Особенности кормления детей с психоневрологической патологией

Детская психоневрологическая патология

В общей заболеваемости населения доля психоневрологической патологии возрастает из года в год, что объясняется социальными, экологическими и прочими факторами.

В структуре психоневрологической патологии основную массу (60% – 70%) составляют неврозы и неврозоподобные расстройства, т. е. пограничные психические расстройства, а также задержки психомоторного развития в детском возрасте (около 20% – 30%).

Из-за воздействия вредных факторов на центральную нервную систему (ЦНС) в период беременности и родов более 80% новорожденных страдают перинатальной энцефалопатией.

Так ухудшающееся состояние здоровья новорожденных обусловливает все разнообразие психоневрологической патологии детей раннего возраста, школьников, подростков и, в конечном счете, взрослого населения.

Фармакологические препараты, применяемые в этих случаях академической медициной (сосудистые, ноотропные, седативные), у детей раннего возраста часто вызывают побочные действия, превышающие их положительный эффект. Действуют они достаточно грубо и жестко, вызывая значительные обменные нарушения.

Возможности профилактического воздействия на детей с перинатальными поражениями ЦНС и вовсе ограничены. Большей частью ставка делается на компенсаторные возможности самого организма, которых, как правило, бывает недостаточно.

Чаще идёт пассивная констатация тех или иных нарушений в моторном и психическом развитии при минимальных возможностях активного вмешательства в этот процесс, в том числе и из-за отсутствия альтернативных медикаментозных средств.

Отсюда следует настоятельная необходимость более действенных мер профилактики и лечения раннего органического поражения ЦНС, являющегося для развития психоневрологической патологии детского возраста.

Поэтому большой интерес вызывают средства традиционной китайской медицины в связи с возможностью их применения в комплексном лечении детей с ранним органическим поражением ЦНС.

Высокое качество, возможность применения у детей с первых дней жизни, простота и точность дозировки, отсутствие побочных эффектов, мягкое «деликатное» воздействие на организм уже при небольших, гомеопатических дозах делает эти средства особенно привлекательными для использования в детской практике.

В подавляющем большинстве случаев они могут выступать как полноценные альтернативные лекарственные средства, что подтверждено педиатрами Нижнего Новгорода, Новосибирска, Читы и других региональных центров.

Детям с перинатальным поражением ЦНС с первых дней жизни рекомендовано Маточное молочко с женьшенем утром перед кормлением, начиная с одной капли и увеличивая дозу на одну каплю каждые 10 – 12 дней до 0,5 мл – 0,7 мл к одному году.

Во второй половине дня показан Отвар Лаоджан также с одной капли и медленно увеличивая дозировку до 10 – 15 капель к одному году. Параллельно желательны неоднократные месячные курсы Жемчужной пудры «Хуанхэ»  не менее трёх раз в день на кончике ножа во время кормления (детям до полугода по одной капсуле на 5 дней).

Это способствует улучшению мозгового кровообращения, нормализации мышечного тонуса, гармонизации процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

При развивающемся гипертензионно-гидроцефальном синдроме целесообразно применение сосудистых средств, в частности, Эликсир Наосиньшу, также начиная с капли и до 0,2 мл – 0,5 мл к одному году, до 1 мл к трём годам, до 2,5 мл к 7 годам на приём один раз в день перед сном.

Оправдано применение и Эликсир Сяо Шуан, так как цитологически даже у новорождённых детей определяется холестериноз сосудов в связи с функциональной печеночной недостаточностью у матерей.

Рекомендуемые максимальные дозы 5 капель три раза в день уже для детей первого полугодия жизни, начиная с одной капли и постепенно увеличивая.

Дети дошкольного возраста

У детей раннего дошкольного возраста (до трёх лет) наиболее распространены неврозоподобные расстройства в виде нарушений сна, страхов, задержки психоречевого развития. В их лечении и профилактике используют:

Среди психоневрологической патологии старшего дошкольного возраста (до 7 лет) чаще встречаются тики, логоневрозы (заикание), астенические расстройства, сопровождающиеся плаксивостью, раздражительностью, агрессивными тенденциями в поведении, а также двигательная расторможенность или синдром дефицита внимания. Применяют те же препараты в дозе до 2,5 мл на приём один раз в день. Применять лучше в разведении с кипяченой водой (30 мл – 50 мл на приём).

Дети школьного возраста

У школьников часты церебростенические расстройства (повышенная утомляемость, сниженная работоспособность,головные боли), а также нарушения сна, тики. Применяют те же средства, что и для укрепления нервной системы:

Для детей предподросткового и подросткового возраста характерны расстройства эмоциональной сферы (эмоциональная лабильность, плаксивость, раздражительность), колебания настроения чаще с депрессивным оттенком, вегето-сосудистая дистония.

Поэтому в данной группе наиболее целесообразны Маточное молочко с женьшенем от 2,5 мл до 5 мл на приём 1 – 2 раза в день, Эликсир ЦисюеАншен до 2,5 мл на приём 1 – 2 раза в день и Детский сироп «Владей собой».

 Они способствуют нормализации фона настроения, оказывают антидепрессивное действие.

Для коррекции эмоциональных расстройств, связанных с гормональными нарушениями, можно успешно применять Бальзам Антидепрессантый и общеукрепляющие – Эликсир Вэй Ван (Царь витамин) в дозе 1 фл. 1 раз в день, Детский сироп «Будь Сильным», «Будь Здоров» 2-3 чайные ложки 3 раза в день.

При вегето-сосудистой дистонии эффективны Эликсир Наосиньшу – 2,5 мл на приём однократно.

Так как психоневрологическая патология тесно связана с соматическим состоянием, необходимо использование общеукрепляющих средств с целью профилактики простудных заболеваний у часло болеющих детей — Экстракт Шуан Хуан Лянь и Эликсир Вэй Ван (Царь витамин). При сопутствующем дисбактериозе показаны средства для коррекции дисбиоза Флоранорм.

Накопленный опыт применения средств традиционной китайской медицины Программы «Гринхэлп» свидетельствует об их высоких профилактических свойствах, позволяющих предупредить или существенно сократить многообразную психоневрологическую патологию детского возраста.

Источник: http://g-help.ru/sistemy-organizma-cheloveka/detskaya-psihonevrologicheskaya-patologiya

Особенности вскармливания детей раннего возраста с заболеваниями желудочно-кишечного тракта функционального происхождения

Вскармливание детей грудного возраста является одним из важнейших и наиболее сложных разделов педиатрии. От правильного вскармливания во многом зависит здоровье человека в течение последующей жизни. Вот почему к подбору оптимального и рационального питания детей этой возрастной группы нужно подходить чрезвычайно ответственно.

В особенности это касается детского лечебного питания, в частности вскармливания детей при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Подходы к диетотерапии детей раннего возраста, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, и более старших детей существенно различаются.

Это обусловлено в первую очередь особенностями физиологических и метаболических процессов у детей первого года жизни, идеальное удовлетворение потребностей которых возможно только при вскармливании материнским молоком [1].

