Психологическое состояние особенного ребёнка и зависимость его от особенностей ухаживающего взрослого

Зависимость между характером взаимодействия и особенностями привязанности ребенка к взрослому

введение.

глава 1. литературный обзор по проблеме исследования,.

§1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА,

ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ, В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

§2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА, В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ.

§3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ В

ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

§4. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

§5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ МЛАДЕНЧЕСТВА.

глава 2.

§1. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

§2. СОСТАВ ИСПЫТУЕМЫХ.

Ы §3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

глава 3. результаты исследования взаимодействия ребенка и близкого взрослого в условиях семьи и дома ребенка. $ 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА И БЛИЗКОГО ВЗРОСЛОГО В СЕМЬЕ И ДОМЕ РЕБЕНКА.

§2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА С БЛИЗКИМ ВЗРОСЛЫМ В УСЛОВИЯХ

ДОМА РЕБЕНКА С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ И БЕЗ НЕЕ.

§.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВСТАНДАРТИЗИРОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ.

глава 4. результаты исследования особенностей привязанности детей первого года жизни, воспитывающихся в условиях семьи и дома ребенка.

§ 1. ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ПРИВЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ.

§2. ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВАПРИВЯЗАННОСТИДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ВОСПИТАНИИ В ДОМЕ РЕБЕНКА.

глава 5, результа ты исследования зависимости между типом привязанности и характером взаимодействия матери р (близкого взрослого) и ребенка.

§1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМ И ХАРАКТЕРА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ НАДЕЖНО И НЕНАДЕЖНО ПРИВЯЗАННЫХ

ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЬИ.

§2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ ХАРАКТЕРА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ УСЛОВНО НАДЕЖНО И НЕНАДЕЖНО

ПРИВЯЗАННЫХ ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА РЕБЕНКА. ПО

§3. ЗАВИСИМОСТЬ КАЧЕСТВА ПРОЯВЛЕНИЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЬИ И ДОМА РЕБЕНКА ОТ КА ЧЕСТВА ПРИВЯЗАННОСТИ.

глава 6. обсуждение результатов проведенного исследования.

Введение диссертации по психологии, на тему «Зависимость между характером взаимодействия и особенностями привязанности ребенка к взрослому»

Изучение формирования и развития привязанностей в онтогенезе является одним из наиболее актуальных направлений исследований современной психологии развития. Привязанность понимается как базисное образование, оказывающее влияние на психическое развитие ребенка, весь жизненный путь личности.

В западной психологической науке в последние десятилетия эта проблематика всесторонне разрабатывалась в исследованиях M.Ainsworth, J.Bowlby, К. и K.E.Grossman, J.Gassidy, M.Klaus, J.Kennel, M.Main, S.Pipp, M.A.Eastrerbrooks, R.J.Harmon, H.R.

Scheffer, L.A.Srouff и других. Однако в отечественной психологии проводились лишь немногочисленные исследования особенностей привязанности к взрослому у детей, воспитывающихся в разных социальных средах (М.И.Лисина, С.Ю.Мещерякова, М.К.

Бардышевская).

В то же время исследование особенностей привязанности, а также факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование типа аффективной связи ребенка со взрослым является актуальным для отечественной психологии.

Актуальность данного исследования обусловлена также тем, что в последнее время постоянно падает рождаемость и в результате этого резко возрастает ответственность взрослых за каждого ребенка, воспитывающегося как в семье, так и во вне семейных условиях.

В последние десятилетия особую значимость приобретает проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, процент которых не снижается год от года.

Несмотря на большие усилия, прикладываемые работниками детских учреждений интернатного типа для снижения отставания в развитии детей из домов ребенка и детских домов, проблема общего психического недоразвития и депривации таких детей остается значимой.

Особую актуальность в этом контексте приобритает вопрос о возможности полноценного развития детей в условиях закрытых детских учреждений, начиная с первых месяцев жизни.

Несмотря на актуальность проблем, связанных с исследованиями особенностей, формирующейся у ребенка привязанности к близкому взрослому, настоящее исследование по существу является первой систематической работой, направленной на изучение качества привязанности у детей первого года жизни, воспитывающихся в различных условиях и выполненной по специальной методике, позволяющей определить качество привязанности.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в раскрытии механизмов, влияющих на развитие того или иного типа привязанности в зависимости от особенностей взаимодействия ребенка первого года жизни с близким взрослым в семье и доме ребенка. В частности выявление связи между характером взаимодействия и формирующимся типом привязанности.

