Могут ли массаж и лечебная физкультура существенно улучшить состояние ребёнка с психоневрологической патологией?

Лфк и массаж для детей

Детей грудного возраста в зависимости от состояния аппарата движения делят на 4 группы:

  • I – от 1,5 до 4 мес.,
  • II – от 4 до 6 месяцев,
  • III – от 6 до 9 месяцев,
  • IV- от 9 до 12 месяцев.

В I группе. В первые месяцы повышен тонус сгибателей конечностей, поэтому используют рефлексы, связанные с разгибанием. Задачи: расслабление сгибателей конечностей, повышение тонуса разгибателей, содействие первым навыкам по изменению положения тела и развитию умелости рук (подвешивание на высоте рук игрушек, предметов).

ЛГ: назначают рефлекторные упражнения и активные движения с учетом рефлексов. Рефлекс ползания – если ребенка положить на живот и приставить ладонь к подошвам, то он совершает ползающие движения. Хватательный рефлекс (с 3 месяцев) – при надавливании на ладони ребенка он сильно схватывает пальцы проводящего занятия или предмет.

Рефлекс Галанта – разгибание туловища при проведении

Продолжить

Рахит

Это хроническое заболевание с нарушением обмена веществ, преимущественно фосфорно-кальциевого, расстройством костеобразования (их размягчением и деформацией), поражением мышц (дряблость, гипотония) и др.

органов, в том числе нарушением дыхания из-за гипотонии дыхательных мышц и деформации грудной клетки. Различают 3 степени рахита: легкий, средней тяжести и тяжелый.

Лечение рахита длительное, комплексное: витамин D, медикаменты, ультрафиолетовое облучение, закаливание, полноценное питание, гидротерапия, ЛГ, массаж.

Задачи ЛФК и массажа

Улучшение обмена веществ, предупреждение прогрессирования заболевания, стимуляция окислительно-восстановительных процессов в мышцах, улучшение сна.

Особенности ЛФК

ЛГ начинают с первых недель жизни ребенка и проводят только в ИП лежа. Применяют рефлекторные, активные и пассивные упражнения в соответствии с

Продолжить

На физическое развитие ребенка влияют многие факторы (условия внешней среды, питание и др.), но наиболее мощным фактором является двигательная активность, которая у грудных детей формируется на основе врожденных рефлексов.

По мере формирования условных рефлексов многие безусловные рефлексы угасают, и в дошкольном и младшем школьном возрасте формируются автоматизированные движения, которые сохраняются на всю жизнь.

Нельзя переоценить роль гигиенической гимнастики и массажа для правильного развития ребенка и повышения устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды.

Гимнастику и массаж проводят в хорошо освещенной комнате при температуре не ниже 22-24°С. Руки у проводящего процедуру должны быть теплыми и сухими. Стол покрывают одеялом, клеенкой и чистой пеленкой. Ребенка обнажают. При массаже пользоваться присыпками и смазывающими веществами не следует. Занятие проводят до кормления или не ранее, чем через 1-1,5 часа после него.

Продолжить

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Развивается вследствие поражений головного мозга – внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, то есть когда основные структуры мозга еще не созрели.

Причиной может быть родовая травма с кровоизлиянием в головной мозг, внутриутробные инфекции, иммунологическая несовместимость матери и плода, токсикозы беременности, отягощенная наследственность.

Возникают двигательные расстройства (параличи, парезы, нарушение координации движений, наличие непроизвольных движений, синкинезий, гипертонус мышц, снижение их силы, часто сгибательно-приводящие контрактуры и деформации), а также различные нарушения речи, расстройства со стороны черепно-мозговых нервов (косоглазие, ухудшение слуха) и психики. В зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств выделяют различные формы ДЦП. Одной из форм является спастическая диплегия (болезнь Литтла) – тетрапарез с более выраженным поражением нижних конечностей. Из-за резкого повышения тонуса мышц развиваются контрактуры

Продолжить

Источник: https://nmedik.org/deti.html

«СОЛНЕЧНЫЙ ОСТРОВ» детский развивающий центр

Моисеева Т.Ю.

ЛФК И МАССАЖ В РЕАБИЛИТАЦИИ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ЛФК и массаж №1 2002, С.13-15

В последнее время особую актуальность приобрели проблемы состояния здоровья и отдаленного развития недоношенных детей с перинатальной патологией. Это связано с совершенствованием реанимации новорожденных, появлением новых способов лечения бесплодия и невынашивания.

За последние 5 лет в полтора раза увеличилась частота патологии беременности, в 4 раза -частота тяжелой асфиксии при рождении.

Частота недоношенности не имеет тенденции к снижению, а неблагоприятные качественные и количественные изменения факторов риска обусловливают частоту перинатальных поражений нервной системы, составляющую к настоящему времени более 80% и нередко ведущую к инвалидизации таких детей.

Основная задача профилактической медицины, педиатрии, в частности, противостоять этому, повышая «качество жизни» и уровень здоровья детей.

Растущий организм недоношенного ребенка, в частности его нервная система, обладает значительными компенсаторными возможностями, которые особенно велики в первые месяцы жизни и могут быть усилены ранней комплексной терапией, включающей медикаментозную поддержку, физические методы реабилитации, социальную адаптацию, закаливание. Среди многообразия мер воздействия ведущая роль принадлежит различным средствам лечебной физкультуры — массажу, гимнастике и упражнениям в воде. Эти воздействия, проводимые с первых дней жизни, жизненно важны для всех трех групп здоровья. Еще недавно основные методы восстановительной терапии недоношенных детей, особенно массаж и ЛФК, применялись после 3-4 месяцев, когда уже сложились довольно стойкие изменения со стороны двигательного аппарата и результаты даже интенсивно проводимой терапии на этом этапе далеки от желаемых.

Для успешного применения массажа недоношенному ребенку необходимо знать его морфофункциональные особенности, физиологическое воздействие применяемого метода на организм ребенка, четко знать показания и противопоказания к назначению выбираемых средств.

Основные направления лечебно-профилактического действия массажа и гимнастики.