Вторая причина связана с тем, что в структуре патологии желудочно-кишечного тракта детей раннего возраста значительное место занимают заболевания, вызванные метаболической и функциональной незрелостью организма, в частности ферментативных процессов, а также процесса регуляции проницаемости слизистой кишечника.

Незрелость нейрогуморальной регуляции создает предпосылки для нарушений моторики желудочно-кишечного тракта, недостаточности сфинктеров, что способствует возникновению функциональных нарушений, которые преобладают среди заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста.

В свою очередь, возникающая дисфункция, особенно при затяжном ее течении, может приводить к нарушению процесса нормального пищеварения и биоценоза, регургитации на разных уровнях желудочно-кишечного тракта и даже воспалительному процессу [2].

Среди факторов, способствующих развитию дисфункции органов пищеварения, можно выделить недоношенность, морфофункциональную незрелость, перинатальное поражение ЦНС, хроническую внутриутробную гипоксию.

Неправильное обращение с ребенком, недостаточное знание принципов рационального вскармливания, нарушение техники кормления — все эти факторы могут спровоцировать возникновение функциональных нарушений. В связи с этим в лечении и профилактике таких состояний важное место занимает диетотерапия.

Наиболее часто встречающимися клиническими симптомами, сопровождающими функциональные нарушения, желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста являются срыгивания, запоры и кишечная колика.

Cрыгивание, которое в ряде случаев отмечается и у здоровых новорожденных, само по себе не является признаком какого-либо заболевания [3]. Большинство авторов относят это явление за счет физиологических особенностей детей раннего возраста [4, 5].

Упорные срыгивания у новорожденных или детей раннего возраста могут быть связаны со слабостью нижнего пищеводного сфинктера и аномальной моторикой пищевода, которые приводят к самопроизвольному забросу желудочного содержимого в пищевод.

Известно, что эффективность функционирования нижнего сфинктера пищевода зависит от трех факторов: функциональной длины (0,5 см при рождении), положения в брюшной полости (75% внутри брюшной полости) и тонуса. Недостаточность одного из трех факторов может быть причиной развития гастроэзофагального рефлюкса.

Большое значение в возникновении гастроэзофагального рефлюкса придается халазии кардии [6].

Его возникновению способствуют дисбаланс гастроинтестинальных гормонов (гастрина, секретина, холецистокинина, мотилина), а также повышение внутрибрюшного и внутрижелудочного давления, преодолевающего давление нижнего пищеводного сфинктера (в связи с тугим пеленанием, длительным криком, использованием тугого бандажа при пупочной грыже, запорами, метеоризмом). Клинические проявления гастроэзофагального рефлюкса разнообразны: от простых срыгиваний до сильной рвоты «фонтаном». Выделяют две формы гастроэзофагального рефлюкса — физиологическую и патологическую. Физиологический рефлюкс представляет собой довольно распространенное явление и встречается у 40-65% здоровых младенцев [7]. Частота срыгиваний в этих случаях, как правило, не превышает одного-двух раз в сутки, они невелики по объему, возникают преимущественно после приема пищи, у ребенка сохраняется нормальная масса тела и наблюдается соответствующее возрасту прибавление веса. Медикаментозного лечения такое срыгивание не требует, при этом рекомендуется после кормления держать ребенка в приподнятом положении. К 1,5-2 годам функциональная незрелость пищеводно-желудочного перехода исчезает, что способствует самопроизвольному исчезновению гастроэзофального рефлюкса.

Патологический гастроэзофагальный рефлюкс проявляется частыми упорными срыгиваниями. Если физиологическое срыгивание обычно наблюдается во время бодрствования, то патологическое чаще всего возникает, когда ребенок находится в горизонтальном положении. Из-за недостаточного поступления пищи или отказа от нее дети плохо прибавляют в весе.

Повышенная секреция желудочного сока и постоянный заброс в пищевод могут привести к развитию эзофагита. Клиническими проявлениями, позволяющими заподозрить развитие эзофагита, являются дисфагия, анорексия, плач, беспокойное поведение при кормлении или во время сна. У этой группы детей нередко возникают различные бронхолегочные осложнения, ночной кашель.

В этих случаях очень важно своевременно назначить необходимое лечебное питание. При подборе искусственных молочных смесей для таких детей следует помнить о необходимости предотвращения обратного движения содержимого из желудка в пищевод, а также улучшения опорожнения желудка.

С этой целью врачи еще в начале ХХ века рекомендовали перед кормлением давать небольшое количество более плотной пищи (например, ребенку первого полугодия добавить одну-две чайные ложки 5%-ной манной каши). Это наблюдение легло в основу разработки лечебных смесей для профилактики и лечения синдрома упорных срыгиваний.

В настоящее время для искусственного вскармливания таких детей рекомендуют использовать смеси с добавлением полисахаридов. Они представляют собой заменители женского молока (с разной степенью адаптации), в которые дополнительно введены либо неперевариваемые полисахариды (камедь рожкового дерева), либо крахмал [8].

Эти смеси имеют более густую и вязкую консистенцию, благодаря чему уменьшается регургитация пищи, а это, в свою очередь, препятствует срыгиваниям. Вместе с тем удлиняется период нахождения пищевого комка в желудке.

За это время смесь увеличивается в объеме и массе, превращаясь в единый комок, в котором твердые частицы и жидкая часть находятся в однородном взвешенном состоянии. Чем дольше пищевой комок задерживается в желудке, тем сильнее увеличиваются его масса и объем. Это приводит к повышению антро-дуоденального градиента давления, под действием которого открывается пилорический сфинктер и содержимое желудка переходит в кишечник.

Сравнительное исследование эффективности этих смесей подтвердило их преимущество перед медикаментозной терапией и традиционным для России подходом (внесение в заменители небольших количеств манной или рисовой каши).

К таким адаптированным молочным смесям, которые могут использоваться с первых дней жизни, относятся фрисовом (фирма «Фризленд»), нутрилон антирефлюкс на казеиновой основе (фирма «Нутриция»), лемолак (фирма «Сэмпер»).

Смесь фрисовом дается ребенку в качестве самостоятельного питания в течение всех суток, а также в сочетании с обычной адаптированной формулой фрисолак («Фризленд»).

Смеси фрисовом и фрисолак можно смешивать в одной бутылочке в пропорциях, индивидуальных для каждого пациента. Соотношение смесей зависит от степени клинических проявлений.

При применении смесей других производителей ребенок получает детское питание в разных бутылочках. Кормление начинают со смеси фрисовом.

Нутрилон антирефлюкс («Нутриция») имеет казеиновую основу (соотношение казеин/сывороточный белок равно 80/20).

Под действием желудочного сока казеин образует хлопья, смесь быстро загустевает в желудке, что снижает вероятность возникновения рефлюкса.

Кроме того, низкое содержание жиров облегчает переваривание и усвоение молочной смеси, способствует более быстрому прохождению пищи через желудок. Смесь может применяться с рождения.

Смесь лемолак (фирма «Сэмпер») отличается от вышеперечисленных тем, что антирефлюксное действие смеси достигается благодаря введению в ее формулу полисахарида — рисового крахмала. Введение крахмала способствует более длительному пребыванию смеси в желудке с увеличением ее объема.

