Как помочь детям с нарушением зрения

Индивидуализация психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения

Проблема социальной адаптации воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями зрения в настоящее время является актуальной.

Одной из основных причин, затрудняющих процесс адаптации и интеграции инвалидов по зрению, становится низкий уровень развития их коммуникативной деятельности, неготовность к общению в соответствии с нормами и традициями, принятыми в социуме.

Воспитание незрячих детей в первую очередь происходит в семье. Появление слепого ребенка изменяет весь ее уклад. Семья часто оказывается в изоляции, так как слепые дети-дошкольники не могут посещать детские сады, а родители, целиком замыкаясь на своем горе, обычно ограничивают общение с друзьями и родственниками.

Очень часто слепые дети не получают ранней поддержки из-за недостатка необходимых тифлопсихологических знаний у родителей.

[1] Учитывая особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в целях оптимального сотрудничества с ними важным является преодоление пассивной позиции семьи, коррекция развития слепого ребёнка с активным участием матери, начиная с ранних этапов.

Далеко не в каждом населенном пункте родители могут получить квалифицированную консультацию по воспитанию слепого ребенка. Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи специалистов. Профилактикой вторичных отклонений в развитии ребенка является своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь [4].

Развитие системы ранней помощи особому ребёнку и его семье стало важным приоритетом развития специального образования в России. В настоящее время в нашей стране существуют различные службы ранней помощи детям с различными ограниченными возможностями здоровья.

В Челябинской области такой службой является государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – «Областной центр диагностики и консультирования», в котором осуществляется профилактика и реабилитация детей с различными ограниченными возможностями здоровья.

Именно здесь впервые в 2006 году была организована Школа для родителей слепых детей, необходимость которой была продиктована специфическими особенностями развития слепого ребёнка.

Специалистами областной психолого-медико-педагогической комиссии для детей с нарушениями зрения (тифло-ПМПК) ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, – областного центра диагностики и консультирования (ОЦДиК) совместно с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений III – IV вида (СКОУ) Челябинской области проведено комплексное обследование слепых детей, поступающих в 1 класс. Обследование показало, что эти дети не подготовлены к школьному обучению не только психологически, имеют слабые знания и представления об окружающем, но и не владеют элементарными навыками самообслуживания, навыками общения с детьми и взрослыми. Многие из них в дошкольном возрасте не владеют приёмами осязательного восприятия, не приучены к слуховой ориентировке в окружающем. Дети с остаточным зрением опираются только на него, хотя большей частью неполноценное зрение не может дать им достаточно чёткого и правильного представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Слепой ребёнок не может самостоятельно овладеть всеми необходимыми ему знаниями и представлениями об окружающем мире.

Становится понятно, насколько актуальны вопросы обучения и воспитания слепых детей дошкольного возраста перед поступлением в школу.

Родителям слепых детей просто необходимо разъяснять вопросы, связанные с особенностями психического развития слепых дошкольников, давать развернутые рекомендации по их воспитанию и обучению.

Специалисты, работающие со слепыми детьми, отмечают характерные особенности их развития.

Замедленное общее развитие слепого ребёнка обусловлено малым и бедным запасом образных представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, меньшей активностью в познании окружающего мира.

Контакт с предметным миром слепого часто вызывает неприятное раздражение, что значительно сужает сферу его действий, ограничивает поле деятельности, воспринимаемой информации. Пока у слепого ребёнка не выработаются способы компенсации слепоты, способы познания окружающих предметов на суженной основе, его представления о внешнем мире будут неполными.

Поэтому необходимо помочь слепому ребёнку овладеть способами обследования предметов, научиться слушать и оценивать впечатления, которые он получает извне.

Внутренний мир слепого ребёнка строится на основе впечатлений, полученных им через сохранные анализаторы, главный из которых – двигательный. Ведь слепому рука заменяет глаз. Однако сам процесс осязательного восприятия, основанного на двигательно-тактильной чувствительности, иной, чем процесс зрительного восприятия.

Он отличается замедленностью, искаженностью и схематичностью возникающих представлений.

Слепые дети выделяют случайные признаки, существующие лишь в определённой ситуации, поэтому при узнавании окружающих предметов часты ошибки, связанные с тем, что, создавая образ предмета по весьма ограниченному числу признаков, слепой ребёнок поставлен перед необходимостью делать обобщения без достаточного анализа других качеств предмета.

У слепого дошкольника наиболее развит слух. На него он опирается при ориентировке в окружающем пространстве: дети по звукам определяют, какому предмету они принадлежат.

Умения выделять звуки, сравнивать их с другими и правильно соотносить с предметами свидетельствует не только о способности слышать звуки, но и понимать их, оценивать, что позволяет слепому использовать слух в познании окружающего мира.

Отсутствие зрительных впечатлений отрицательно сказывается на развитии представлений о пространстве, что вызывает боязнь пространства, страх перед передвижением и ограничивает подвижность ребёнка, затрудняя развитие его двигательной сферы. У слепого ребёнка и мелкая мускулатура развивается значительно слабее, и крупная недостаточно сильно развита из-за малой упражняемости.

Отсутствие зрительного контроля за своими движениями осложняет формирование координации движений, так как контролировать их слепой ребёнок может только с помощью проприочувствительности. Вследствие этого движения слепых детей скованы, некрасивы, неуверенны, неточны. Необходимо проведение целенаправленной работы для овладения слепыми детьми разнообразными, более сложными движениями [2].

У слепого ребёнка, как и у зрячего, наблюдается импульсивность поведения, но более резко выражена и сохраняется длительное время. Во время занятий им сложнее регулировать своё поведение.