1)Возрастание активности всех ферментов, что способствует нормализации обмена веществ, стимулирует окислительно-восстановительные процессы, вследствие чего организм получает значительные запасы энергии в виде АТФ, уменьшается склонность к ацидозу.

2)Оказывает большое влияние на процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга с изменением подвижности нервных процессов то в сторону ослабления, то в сторону усиления (в зависимости от при меняемых приемов).

Уравновешивание возбуждения и торможения является существенным моментом для полноценного замыкания безусловных и условных рефлексов и образования связей, создания условий, об легчающих проведение нервных импульсов, что способствует нормализации психомоторного развития.

3) Специально подобранные упражнения могут ослабить или даже устранить сформировавшиеся в ходе болезни патологические условно-рефлекторные связи и восстановить нормальную регуляторную функцию ЦНС.

4) Нормализация обмена веществ, дыхания, функции нервной системы способствует лучшей адаптации сердечно-сосудистой системы.

Нормализующее действие ЛФК сказывается и на работе пищеварительного тракта.

При нормализации физической активности происходит оптимизация работы симпатико-адреналовой системы, повышается устойчивость организма к действию низкой температуры окружающей среды. Стимулируется крово- и лимфообращение.

Под влиянием регулярных занятий ЛФК происходит нормализация тканевого метаболизма, а именно тканевого дыхания, являющегося необходимым компонентом функционирования всех органов и систем организма.

Это способствует улучшению метаболических процессов во всем организме и, в частности, в коре головного мозга, в результате чего повышается регулирующая роль ЦНС, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения, что приводит к нормализации функций всех органов и систем: дыхательной, пищеварительной и др. Этому же способствует и нормализация тканевого метаболизма отдельных органов.

Улучшение их функционирования приводит к еще большей оптимизации метаболических процессов и их координации (повышается снабжение О2, улучшается всасывание необходимых веществ и т.д.).

Рекомендованы массаж и ЛГ недоношенным детям с перинатальными поражениями нервной системы с 14 дня жизни. Разумеется, подход при назначении занятий каждому ребенку должен быть строго индивидуальным, методики ЛФК необходимо дифференцировать в зависимости от степени зрелости ребенка, ведущего клинико-неврологического синдрома и соматического состояния ребенка.

Противопоказания для проведения массажа и гимнастики:

Временные

·         Тяжелое общее состояние ребенка, обусловленное кровоизлиянием в мозг, отеком, токсикозом, повторны ми приступами асфиксии или судорог, быстро нарастающей внутричерепной гипертензией, т.е. состояния, требующие проведения интенсивной терапии;

·         Сепсис (фаза разгара), язвенно-некротический энтероколит, острая фаза ОРВИ и пневмонии;

·         Тяжелая степень анемии недоношенных;

·         Пиодермия, экзема и другие распространенные заболевания кожи, гнойный омфалит;

·         Прогрессирующее падение веса или гипотрофия 2-3-й степени.

Задачи ЛФК

1.   Нормализация основных обменных процессов и со здание условий для оптимального протекания нервных процессов.

2.   Обеспечение нормального функционирования дыхательной системы.

3.   Обеспечение оптимального функционирования сердечно-сосудистой системы.

4.         Нормализация мышечного тонуса.

5.         Стимуляция соответствующей возрасту безусловно- и условно-рефлекторной деятельности, статических и локомоторных функций, т.е. предупреждение задержки психомоторного развития.

6.         Координация функции желудочно-кишечного тракта.

7.         Предупреждение и коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата.

8.         Повышение уровня неспецифической защиты.

9.         Профилактика и лечение ОРВИ. Срок начала занятий

Оптимальным сроком назначения ЛФК недоношенным детям с перинатальными поражениями нервной системы можно считать: при легкой степени поражения 14-й день жизни, при среднетяжелом поражении 18-20-й день, при тяжелом поражении 23-й день. Срок назначения сдвигается на 7 дней при недоношенности II степени и на 10 дней при недоношенности III степени. При наличии кровоизлияния срок назначения сдвигается до стихания острых явлений в среднем на 2-3 недели.

Рекомендуемые средства ЛФК:

►Классический массаж: общий и локальный (расслабляющий и стимулирующий)

►Точечный массаж

►Сегментарный массаж

►Физические упражнения: рефлекторные, пассивные, активные (в соответствии с уровнем развития ребенка)

►Упражнения в воде, подводный массаж

Занятия лучше проводить в одни и те же утренние часы, через 40-60 минут после кормления на пеленальном столике. Дети, находящиеся в кувезах, получают первые сеансы массажа в кувезах при достаточном поступлении воздуха, обогащенного кислородом.

Температура воздуха в помещении должна соответствовать особенностям недоношенного ребенка этого возраста и составлять 23-25°. В связи с несовершенством терморегуляции полностью обнажать ребенка на весь период занятий не рекомендуется. Открывается в первые дни только массируемый отдел, остальные лучше прикрыть пеленкой.

Постепенно надо приучать ребенка к воздушным ваннам, соблюдая основные принципы закаливания.

Как сказано было выше, применение массажа зависит от клинической симптоматики перинатального поражения нервной системы. В основном ее можно разделить на две группы:

1.       С повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.

2.       С синдромом угнетения.

1. У детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью все мероприятия должны быть направлены на снижение возбудимости и мышечного тонуса. С этой целью применяются:

Ø  Покачивания на мяче или в позе эмбриона.

Ø  Общий расслабляющий массаж, начиная с мышц воротниковой зоны, большой грудной мышцы, мышц рук (плечо, предплечье, кисть), ног (бедро, голень, стопа); используются приемы поглаживания, легкого разминания, потряхивания, вибрации, «валяние».

Читайте также:  Температурный режим: что делать, если у ребенка жар?

Ø  Точечный массаж (тормозной метод): проводится с помощью плавных, медленных вращений концом (по душечкой) указательного пальца в определенной точке (рис. 2) с постепенным нарастанием силы давления (ввинчивание), короткой задержкой на глубине и «вывинчиванием» с возвращением к исходному положению без отрыва от точки. Прием повторяется 3-4 раза, общая длительность воздействия до 2 мин.