Это, в свою очередь, не только препятствует регургитации пищи в пищевод, но и уменьшает пилороспазм. Особенностью использования лемолака является то, что его назначают в отдельной бутылочке, не смешивая с другой смесью. Клинический эффект от применения лемолака наступает на третьи-четвертые сутки.

Читайте также:  Психологическое состояние особенного ребёнка и зависимость его от особенностей ухаживающего взрослого

При вторичной лактазной недостаточности, являющейся частым спутником синдрома срыгиваний, лемолак способствует формированию нормальных каловых масс, так как желеобразный пищевой комок обволакивает стенки тонкого кишечника, что, в свою очередь, способствует уменьшению выраженности в нем воспалительных изменений и отека.

При склонности к срыгиваниям не следует пользоваться кефиром, а также кисломолочными смесями типа «Агуша», «НАНа». Эти смеси из-за низкого рН могут провоцировать срыгивание.

Эффективность лечебной смеси оценивается по клиническим признакам: исчезновение срыгиваний и рвоты, прекращение болей, достаточная прибавка в весе и росте.

В дальнейшем очень важно строго соблюдать пропорции при разведении молочной смеси, не допускать слишком быстрого кормления, избегать коротких интервалов между приемами пищи, не давать пищу из соски с большим отверстием, не вводить слишком рано в рацион соки, не допускать заглатывания воздуха во время кормления грудью. Кроме того, нельзя слишком сильно наклонять ребенка во время кормления.

Время от времени кормление нужно прерывать, чтобы избыток воздуха мог выйти. После еды необходимо поддержать ребенка на руках в вертикальном положении не менее 15 минут, а затем уложить в постель с приподнятым на 30° изголовьем.

Запор — это состояние, характеризующееся затрудненным, систематически недостаточным и редким опорожнением кишечника. Во врачебной практике запором принято считать задержку стула более чем на 48 часов при наличии у ребенка изменений в поведении, связанных с задержкой стула. Для запора характерен не только редкий, но и слишком твердый, скудный стул.

У 95-98% детей раннего возраста запоры носят функциональный характер. Запор — это не болезнь, а всего лишь симптом. Выявление при ректальном обследовании расширения и заполнения калом анального канала при слабом тонусе сфинктера у хорошо развивающегося ребенка свидетельствует о наличии функционального запора.

Лечение запоров включает коррекцию питания и увеличение объема потребляемой жидкости. При запорах не рекомендуются смеси на соевой основе. Лучше пользоваться смесями на сывороточной основе, такими, как фрисовом, бифидус («Сэмпер»). Смесь бифидус, несмотря на свое название, не содержит бифидобактерий.

В ее состав входит пребиотик лактолактулоза, обладающий бифидогенными свойствами. Пребиотики, согласно современной номенклатуре, представляют собой избирательные соединения, способствующие росту микроорганизмов (пробиотиков) [9].

Использование обогащенной смеси ведет к нормализации микрофлоры толстого кишечника, которая, в свою очередь, оказывает регулирующее воздействие на организм в целом. При запорах лактулоза обладает и лечебным действием.

Доходя до толстого кишечника в нерасщепленном виде, она, стимулируя моторику кишечника, под действием ферментов бактерий распадается на низкомолекулярные органические кислоты — молочную, уксусную и пропионовую.

В результате повышается осмотическое давление в толстом кишечнике, за счет притока жидкости увеличивается объем кала, его консистенция становится более рыхлой. Лактулоза, являющаяся мягким регулятором функции кишечника и слабительным средством, особенно эффективна при лечении функциональных запоров у детей грудного возраста.

Смесь дают перед основным кормлением в отдельной бутылочке, начиная с 50 мл в первый день, ежедневно увеличивая объем на 100-150 мл. Бифидус можно использовать вместо всех кормлений в качестве основного питания ребенка или смешивать в любых пропорциях с сэмпер бэби 1 или сэмпер бэби 2. После нормализации стула рекомендуется постоянно принимать бифидус (2–3 в сутки) кормления или одно кормление целиком) для поддержания оптимального состава микрофлоры толстого кишечника, обеспечения нормального роста и развития организма ребенка в целом.

В качестве лечебного питания при запорах может использоваться смесь фрисовом, содержащая пищевые волокна, представляющие собой неперевариваемый углевод — галактоманан, который стимулирует перистальтику в толстом кишечнике механическим путем и является субстратом для роста бифидобактерий.

В процессе жизнедеятельности бактерий выделяются короткоцепочечные жирные кислоты, обладающие мягким послабляющим действием.

При продвижении пищевых масс по кишечнику пищевые волокна сорбируют воду, вследствие чего вязкость кишечного содержимого увеличивается, а это, в свою очередь, приводит к усилению перистальтики.

Колики и метеоризм. Кишечные колики у детей раннего возраста чаще всего связаны с повышенным газообразованием (метеоризмом). При метеоризме отмечается скопление газов вдоль стенок тонкого кишечника. Газы окружены вязкой слизью, что создает подобие пены.

В результате снижается активность ферментов, затрудняется пищеварение, возникают боли в животе и ребенок проявляет беспокойство.

Лечебное питание в этом случае играет вспомогательную роль. Если ребенок находится на естественном вскармливании, кормящей женщине следует ограничить потребление молочных продуктов и полностью исключить из рациона газообразующие (черный хлеб, горох, фасоль, помидоры, капусту, грибы, квас, яблоки, груши, арбузы, виноград, лук).

У детей, находящихся на искусственном вскармливании, особое внимание следует обращать на технику кормления (полувертикальное положение ребенка, нормальный размер отверстия в сoске) и технологию разведения смесей. Целесообразно перевести ребенка на вскармливание смесями лемолак, фрисовом, бифидус, существенно уменьшающими газообразование.

Литература

Источник: https://www.lvrach.ru/2001/09/4529019/

Психоневрологическая помощь детям и подросткам

Главная / Справочник по психиатрии / Организация психиатрической и наркологической помощи / Психиатрическая помощь / Психоневрологическая помощь детям и подросткам

Психоневрологическая помощь детям и подросткам построена на тех же принципах, что и помощь взрослым, однако имеет свои особенности, в частности большую роль внебольничных звеньев.

В различных ведомствах (здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение и др.

) создана дифференцированная ступенчатая сеть специализированных детских психоневрологических учреждений, где наряду с лечением проводится обучение и воспитание детей и подростков.

Значительное внимание в последнее десятилетие уделяется психоневрологической помощи подросткам.

В номенклатуру врачебных должностей детских психоневрологических учреждений наряду с должностями детского психиатра, участкового психиатра введены должности подросткового и участкового подросткового психиатра, а в структуре психиатрических больниц предусмотрены подростковые отделения (палаты).

Детские психоневрологические учреждения министерств здравоохранения проводят выявление психически больных детей и лечение их в амбулаторных условиях, психопрофилактическую работу, оказывают социальную помощь детям и подросткам в детских психоневрологических кабинетах, чаще при детских поликлиниках, нежели при психоневрологических диспансерах.