В результате целенаправленной коррекционной работы у детей появляется умение организовать своё поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями: научиться сосредотачивать внимание длительное время, слушать других, согласовывать свою деятельность с работой группы[3].

На седьмом году жизни зрячий ребёнок переходит от подражания и копирования деятельности взрослого к самостоятельной, творческой переработке воспринимаемого материала. В связи с ограниченным запасом представлений слепому семилетнему ребёнку больше свойственна подражательность, шаблонность в мышлении и поведении. Важной задачей является развитие самостоятельности мышления.

Коммуникативная сфера личности слепого отличается меньшей общительностью, скрытностью, желанием обособиться, отделиться от других людей.

Большинство незрячих предпочитают быть в одиночестве, наедине со своими мыслями, порой ведут себя холодно и отчуждённо даже с близкими людьми; испытывают большие трудности при установлении новых контактов в обществе. Всё это в дальнейшем приводит к отсутствию опыта общения.

Часто слепой ребёнок занимает позицию крайней зависимости от зрячих, отказа от преодоления трудностей. Необходимо обучать слепого ребенка приемам конструктивного общения с окружающими его людьми.

В дошкольном возрасте более резко проявляется неравномерность развития слепого ребёнка до тех пор, пока он не выработает своих приёмов и методов компенсации слепоты.

При целенаправленном воспитании и обучении развитие слепого ребёнка-дошкольника начинает идти более быстрыми темпами.

Стадии, характер и темп развития слепого ребёнка в большей степени зависят от правильно организованного воспитательного воздействия и применения специальных тифлопедагогических методов обучения [2].

Всё это стало основанием для разработки и внедрения реабилитационных мероприятий, направленных на раннюю интеграцию слепого ребёнка в социум. С этой целью на базе реабилитационного отделения ОЦДиК специалистами тифло-ПМПК разработана и внедрена программа «Школа для родителей слепых детей».

Программа в первую очередь рассчитана на семьи из отдаленных районов Челябинской области. Содержанием занятий является развитие познавательных процессов, психологических предпосылок развития речи и предметной деятельности, формирование навыков самообслуживания.

Главными направлениями являются: развитие двигательной сферы и ориентировка в пространстве, развитие эмоционально-волевой сферы, речевое и умственное развитие.

При определении содержания занятия выверяется посильность требований к ребенку и используются средства, стимулирующие речевую, познавательную и двигательную активность, поддерживающие работоспособность ребенка.

Для реализации содержания программы «Школа для родителей слепых детей» привлечены специалисты: тифлопсихолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Ежемесячно с дошкольниками проводятся коррекционно-развивающие занятия, а для их родителей – консультирование с демонстрацией методов, приемов, дидактических материалов, используемых в коррекционной работе.

Сотрудничество с библиотекой для слепых дает возможность участникам «Школы для родителей слепых детей» пользоваться литературой, техническими средствами, участвовать в творческих конкурсах и праздниках. Взаимодействие с библиотекой эмоционально положительно окрашивает жизнь семьи незрячего ребенка.

За три года работы «Школы для родителей слепых детей» оказана помощь девяти незрячим дошкольникам. Учителя школ, в которые поступили эти дети, отмечают достаточно высокий уровень готовности к школьному обучению, более успешную адаптацию, а также умение конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.

Работа с психологом благоприятно влияет на атмосферу в семье незрячего ребенка, на эмоциональное состояние родителей. Вот, что написала мама слепого мальчика: «До знакомства со специалистами тифлокомиссии я не могла говорить о своем ребенке без слез: никто не мог дать мне квалифицированную консультацию.

Специалисты объяснили мне: «Мой ребенок такой же, как другие дети, только не видит», и пригласили в «Школу для родителей незрячих детей». Здесь я нашла поддержку и помощь, поняла, что нужно делать, вновь обрела смысл в жизни. «Школа для родителей» дала мне возможность понять, как развивать сына.

Спасибо специалистам, которые занимались с нами, вселили уверенность в будущее, были опорой в трудную минуту».

Список литературы

  • Брамбринг, М. Воспитание слепого ребёнка раннего возраста в семье / М. Брамбринг; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. — М.: Академия, 2003.
  • Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. — М.: Логос, 2005.
  • Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении: метод. рекомендации / под ред. Л. И. Солнцевой. — М., 2001.
  • Подколзина, Е. Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения / Е. Н. Поколзина // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. — 2002. — № 2. – С. 56–59.

Источник: Федеральное агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет». Факультет коррекционной педагогики. III Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в специальном (коррекционном) образовании». Сборник материалов часть 2.

Авторы: С. А. Худякова, Н. П. Толмачева, Челябинск

Источник: http://greyish.ru/?p=1204

Развитие детей с нарушениями зрения, его особенности

Всем здравствуйте!

Едва появившись на свет, малыш начинает активно познавать окружающий мир с помощью органов чувств.

Сначала этот мир ограничивается коляской и кроваткой, но с каждым днем знакомое пространство расширяется, становится все больше и интереснее.

И зрение, конечно, играет важную роль в процессе познания ребенком действительности.

К сожалению, бывают случаи, когда вследствие внутриутробных патологий ребенок рождается с нарушениями зрения либо теряет зрение в течение своей жизнедеятельности.

Некоторые глазные болезни поддаются лечению или корректируются сами по мере роста малыша.

Но что делать, если нарушения серьезные, если карапуз имеет очень слабое зрение? Каковы особенности развития таких детишек? Об этом речь в нашей сегодняшней статье.