Ø  Укрепляющий массаж мышц живота, ягодиц, спины, за исключением мышц шеи (при напряжении), межлопаточной области (при спазме межлопаточных мышц), ягодиц (при спастическом состоянии этих мышц).

Ø  Поэтому массаж детям часто назначают «дифференцированный», то есть соответствующий клинической симптоматике (мышечному тонусу).

Ø  » При обнаружении пареза руки, кисти или стопы, а также порочном положении конечности применяется локальный массаж с использованием приемов поглаживания, легкого растирания, разминания и вибрации, точечный массаж для выведения конечности в физиологическое положение и фиксация в этом положении с помощью повязки, лонгеты, «сапожка».

Ø  Рефлекторные упражнения для рук, ног и туловища (соответственно развитию ребенка), направленные на правильное положение конечностей и стимуляцию возрастного развития.

Ø  Упражнения в воде с использованием ручных поддержек, разработанных В.А. Гутерманом для грудных детей.

На спине:

Ø  «замком» под голову (4 пальца обеих рук сплетаются под головой и шеей, 2 больших пальца располагаются на ключицах).

Ø  ►       «ухватом» под шею (большой и указательный палец обхватывают шею со стороны затылка и чуть сбоку). При этой поддержке освобождается вторая рука для проведения стимуляции, массажа и т.д.

На груди:

Ø  ►       «ковшиком» (правая рука располагается «ковши ком» под подбородок, левая рука «ухватом» за затылок).

Упражнения в воде производятся в обычной большой ванне или специально сконструированном бассейне, обработанных обычным моющим раствором.

Используется обычная водопроводная вода (при соответствии требованиям, предъявляемым к питьевой воде).

Вода наливается индивидуально, в зависимости от длины тела (уровень воды должен доходить до подмышек ребенка, находящегося в вертикальном положении с опорой о дно ванны).

В период занятий используются проводки на спине, груди и отдых в вертикальном положении. Температура воды подбирается индивидуально, в зависимости от степени зрелости ребенка (от 36,5 до 37,5°). Продолжительность занятий постепенно увеличивается с 6 до 15 мин.

При сочетании массажа и упражнений в воде последние следует проводить не ранее чем через 1,5-2 часа после массажа, иначе возможна перегрузка. Бывает, что дети с синдромом нервно-рефлекторной возбудимости плохо переносят массаж. В таких случаях следует начинать с упражнений в воде, а затем через 5-7 дней подключать массаж.

2. При проведении массажа недоношенным детям с синдромом угнетения нервной системы нельзя забывать, что после периода мнимого благополучия может наступить фаза спастических явлений, поэтому к детям до 2-3 месяцев не следует применять сильно стимулирующие приемы массажа, следует ограничиться приемами:

§   поглаживания

§   легкого растирания

§  легкого разминания

§  стимуляции рефлексов врожденного автоматизма (как правило, они снижены или даже угнетены).

У детей с синдромом угнетения отмечается даже ослабление рефлекса сосания, что требует дополнительной специальной стимуляции по точкам.

♦   На уровне нижнего края щитовидного хряща у заднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы

♦   У верхнего края боковой борозды крыла носа

♦   На середине нижнего края орбиты глаза

♦   На 0,5 см кнаружи от угла рта, на месте пересечения с вертикальной линией, проходящей через зрачок

♦   На 1 см кверху и кпереди от угла нижней челюсти

♦   У нижнего края скуловой кости.

Стимуляция проводится плавными, медленными ввинчивающими движениями концов указательных пальцев с постепенным нарастанием силы давления и резким отрывом от точки или пунктирными, быстрыми надавливаниями.

Одновременно стимулируются 2 симметрично расположенные точки. За один сеанс проводится стимуляция всех точек. Общее время воздействия 3-5 мин. Наиболее эффективное время выполнения процедуры — за 5-10 мин.

до кормления.

Методика проведения занятий в воде с детьми этой группы отличается от предыдущей. Температура воды более прохладная (зависит от степени зрелости ребенка), до 36°. Поддержки используются те же, но во время занятий стимулируются рефлекторные движения и спонтанная двигательная активность. Эффективно с этой целью применение подводного массажа упругой струей (без душевой насадки).

Оптимальный курс лечения в стационаре 15 занятий. Далее курсы рекомендуется повторять.

Клинические и инструментальные методы исследования свидетельствуют о высокой эффективности своевременного применения ЛФК в системе выхаживания недоношенных детей с церебральными нарушениями.

Применение массажа и упражнений в воде способствует оптимизации работы практически всех органов и систем недоношенного ребенка, нормализации его мышечного тонуса и рефлекторной деятельности — основы дальнейшего полноценного психомоторного развития.

Источник: http://solostrov.ucoz.ru/publ/poleznaja_informacija/poleznaja_informacija/lfk_i_massazh_v_reabilitacii_nedonoshennykh_detej/3-1-0-1

Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни

В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы [1, 2, 3].

Существенные нарушения: вначале постнатальной адаптации, затем снижение возможности усвоения социального опыта и, как следствие, социальная дезадаптация ребенка — возникают у большинства детей с тяжелыми поражениями нервной системы. По данным ведущих неврологов [3], эти поражения обусловливают основную часть причин детской инвалидности.

Кроме того, у детей с нетяжелыми формами перинатальной патологии в последующие годы нередко отмечаются проявления минимальных церебральных дисфункций, существенно затрудняющих их обучение и образование [2].

Поэтому проблемы своевременного лечения и адекватной реабилитации детей с перинатальными поражениями привлекают пристальное внимание врачей различных специальностей: педиатров, неврологов, ортопедов, реабилитологов и др., — а также специалистов по коррекционной педагогике.

Основные методологические принципы реабилитации детей при перинатальной патологии ЦНС, разработанные за последние 10–12 лет [4], могут также лежать в основе терапии этих состояний, задачи которой как в остром периоде, так и в ходе реабилитации, вторичной профилактики отсроченных проявлений заболевания по сути одни и те же.