В составе областных, краевых, республиканских психиатрических (психоневрологических) учреждений организуются диспансерные отделения с дневным стационаром для обслуживания больных детей и подростков. Для коррекции речевых нарушений у детей-логопатов в психоневрологических диспансерах и детских поликлиниках организованы логопедические кабинеты.

В ряде районов страны функционируют специализированные детские внебольничные учреждения (ясли-сад, дом ребенка для детей с резидуальными явлениями органического поражения ЦНС, умственной отсталостью и другими психическими нарушениями, санатории для детей с органическими поражениями ЦНС и умственной отсталостью).

В лечебно-производственных мастерских проводится трудовое обучение больных подростков.

Стационарная психиатрическая помощь детям осуществляется детскими отделениями психиатрических больниц или детскими психиатрическими больницами.

Наряду с лечебно-диагностическими мероприятиями, применяемыми в обычном психиатрическом стационаре, проводится медико-педагогическая работа.

Целью этой работы являются коррекция поведения, устранение педагогической и социальной запущенности у психически больных детей, повышение их активности, выработка интереса к учебе, установки к приобретению профессиональных навыков.

В системе министерств просвещения организованы вспомогательные школы и школы-интернаты для умственно отсталых детей, специализированные школы-интернаты для детей с речевыми расстройствами, детские сады для умственно отсталых детей, для детей с речевыми и другими нарушениями.

Наряду с этим по типу восьмилетних общеобразовательных трудовых школ организуются санаторные школы-интернаты для детей с неврозами и неврозоподобными, астеническими и церебрастеническими состояниями различной этиологии, патологическим формированием личности без выраженных расстройств поведения и социальной адаптации.

Министерствами социального обеспечения организована сеть домов-интернатов:

  • для детей с физическим дефектом и церебральными параличами;
  • для умственно отсталых детей, страдающих олигофренией в степени имбецильности, идиотии, эпилепсией с картиной слабоумия и редкими судорожными припадками, шизофренией с выраженным дефектом без продуктивных психопатологических расстройств.

Профиль детских домов-интернатов соответствует психическому заболеванию и степени снижения интеллекта воспитанников.

Далее по теме:

Источник: https://www.medkurs.ru/psychiatry/narco_aid/section2772/18006.html

О психоневрологических расстройствах у детей и подростков

Дети с особыми потребностями. Как им помочь?

Ко мне обратилась знакомая:

– Помоги, у нас большие неприятности: моего сына направляют к психиатру.

– Ну и что? Тысячи детей направляют к психиатру по различным причинам.

– Ты привыкла к своей профессии, и не воспринимаешь всю чрезвычайность ситуации! Только подумай: моего сына – направляют – к психиатру!

– Психиатры такие же врачи как терапевты или кардиологи. Что же здесь необычного?

– Это для тебя ничего, а для нас – просто катастрофа! Мы в тревоге, панике, смятении!…

Родителей пугает, когда по тем или иным причинам рекомендуют обратиться к психиатру. Но они должны как можно больше узнать о психоневрологических расстройствах у детей и подростков, о том, как важно своевременно обнаружить болезнь, чтобы ее легче лечить или скорректировать и не дать ей возможность развиться дальше.

Какие же это болезни? Это и задержка психического развития, и речевые расстройства, и когнитивная недостаточность (нарушение познавательной способности), и расстройства личности, поведения, умственная отсталость и неврологические заболевания, – от неврозов до детского церебрального паралича, и разные остаточные явления после перенесенных инфекционных болезней – и много других расстройств, которые нуждаются в посещении и последующем лечении у психиатра.

Медики обращаются к родителям и ко всем, кто принимает участие в воспитании и развитии детей: если возникает подозрение о наличии болезни, ее не нужно скрывать. Умалчивание болезни или пренебрежение проблемой рано или поздно выйдет, как говорят, боком для этого человека или ребенка, его семьи, и в целом и для общества.

О профессии психиатра, в том числе и детского, у нас ходит много слухов и домыслов. В цивилизованных странах, напротив, считается нормальным при необходимости обращаться к услугам психиатров или психотерапевтов.

Но детская психиатрия – это не только педиатрия, физиология или гигиена, это еще и педагогика, психология, искусство. Это сам ребенок со всеми его тайнами, неожиданностями, со всем известным и неизвестным, спорным.

Это еще и родители, бабушки, дедушки, – все те, кто окружает ребенка.

Как же воспринимают такие расстройства родители маленьких пациентов и их родственники? Когда родители впервые узнают, что их ребенка направляют к психиатру, их охватывает чувство горя и отчаяния, они впадают в панику, хотя в глубине души давно уже понимают, что с их ребенком происходит что-то недоброе и не случайно его направляют к врачу. Но родители должны знать и то, что силой никто не может направить их ребенка к психиатру. Это их добрая воля, их понимание необратимости болезненных процессов у ребенка. И, если окажется, что ребенок действительно болен, необходимо принимать действенные меры.

Тогда наступает второй этап: они попадают в кабинет детского психиатра. Здесь родители, прежде всего, должны рассказать врачу обо всем, что тревожит их в психическом состоянии ребенка.

Если болезнь подтвердится выяснить: что с ребенком может быть дальше, как и чем его следует лечить, где ему лучше учиться, нужна ли помощь логопеда или психолога.

И чем раньше обратитесь к специалисту, тем легче будет ребенку найти себе место в обществе.

Источник: http://www.therapy.by/articles/deti_s_osobimi_potrebnostyami_kak_im_pomoch

Ранняя детская нервность

Ранняя детская нервность (невропатия, врожденная нервность, конституционная нервность, невропатическая конституция, эндогенная нервность, нервный диатез и др.

) — наиболее распространенная форма психоневрологических нарушений у детей раннего возраста, которая проявляется выраженной вегетативной дисфункцией, эмоциональными и поведенческими расстройствами. В детской неврологической клинике обычно применяется термин «ранняя детская нервность», психиатры чаще пишут о невропатии.

Это состояние не является конкретной болезнью в истинном понимании, а представляет собой лишь фон, который предрасполагает к возникновению в последующем неврозов и неврозоподобных состояний, психозов, патологического развития личности.

Причины возникновения ранней детской нервности. В возникновении ранней детской нервности решающее значение придается наследственности и органическому поражению головного мозга на ранних этапах его развития (до родов, во время родов и в первые месяцы жизни). Роль конституционно-генетических факторов подтверждается данными семейного анамнеза.

Во многих случаях один или оба родителя были повышенно возбудимыми, а в родословной часто встречаются лица с выраженными эмоциональными расстройствами, тревожно-мнительными чертами характера. Не меньшее значение имеют резидуально-органические церебральные расстройства, при которых поражение мозга наступает преимущественно до и во время родов.

На это указывают большая частота патологического течения беременности у матери — генитальные и экстрагенитальные заболевания, особенно сердечно-сосудистой системы, гестозы беременности, явления угрожающего выкидыша, предлежание плода, первичная и вторичная слабость родовой деятельности, преждевременные роды, асфиксия плода, родовая черепно-мозговая травма и т.д.