Развитие детей с нарушениями зрения

Для каждого родителя его чадо — самое важное и главное. Это такой закон природы, когда человек ограждает потомство от любой опасности.

Читайте также:  Ребенок родился с синдромом дауна

Однако одного ограждения мало, очень важно вовремя помочь ребенку, если произошли отклонения в состоянии здоровья.

Увы, но сейчас не редкость проблемы со зрением. Это могут быть самые различные патологии: начиная от внутриутробных, заканчивая приобретенными в процессе жизни.

И многим родителям стоит рассмотреть особенности детей с нарушениями зрения, чтобы понимать, как правильно поступить в той или иной ситуации, как помочь малышу адаптироваться к жизни с определенными условиями.

Также нужно обратить внимание на развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Как это сделать, давайте подумаем, рассмотрим варианты и сделаем выводы.

Для этого разделим патологии условно на три стадии. Первая будет – легкая, вторая – средняя, а третья – тяжелая. И попытаемся аккуратно, а главное, щепетильно и аккуратно взглянуть на вопрос.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ

Сюда можно отнести легкие нарушения зрения, которые корректируются по мере роста ребенка.

Обычно при своевременном начале терапии, например, с 3-х лет, ребенок может полностью избавиться от проблемы и к 7 годам полноценно видеть. Но этот период самый важный в восприятии мира.

Малыш постигает простые истины, учится реагировать на различные вещи.

Все знают, что от 3-х лет начинается возраст «почемучек», когда ребенок начинает задавать вопросы обо всем. С неподдельным интересом прислушивается ко всему, что его окружает.

Поэтому здесь родителям очень важно правильно подготовить ребенка к обществу. Научить воспринимать окружающих с определенными качествами. Очень важно не показывать ребенку его особенность с негативной точки зрения.

Дети очень тонко чувствуют наши эмоции. Поэтому, если вы будете общаться с ребенком не так, как этого требует его возраст, он быстро это почувствует.

Причем ситуация далее может развиваться в двух направлениях.

  • Первое – осознание ребенка, что он не такой как все, значит, плохой. И это приведет к замыканию в себе.
  • Второе – проявится агрессия, то есть, если у малыша темперамент холерика, он начнет обижать сверстников, всячески отвоевывая свое «место под солнцем», но нормальным он себя считать не будет.

Увы, вы наверняка не раз замечали, что, ругая своего 2-3 летнего ребенка, он вдруг начинает плакать навзрыд. В большинстве случаев это происходит не потому, что он осознал проступок, а из-за появившейся установки «я плохой».

Причем во многом именно родители это подпитывают, осуждая именно малыша.

С детьми, у которых есть определенные нарушения, ни в коем случае нельзя брать методы воспитания, основанные на критике и поругания самой личности. Это важно и для других детей, но в такой ситуации особенно.

ВТОРАЯ СТАДИЯ

Средняя степень тяжести – это более тяжелые заболевания и проявления. И здесь родителю надо стать самым верным и настоящим другом.

Малыш должен быть уверен в своей безопасности, только тогда восприятие окружающего мира будет более адекватным.

Что касается детского сада, нужно очень аккуратно подойти к вопросу.

В обычном садике нагрузка рассчитана на среднего ребенка, который, кстати, далеко не такой. Поэтому в одной возрастной группе есть малыши с быстрым развитием, и напротив, те, которые слегка замедленно выполняют задания.

Но малыш с серьезным нарушением зрения может еще сильнее отставать, причем часто зрение не влияет на умственные способности крохи. И отставать он может исключительно из-за помехи на уровне физиологии.

Если этого не заметить, ребенку также будет очень сложно адаптироваться в дальнейшем.

Поэтому особое внимание нужно выбору детского сада и, если необходимо, школы.

Хотя после 1 класса все уже будет зависеть от ребенка. И если он воспринимает мир нормально, уже способен к полноценному обучению, то дальнейшее специальное заведение не имеет смысла.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ

К тяжелой степени относятся патологии с полным отсутствием зрения или очень низкими его показателями.

В этом случае обязательно пребывание в специализированном учреждении, где развитие малыша будет происходить согласно возрасту, несмотря на зрение. Наличие специальной литературы, игрушек.

И здесь ключевую роль будут играть родители. Они должны общаться с ребенком. Объяснять ему каждую мелочь и реагировать на все вопросы.

В заключение можно сделать важный вывод: при любых заболеваниях, патологиях важно отношение взрослых, именно оно формирует дальнейшее поведение и мировоззрение ребенка.

Источник:http://ya-viju.ru/deti-s-narusheniem-zreniya

Как воспитывать ребенка, у которого проблемы со зрением

Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру.

К примеру, слепые дети узнают машину или соловья вовсе не по внешним качествам, а по звуку. Вот почему так важно обращать внимание детей на разнообразные звуки.

Иногда слабовидящие или слепые дети неправильно понимают слова, поскольку слабо соотносят их с реальными объектами. В таком случае, им не обойтись без квалифицированной логопедической помощи.

Очень важным этапом в развитии (и как составляющая лечения) таких детей является физическая деятельность. Особенно важно как можно больше времени уделять подвижным играм, стимулирующим зрение, развивающим координацию движений, укрепляющим мускулатуру, обучающим определенным навыкам.

Но при организации двигательной активности детей с нарушениями зрения необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога, а также диагноз конкретного ребенка. В ином случае, при наличии неправильно подобранных нагрузок, возможен обратный эффект.

Особенное значение в развитии таких детей занимает обучение умению правильно ориентироваться в пространстве. В основном, это достигается в процессе выполнения специальных упражнений и заданий.

Если детей с нарушениями зрения обучают какому-то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя «рука в руку» и до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма.