Тем не менее некоторые неврологи понимают под реабилитацией в детском возрасте абилитацию, т. е. создание возможностей для поступательного развития ребенка и коррекцию постепенно выявляющихся отклонений в развитии [3].

С учетом этого общая методология лечения и реабилитации при перинатальном поражении мозга базируется на следующих принципах.

  • Раннее начало коррекции. Оптимально опережающее (антенатальное, интранатальное, раннее постнатальное) лечение.
  • Индивидуализация лечебно-реабилитационных воздействий — учет характера и степени тяжести основной и сопутствующей патологии, степени зрелости ребенка (гестационный и постконцептуальный возраст), индивидуальных конституционально-генетических характеристик. Применение протоколов (формуляров) ведения новорожденных не противоречит индивидуальному подходу. Использование «индивидуального потенциала компенсаций» [3].
  • Подход к больному ребенку с позиций целостности организма, что предполагает коррекцию не только и не столько неврологических расстройств, сколько нейросоматических нарушений [3, 5].
  • Комплексное использование различных средств лечения и реабилитации (фармакопрепараты, физические факторы, эстетопсихотерапия и кондуктивная педагогика).
  • Этапность и преемственность при проведении реабилитации пострадавших детей, коллегиальность при назначении терапевтических схем и оценке их эффективности.
  • Гуманизация диагностических и лечебно-реабилитационных процедур: в последние годы установлена крайне негативная патофизиологическая роль боли у новорожденных детей [4, 6].
  • Оздоровление окружающей среды («терапия среды») и тесное взаимодействие медиков с семьей больного ребенка на всех этапах лечения и реабилитации [3, 4].

На каждом из этапов оказания помощи больному новорожденному и грудному ребенку существуют свои ведущие задачи.

Так, на первом этапе — в родильном зале, палате интенсивной терапии и отделении реанимации новорожденных — в соответствии с приказом МЗ РФ № 372 от 1995 г.

прежде всего решаются задачи компенсации системных нарушений жизненно важных функций — дыхания, кровообращения, выделительной функции почек, энергетического баланса и общего метаболизма.

Медикаментозно-инструментальная терапия предполагает на этом этапе в первую очередь коррекцию кислотно-основного состояния, гипер- или гипогликемии, гиповолемии, артериальной гипотензии или гипертензии, сердечного выброса.

По показаниям, с учетом данных мониторирования и лабораторных анализов, применяются осмотические и петлевые диуретики, антигеморрагические, противосудорожные средства (препарат первого выбора — фенобарбитал в стандартной дозе до 20 мг/кг массы тела в сутки).

Применение на этом этапе антиоксидантов и ноотрофов (церебропротекторов — пирацетам, эссенциале, ГОМК) не всегда обосновано. Особая осторожность необходима при назначении вазоактивных препаратов: так, некоторые специалисты рекомендуют с 4-го дня жизни инстенон [3], тогда как другие говорят о возможных побочных действиях сосудистых средств [5].

Адекватное лечение в раннем неонатальном периоде (при создании максимально щадящих условий для ребенка и температурного комфорта) способствует адаптационным процессам саногенетической направленности и является основой последующей реабилитации.

Новорожденные не только с тяжелыми, но и со среднетяжелыми проявлениями перинатальной патологии ЦНС переводятся, как правило, в отделение «второго этапа» (отделение патологии новорожденных, отделение для недоношенных детей).

Задачи этого этапа — дальнейшая оптимизация адаптационных процессов, лечение сопутствующих (как правило, инфекционно-воспалительных) заболеваний и начало собственно реабилитации, т. е. коррекции неврологических нарушений.

Третий этап реабилитации — это специализированные стационары (отделение неврологии раннего возраста, центр реабилитации маловесных и недоношенных детей, центр коррекции), амбулаторные отделения реабилитации детских поликлиник (стационар-замещающие технологии).

На всех этапах реабилитации перинатально пострадавших детей необходимо активное участие семьи больного ребенка; по показаниям, в конце первого — начале второго года жизни возможно привлечение специализированных детских дошкольных учреждений (группы коррекции в яслях и детских садах, центры коррекции).

На втором и третьем этапах реабилитации используются практически одинаковые средства и методы, хотя выбор их зависит от индивидуального патокинеза болезни и эффективности коррекции на предыдущем этапе.

В практике большинства врачей фармакотерапия при перинатальных поражениях мозга занимает ведущее место, что далеко не всегда оправдано.

В последнее десятилетие в условиях «фармацевтического бума» ежегодно появляются новые препараты, которые из области взрослой неврологии часто без достаточной проверки с позиций доказательной медицины попадают в арсенал средств, используемых неонатологом [5, 6, 7].

Читайте также:  Как помочь особенному ребёнку при обмороке?

Назначая новорожденному лекарство, врач должен учитывать его возможные как ближайшие, так и отдаленные побочные эффекты (в том числе риск сенсибилизации), выбирать наименее травматичные пути введения лекарств: при необходимости проведения инъекций предусматривать обезболивание местными анестетиками типа пластыря ЕМLA или метаболитами [4, 6].

Во избежание ятрогений необходимо учитывать возможный синергизм или антагонизм фармакопрепаратов (не назначать более 3–4 лекарств одновременно), строго индивидуально выбирать дозировки (принцип минимизации, контроль индивидуальной фармакокинетики). Особая осторожность нужна при выборе алгоритма лечения глубоко недоношенных детей с экстремально низкой массой тела.

Один из путей профилактики ятрогений в неонатологии — это использование гомеопатических препаратов [8], поскольку они содержат микродозы мягкодействующих растительных и минеральных веществ. Механизм действия этих препаратов не вполне ясен (возможны объяснения с позиций теории доминанты Ухтомского или теории биологического резонанса), тем не менее химическая эффективность некоторых из гомеопатических препаратов в неонатологии вполне доказана [4].