Практическое значение работы обусловлено тем, что в ней выявлена качественная специфика взаимодействия взрослого и ребенка в условиях воспитания детей в учреждениях интернатного типа во время проведения различных режимных моментов. Проанализированы возможности взрослого в формировании у ребенка надежной привязанности, а также разработаны методические приемы по определению типа сформированной привязанности.

Определение качественных различий в особенностях взаимодействия с ребенком матери и воспитателя позволяет дать рекомендации по организации полноценного взаимодействия, которое помогает преодолению различных форм депривации и способствует полноценному личностному развитию воспитанников дома ребенка. Результаты, полученные в диссертационном исследовании могут быть использованы в диагностической и коррекционной работе, а также в практике усыновления детей из домов ребенка.

На основе предложенных диагностических методов возможен прогноз характера поведения ребенка на более поздних стадиях онтогенеза как в условиях воспитания в доме ребенка, так и в условиях жизни в семье усыновителей.

Значение работы заключается также в том, что в ней показано насколько травмирующим как для младенцев, так и для воспитателей, является разрыв эмоциональных связей при переводе ребенка из одной группы (в которой он находился длительное время) в другую. При этом больше всего страдают наиболее продвинутые в личностном развитии дети и ^воспитатели с личностно-ориентированным отшяйением в своим воспитанникам.

Заключение диссертации научная статья по теме «Психология развития, акмеология»

§2. Результаты исследования особенностей взаимодействия со взрослыми и характера психических проявлений условно надежно и ненадежно привязанных детей из дома ребенка.

Показатели различных проявлений психической активности детей из дома ребенка и особенности их взаимодействия с воспитателем по группам, в зависимости от типа привязанности представлены в таблице №10.

Анализ таблицы показывает, что в среднем самые высокие показатели наблюдаются у детей с условно надежной привязанностью (первая группа). В двух подгруппах индифферентно ненадежно привязанных детей среднее показатели несколько ниже, чем у детей из этой подгруппы, что является статистически значимым (р

Источник: https://psibook.com/research/zavisimost-mezhdu-harakterom-vzaimodeystviya-i-osobennostyami-privyazannosti-rebenka-k-vzroslomu.html

Особенности воспитания на разных возрастных этапах

Воспитание предусматривает обязательное психологическое сопровождение. Его цель состоит в создании таких условий, которые помогают ребенку стать главным действующим лицом своей жизни. Психологическое сопровождение помогает формировать личностный выбор, самостоятельное жизненное определение.

При этом обязательно учитываются принципы возрастной периодизации, так как особенности воспитания на разных возрастных этапах являются базой, на которой строится вся воспитательная система.

Психология выделяет несколько этапов развития ребенка, каждый из которых имеет свои особые черты.

Рассмотрим подробно каждый из них.

Этап 1. Зачатие

Современные психологи уверенны, что особенности психики малыша начинают формироваться в утробе матери.

Положительное или отрицательное воздействие на этот процесс оказывают эмоции взрослых по поводу возникновения новой жизни. Если появление малыша долгожданное и значимое событие, то крошечное существо внутри матери чувствует это и находится в состоянии психологического комфорта.

То, как мать переносит беременность, тоже является важным фактором для здорового психологического микроклимата малыша. Даже если ребенок долгожданный, мать испытывает многочисленные страхи по поводу возможных осложнений во время родов. Физиологические изменения, сбой гормонального фона также накладывает отпечаток на самочувствие будущей мамы, а этот дискомфорт чутко ощущает малыш.

Ощущение комфорта и гармоничных отношений между родителями помогают в развитии, а ситуации стрессов, страхов и плохого настроения матери негативным образом сказываются на крохе.

В то же время учеными доказан тот факт, что эмбрион не един с матерью, хотя они тесно взаимосвязаны. Кроха уже в утробе проявляет самостоятельность жизнедеятельности, имеет силы противодействовать негативному психологическому влиянию.

Третья неделя жизни эмбриона характеризуется началом формирования спинного и головного мозга. Восьмая неделя – функционированием нервной системы.

Начиная с двенадцатой недели, малыш может двигаться.

Седьмой месяц станет переломным в формировании психического развития крохи: у него появляется множество рефлексов. Он слышит голоса, при этом различает знакомые и незнакомые ему звуки.