Причиной органического поражения головного мозга могут быть также различные инфекции, интоксикация, гипоксические состояния в первые месяцы постнатального онтогенеза.

Механизмы развития ранней детской нервности. Механизм возникновения ранней детской нервности следует рассматривать с позиции возрастной эволюции мозга в послеродовом периоде. Как известно, в определенные периоды жизни этиологические факторы могут вызывать аналогичные изменения со стороны нервной системы и психической сферы.

Читайте также:  Вывихи и переломы у детей с особенностями развития: родители оказывают помощь

Это обусловлено преимущественным функционированием определенных нервных структур, которые обеспечивают ответные реакции организма и его адаптацию к окружающей среде. В течение первых 3 лет жизни наибольшая нагрузка приходится на вегетативную нервную систему, так как регуляция вегетативных функций (питание, рост и др.) формируется раньше, чем регуляция моторики.

В этой связи В. В. Ковалев (1969, 1973) выделяет четыре возрастных уровня нервно-психического реагирования у детей и подростков: соматовегетативный (от рождения до 3 лет), психомоторный (4—10 лет), аффективный (7—12 лет) и эмоциональ-но-идеаторный (12—16 лет).

При соматовегетативном уровне реагирования различные патологические процессы, воздействующие на организм, в основном приводят к полиморфным вегетативным расстройствам.

Классификация ранней детской нервности.

В соответствии с результатами исследований отечественных и зарубежных авторов различают три следующих клинико-этиологических типа синдромов невропатии (ранней детской нервности): синдром истинной, или конституционной, невропатии, синдром органической невропатии и синдром невропатии смешанного генеза (конституционально-энцефалопатическая). Г. Е.

Сухарева (1955) в зависимости от преобладания тормозимости или аффективной возбудимости в поведении детей различает два клинических варианта невропатии: астенический, характеризующийся застенчивостью, робостью детей, повышенной впечатлительностью, и возбудимый, при котором преобладают аффективная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.

Клинические проявления ранней детской нервности. Для ранней детской нервности характерны выраженная вегетативная дисфункция, повышенная возбудимость и, нередко,быстрая истощаемость нервной системы.

Указанные нарушения в виде различных сочетаний особенно четко проявляются в течение первых 2 лет жизни, а в дальнейшем постепенно нивелируются или переходят в другие пограничные нервно-психические расстройства.

При обследовании таких детей обращает на себя внимание общий вид ребенка: выраженная бледность кожных покровов с циа-нотичным оттенком может быстро сменяться гиперемией, уже на втором полугодии жизни в отдельных случаях могут быть обморо-коподобные состояния при перемене положения тела из горизонтального в вертикальное. Зрачки обычно расширены, их величина и реакция на свет могут быть неравномерными. Иногда в течение 1—2 месяцев наблюдается спонтанное сужение или расширение зрачка. Пульс обычно лабильный и неустойчивый, дыхание аритмично.

Особенно характерны повышенная возбудимость, общее беспокойство и нарушение сна. Такие дети почти постоянно кричат, плачут. Родителям трудно установить причину беспокойства ребенка. Он вначале может успокаиваться во время кормления, но вскоре и это не приносит желаемого облегчения.

Стоит его во время плача взять на руки и покачать, как он будет этого требовать в дальнейшем настойчивым криком. Такие дети не хотят оставаться одни, они своим постоянным криком требуют повышенного внимания.

Практически во всех случаях резко нарушен сон: извращается его формула— сонливость днем, частые пробуждения или бессонница ночью. При малейшем шорохе кратковременный сон внезапно обрывается. Нередко и при абсолютной тишине ребенок просыпается с внезапным криком.

В дальнейшем это может переходить в ночные кошмары и ночные страхи, дифференцировать которые можно лишь на 2—3-м году жизни.

Рано возникают кратковременные быстрые вздрагивания во сне. Такие состояния, как правило, не имеют ничего общего с генерализованными и фокальными припадками, а назначение противосудо-рожных средств не приводит к уменьшению частоты подергиваний.

Характерно также наличие общих вздрагиваний в бодрствующем состоянии, которые обычно наступают под влиянием даже незначительных раздражителей, а иногда и спонтанно. Уже к концу первого — на втором году жизни они сидят, раскачиваются перед сном, излишне подвижны, не находят себе места, сосут пальцы, кусают ногти, чешутся, ударяются головой о кроватку.

Создается впечатление, что ребенок специально наносит себе повреждения, чтобы еще больше кричать и проявлять беспокойство.

Ранним признаком невропатии являются нарушения пищеварения. Первое его проявление — отказ от груди. Причину этого состояния установить трудно. Возможно, вследствие вегетативной дисфункции у ребенка не наступает сразу координированная деятельность желудочно-кишечного тракта.

Такие дети, лишь начав сосать грудь, становятся беспокойными, кричат, плачут. Не исключено, что причиной такого состояния является временный пилороспазм, спазмы кишечника и другие нарушения.

Вскоре после кормления могут появиться срыгивания, рвота, довольно частые кишечные расстройства в виде усиленной или пониженной перистальтики, вздутия живота, поносов или запоров, которые могут чередоваться.

Особенно большие трудности возникают с началом прикорма грудного ребенка. Он нередко избирательно реагирует на различные питательные смеси, отказывается от приема пищи.

В ряде случаев только попытка кормления, в том числе грудного, или один вид пищи вызывают у него резко отрицательное поведенческое состояние. Нарушение аппетита постепенно нарастает. Переход к более грубой пище также вызывает ряд негативных изменений.

Это прежде всего нарушение акта жевания. Такие дети жуют медленно, неохотно или вообще отказываются от приема плотной пищи.

В ряде случаев могут наступить явления дезинтеграции жевательно-глотательного акта, когда медленно пережеванную пищу он не может проглотить и выплевывает изо рта. Нарушение приему пищи и снижение аппетита могут перейти в анорексию, которая сопровождается трофическими изменениями.

Такие дети весьма чувствительны к изменению погоды, что способствует усилению вегетативных нарушений. Они плохо переносят детские инфекции и вообще различные простудные заболевания.

В ответ на повышение температуры тела у них часто возникают генерализованные судорожные припадки, общее возбуждение, бред.

В ряде же случаев повышение температуры тела носит неинфекционный характер и сопровождается нарастанием сомато-вегетативных и неврологических нарушений.

При наблюдении за детьми, страдающими ранней детской нервностью, выявляется снижение порога чувствительности к различным экзо- и эндогенным воздействиям. В частности, они болезненно реагируют на индифферентные раздражители (свет, звук, тактильные воздействия, мокрые пеленки, изменения положения тела и т.д.).

Особенно негативная реакция на инъекции, обычные обследования и манипуляции. Все это быстро фиксируется, а в дальнейшем только вид аналогичной обстановки сопровождается выраженным страхом. К примеру, такие дети, которым делали инъекции, очень беспокойно ведут себя во время осмотров врача и любого медицинского персонала (страх белых халатов).