Свои действия обязательно нужно описывать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.

Игрушки таких детей должны быть крупными, достаточно яркими (но не стоит покупать экземпляры «ядовитых» цветов). Интересными будут для них музыкальные игрушки, а также состоящие из разнообразных материалов, стимулирующих тактильные ощущения.

Что касается организации внутрисемейных обязанностей, родители должны знать, что ребенок со зрительными нарушениями обязательно должен вовлекаться в их реализацию. Также не стоит ограничивать общение и контакты такого ребенка с нормально видящими сверстниками и взрослыми.

Тем не менее, доказано, что зрительный дефект не влияет на такие сферы психики, как мировоззрение, убеждения, характер и темперамент.

Источник:http://malutka.net/deti-s-narusheniem-zreniya

Формирование речи у слабовидящих детей

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих.

Речь слабовидящего развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно – семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных конкретным содержанием.

Понимание слабовидящим ребенком смысла слова, как и зрячим, проходит целый ряд ступеней.

К полутора годам понимаемые слова становятся более стойкими и обобщенными: ребенок знает название ограниченного круга окружающих предметов, действия с ними и названия отдельных качеств предметов, может оценить их (хороший – плохой, большой – маленький).

Примерно после полутора лет происходит скачок в развитие речи ребенка и она начинает развиваться ускоренными темпами. Именно в это время ребенок использует речь для общения.

К двум годам возникает описательная речь. В ответах на вопросы взрослого ребенок начинает употреблять описательное конструирующее предложение.

Быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи.

Общение слабовидящего ребенка в этот период направлено на взрослого, поэтому подражая взрослым, он овладевает огромным запасом слов и целых предложений, пока непонятных ему по содержанию.

Активное общение ребенка со зрительной патологией со взрослым в совместной предметной деятельности обеспечивает образование связи слова с обозначаемым им предметом.

Опыт речевого общения ребенка со взрослым приводит его к необходимости использовать речь для все более правильного отражения объективных свойств предмета, т.к. это позволяет ребенку достигать большого эффекта в общении со взрослым в ходе совместной предметной деятельности.

Использование взрослым совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой – является условием лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами.

Интенсивно развивающаяся речь слабовидящего ребенка, активно использующего ее как средство общения, является тем звеном, опираясь на которое возможно продвинуть психическое развитие слабовидящего.

Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных явлений, дает возможность их совершенствовать.

При ограничении чувственного познания, обедненности представлений у слабовидящих возникает формализм словесных обозначений и вербализм речи, т.е. несоответствие между большим запасом слов и недостаточным запасом образов предметов.

Если слабовидящий ребенок называет предмет, это еще не значит, что у него имеются четкие и правильные представления об этом предмете. Это объясняется трудностями в установлении предметной отнесенности слов и образа, понимании конкретного значения слов, правильном использовании их в речевой практике.

Правильно сформированная речь организует чувственный опыт детей. Первоисточником познания является восприятие, но роль возбудителя для его воспроизведения выполняет словесный раздражитель.

Современная тифлопедагогика приходит к выводу, что вербализм речи и формализм словесных обозначений, столь характерный для слабовидящих, может быть в значительной мере преодолен путем коррекционной работы, направленной на обогащение и конкретизацию речи.

Это может быть достигнуто в результате расширения чувственного и практического опыта, оречевления и конкретизации чувственных данных, введения сформированных представлений и соответствующих или словесных обозначений в более широкую систему коммуникативных связей и отношений в условиях учебно-воспитательного процесса.

Усвоение слов в их разнообразном значении легче всего осуществляется в практической деятельности ребенка, где отчетливо раскрываются существенные признаки и пространственные свойства предметов.

Таким образом, мы можем говорить о том, что различные зрительные патологии оказывают влияние в различной степени на формирование психологической системы ребенка, включая речь.

Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития как в семье, так и в воспитательных учреждениях.

Источник:http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=125231

Источник: https://ozrenie.com/narushenie-zreniya/razvitie-detey.html

статья настауницкая газета. Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения

ГУО «Будаговский учебно-педагогический комплекс детский сад — средняя школа»

СТАТЬЯ «Особые образовательные потребности детей

с нарушениями зрения»

Автор: учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Линкевич Ирина КонстантиновнаБазой для формирования высших психических процессов является процесс восприятия, основанный на деятельности всех анализаторов человека. Существуют различные виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, вкусовое и др.), но приоритетными являются зрительный и слуховой.

На современном уровне развития общества проблема со зрением стоит остро. И в специальном образовании в самостоятельную отрасль выделена тифлопедагогика – наука о том, как помочь человеку с нарушением зрения познавать, развиваться, адаптироваться в обществе нормальновидящих людей. Только в нашей школе 21% учащихся имеют нарушения зрения в той или иной степени.

Читайте также:  Гнойничковые поражения кожи у детей с особенностями развития

Кроме того, существует группа детей, у которых….. Это те дети, которые имеют особые образовательные потребности.

Низкая острота зрения не позволяет ребенку продвигаться в познании мира во всем многообразии его свойств, ибо он не может получить детальную зрительную информацию о предметах, и в первую очередь – об особенностях их цвета, формы, величины и пространственного положения. Очень трудно таким детям дается чтение и письмо, рассматривание обычных иллюстраций.

Причем, с каждым годом обучения в школе эти трудности возрастают, так как растет объем материала, необходимого для прочтения и письма, и как ни печально, но и снижается острота зрения.Есть ли рациональный выход из складывающейся сложной ситуации для ребенка? Да, есть. И об этом мы поговорим далее.