Будущие родители должны способствовать благоприятному психологическому состоянию малыша. Важны прогулки на свежем воздухе, общение с крохой, причем беседы должны вестись папой и мамой. Весьма благотворное влияние оказывает прослушивание музыки, особенно классической.

Этап 2. Младенчество

Боль и страх во время родов ощущает не только женщина, которая помогает малышу появиться на свет. Эти же ощущения испытывает кроха. Помимо физической боли и дискомфорта, ребенок получает серьезную психологическую травму, расставаясь с утробой матери. Ведь все это время он находился под надежной защитой материнского организма, где было тепло и уютно.

До рождения малыш не ощущал свой вес, а попав воздушное пространство, ощущает груз силы тяготения.

Источник: https://vospitannie.ru/vozrast/etapi.html

1.4 Особенности психических состояний у подростков

О переходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п. Однако в этом случае необходимо различать общую эмоциональную реактивность и различные специфические аффекты и влечения.

Некоторые особенности психических реакций переходного периода коренятся в гормональных и физиологических процессах.

Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации с нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Однако эмоциональные реакции и поведение подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка.

Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия, сплошь и рядом превалируют над возрастными. Одно из первых мест занимает эмоционально-психологическая атмосфера в семье.

Чем более она неспокойна, напряжена, тем с большей яркостью будет проявляться эмоциональная неустойчивость у подростка (Лебединская К.С., 1988).

Тем большими по амплитуде будут перепады настроения, нервные срывы, тем большая вероятность развития сначала акцентуаций характера и личности, а затем психопатий. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа «Я» нередко приводят к тому, что эмоциональная напряженность, типичная для подростка, захватывает и годы юности.

Эмоциональные проблемы подросткового возраста имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфомании — озабоченности своим телом и внешностью, страха или бреда физического недостатка.

Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания.

Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся у подростков, — часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм (Крайг Г., 2008).

Рост тревожности в подростковом возрасте может являться следствием определенных внутриличностных конфликтов и неадекватного развития самооценки, а также конфликтов подростков как со сверстниками, общение с которыми имеет особую значимость, так и с взрослыми (родителями, педагогами), с которыми подросток активно борется за автономию.

В этом возрасте еще активно продолжается процесс обучения способам преодоления жизненных трудностей и негативных психических состояний, особая роль в успешности которого принадлежит эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны референтной группы.

Успешное овладение этими способами может предотвратить закрепление тревожности как устойчивого личностного образования (Дубинко Н.А., 2007).

Фрустрационная теория упускает из виду, что на самом деле важнейшую роль для каждого конкретного человека играет психологическая значимость фрустрации. Завися от общей обстановки и особенностей индивида, его жизненного (адаптивного) опыта сила фрустрации может быть различной.

Читайте также:  Как помочь особенному ребёнку при обмороке?

Следовательно, именно психологическая значимость в этом случае определяет будут ли реакции человека агрессивными или нет. В связи с этим Э. Фромм (2004) указывал, что определяющим фактором для прогнозирования последствий фрустрации и их интенсивности является характер индивида.

От его своеобразия зависит, во-первых, что вызывает в человеке фрустрацию и, во-вторых, насколько интенсивно и каким способом он будет реагировать на фрустрацию.

Типичными чертами подростков является также раздражительность и возбудимость. Физиологи объясняют это бурным половым созреванием, наступающим в этот период жизни.

Отличительной особенностью физиологических проявлений подростков является то, что они могут эмоционально реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные.

Наконец, может быть такое состояние нервной системы, когда раздражительность вообще вызывает неожиданную, неадекватную реакцию.

В этот период жизни у девочек могут наблюдаться перепады настроения, повышенная слезливость, обидчивость. У мальчиков отмечается двигательная расторможенность, они чрезмерно подвижны, и даже тогда, когда сидят, их руки, ноги, туловище, голова ни на минуту не находятся в состоянии покоя (Крайг Г., 2008).

Изменения во внешнем облике потенциально являются для девушек более болезненными, чем для юношей, так как внешность является для них более значимой. Поэтому у девушек Я-концепция сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности.

Уверенность в собственной физической привлекательности также взаимосвязана с успешностью в межличностном общении и проявляется в самопрезентациях внешности.

Правильно сформированное представление о себе, соответствие физического развития стандартам, принятым в группе ровесников и друзей эмоционально переживается девушками сильнее и чаще влияет на обобщенное самоотношение, а также является определяющим фактором в социальном признании и положении в группе, успешной половой идентификации (Райс Ф., 2010).