Фармакопрепараты, используемые в реабилитации как доношенных, так и недоношенных новорожденных, условно могут быть разделены на применяющиеся посиндромно (симптоматические) и средства преимущественно патогенетической коррекции, хотя некоторые препараты обладают и тем и другим воздействием. Рассмотрим их подробнее.

Медикаментозная реабилитация детей с перинатальными поражениями ЦНС — поздний неонатальный период, начало восстановительного периода

Преимущественно посиндромные (симптоматические) средства: противосудорожные: фенобарбитал, ГОМК, дроперидол, реланиум, вальпроаты — при некупируемых другими средствами судорогах и тщательном мониторинге функций печени и кроветворения; дегидратационные: диакарб (со 2–3-й недель жизни, у глубоконедоношенных — позднее), триампур, верошпирон, гомеопатические препараты (гелиборус, апис, магнезия фосфорика), сборы трав — отвары и настои; седативные (сульфат магния, сборы трав — отвары и настои, лечебные ванны, реланиум, радедорм, гомеопатические препараты — валерианахель, нервохель, вибуркол), эфирные масла, ароматерапия (анис, ромашка, лаванда); спазмолитики и прокинетики (при вегетативных нарушениях): но-шпа, церукал, риабал, мотилиум, гомеопатические препараты (нуксвомика, гомакорд, вибуркол, хапель).

Средства патогенетической направленности: нейропротекторы (ноотропы, ноотрофы, ингибиторы нейрального апоптоза) — пирацетам (ИСВ), кортексин, семакс, минисем, церебролизин, пантогам, глиатилин, глицин, аминокислотные композиты, стволовые клетки; вазоактивные препараты (нормализаторы общей и мозговой гемодинамики) назначаются при отсутствии угрозы кровотечений под контролем допплерографии: кавинтон, циннаризин, сермион, димефосфон, кверцетин, гомеопатические препараты (эскулюс композитум, траумель); модуляторы синаптической проводимости: мидокалм, дибазол; aнтиоксиданты и антигипоксанты: танакан, мексидол, токоферол, соевое масло, кудесан, димефосфон, биолан, актовегин; метаболиты и поливитаминные комплексы: глицин, биотредин, лимонтар, эссенциале, элькар, кудесан, корилип, кверцетин, бета-каротин, киндер биовиталь, поливит беби, церебрум композитум, мульти-табс, капли Береш Плюс.

Как следует из вышеизложенного, выбор препаратов ограничен и нужна поистине «снайперская» точность при их назначении, кроме того, необходим клинический и лабораторный неинвазивный контроль эффективности.

Следует обратить внимание на возможность относительно нетравматичного введения препаратов — накожное (соевое масло), ингаляционные (эфирные масла при ароматерапии), ректальные суппозитории (многие гомеопатические средства).

В неонатологии важно использование наиболее «чистых» препаратов, например целесообразен выбор из препаратов пирацетама лекарств, выпускаемых фирмой ИСВ (Бельгия, Швейцария).

В перечне средств патогенетической направленности к ингибирующим нейральный апоптоз условно отнесены стволовые клетки (в строгом смысле это не фармакопрепарат), степень терапевтической эффективности которых еще нуждается в дальнейших исследованиях. В то же время от использования фетальных трансплантатов [3] следует решительно отказаться по соображениям общечеловеческой и медицинской этики.

Обеспечить минимизацию лекарственной терапии помогает раннее (начиная с первого этапа) включение в программу комплексной реабилитации немедикаментозных воздействий.

На втором и третьем этапах реабилитации детей с перинатальной патологией эти методики должны быть признаны приоритетными [1].

Несомненно, в обеспечении успешной реабилитации важная роль принадлежит адекватному вскармливанию и оптимальной организации окружающей среды (лечебно-охранительный режим), но в настоящей статье эти вопросы не рассматриваются.

Тем не менее некоторые аспекты организации выхаживания тяжелобольных детей (ограничение сенсорной нагрузки в остром периоде поражения мозга, температурный комфорт, ограничение электромагнитных воздействий, выхаживание на колышащихся матрасиках или на шерсти ягнят) могут быть отнесены к методам немедикаментозной реабилитации [1, 5, 6].

Перечислим средства немедикаментозного лечения и реабилитации, весьма условно разделив их на физические и психолого-педагогические, поскольку любое физическое воздействие на маленького ребенка предполагает обязательный психоэмоциональный контакт с ним.

Немедикаментозная реабилитация детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС

Физическая реабилитация: разнообразный лечебный массаж, лечебная гимнастика, лечение «положением» (укладки, туторы, «воротники» и т. д.

), терапия по Войту; упражнения в воде и гидромассаж; сухая иммерсия (имитация невесомости); использование кроватки «Сатурн» (эффект невесомости + вибромассаж); физиотерапия (переменное магнитное поле, синусоидальные модулированные токи, электрофорез, парафинотерапия, лазеротерапия, свето- и цветотерапия).

Психолого-педагогическая коррекция и психоэстетотерапия: коррекционная (кондуктивная) педагогика; психотерапевтическая коррекция в диаде «мать–дитя» (контакт «кожа-к-коже», «кенгуру») и в целом в семье больного ребенка; музыкотерапия, эстетотерапия; тактильно-кинестетическая стимуляция.

Большинство из вышеперечисленных методик не являются новыми. В последние 3–5 лет к новым разработкам следует отнести методику мягкого вибромассажа в условиях невесомости (отечественная кроватка «Сатурн», ООО «Ритм», г.

Екатеринбург), светотерапию и цветотерапию с помощью лампы линейного поляризованного видимого света «Биоптрон» («Цептер», Швейцария), тактильно-кинестетическую стимуляцию ладоней и пальцев, применяемую у детей с низкой и экстремально низкой массой тела [4].

В последние годы для недоношенных детей особенно рекомендуется сочетание двух-трех «мягких» методов физического воздействия с психоэмоциональной и психосенсорной коррекцией, что помогает моделировать эффект так называемых «сенсорных комнат», применяемых в реабилитации более старших пациентов [9].