Что видят дети с разной остротой зрения

Чтоб правильно построить образовательный процесс и взаимодействие с ребенком с нарушением зрения, в первую очередь нужно попробовать представить, что и как видит этот ребенок.

Дети, у которых нет форменного зрения (т.е.

они не различают форму, контур, величину объекта), а имеется только светоощущение, используют его при ориентировке в пространстве и во времени, различая «свет и темно».

Считая окна по просветам на стене, ребенок определяет место положения двери нужного ему кабинета, расстояние до лестничного пролета и т.д.

Дети с остротой зрения 0,005 с коррекцией на лучшевидящем глазу на близком расстоянии (0,5-1,5 м) различают контуры объектов. Это различение грубое, без выделения деталей. Но даже оно имеет значение в повседневной жизни ребенка для ориентировки в мире предметов, его окружающих.

Дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией на лучшевидящем глазу тифлопедагогов имеют «передвигательное зрение»: при передвижении в пространстве они различают на расстоянии 3–4 метров форму предметов, их величину и цвет, если он яркий.

При остроте зрения от 0,05 до 0,08 с коррекцией на лучшевидящем глазу ребенок на расстоянии 4-5 метров различает движущиеся предметы, читает крупный плоский шрифт, различает плоские контурные изображения, цветные иллюстрации и контрастные изображения.

Острота зрения от 0,09 до 0,2 позволяет ребенку с помощью зрения изучать учебный материал в специально организованных условиях. Именно эта категория детей с нарушениями зрения представлена в общеобразовательной школе.

Такие учащиеся могут читать обычные книги, писать плоским шрифтом, ориентироваться в пространстве, на расстоянии наблюдать окружающие предметы, трудиться под систематическим контролем зрения.

Только для чтения и письма, восприятия картин, схем и другой зрительной информации им требуется больше времени и специально созданные условия, о которых мы поговорим чуть позже.

Как мы можем помочь ребенку с нарушением зрения организовать учебный процесс на самом элементарном уровне?

  1. Дети с плохим зрением могут не осознавать событий, которые происходят на расстоянии, а, следовательно, могут не интересоваться ими. Они могут, например, не заметить выражения лица, поклона или движения руки преподавателя, подзывающего ученика к себе или предлагающего ответить на вопрос. Поэтому необходимо использовать устные реплики, например, произнесение вслух имени ученика.
  2. В рамках похвалы и дисциплины, к учащемуся с нарушением зрения нужно применять те же самые дисциплинарные правила, которые относятся и к остальной части класса. Однако, плоховидящий ученик не всегда способен заметить улыбку одобрения или поддержки, поэтому вместо этого можно использовать жесты рукой, похлопывание по плечу или устные реплики.
  3. Плоховидящие учащиеся должны проделывать ту же самую учебную работу, что и их одноклассники с нормальным зрением, но для первых может потребоваться на начальных этапах адаптация средств обучения, сокращение рабочей нагрузки из-за ограничений времени; или дополнительное время (обычно дают заданное время плюс еще половину), чтобы закончить задания и экзамены. Если вы уверены, что ребенок понимает изучаемую работу, то можно соответствующим образом сократить задание. По мере того, как слабовидящие ученики развивают зрительные или адаптивные навыки, их рабочая нагрузка, временные рамки и учебные задачи постепенно должны приравниваться к аналогичной деятельности других учеников класса, согласно вашим ожиданиям.
  4. Когда классная доска расположена перед классом, передние парты центрального ряда являются хорошим местом, куда можно посадить плоховидящего ребенка. Если демонстрационный материал расположен в разных местах классной комнаты, то его местоположение должно быть учтено, когда Вы рассаживаете учеников. Поскольку сильно яркий свет может причинять дискомфорт или мешать чтению, некоторые слабовидящие дети предпочитают места, расположенные подальше от окна. Другие, наоборот, предпочитают места поближе к окну, чтобы получать больше естественного света и избегать солнечных бликов от классной доски. Проконсультируйтесь с медицинским работником, каким образом вы можете помочь тем детям, которые предъявляют специальные требования к освещению, например, детям страдающим альбинизмом.
  5. Разрешайте слабовидящему ребенку подходить к классной доске или подвигать к ней поближе стул, если ему это необходимо, и помогайте ребенку расположиться так, чтобы другие ученики не загораживали ему обзор.
  6. Предоставьте ребенку свою тетрадь, содержащую ту информацию, которую вы записали на доске или книгу, из которой вы ее взяли.
  7. Произносите слова вслух по мере того, как вы записываете их на доске. Учащийся с нарушением зрения может записывать под диктовку.
  8. Разрешайте слабовидящему ребенку стоять рядом или около демонстрационного материала.
  9. Разрешайте ребенку помогать при демонстрации (для лучшей адаптации, а не в качестве особой привилегии) или работать с материалами до или после периода классного просмотра.

Задача педагогов – создать в процессе учебной деятельности условия для охраны нарушенного зрения, научить ребенка пользоваться ослабленным зрением и улучшить его до возможных пределов, т.е. идет речь о здоровьесбережении. А процесс обучения приобретает коррекционную направленность.

Что развиваем у ребенка с нарушением зрения?