Психическое развитие в подростковом возрасте напрямую связано с изменением отношений подростка со сверстниками и родителями. В то время как общение со сверстниками приобретает для него характер острой потребности, в отношениях с родителями наблюдается стремление к обособлению, эмансипации.

Особенно значимыми в этот период становятся дружеские отношения, предполагающие стремление к полному пониманию и принятию другого.

Хотя способность понимания эмоций другого человека в этом возрасте находится на начальном этапе своего развития, отмечается постепенное увеличение с возрастом способностей к сочувствию и содействию, являющихся компонентами общей способности к эмпатии. Согласно И.М.

Юсупову (2002), эмпатия — это целостный психологический феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого — «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта.

Данные зарубежных исследователей говорят о выраженных связях между эмпатийностью и нравственным поведением. Именно способность к эмпатии, способствуя снижению общей, повышенной в подростковом возрасте тревожности и агрессивности, является основой для дружеских отношений.

Высокоэмпатийные дети свои неудачи в межличностном взаимодействии склонны объяснять внутренними причинами, с другой стороны, дети с низкими показателями эмпатии дают им экстернальную оценку. Кроме того, экспериментально было выявлено, что установка на сочувственное отношение к другому способствует появлению чувства вины за наблюдаемое неблагополучие объекта, что может снизить вероятность проявления агрессии (Дмитриева Т., 2002).

У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего психического самочувствия.

Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20 процентов от общего числа, т.е.

почти столько же, сколько и у взрослых (Румянцева Т.Г., 1992).

Обсуждение и анализ данных позволили определить различие в психологических особенностях личности детей с различным уровнем агрессивности. На основании проведенного корреляционного анализа была составлена типология агрессивных детей и установлены значимые независимые переменные, определяющие возникновение агрессивности в поведении.

Тип агрессивного подростка (мальчика) отличается относительным единообразием мотивационной сферы, в которой прослеживаются две тенденции: к поддержанию психического равновесия и социальному благополучию (доминирование мотивов комфорта и достижение социального статуса).

Это свидетельствует о стремлении к благоприятным условиям жизни, учебы и отдыха, завоеванию влияния на окружающих, но вместе с тем, и об отсутствии мотивационных тенденций, связанных с самоактуализацией и стремлением к развитию личности.

В рамках общей типологии агрессивного подростка можно выделить три группы детей (Семенюк Л.М., 2008, с.74).

1. Мальчики с невротическими тенденциями. Общей характеристикой таких детей является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, которая вызывает неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения.

2. Мальчики с психотическими тенденциями. Отличительной особенностью этих детей являются психическая неадекватность личности. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира.

Все их поступки, чувства, переживания в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих.

Вследствие этого их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и кажутся, поэтому странными и пародоксальными.

3. Мальчики с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью таких подростков является тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к ситуационным событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям.

Любая сколько-нибудь напряженная деятельность для них трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения. По данным В. Десятникова (2004), подростки с депрессивными нарушениями отличаются непослушанием, леностью, неуспеваемостью, драчливостью, часто убегают из дома.

В общении агрессивные мальчики отдают предпочтение прямолинейно-агрессивному стилю межличностных отношений, характеризующемуся прямолинейностью, настойчивостью, несдержанностью, вспыльчивостью, недружелюбием в отношении окружающих. Тип стиля межличностных отношений зависит от направленности и преобладающего вида агрессивных реакций детей.

Тип агрессивного подростка (девочки) отличается наличием мотивационных тенденций к поддержанию жизнеобеспечения, комфорта, общения.

Это свидетельствует о преобладании в их мотивационной сфере мотивов поддержания над развивающими мотивами.

Такую мотивационную структуру можно определить как потребительскую (регрессивный профиль), выполняющую, главным образом, обеспечивающую, а не развивающую личность функцию. Агрессивность в основном характерна для двух категорий детей.

1. Девочек с психотическими тенденциями. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и замечание, эгоистичность, самодовольство и чрезмерное самомнение.

2. Девочки экстровертированного типа. Особенностью этих девочек является активность, честолюбие, стремление к общественному признанию, лидерству. Их отличает потребность в общении с людьми, стремление к праздности и развлечениям, тяга к острым, возбуждающим впечатлениям.

