. Гальперин, 1977). Исследование Л. П.

Чупрова (1987), посвященное изучению у детей с ЗПР особенностей произвольного внимания во взаимосвязи с особенностями познавательных процессов, обнаружило неоднородность обследованной группы детей. Автором выделены две подгруппы детей с ЗПР, отличающиеся по ведущему фактору в структуре дефекта.

При этом для детей одной подгруппы характерна недостаточность внимания, сочетающаяся с относительно высоким уровнем развития познавательной деятельности (а также мышления и памяти). У детей другой выделенной подгруппы на первый план выступало недоразвитие познавательных процессов, сочетающееся с медленным темпом деятельности. Л. Ф.

Чупров отметил возможность дифференциации детей в зависимости от структуры дефекта внутри второй подгруппы, что было бы целесообразным и полезным для уточнения содержания и направленности коррекционного обучения (Чупров, 2009).

                Особенности памяти при ЗПР характеризуются следующим образом. Основные  составляющие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью.

Для процессов запоминания характерны низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объем, точность и прочность запоминаемого и слабая помехоустойчивость. При возрастании сложности заданий (наличии конкурирующих групп элементов в запоминаемом материале) продуктивность запоминания снижается.

Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по объему текстовых сообщений.

Эти же недостатки присущи кратковременной памяти детей с ЗПР, и, что особенно важно, оперативной памяти, входящей в процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы, связанные с различными преобразованиями воспринятого материала.

Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается снижение объема кратковременной памяти при переходе от непосредственного запоминания к оперативному. Структура недостаточности памяти не является одинаковой у детей с данной аномалией развития. Коррекционное обучение, направленное на оптимизацию мнестических процессов, позволяет заметно повысить их эффективность у данной категории детей (Лубовский, 1979).

                   Неполноценность мышления и, прежде всего словесно-логического имеет широкие проявления при ЗПР. Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с ЗПР характеризуют: инертность, низкая продуктивность и самостоятельность, неустойчивость.

Дети этой категории затрудняются в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении существенных признаков и свойств, их мышление тесно связано с конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не могут.

У них наблюдается недостаточность аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении аналогичных действий.

Дети плохо справляются с заданиями проблемного характера: делают многочисленные попытки решений, перебирают операционные пробы без проверки и доведения до конца первых (Усанова, 2006).

          Продуктивное (творческое) мышление в дошкольном возрасте не сформировано, начальная стадия его формирования приходится на младший школьный возраст, при этом компоненты такого мышления развиваются неравномерно.

В целом по уровню сформированности мышления дети с ЗПР одного возраста также неоднородны. Меньшая часть из них, по результатам исследования мыслительной деятельности, близка к детям с нормальным развитием.

У большинства наблюдаются в разной степени особенности мышления, приведенные выше (Лубовский, 1979).

                 Рассмотренные выше психические функции и процессы представляют собой основные составляющие познавательной деятельности. Недостаточность той или иной функции не может не отразиться на полноценности деятельности в целом. Установить степень влияния несформированности какой-либо функции на успешность познавательной деятельности ребенка достаточно сложно.

К тому же, судя по неоднородности и неравномерности задержек психического развития у детей, обусловленность специфики деятельности в каждом конкретном случае будет индивидуальна.

Тем не менее, при неравномерности развития различных сторон интеллектуальной деятельности детей с ЗПР, существует ряд общих особенностей, характерных для большинства детей с данным нарушением (Лубовский, 1979).

               К особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок.

Познавательная деятельность детей с ЗПР может сопровождаться нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приема работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий.

В исследованиях отмечается зависимость критериев сформированности компонентов мыслительной деятельности от неполноценности мозговой организации характера ориентировочной деятельности.

Трудности оречевления деятельности приводят к тому, что недоразвиваются такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая. Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с ЗПР.

Их характеризует неадекватная самооценкой, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации (Усанова, 2006). Задержка психического развития определяется в результате комплексного обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Для постановки диагноза решающее слово остается за врачом-психиатром.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/03/11/psikhologicheskie-osobennosti-detey-s-zpr

Ссылка на основную публикацию