Постоянно возникает повышенный инстинкт самосохранения. Он выражается в страхе новизны. В ответ на небольшое изменение внешней обстановки резко усиливаются капризность и плаксивость.

Такие дети очень привязаны к дому, к матери, постоянно ходят за нею следом,, боятся даже кратковременно оставаться одни в комнате, отрицательно реагируют на приход посторонних лиц, не вступают с ними в контакт, ведут себя робко и застенчиво.

Установлены также некоторые клинические отличия в зависимости от формы ранней детской нервности. Так, при синдроме истинной невропатии вегетативные и психопатологические расстройства обычно начинают проявляться не сразу после рождения, а на 3—4-м месяце жизни.

Это обусловлено тем, что нарушение вегетативной регуляции начинает проявляться лишь при более активном взаимодействии с окружающей средой — проявление эмоциональных реакций социального характера.

В таких случаях на первое место выступают нарушения сна, хотя довольно четко представлены и нарушения пищеварительного тракта, а также разнообразные отклонения в эмоционально-волевой сфере.

Общее психомоторное развитие таких детей, как правило, нормальное, и может даже идти с некоторым опережением средних возрастных норм; ребенок может довольно рано удерживать головку, сидеть, ходить нередко начинает в возрасте до года.

Синдром органической невропатии, как правило, проявляет себя уже с первых дней жизни.

Еще в роддоме у такого ребенка возникает повышенная нервнорефлекторная возбудимость и выявляются признаки легкого органического поражения нервной системы.

Они характеризуются изменчивостью мышечного тонуса, который периодически может быть то несколько повышенным, то сниженным (мышечная дистония). Как правило, повышена спонтанная мышечная активность.

У таких детей личностный компонент невропатического синдрома менее выражен, чем при синдроме истинной (конституционной) невропатии, а на первое место выступают церебрастеничес-кие расстройства. Эмоциональные и личностные нарушения у больных этой группы малодифференцированны, определяется инертность психических процессов.

При синдроме органической невропатии может наблюдаться небольшая задержка темпов психомоторного развития, они в большинстве случаев на 2—3 месяца позже своих сверстников начинают самостоятельно стоять, ходить, может отмечаться общее недоразвитие речи, обычно легкой степени выраженности.

Синдром невропатии смешанного генеза занимает среднее по-, ложение между двумя приведенными выше формами. Он характеризуется наличием как конституционных, так и слабовыраженных органических неврологических расстройств.

При этом на первом году жизни клинические проявления данной патологии больше зависят от энцефалопатических расстройств, в то время как в последующие годы она приближается к проявлениям синдрома истинной невропатии.

Общее психомоторное развитие таких детей в большинстве случаев нормальное, хотя может быть несколько замедленным, но крайне редко ускоренным.

Диагностика. Диагноз ранней детской нервности и различных ее клинических вариантов не представляет особых затруднений. Он основывается на раннем возникновении (первые дни или месяцы жизни) характерных симптомов, появление которых в большинстве случаев не связано с соматическими и неврологическими заболеваниями в послеродовом периоде.

В случае возникновения вегетативной дисфункции, эмоциональных и поведенческих расстройств после перенесенных экзогенных заболеваний имеется четкая причинно-следственная связь между этими состояниями.

Кроме того, в таких случаях часто встречается различной степени выраженности задержка психомоторного развития, которая не характерна для синдрома истинной невропатии.

Различные вегетативные и поведенческие расстройства могут встречаться у детей, даже первых месяцев жизни, после психо-травмирующих воздействий (обычно при внезапном изменении внешней обстановки). Здесь также существенную роль играет анализ причинно-следственных отношений.

Течение и прогноз. С увеличением возраста ребенка клинические проявления невропатии видоизменяются, что в определенной степени зависит от формы данной патологии. Лишь в единичных случаях к дошкольному периоду жизни исчезают все психоневрологические расстройства и ребенок становится практически здоровым.

У него нередко выявляются различные вегетативно-сосудистые расстройства и эмоционально-поведенческие изменения, нарушения со стороны двигательной сферы и постепенно формируются конкретные формы неврозов (в том числе патологические привычки детского возраста) или неврозоподобные состояния.

При длительной сохранности клинических проявлений невропатии создается фон для формирования психопатий.

У детей с синдромом истинной невропатии вегетативные нарушения в большинстве случаев регрессируют, а на первый план выступают психические отклонения в виде повышенной аффективной возбудимости в сочетании с истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, склонностью к недифференцированным страхам. На этом фоне под влиянием острых или хронических психотравмирующих конфликтных ситуаций часто возникали системные или общие неврозы в виде тиков, заикания, энуреза, энкопреза и др.

У больных органической невропатией в возрасте 4—б лет преимущественно наблюдаются вегетативно-сосудистые расстройства, синдром двигательной расторможенности (гиперактивности) и неврозоподобные состояния моносимптомного характера.

По нашим данным, весьма характерна трансформация вегетативно-сосудистых нарушений в более очерченный синдром вегетативной дисто-нии.

Так, на третьем году жизни часто возникают вегетативные пароксизмы во время сна (ночные страхи и ночные кошмары) или в бодрствующем состоянии (например, обмороки).

К концу дошкольного возраста такие дети часто жаловались на болевые ощущения в области сердца, живота, периодически у них наступали нарушения дыхания. Постепенно к среднему школьному возрасту развивается вегетативная дистония с наличием постоянных (чаще) или пароксизмальных нарушений.

В более ранние сроки возникает синдром двигательной расторможенности (гиперактивности), который становится заметным уже на втором году жизни. Он проявляется необузданностью поведения, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, частой переключаемостью на другие виды деятельности, отсутствием целенаправленности, инертностью и быстрой истощаемостью психических процессов.

Моносимптомные расстройства на фоне органической невропатии по внешним проявлениям аналогичны таковым при истинной невропатии (энурез, энкопрез,тики, заикание), но механизм их возникновения различный. При этом главную роль играют не психо-травмирующие факторы, а соматические заболевания. Истинные неврозы у этих детей возникают относительно редко.

При синдроме невропатии смешанного характера часто появляются аффективные респираторные припадки, различные виды реакций протеста.

Такие дети повышенно возбудимы, эгоцентричны, они проявляют патологическую упрямость и капризность при достижении своих желаний.

Отмечено также, что у них отсутствует соответствие между слабо представленными органическими неврологическими расстройствами и четко выраженными невропатическими нарушениями.

Лечение. При лечение ранней детской нервности независимо от ее клинических форм первостепенное значение имеет организация правильного режима и воспитания ребенка. Это прежде всего касается кормления и сна, которые должны осуществляться в одно и то же время.

Однако ребенок из-за выраженного беспокойства и вегетативных нарушений часто выходит из определенного режима. Поэтому следует по возможности выявить различные моменты, которые вызывают беспокойство и плач, и попытаться их устранить.

Читайте также:  Что делать, если ребенок кидает игрушки

Если же у ребенка после кормления возникают частые сры-гивания, рвота и постепенно развивается отвращение к еде, то не следует кормить его насильно. Это только усугубит нежелательные проявления. В таких случаях следует кормить реже, чтобы возникло чувство голода. Необходимо также избегать перевозбуждения детей, особенно перед сном.