Они часто рискуют, действуют импульсивно и необдуманно, легкомысленно и беззаботно из-за низкого самоконтроля влечений. Поскольку контроль над желаниями и поступками ослаблен, они часто бывают, агрессивны и вспыльчивы.

Вместе с тем эти девочки обладают неплохой способностью к волевой регуляции эмоций: даже при встрече со значительными трудностями они могут проявить выдержку и самообладание, умеют “настроиться и собраться”, когда это необходимо (Семенюк Л.М., 2008).

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/20756

Психологические особенности детей-инвалидов

Психологические особенности детей-инвалидов

Установление инвалидности ребенка — чрезвычайно сильный стресс для его родных и близких. Меняется уклад их жизни, восприятие своего окружения и отношение к нездоровому малышу. От атмосферы в доме, созданной взрослыми, зависит дальнейшее развитие и воспитание ребенка как личности, его адаптация в обществе.

Безусловно, наличие серьёзных нарушений здоровья рано или поздно меняет его взгляды на мир, себя и других людей. Но зачастую искажения характера и поведения в худшую сторону происходят не из-за соматической болезни, приведшей к инвалидности.

Причина кроется в изменении отношения к нему окружающих, когда на первое место выходит факт нездоровья ребёнка и его ограниченные возможности, а не его личность, способности и потенциал.

Особенно важна роль родителей — именно оттого, каким они видят своего ребёнка, какие качества в нём воспитывают, а проявление каких пресекают, в большей степени и зависит то, каким человеком он вырастет в будущем.

Самым трудным для семьи является принятие ребёнка таким, какой он есть. Особенно важна объективная оценка его состояния с целью создания наилучших условий для воспитания и всестороннего развития.

Нередко ребенок ощущает свою неполноценность в большей мере из-за негативного настроения родителей или других членов семьи — именно в этом и заключается основная проблема социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями.

Родители испытывают сильное чувство вины перед своим ребенком за то, что не смогли его обеспечить здоровьем с самого рождения (оградить от заболевания или несчастного случая в раннем детстве).

Порой обвиняемый в несчастьях малыша — один человек, на которого «нападают»: мать, отец или другой член семьи. Это является причиной ссор и серьезных конфликтов, иногда приводящих к распаду семьи как таковой.

Сильнее других вину за «неудавшегося» малыша чувствуют родители, возлагавшие на ребенка особенные надежды, которые «не оправдались». Чувство вины и безысходности, испытываемое взрослыми, вызывает ухудшение психологической атмосферы в доме, что негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.

Постоянные переживания, беспокойство за судьбу сына или дочери приводят к тому, что родители становятся более внимательны и придирчивы к его воспитанию и развитию. Установка на «тепличный» уход за ребенком — главное в такой семье: стремясь во всём удовлетворить его потребности и желания, мамы и папы превращаются в гиперопекающих, сверхисполнительных «сиделок».

В то же время жизнь всей семьи выстраивается вокруг ребенка и его заболевания.

В этом случае с раннего детства малыш растет эгоистом, таким «домашним тираном», уяснив себе, что всё и вся подчиняются его потребностям и капризам. Такие дети не владеют навыками самообслуживания и не выполняют даже то, что вполне способны делать самостоятельно.

Эта модель называется «охранительным воспитанием»: дети беспомощны, пассивны, лишены каких-либо стремлений в общении с другими, в овладении различными навыками. По сути, родители сами искусственно изолируют ребенка от общения с окружающим миром, оставляя его наедине с самими собой, его болезнью и врачами.

В результате они тормозят развитие ребенка.

В противоположном случае речь идет о модели «равнодушного воспитания», когда вина приводит взрослых к эмоциональному отвержению ребенка- инвалида.

Тогда проблемы развития просто игнорируются, мама и папа якобы не признают физического дефекта (недуга), не проявляют озабоченности. Ребенок же ощущает свою ненужность, отвергнутость родными и, в конце концов, одиночество.

При этом он лучше адаптирован к непростым условиям жизни (без помощи взрослых узнаёт новое, многое делает самостоятельно), однако к родным и чужим людям он недоверчив и равнодушен.

Иногда родители сознательно преуменьшают патологию ребенка, считая, что так они помогают ему позитивно и оптимистично воспринимать себя и свои проблемы.

Однако впоследствии, когда ребенок узнает и оценит свои возможности сам, он испытает тяжелейший стресс. Ведь реальность не будет соответствовать его уже сложившимся представлениям.