Методика музыкотерапии для доношенных и недоношенных новорожденных детей, разработанная в клинике НЦЗД РАМН, включает как подбираемые индивидуально программы, записанные на магнитофон, так и пение кормящих матерей [4].

Матери обучаются комплексной мягкой психосенсорной стимуляции ребенка, напевают колыбельные и другие рекомендованные песни, учатся проведению мелоритмического воздействия (движение и тактильная стимуляция в сочетании с пением и чтением стихов) — элементам эвритмической терапии по Р.

Штайнеру, который доказал благотворное влияние на организм ребенка ритмических движений под музыку [10].

В последние годы установлено, что начинать общение с ребенком необходимо еще в период внутриутробного онтогенеза; сегодня активно развивается перинатальная психология и перинатальная педагогика.

Для детей с перинатальной патологией ЦНС раннее начало педагогической коррекции (элементы кондуктивной педагогики) является важнейшей составной частью реабилитации, поскольку мягкие сенсорные и эмоциональные воздействия — это немедикаментозные «ноотрофы» для развивающегося мозга [1, 4, 5, 6]. Ежедневное влияние родителей (прежде всего матери) направляется специалистом — психологом (педагогом), который формирует у родителей активную позицию по преодолению психоневрологических дефектов, обучает их разнообразным формам, приемам и средствам взаимодействия с ребенком и умению оценивать его реакции.

Целью ранней педагогической коррекционной работы является создание условий для поступательного психосоциального развития ребенка, для использования его индивидуального «потенциала компенсаций».

На каждом возрастном этапе педагог решает определенные развивающие задачи: вначале это стимуляция интереса ребенка к окружающей среде, формирование исследовательского поведения, затем укрепление межанализаторных связей, расширение спектра сенсомоторных навыков и умений, повышение коммутативной активности, развитие и обогащение игровых и предметных действий, а также социальной активности ребенка [11].

В настоящей статье не затрагиваются некоторые специальные аспекты реабилитации (коррекция зрительных нарушений при ретинопатии недоношенных, нейросенсорной тугоухости, ортопедической патологии).

Использование широкого спектра немедикаментозных воздействий на втором и третьем этапах реабилитации больных детей позволяет (по данным клиники НЦЗД РАМН) уменьшить дозировки и длительность курсов фармакотерапии (по вазоактивным препаратам — на 15–20% и 3–3,5 дня; по мочегонным (диакарб) — на 20–30% и 2–3 дня; по седативным препаратам — на 30–40% и 4–5 дней). Эффективность комплексной реабилитации оценивалась в клинике по достижении детьми 1,5–2 лет. Функциональная компенсация неврологических и нейросенсорных нарушений имела место почти у всех детей со среднетяжелыми и легкими формами перинатальных поражений мозга и у 80% детей с тяжелыми (по оценке в периоде новорожденности) нарушениями. Кроме того, даже у детей, имевших в конце периода наблюдения инвалидность вследствие сенсорного или моторного дефекта, удавалось добиться некоторого смягчения моторных или сенсорных расстройств и соответственно несколько улучшить качество жизни.

Е. П. Бомбардирова, доктор медицинских наук, профессор
Г. В. Яцык, доктор медицинских наук, профессор
А. А. Степанов, кандидат медицинских наук
НЦЗД РАМН, Москва

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Источник: https://www.lvrach.ru/2005/02/4532155/

Лфк и массаж при гипотрофии i степени у детей

При гипотрофии I степени расстройства обмена веществ, а также изменения со стороны ряда органов и систем не носят столь выраженный характер, как при гипотрофии II и III степени.

Общее состояние ребенка почти не нарушено. Функциональные нарушения могут быть выражены со стороны нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Психомоторные нарушения выражаются в неравномерном развитии двигательных навыков, в нарушении статических функций и в нарушении физиологической последовательности формировании двигательных навыков.

Лечебная физическая культура в комплексной терапии гипотрофии I степени решает задачу общего стимулирующего воздействия на организм, ребенка, нормализации основных нервных процессов, а следовательно, и восстановления нормальной возбудимости пищевого центра.

Воздействие физических упражнении и массажа на обменные процессы, их улучшение и нормализации, позволяют повысить усвояемость пищевых продуктов.

Рациональное построение двигательного режима, включение гимнастических упражнений и массажа позволяют решить и специальную задачу восстановления движений в полном объеме и ликвидировать задержку или неравномерность психомоторного развития ребенка.

Назначение лечебной физкультуры необходимо и в тех случаях, когда в результате комплексной терапии удается преодолеть дефицит в весе, но остаются функциональные нарушения, в частности нарушения двигательной сферы ребенка.

Методика лечебной гимнастики и массажа отражает соответствующие изменения состояния здоровья ребенка и постепенно приближается к методике физических упражнений у здоровых детей соответствующего возраста.

В занятия могут быть включены все виды массажа, в особенности для тех мышечных групп, где наиболее выражены расстройства сократительной способности и тонуса. Приемы поглаживающего массажа остаются в комплексах лечебной физкультуры как средство подготовки к упражнениям и отдыха после их выполнения.

Из гимнастических упражнений в этом периоде лечения гипотрофии главное место занимают активные в соответствии с уровнем психомоторного развития ребенка. Помимо определенных возрастных особенностей таких упражнений, учитывается необходимость включения упражнений для всех мышечных групп со строгим соблюдением принципа рассеянной нагрузки.

Читайте также:  Отдавать или не отдавать своего особенного ребёнка в интернат: моральные и психологические аспекты

Большинство упражнений и в этом периоде гипотрофии применяется в исходном положении лежа. По мере восстановления статических реакций включаются исходные положения сидя и стоя. Пассивные гимнастические упражнения применяются при задержке определенных двигательных навыков для развития движений в наиболее пораженных мышечных группах.

Эти движения вначале сочетаются с приемами массажа.

В дальнейшем прибегают к упражнениям с помощью или побуждают ребенка к активному выполнению движений с помощью игрушек или других приемов стимуляции.

Рефлекторные гимнастические упражнения в этом периоде занимают весьма ограниченное место.