Отношение к ребенку должно быть спокойным, требовательным — соответственно возрасту. Излишние раздражители, в том числе изобилие игрушек, стремление дать ему максимум положительных эмоций только усугубляют невропатические нарушения.

Когда же с возрастом возникают страхи, постоянная привязанность только к одному члену семьи (чаще к матери), не следует пугать его, насильно от себя отталкивать, а лучше воспитывать мужество, стойкость, постепенно приучать к самостоятельности и преодолению трудностей.

Медикаментозное лечение назначается при необходимости врачом, включает общеукрепляющие средства и седативные препараты, в том числе и ноофен. Следует широко использовать водные процедуры (ванны, плавание, души, обтирания), занятия вместе со взрослым гигиенической гимнастикой.

Источник: https://psyera.ru/rannyaya-detskaya-nervnost-1037.htm

Реабилитация детей психоневрологическими заболеваниями

Центр медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями Рефлекс

Контактные т.ф. заведующий — 58 37 15 / 8-0163/ординаторская — 58 37 16 / 8-0163/старшая медсестра — 58 35 04 / 8-0163/Запись детей на консультативный прием проводится ежедневно пот.ф.:- 58 37 16 / 8-0163/ с 9.00 до 14.00

Наш e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Центр (один из первых в республике) организован в сентябре 1996 года по инициативе руководителя этого центра Владимира Ивановича Ритчика. Он занимает часть здания бывшего детского сада, площадью 672 м2.

Основные задачи центра: ранняя диагностика детей, имеющих поражение нервной системы, и ранняя комплексная медицинская реабилитация детей с органическими поражениями центральной нервной системы, сопровождающимися двигательными нарушениями, умеренно выраженными нарушениями умственного развития, нарушениями речи; обучение лиц, обеспечивающих воспитание и уход за детьми с особенностями развития, методам реабилитации в домашних условиях.

Развернуты и оснащены кабинеты: диагностический; физиотерапевтический; ортопедический; рефлексотерапии; ЛФК и массажа — 2 кабинета; тренажерный зал; кабинеты психолога, логопеда, дефектолога, сенсорного развития, служебные кабинеты.

В центре проводятся следующие реабилитационные мероприятия: кинезотерапия, ЛФК индивидуально, по различным комплексам; массаж, точечный массаж; рефлексотерапия (акупунктура, электроакупунктура; цубо-терапия и др.

); физиотерапия; лазеротерапия; ортопедическая коррекция; Бобат-терапия; методика Текорюса; диагностика и терапия по Войту; тактильная стимуляция; механотерапия; логопедическая и дефектологическая коррекция; реабилитация на специальных игровых модулях, гимнастических мячах и т.д. сухой (шариковый) бассейн.

В год проводится реабилитация около 400 детей, в месяц — 40 детей. Средний курс реабилитации — 3 недели.

Возраст детей, принимаемых на реабилитацию, — с 1-го месяца жизни до 18 лет. 40-50% — это дети, страдающие ДЦП (детским церебральным параличом), — это тяжелое неврологическое заболевание, дающее основной выход на инвалидность в детском возрасте.

Эффективность реабилитации 90-95%.

Специалисты центра проходили обучение в Германии, Польше, Москве, Швеции.

В 1996 году на базе центра была организована общественная организация матерей детей-инвалидов, которая сейчас объединяет более 70 семей.

В 1997 году, впервые в республике, центром проводился 1-й Международный семинар молодых инвалидов-колясочников, где 30 молодых инвалидов-колясочников обучались активному образу жизни на колясках, занятию спортом: настольный теннис, баскетбол, атлетические тренажеры, плавание, танцы, преодоление барьерной среды и т.д. Занятия проводили специалисты из Швеции, России, Польши, Украины, Беларуси.

Кроме того, при центре функционирует школа матери, где мамы обучаются основным навыкам реабилитации ребенка в домашних условиях, получают психологическую помощь.

О нас

Учреждение здравоохранения 'Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями', переименован приказом № 620 от 30.08.2001 г.

из лечебно-профилактического учреждения 1-ой детской городской больницы, является специализированным лечебно-профилактическим учреждением Комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета по организации своевременной и квалифицированной медицинской помощи детскому населению города Минска в возрасте от 3-х месяцев до 18-ти лет с психоневрологическими заболеваниями и двигательными нарушениями, нуждающемуся в проведении реабилитационных мероприятий.

Структура Центра сформирована Комитетом по здравоохранению Мингорисполкома исходя из потребности населения в специализированной медицинской помощи и действующих нормативов. Центр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из целей создания Центра.

Центр ведет учет и предоставляет отчёты о своей деятельности по формам и в сроки, установленные Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Комитетом по здравоохранению Мингорисполкома.

Создание единой системы комплексной реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями при соблюдении принципов: этапности, преемственности, непрерывности и доступности.

Способствование созданию единой системы реабилитации и восстановительного лечения детского населения города Минска с психоневрологическими заболеваниями.

Сокращение срока проведения восстановительного лечения на стационарном этапе с использованием передовых медицинских технологий.

Совершенствование работы с семьей ребенка по социально-бытовой, профессиональной и семейной реабилитации: работа с родителями по социально-бытовой, профессиональной и семейной реабилитации: работа с родителями по вопросам правильного воспитания, развития личности ребенка, его профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья; формирование у родителей ответственности за восстановление здоровья больного ребенка, привлечение их к активному участию в этом процессе.

Изучение и распространение передового опыта отечественной и мировой практики медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями; разработка, апробация и внедрение новых методик реабилитации.

Развитие партнерства и сотрудничества с различными лечебно-профилактическими учреждениями, организациями и отдельными гражданами, заинтересованными в реализации целей деятельности Центра.

Осуществление взаимосвязи с ведущими профильными институтами и клиническими учреждениями Республики Беларусь для проведения организационно-методической и консультативной работы.

Разработка клинических критериев оценки эффективности и качества восстановительного лечения у детей, а также объективизация этих критериев с помощью аппаратного контроля.

Разработка и внедрение унифицированной медицинской документации, адаптированной к данной проблеме.

Интеграция национальной информации по реабилитации в мировое информационное пространств.

психоневрологическое отделение для детей с органическим поражением ЦНС и нарушением психики №1

психоневрологическое отделение для детей с органическим поражением ЦНС и нарушением психики №2

Штат Центра укомплектован врачами – специалистами высокой квалификации в области неврологии, ортопедии, психиатрии, реабилитологии, психологии.

версия для печати

Комитет по здравоохранению Мингорисполкома

Свое летоисчисление учреждение здравоохранения «Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями» начал с 15 апреля 1980 года, когда была открыта 1-ая детская городская больница г.Минска на основании приказа от 15.04.1980 № 103 комитета по здравоохранению Мингорисполкома.

На тот период работы больница имела в своем составе 2 клинических отделения по 40 коек: психоневрологическое отделение для детей с поражением ЦНС и тавматолого-ортопедическое отделение. Первым главным врачом был назначен В.Г. Корбут – врач высшей квалификационной категории, главный внештатный врач-травматолог г.