В результате опять произойдет изоляция от социума, замкнутость и обострение чувства собственной неполноценности.

Таким образом, обе приведенные модели неэффективны и крайне вредны для воспитания ребенка. Дети с ограниченными возможностями нуждаются в родительской помощи. Но она не должна выражаться в постоянной жалости и ограждении от всевозможных, даже посильных трудностей. Помощь должна быть конструктивной.

Родителям нужно постоянно стимулировать активность таких детей, поощрять их желание самим делать что-то, познавать и развивать свои возможности, порой открывая совершенно новые стороны натуры. Чем меньше ребенок «зациклен» на собственном нездоровье, погружен в свои переживания и безрадостные перспективы, тем лучше.

Часто забота о других помогает детям почувствовать свои силы, свою значимость.

Читайте также:  Как помочь детям с нарушением зрения

Никогда не подчеркивайте физические недостатки ребёнка, говоря о его достижениях: «Если бы ты смог быстро бегать, наверняка бы побеждал на соревнованиях…

», «Если бы не твои проблемы, стал знаменитым актером…» и т. д.

Как правило, многие дети не обращают внимания на те или иные сложности со здоровьем, инвалидами их делают напоминания о том, что им следует вести себя осторожно, не так, как все.

В жизни здоровые дети быстро привыкают к облику «особенных» ребят при их адекватном поведении в группе: например, если ребенок не прячется пугливо в углу, а принимает участие в общей игре. Напоминает о некоторых трудностях не сам дефект, а отношение к нему окружающих, как правило, взрослых людей.

Делайте всё от вас зависящее, чтобы помочь ребенку достичь заветной цели, ободряйте и почаще напоминайте о его успехах и победах.

Обращайте внимание и на своё состояние — каким видит вас ребенок? Если вы часто встревожены, озабочены, полны огорчений и переживаний — то и малыш будет нервничать, горевать и расстраиваться.

Когда взрослые члены семьи преодолели чувство вины и приняли ребенка таким, какой он есть, они становятся эффективными родителями, способными научить его быть полноценным членом общества. Многие «особенные» дети талантливы — так природа компенсирует то, что не дала.

Их жизнь вовсе не уныла и безрадостна, она заполнена интересными событиями, хотя порой проблемы здоровья очень серьезны.

Можно выделить несколько главных направлений развития личности этих детей. Во-первых, родителям важно воспитывать в ребенке принятие себя и своих проблем со здоровьем. Надо словами и действиями подчеркивать, что он любим и дорог такой, какой есть, что он не одинок и у него есть те, кто всегда поможет справиться с трудностями.

Как бы ни было вам тяжело, не создавайте в доме госпитальную обстановку, отказываясь от всего «ради больного». Жизнь не остановилась, она продолжается, просто чему-то надо уделять больше внимания (например, определенным процедурам, посещениям врачей или регулярному стационарному лечению).

Если вокруг — не унылая атмосфера и скорбные лица, а полноценная жизнь, в которой ребенок тоже принимает участие, то в ней мало места для ощущений «немощного инвалида».

Во-вторых, постарайтесь воспитать у ребенка адекватное восприятие других людей. Изоляция от внешнего мира — не выход: ребенок должен гулять, общаться с другими детьми и взрослыми, читать книги, смотреть телепрограммы или слушать музыку, познавая окружающий мир.

Известно, что дошкольники даже с неявными признаками инвалидности уже к 3-4 годам начинают осознавать своё отличие от здоровых сверстников.

Поэтому их «я» формируется специфически и зачастую сверхкомпенсировано: в обществе они стараются ничем не отличаться от других, но дома это отыгрывается тяжелыми истериками — дети понимают свою «инаковость».

Научите ребёнка с инвалидностью принимать как данность существование детей и взрослых без подобных ему проблем. Для людей с ограниченными возможностями всегда непросто просить помощи у других, а если их не научили этому с детства, то ещё и очень болезненно.

Но ведь это не просто желание и умение просить и принимать такую помощь — так выказывается доверие к людям и окружающему миру, проявляется возможность свободно общаться с другими, развиваться как личность и открывать всё новые стороны жизни, не погружаясь в болезнь и одиночество. А значит, будет и самое главное — вера в себя, способного преодолеть любые ограничения.

Нам важно Ваше мнение! Поделитесь им с нами!