Помимо физиологических пределов их применения, они используются в случаях задержки исчезновения врожденных двигательных реакций – главным образом для стимуляции разгибателей.

Примерные комплексы лечебной физкультуры при гипотрофии I степени.

Для детей в возрасте от 1,5 до 4 месяцев:

  • 1. Поглаживающий массаж туловища и конечностей.
  • 2. Выкладывание на живот на жесткой опоре.
  • 3. Рефлекторные упражнения (ползание, разгибание спины в положении на правом и левом боку).

Для детей от 4 до 6 месяцев:

По сравнению с соответствующими занятиями для здоровых детей количество повторений каждого упражнения уменьшается по состоянию ребенка; приемы массажа, главным образом поглаживающего характера, применяются шире, вводятся рефлекторные упражнения. Все упражнения и массаж проводятся в исходном положении лежа на животе или спине.

  • 1. Поглаживающий массаж рук.
  • 2. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
  • 3. Массаж живота.
  • 4. Массаж (поглаживающий) ног.
  • 5. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (при исчезновении гипертонии).
  • 6. Поворот со спины на живот (активный или с помощью).
  • 7. Рефлекторное ползание (при сохранившихся рефлексах).
  • 8. Массаж спины.
  • 9. Рефлекторное разгибание позвоночника на правом боку.
  • 10. Сгибание и разгибание рук.
  • 11. Скользящие шаги.
  • 12. Рефлекторное разгибание позвоночника на левом боку.
  • 13. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
  • 14. Выкладывание на живот.

Литература:

  1. М.И. Фонарев «Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста», Ленинград, «Медицина», 1973 г.

Источник: https://lfk.biz/wasting4.html

Массаж для ребенка: оказывается, можно не всегда

Массаж для ребенка, который так популярен в современном мире, используется как эффективное средство профилактики и лечения многих заболеваний.

Но если педиатр не назначил вашему крохе курс массажа, не стоит торопиться с поиском массажиста и самостоятельным проведением процедур.

Ведь лечебный массаж нужен не каждому малышу, для его назначения необходимы определенные медицинские показания.

Что такое массаж?

Массаж для ребенка – это комплексное мануальное воздействие на кожу и опорно-двигательный аппарат – кости, суставы и мышцы.

Любой вид массажа для ребенка улучшает кровоснабжение и питание кожи, а также органов и тканей, стимулирует обмен веществ.

Посредством массажных процедур можно воздействовать и на нервно-психическое развитие малыша, так как во время сеанса к нервной системе посылается огромное количество нервных импульсов, что способствует ее оптимальному развитию.

Благотворное воздействие массажа на организм малыша проявляется улучшением аппетита, нормализацией работы желудочно-кишечного тракта. В зависимости от техники массажа с его помощью можно нормализовать мышечный тонус, исправить костно-суставные деформации или нарушения функции опорно-двигательного аппарата.

Когда делают массаж детям

Детский массаж бывает двух видов – оздоровительный и лечебный.

Оздоровительный массаж проводится с целью поддержания здоровья ребенка, его цель такая же, как у гимнастики и уроков физкультуры, которые проводят с детьми старшего возраста.

Лечебный массаж назначается с целью устранить имеющиеся дефекты.

Различают общий лечебный массаж (в течение процедуры оказывается воздействие на все тело) и местный лечебный массаж (воздействие производится на определенную область). В качестве мощного средства лечебного воздействия массаж назначается малышу при следующих состояниях:

  • Перинатальная патология нервной системы (нарушения функции и созревания нервной системы в результате родовой травмы, тяжелого течения беременности или послеродового периода и других причин). Частым проявлением этого заболевания является нарушение мышечного тонуса, задержка моторного развития.
  • Задержка моторного развития.
  • Гипотрофия (дефицит массы тела).
  • Плоско-вальгусная установка стоп.
  • Искривление ног – вальгусная (Х-образная) или варусная (О-образная) деформация ног.
  • Дисплазия тазобедренных суставов, врожденный вывих бедра – состояния, связанные с недоразвитием тазобедренных суставов.
  • Врожденная мышечная кривошея.
  • Врожденная косолапость.
  • Рахит – заболевание, при котором наблюдается нарушение обмена кальция и фосфора, дефицит витамина D. Отсутствие лечения приводит к нарушению формирования костей и задержке моторного развития.

Отметим еще раз, что всем без исключения здоровым детям лечебный массаж делать не нужно. Несмотря на все свои плюсы, он является дополнительным стрессовым нефизиологическим воздействием. Если ребенок здоров, нет необходимости форсировать психомоторное развитие крохи, усиливать кровоснабжение органов и тканей, воздействовать на нормальный мышечный тонус.

Для того чтобы ребенок нормально рос и развивался, достаточно ежедневно проводить оздоровительный детский массаж, соответствующий возрасту, это мама может делать сама.

Оздоровительный массаж, в отличие от лечебного, носит общий характер, то есть оказывает равномерное воздействие на весь организм, в ходе этой процедуры выполняются физиологические для данного возраста движения.

Как и у лекарственных препаратов, у массажа есть достаточно широкий перечень противопоказаний. Поэтому назначать массаж ребенку, даже с профилактической целью, должен только врач, который индивидуально оценивает весь спектр показаний и противопоказаний к проведению курса.