 В первую очередь уточняем и дополняем предметные представления, используя сохранные анализаторы (слух, обоняние, тактильное восприятие, мышечное чувство). Необходимо научить ребенка узнавать предметы в затрудненных условиях зрительного восприятия, по неполным изображениям, по информативным признакам. Последовательность работы в этом направлении приведена ниже. Отрабатываем пространственные отношения, используя принцип дидактики от простого к сложному. Здесь важно научить ребенка пользоваться своим ослабленным зрением для свободной ориентировки в окружающем пространстве.  Необходимо научить и приучить ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность с учетом зрительных возможностей, предупреждая снижение уровня остроты зрения. Таким образом мы адаптируем ученика с нарушенным зрением в среду нормально-видящих людей.При реализации словесных, наглядных и практических методов обучения, специфика каждого из них определяется:

  1. усилением педагогического руководства познавательно-практической деятельностью (использование сигнальных опор и обведение контура, выделение низа карточки, алгоритмизация деятельности);
  2. наглядно-действенный характер обучения (максимальное использование наглядности).

При работе с учащимися с ослабленным зрением наглядность выступает, как фактор развития и охраны зрительных функций.

Требования к наглядности  наглядность должна отвечать сенсорным возможностям ученика и его психическому развитию; размер наглядности увеличиваем как минимум в 1,5 раза,

 учитываем светоотражательные свойства материала: наглядность не покрывается лаком, файлами или скотчем, для того, чтобы не было бликов;

 не перегружать информацией, графическую наглядность выполнять в одном стиле, приближая окраску к естественной; те детали, которые хотим выделить – подкрашиваем, раскрашиваем и контурируем (обводим контуром черным или более насыщенном, чем цвет предмета или его детали), помогая вычленить объект из фона или множества других деталей; использовать прием комбинированной демонстрации:- демонстрация натурального объекта с его изображением- демонстрация изображения всего объекта, а его деталей в натуральном виде- демонстрация натурального объекта, его мелких деталей — в виде увеличенных изображений. многоплановые сюжетные изображения подбирать с четко прорисованными изображениями всех планов; увеличить экспозицию (время предъявления) восприятия наглядности от 2 до 5 минут, расстояние, с которого рассматривается наглядность, подбирается индивидуально в зависимости от зрительных возможностей ученика; демонстрация наглядности на уровне глаз, лишние предметы убираем из поля зрения (при расходящимся косоглазии наглядность опускаем ниже, а при сходящимся – поднимаем выше); используется контрастный фон для демонстрации предметов: косоглазие и амблиопия: желто-оранжевый – зеленый альбинизм, атрофия зрительного нерва, светобоязнь: светлый фон – темные фигуры (отрицательный контраст) близорукость: светлый фон – темные фигуры (положительный контраст)

Организация рабочего места ученика

с нарушением зрения

При организации рабочего места и проведении учебного процесса необходимо создать оптимальные условия деятельности глаз для повышения общей и зрительной работоспособности и предупреждения зрительного утомления и снижения зрительных функций.

 Достаточное освещение

При нормальном зрении достаточное освещение – 350-400 Люкс, а при нарушении зрения адекватной нормой освещения является 500 Люкс. При зрительном заболевании альбинизм и при светобоязни уровень освещенности опускается до 200 Люкс. При миопии высокой степени, атрофии зрительного нерва, пигментной дегенерации сетчатки освещение повышается от 700 до 1500 Люкс.

Нормы освещенности определяет врач-офтальмолог индивидуально.

Максимальное использование естественного освещения: чистота окон, рассеивающие шторы.

 Правильное расположение источника света (слева). Светоотражающая и светопоглощающая поверхность: светлые однотонные, матовые стены, а если обои, то не пестрые. Доска темно-зеленая, обязательная ее подсветка, вокруг доски убрать наглядность. При чтении использование подставки, чтоб глаза воспринимали текст под углом 20-30 градусов. Правильная осанка за столом (правило 3-х прямых углов, не упираясь грудью в стол) и соблюдение оптимального расстояния от глаз до книги или тетради (до 25 см); не наклоняя чрезмерно голову в ту или иную сторону, ибо это вызывает неравномерную работу правого и левого глаза. Обеспечить максимальное соответствие мебели росту ребенка. Удобное расположение мебели, достаточное расстояние между столами для избежания травматизма.  Садим детей за первую парту, если это действительно нужно, при косоглазии садим ученика на ряд противоположный стороне косоглазия. Обязательное проведение физминуток — сначала снимаем общее утомление, а потом – зрительное (непрерывная зрительная работа частичнозрячего школьника младших классов не должна превышать 5-7 минут, слабовидящего – 10-15 минут). Рационально чередовать различные виды учебной работы, каждые 20-25 минут учебных занятий, во время приготовления уроков выполнять отдельные показанные ребенку по состоянию здоровья физические упражнения.  Обязательное и систематическое использование оптических средств коррекции (если прописал врач), о.в. на чистоту стекол, целостность как оправы, так и стекол.

Признаки зрительного утомления

 Гиперемия лица (бледность)

 Частое помаргивание

 Позевывание Усиление нистагма (дрожания глазных яблок)

Помните, что ребенок с нарушением зрения является таким же учеником вашего класса, как и все остальные, и имеет свой индивидуальный характер и особые образовательные потребности.

Источник: http://historich.ru/osobie-obrazovatelenie-potrebnosti-detej-s-narusheniyami-zreni/index.html

Занятия для ребенка с нарушением зрения

Если у ребенка диагностировано нарушение зрения, с ним обязательно нужно заниматься. Такой диагноз еще не значит, что малыш не сможет учиться, получить образование. У многих детей сохранен нормальный интеллект, и правильные занятия помогут им приспособиться к нормальной жизни.

Читайте также:  Отдавать или не отдавать своего особенного ребёнка в интернат: моральные и психологические аспекты

Главная задача родителей — правильно подобрать учебное учреждение. Там должны быть все условия для слабовидящих и слепых детей. Существуют некоторые особенности развития, которые нужно учитывать. Например, проблемы с координацией движения. Тут поможет физическая активность, правильно подобранная физкультура. Занятия лучше начать пораньше, чтобы крохе было проще приспособиться.