Источник: http://modnuesovetu.ru/psixologiya-i-razvitie/992-psixologicheskie-osobennosti-detej-invalidov.html

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,442

1Савункина А.А. 1 Богданова Т.А. 11 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»1. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002г.2. Руденко А.М.

Психология для медицинских специальностей Учебное пособие. Ростов-н/Д:ИЦ Феникс.2009г.3. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений : учебное пособие / О.И. Полянцева. – Изд. 4-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Основными условиями эффективности профессионального общения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Изначально деонтология (от греч. δ?ον — должное) являлась учением о проблемах морали и нравственности, разделом этики. Этот термин был введен Бентамом в своей работе «Деонтология, или наука о морали» для обозначения теории нравственности как науки о морали. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н.Н.Петров.

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия медицинского работника с коллегами и пациентом.

Работа с маленькими пациентами – это дело чрезвычайно сложное и ответственное. Установление психологического контакта с пациентом–ребенком имеет зачастую не меньшее значение, чем лечебные процедуры.

Для детей характерны такие психологические особенности как отсутствие осознания болезни в целом, неумение фор­мулировать жалобы, сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни, восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий, усиление дефектов характера и воспитания ребенка в период болезни, чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологической тактикой в работе с детьми будет эмоциональное теплое отношение, отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведение процедур с уговорами. А также немаловажным является профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.

Специфика ухода зависит от возрастной категории ребенка, характера и тяжести его заболевания. Медицинский работник, выполняя свой профессиональный долг, обязан обеспечить оказание, ему необходимой медицинской помощи, используя все достижения современной медицины и всеми мерами избежать нанесения своими действиями какого-либо вреда его физическому состоянию и психике.

Психологические особенности работы с подростками зависят от индивидуальных особенностей личности – характера, темперамента, индивидуального опыта.

Психологическими особенностями подростков являются: преобладание психологической доминанты возраста – «притязание на взрослость», бравада как форма самозащиты при внутренней психологической ранимости, пренебрежительное отношение к болезни факторам риска.

Подростки в подавляющем большинстве случаев, осознавая свое болезненное состояние, угрожающую им опасность и необходимость лечения, мобилизуют свою волю на активное противодействие болезни, подавляют свой страх и отрицательные эмоции, связанные с предстоящим лечением. Деонтологической тактикой при работе с подростами является общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность и взрослость подростка.

Психологические особенности работы с пациентами работоспособного возраста, как и с подростками, зависят от индивидуальных особенностей личности. Медицинскому работнику необходимо, прежде всего, выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Ориентация на трудовую и социальную реабилитацию будет лучшей деонтологической тактикой. Кроме того, выбор тактики общения лучше проводить в зависимости от внутренней картины болезни, а также корректировать неадекватные установки тревожно-мнительных пациентов.

Установление психологического контакта с пациентами пожилого и старческого возраста является делом довольно сложным и ответственным, требующим специальных навыков, большого внимания и терпения.

Для пациентов пожилого и старческого возраста характерна такая психологическая доминанта возраста, как «уходящая жизнь», «приближение смерти», чувство тоски, одиночества, нарастающая беспомощность; такие неприятные возрастные изменения как снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, а также снижение возможности самообслуживания; интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика при работе с пожилыми пациентами будет поддержание у последнего ощущения собственной значимости, подчеркнуто уважительное, тактичное, деликатное отношение без фамильярности и нравоучений; ориентация на двигательную активность и мотивация на выздоровление.

Общение медицинского работника с пациентом – важнейший элемент процесса лечения. Одним из значимых условий для установления взаимопонимания между медицинским работником и пациентом является ощущение поддержки. Если пациент осознает, что медперсонал намерен помогать, а не заставлять, то и он активнее участвует в лечебном процессе.

Когда медперсонал проявляет понимание, человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании медицинского работника, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда медицинский работник говорит: “Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или кивком головы.

Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза, когда медицинский работник знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом.

Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

При хорошем контакте с медицинским работником пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект.

Очень важным моментом в работе медицинского работника является умение понять пациента, поддержать его, настроить на выздоровление независимо от возраста пациента. Это является основой лечебной деятельности медицинского работника.

Библиографическая ссылка

Савункина А.А., Богданова Т.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТАМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 931-933;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9526 (дата обращения: 01.02.2019).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9526

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста



Многие наши поступки и особенности поведения со временем становятся привычками, то есть автоматически работающими действиями, автоматизмами. Автоматизируя наши действия, привычка делает движения более верными и свободными. Она уменьшает степень сознательного внимания, с которым совершаются воздействия [1, с. 21].