Массаж не проводится при следующих заболеваниях:

  1. Все состояния, сопровождающиеся подъемом температуры (простудные заболевания, гнойно-воспалительные заболевания). Массаж будет способствовать еще большему подъему температуры.
  2. Любые заболевания в стадии обострения, в том числе и аллергические. Массаж – это дополнительное стрессовое воздействие, которое нежелательно при обострении любого заболевания.
  3. Тяжелые заболевания печени и почек, сопровождающиеся нарушением функции этих органов (например, воспаление почек – нефрит, воспаление печени – гепатит). При этих заболеваниях назначается максимально щадящий режим, поэтому курсы массажа не проводятся.
  4. Тяжелые врожденные пороки сердца с недостаточностью кровоснабжения, которая проявляется одышкой, отеками, кашлем. Массажные процедуры – это дополнительная нагрузка на сердце, поэтому массаж у ребенка с тяжелым пороком сердца может вызвать значительное ухудшение состояния.
  5. Грыжи больших размеров, когда в грыжевое выпячивание выпадают внутренние органы (пупочной, паховой и др.) с риском ущемления. Массаж может спровоцировать ущемление грыжи, что вызовет резкую боль и потребует немедленного хирургического вмешательства.
  6. Рахит в период разгара болезни. В этой стадии заболевания дети особенно беспокойны и возбудимы, проведение массажа, как дополнительного стрессового воздействия, нежелательно, так как рекомендован щадящий режим.
  7. Тяжелая гипотрофия (выраженный дефицит веса). Массаж не проводится в связи со слабой развитостью мышц, подкожно-жировой клетчатки и, как правило, тяжелым общим состоянием ребенка.
  8. Заболевания опорно-двигательного аппарата, проявляющиеся повышенной ломкостью костей. Массаж в этом случае может спровоцировать переломы костей.
  9. Активная форма туберкулеза. Это заболевание протекает тяжело, с нарушением общего состояния ребенка, массаж не желателен связи с необходимостью максимально щадящего режима.
  10. Кровотечения. Массаж может спровоцировать кровоизлияние.

Временно прервать начатый курс детского массажа следует:

  • В случае болезни, даже если речь идет о простудном заболевании.
  • После вакцинации (курс массажа должен быть прерван на 3 дня). Массаж не рекомендован в связи с необходимостью щадящего режима в поствакцинальном периоде.
  • В дни получения малышом физиотерапии. Проведение этих процедур в один день – излишний стресс для малыша, это может вызвать повышенное беспокойство, нарушение сна.

Принципы проведения массажа для грудничков

  • В течение дня проводится только один сеанс массажа.
  • Чем младше кроха, тем более щадящие режимы детского массажа применяются.
  • Не массируются половые органы, передняя поверхность голени (в связи с особой тонкостью кожи в этой области и близостью кости), область печени (правое подреберье), также из-за опасности нанесения травмы ограничиваются толчковые воздействия на коленные суставы, при похлопывании спины не задействуется область почек (поясница). Ограничение воздействия на область печени и почек связано с тем, что эти органы располагаются достаточно близко к поверхности тела, прямое воздействие может их повредить.
  • Массаж ребенку должен проводиться в комфортных температурных условиях (22–24 градуса C), в хорошо проветренном помещении на твердой, теплой и ровной поверхности.
  • Малыш должен находиться в хорошем настроении. Следует учитывать, что на первые процедуры ребенок может реагировать отрицательными эмоциями. Его плач – это самый главный сигнал к прекращению массажа. В этом случае проведение процедуры нужно приостановить, дождаться ровного настроения малыша и продолжить процедуру в более щадящем режиме, постепенно наращивая объем необходимых манипуляций.
  • Не следует проводить детский массаж сразу после или до еды или сна. Интервал между проведением массажа и временем сна или приема пищи должен составлять не менее 30–40 минут.
  • Руки того, кто проводит массаж ребенку, должны быть теплыми и чистыми, ногти – аккуратно подстрижеными.
  • Не рекомендуется пользоваться присыпками или кремом. Детская кожа очень чувствительна, присыпки могут спровоцировать излишнюю сухость. Крем увеличивает скольжение о кожу, что может приводить к неправильному выполнению массажных приемов. В некоторых случаях (например, если руки массажиста или кожа малыша очень сухие) может применяться специализированное детское массажное масло.
  • Длительность курсов детского массажа может быть различной и составляет, как правило, от 10 до 15 процедур на курс, могут назначаться от 1 до 3 курсов с 2-3-недельным перерывом между ними.
  • Прерывать начатый курс детского массажа без определенных противопоказаний нежелательно. Следует понимать, что мгновенного эффекта от первых процедур ожидать не стоит, оценить положительное воздействие массажа целиком можно только после проведения полного курса.

Детский массажист

Если педиатр назначил ребенку курс массажа, но мама не хочет ежедневно посещать поликлинику и предпочитает частного массажиста, ей следует внимательно отнестись к выбору специалиста. Это должен быть медицинский работник (с врачебным, медсестринским или фельдшерским образованием), специально подготовленный в области детского массажа, с определенным опытом работы в этой сфере.

Мама делает массаж

Для детей до 1 года существует 5 комплексов оздоровительного массажа. Их должна научиться выполнять мама. Такой массаж рекомендуется делать всем здоровым детям при отсутствии вышеупомянутых противопоказаний. Обычно этим комплексам маму обучает медсестра кабинета здорового ребенка в поликлинике по предварительному согласованию с педиатром.

Эти 5 стандартных комплексов родители могут найти в любом пособии по детскому массажу или уходу за ребенком. Они соответствуют возрасту малыша:

  • массаж для детей 1 – 3 месяцев;
  • массаж для детей 3 – 4 месяцев;
  • массаж для детей 4 – 6 месяцев;
  • массаж для детей 6 – 9 месяцев;
  • массаж для детей 9 – 12 месяцев.

Первый вид детского массажа – самый щадящий, постепенно, по мере развития малыша, объем движений увеличивается.

Например, поднимание туловища из положения лежа на животе выполняется только в  четвертом комплексе, когда малыш начинает садиться, включение подобного движения в первый комплекс было бы нефизиологичным.

Таким образом, комплексы полностью адаптированы и согласованы с развитием малыша.

Врач-специалист или непосредственно сам детский массажист при необходимости может обучить маму определенным элементам специализированного массажа.

Например, при дисплазии тазобедренных суставов – достаточно распространенной патологии, связанной с недоразвитием тазобедренных суставов и проявляющейся затруднением отведения бедер в положении на спине, – некоторые упражнения специализированного массажа маме просто необходимо освоить, так как этот комплекс упражнений для правильного формирования тазобедренного сустава должен повторяться при каждом пеленании малыша.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/zdorove-rebenka/1446/massazh-dlya-rebenka

Ссылка на основную публикацию