Минска, который проработал в этой должности до 1984 года. В кратчайший срок ему удалось организовать работу больницы на хорошем профессиональном уровне. Были приглашены одними из первых на работу квалифицированные специалисты, такие как: врачи-травматологи Дроздовская Л.А. Царев В.В. медицинские сестры Вуцанс М.П. Данилович Э.В. Мороз А.И. Горина З.В.

Богуш А.А. Ломаченко Н.П. фельдшер-лаборант Передняя Г.Г. рентген-лаборант Кулешова А.Г.

Психоневрологическое отделение вошло в состав больницы в порядке перевода из 7-й городской клинической больницы г. Минска и имело 9-летний опыт работы. Возглавлял это отделение врач-невролог Кондратьев А.И.

отличительными способностями которого были большой опыт, высокий профессионализм и эрудиция, огромная любовь к детям. Врачами-неврологами в этом отделении работали Барковская К.В. и Себедаш Л.А. врачом ЛФК Володина В.А. инструктором ЛФК Предко Т.К. учителем-логопедом Жаврид Н.А.

медицинскими сестрами Мороз А.И. Писарчик Г.А. Мурзич В.А. Асташкевич Н.А. Бортник Н.С.

Организация работы травматолого-ортопедического отделения была очень непростой, т.к. аналогичных служб ни в Минске, ни в Республике Беларусь не было, следовательно, отсутствовала нормативная и методическая база. Возглавила это отделение врач-травматолог-ортопед Дроздовская Л.А. которая проработала в этой должности до 1985 года.

За первые 2 года работы были разработаны и признаны, как рационализаторские предложения – 11 методик лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Созданы и внедрены специальные аппараты и приспособления, необходимые для разработки движений в парализованных конечностях.

Ограниченность площадей, слабая материально-техническая база не позволяли иметь необходимый набор лечебных кабинетов, больные дети не имели должных условий пребывания. И в 1985 году больница была закрыта на реконструкцию, которая завершилась в 1988 году.

Весь этот сложный период лечебная деятельность продолжалась в приспособленном здании детского сада. Однако никакие трудности не помешали персоналу выполнять свой профессиональный долг. Основные показатели деятельности выполнялись коллективом больницы из года в год.

Реконструкция корпуса позволила улучшить материально-техническую базу больницы: расширилось ФТО – появились кабинеты теплолечения, подводного душа-массажа, выделено 10 коек для дневного пребывания больных. Но и этого было недостаточно для выполнения полного объема реабилитационных мероприятий всем нуждающимся в нашей помощи.

Количество пролеченных больных на этом этапе 750 – 800 детей в год. Проблема была разрешена переводом больницы в 2001 году в здание бывшего родильного дома по улице Володарского, 1, общей площадью7100 м3.

Учитывая опыт работы, высокий профессиональный потенциал, соответствующую материально-техническую базу, комитет по здравоохранению Мингорисполкома принял решение о придании нашему учреждению статуса городского центра. С этого момента начался третий этап развития и совершенствования реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями.

Перед коллективом центра была поставлена сложная задача – создать в городе единую систему реабилитации детей с указанной патологией на основе комплектности, непрерывности, индивидуальности, адекватности, преемственности. Работа в новых условиях позволила:

внедрить в практику работы мультидисциплинарный подход в организации реабилитационного процесса (принцип комплектности);

организовать консультативный прием для решения вопроса о нуждаемости в стационарном этапе реабилитации, создать банк данных о детях с психоневрологическими заболеваниями, определить тактику реабилитации и составить программу реабилитации (принцип непрерывности);

расширить диапазон используемых методик, позволяющих проводить лечение с учетом характера и степени тяжести заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка (принцип индивидуальности);

улучшить оснащенность центра современным реабилитационным оборудованием: открыть новые кабинеты аэротеплолечения, механотерапии, гидрокинезотерапии, проводить реабилитационные мероприятия на современном уровне;

создать мощную диагностическую базу, необходимую для определения реабилитационного потенциала и объективизации результатов восстановительного лечения (принцип преемственности).

Главным врачом учреждения с 1985 года по март 2006 года работала Дроздовская Л.А. а с марта 2006 года по настоящее время должность главного врача центра занимает Яковлев А.Н.

В составе центра круглосуточное отделение на 60 коек, два отделения дневного пребывания на 120 коек, многопрофильное реабилитационное отделение, диагностические кабинеты.

Кроме этого, специалисты центра первыми в республике внедрили в практику лечения своих больных и продолжают использовать микроволновую резонансную терапию, музыкотерапию, динамическую проприоцептивную коррекцию с использованием лечебного костюма «Адели», аромотерапию, электростатический массаж, локальные внутримышечные инъекции ботулотоксина типа А (ДИСПОРТ), компьютерный видеоанализ движений, стабилометрию, мягкое шинирование в ортопедической коррекции порочных положений конечности.

Специалисты центра плодотворно сотрудничают с кафедрой детской неврологии, кафедрой медико-социальной экспертизы и реабилитации, кафедрой психотерапии и медицинской психологии БелМАПО, кафедрой травматологии и ортопедии БГМУ, кафедрой дефектологии БГПА им. М. Танка.

Результаты совместных усилий всех специалистов центра направлены на минимализацию ограничений жизнедеятельности и максимальную их компенсацию.

Так за более, чем четверть века в учреждении пролечено около 24 тысяч больных детей и подростков, ежегодно свыше 21% больных начинают ходить самостоятельно, с поддержкой или с помощью ортопедических приспособлений («ходилок», костылей, тростей), ежегодно благодаря нашим совместным стараниям около 15% родителей получают возможность вернуться к общественно-полезной деятельности и к полноценной жизни в обществе. Лучшая терапия – вовлечение ребенка в повседневную жизнь, которая немыслима без игр, работы, общения с другими детьми, отдыха, развлечений. Поэтому специалисты, занимающиеся в центре реабилитации детей, стремятся сделать лечение простым и функциональным. Такой подход требует гибкости и, прежде всего, понимания со стороны тех, кто работает с детьми, имеющими физические недостатки. Правильно организованное лечение позволяет ребенку получать удовольствие от собственного тела, быть полезным и общаться с другими детьми, одновременно приобретая навыки, необходимые в повседневной жизни.

Яковлев Александр Николаевич

Источники: http://barcp.by/index.php/o-poliklinike/uchrezhdeniya-zdravookhraneniya-g-baranovichi/24-uz-tsentr-meditsinskoj-reabilitatsii-dlya-detej-s-psikhonevrologicheskimi-zabolevaniyami, http://www.firststep.by/about/, http://komzdrav-minsk.gov.by/healthcare/ru/centers/138/minskij-gorodskoj-centr-medicinskoj-reabilitacii-detej-s-psihonevrologicheskimi-zabolevaniyami

Комментариев пока нет!

Источник: http://orebenkah.ru/zabolevanija-detej/reabilitacija-detej-psihonevrologicheskimi.html

Ссылка на основную публикацию