3 вида нарушения зрения

Причин слепоты или частичной потери зрения может быть очень много. Часто они проявляются сразу после рождения малыша или же носят патологический характер. Иногда слепота возникает из-за серьезных нарушений работы нервной системы, мозга. У детей, страдающих ДЦП, слепота может стать сопутствующим заболеванием. Бывает так, что из-за травм или болезней возникает постепенно снижение зрения.

Существуют три основные причины, вызывающие снижение зрения или слепоту:

  • врожденные проблемы;
  • наследственные заболевания;
  • полученные нарушения (последствия травм, болезней).

Некоторые особенности развития детей с такими проблемами стоит учитывать. Например, они лишены возможности видеть лицо человека, и это сильно сказывается на эмоциональном развитии. Часто голос и выражение лица слепого будут безэмоциональными, даже если он радуется или грустит.

Гораздо легче работать с детьми, у которых нарушение зрения наступило вследствие травмы или болезни. Они имеют представление об окружающем мире. Для них мир все еще существует – он есть в воображении, снах, мечтах. Они не оторваны от действительности так, как слепые от рождения. Хотя их поведение часто носит депрессивный характер. Это затрудняет обучение и общение с ними.

Особенности развития

Зрение дает нам практически полное представление о мире вокруг. На долю зрения приходится 90% всей поступающей к нам информации. Слух, вкусовые, тактильные ощущения и обоняние составляют оставшиеся 10%.

У малышей, которые лишены возможности видеть, совершенно иные представления о мире. Тут все зависит от тяжести нарушений и от того, когда они наступили. Если с самого рождения, то развитие малыша идет по особому пути. Он не знает точно, как выглядят предметы, что такое цвета. Для него мир складывается их звуков, очертаний предметов, качеств поверхности.

Детям с такими проблемами сложнее выстроить связь «название предмета – его изображение». Конечно, такие нарушения не дают им быть достаточно самостоятельными. Слепой малыш зависит от родителей. Специальные школы и обучающие техники помогают детям с нарушениями зрения ориентироваться в мире.

Особенности развития охватывают младший дошкольный возраст. Именно сейчас формируется психологическое и эмоциональное восприятие. Также идет активное физическое развитие.

Нужно уделять много времени подвижным занятиям, играм. Это помогает развивать хорошую координацию движений, способность ориентироваться. Правда, не виды активности пойдут на пользу. Иногда стоит избегать чрезмерного напряжения или давления. Это может усугубить проблему.

Психофизиология

Некоторые особенности развития свойственны всем слепым детям и детям с серьезными нарушениями зрения:

  • отмечается отставание в умственном развитии (возможно, небольшое) из-за невозможности видеть окружающий мир, понимать свойства и природу предметов;
  • периоды развития малыша, который видит, и незрячего не идентичны. Даже при сохраненном интеллекте. Дело в том, что другим органам чувств нужно приспособиться заменять зрение так, как это возможно;
  • развитие идет непропорционально. Например, хорошо развито мышление, а вот двигательные функции пострадали (плохая координация).

Плохая координация усиливает страхи слепых детей. Они неуверенно чувствуют себя даже там, где нет никаких опасностей. Их движения часто порывистые, резкие. Зато развитие мелкой моторики идет гораздо лучше, чем даже у видящего крохи. Пальцы становятся более чувствительными, ведь этот теперь особый способ «видеть».

Чтобы не усугублять интеллектуальные проблемы, обязательно нужны занятия. В специальных школах программа как можно более близко подходит к обычной школьной.

Тут учат читать по специальной азбуке, разбираться в премудростях математики и родной речи, много читают вслух. Для малышей с разными нарушениями предлагаются разные программы.

Кто-то может увидеть с помощью ярких красок и крупных форм, кому-то все дают трогать.

У всех учеников есть возможность получить представление о мире. Кроме обычных занятий тут проводятся коррекционные. Если можно помочь как-то восстановить или поддержать зрение, то воспитатели и врачи помогут это сделать.

Обучение

Есть некоторые особенности самого процесса обучения. Необходимо уделять крохе максимум внимания. Его нельзя оставить одного изучать материал – воспитатель и учитель должны быть рядом. Сначала это кажется очень тяжелой задачей.

Многие родители слепых детей отмечают, что начало занятий в школе казалось настоящей мукой для них и для детей. Нужно повторять одно и тоже движение десятки раз. Но дети быстро учатся. Уже через несколько месяцев малыш входит в ритм обучения, ему становится легче. Он сам ищет некоторые пути решения проблемы.

Для детей с нарушениями зрения обязательно нужно подбирать специальный садик, школу. Там они смогут на все 100% реализовать свой потенциал. Часто нарушение зрения никак не связано с интеллектом. Интеллект сохранен и требует знаний, тренировки, обучения новому. Оставить такого ребенка вообще без внимания неправильно.

Для маленьких детей важно подбирать правильные игрушки. Они должны содержать крупные выпуклые детали.

Так слабовидящий или слепой малыш сможет с помощью ручек изучить игрушку. Это поможет понять, как устроено лицо человека, его тело. Для слабовидящих лучше подбирать яркие игрушки – так они смогут различать цвета.

Обучение с раннего возраста становится движущей силой развития. Иначе крохе будет страшно, тяжело в незнакомом и непонятном мире.

Без должного внимания дети с нарушениями зрения часто замыкаются в себе, не идут на контакт.

Развитие речи

Главная проблема в том, что дети не видят артикуляции. Обычные дети учатся, глядя на родителей, сами этого не замечая. Мы проговариваем слова, звуки – в этот момент форма рта меняется, губы вытягиваются или, наоборот, сжимаются. Все эти мелкие движения хорошо видны зрячим детям и невольно усваиваются. У них меньше проблем с речью, чем у малышей с потерей зрения.

Для незрячих детей освоение речи — длительный процесс. Они начинают воспринимать на слух, повторяют слова. Но у большинства присутствуют речевые дефекты. Исправить их трудно, ведь обычно логопед работает со зрячим малышом, показывая ему положение губ и языка. А тут помочь могут только длительная тренировка, правильная речь у родителей и воспитателя.

Для развития речи необходимо чаще читать малышу, разговаривать с ним, подталкивать его к общению. Тут то же правило, что и со зрячими детьми: общение в группе сверстников многому может их научить. Это всегда обмен опытом, и в том числе речевым.

Творческое развитие

Многие незрячие дети интересуются лепкой, работой с красками. Рисовать пальцами, лепить — для них это особый способ общаться с миром. Некоторые из них становятся весьма талантливыми в художественной сфере. А еще у таких детей может быть очень хороший музыкальный слух.

Родителям необходимо обратить внимание на таланты ребенка. Художественный кружок или специальная музыкальная школа могут стать настоящей отдушиной для ребенка с потерей зрения.

Слепые люди нередко увлекаются спортом. Почему бы и нет? Они могут тренироваться, участвовать в соревнованиях и побеждать так же, как и зрячие. Главное — заинтересовать ребенка такой деятельностью. Конечно, поначалу будет тяжело. Спорт помогает в развитии координации движений. Это как раз то, чего не хватает слепым и слабовидящим.

Социальное развитие

Не стоит ограничивать круг общения ребенка с нарушением зрения. Для него полезно играть с другими детьми, и неважно, видят те или нет. Так малыш становится более уверенным в себе и своих силах. Если ему удается подружиться с кем-то, это замечательно. Да, малыш с потерей зрения отличается от других, но это не делает его хуже.

Давайте ему задания по дому. Например, поливать растения, протирать пыль. Показав несколько раз, как это делается, вы можете доверить ребенку эти простые обязанности. Конечно, придется помочь ему, подвести, подать что-то, указать место. Обычно дети с гордостью принимают на себя такие обязанности. Это дает им ощущение собственной значимости.

Подобные маленькие домашние дела — хороший толчок для развития ребенка. Многие родители не понимают этого, ограждая детей от любых дел. Так они становятся абсолютно несамостоятельными, не могут даже чуть-чуть позаботиться о себе.

Еще страшнее, если их полностью ограждают от здоровых детей. Играя и общаясь лишь в своем кругу, детишки с нарушением зрения многое теряют. Игра с обычными детьми может многому научить на простом, детском уровне.

Выбор детского сада и школы

Для детей с разными нарушениями зрения вполне возможно получение образования. Нельзя ограничивать их в общении и развитии. Можно подобрать хороший садик или школу. Главное, что так малыш будет чувствовать себя таким же, как остальные дети.

Здесь учатся, общаются, играют и заводят друзей. В садике или школе для детей со сниженным зрением работают специалисты. Они могут ответить родителям на многие важные вопросы по поводу коррекции зрения, возможностей малыша, дальнейшего обучения.

Выбирая учебное заведение, обратите внимание на следующие моменты:

  • в одной учебной группе должно быть не более 10-15 человек. Это позволит воспитателям уделить максимум внимания всем деткам;
  • программа обучения выбирается индивидуальная;
  • обязательно присутствует аппаратура, которая помогает детям;
  • многие садики и школы для детей с проблемным зрением проводят коррекционные занятия;
  • здесь нет насмешек и обид со стороны других детей, все находятся в одинаковых условиях;
  • школы помогают адаптировать ребенка в обществе. У них есть программы социального развития малышей и подростков;
  • учебники используют шрифт Брайля, так что малыш научится читать.

У малышей с нарушениями зрения есть все возможности учиться, получить профессию и работать. Сегодня много школ, кружков развития, спортивных секций для тех, у кого серьезные проблемы со зрением. Это помогает им получить нормальное детство, такое же, как и у видящих ребятишек.

Профилактика

Самое главное – вовремя выявить проблему. Для этого нужно всегда в установленное время посещать офтальмолога, проходить проверки. Первая проверка зрения ждет малыша в 1 месяц. Врач может заметить первые признаки проблемы уже в таком раннем возрасте, и тогда лечить или поддерживать зрение будет гораздо проще. А еще у родителей будет больше времени, чтобы сориентироваться.

Что можно делать для профилактики проблем со зрением?

  1. Не перегружать глаза. Меньше телевизора, компьютера. Нельзя полностью ограничить малыша в этом, но нужно соблюдать временные рамки.
  2. Подобрать правильное освещение в комнате, за рабочим столом.
  3. Носить правильно подобранные очки, если необходимо.
  4. Принимать витамины для глаз.
  5. Избегать нахождения на солнце без специальных очков.
  6. Регулярно наблюдаться у окулиста, следовать его предписаниям.

Таким образом можно спасти зрение, если оно уже страдает. Иногда стоит подождать несколько лет, а затем можно будет сделать коррекционную операцию. Такую возможность не нужно исключать. Многие болезни глаз поддаются лечению, даже если зрение сильно упало.

Источник: https://rebenkoved.ru/zdorove/zanyatiya-dlya-rebenka-s-narusheniem-zreniya.html

Ссылка на основную публикацию