С. Л. Рубинштейн выделял, что становление привычки означает появление не столько нового умения, сколько последнего по новизне мотива или тенденции к автоматическим действиям. Другими словами, привычка — это воздействие, выполнение которого становится потребностью.

Учитывая важное свойство нервной системы просто сформировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (табакокурение, азартные игры и т. п.), можно смело ратифицировать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу, управление поведением.

Так же вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное.

И тогда смысл управления поведением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию ненужной или вредной привычки и устранить её, чтобы не оказаться в плену аддиктивного поведения [2, с. 45].

Проблема аддиктивного поведения младших школьников в настоящее время является довольно актуальной, т. к.

происходящие публичные конфигурации, рост влияния СМИ на сознание подрастающего поколения, укладывание личных норм и ценностей, приводит к искажённому формированию поведенческих и высоконравственных паттернов, следствием чего является стремление детей обрести иную реальность и нежелание справляться со сложившими трудностями, что в конечном счёте приводит к появлению различного вида зависимостей.

Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного поведения, которая выражается во влечении к уходу от действительности методом конфигурации собственного состояния посредством приема неких веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности конфронтировать аддикции [3, с. 32].

Отсутствие зависимости подразумевает, что индивид соответствует понятиям поведенческой нормы. Норма же (по мнению К. К.

Читайте также:  Развитие речи при детском церебральном параличе

Платонова) — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и более личных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, формирующих рациональные бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его.

Поведенческая патология (по П. Б. Ганнушкину) предполагает присутствие в поведении человека таких признаков как предрасположенность к дезадаптации, тотальность, стабильность.

Под склонностью к дезадаптации понимается существование шаблонов поведения, не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности; взаимодействиями с окружающими людьми, противостояния или противоборства действительности, социально-психологической изоляции. Признак тотальности указывает на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, т. е. они проявляются «везде». Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств. Поведенческая патология может быть обусловлена психопатологическими причинами, а также базироваться на патологии характера, сформированной в процессе социализации.

Девиантным поведением человека можно обозначить систему поступков либо отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [3, с. 21].

Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния [2, с. 77].

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и, макросреды. Аддиктивное поведение, по определению Короленко и Сигала, характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.

Определение аддиктивного поведения относится ко всем его многочисленным формам. Уход от действительности методом конфигурации психического состояния протекает при применении различных методик.

В жизни всякого человека бывают моменты, связанные с конфигурацией собственного психического состояния, не устраивающего его в этот момент. Для реализации данной цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами.

Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности.

Протекает процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в собственном духовном развитии [3, с. 9].

Механизм ухода от действительности смотрится последующим образом. Выбранный человеком метод подействовал, понравился и зафиксировался в сознании как наконец-то найденное действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние.

В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, автоматически заменяется приятным уходом от проблемы с переносом ее решения «на завтра». Постепенно волевые усилия снижаются, так как аддиктивные реализации «бьют» по волевым функциям, способствуя выбору стратегии меньшего противодействия.

Снижение переносимости проблем, уход от их преодоления приводит к накоплению нерешенных проблем.

Выбор аддиктивной стратегии поведения объяснен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: трудные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение эталонов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов.

Действительность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени типично и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах публичной жизни. Современному человеку приходится воспринимать все возрастающее количество решений в единицу времени.

Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г. Селье, говоря об адаптации, пишет: «Большая способность к приспособлению, или адаптации, — вот что делает возможным жизнь на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу».

«Приспособляемость — это, вероятно, главная отличительная черта жизни». «Есть два способа выживания: борьба и адаптация» [1, с. 87].

Аддиктивная личность в собственных попытках ищет свой универсальный и очень предвзятый метод выживания — уход от проблем. Естественные адаптационные способности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне.

Главным признаком данных нарушений является чувство психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по различными факторами, как внутренним, так и внешним.

В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы.

Схожий метод “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Притягательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления [2, с. 43].

Традиционное образование само несет на себе аддиктивные черты — черты, направленные на разотождествление с действительностью.

Прежде всего, это проявляется в подаче учебного материала вне интеграции с реальным миром, ориентированности на приоритетность знания учебных предметов, в акцентировании полезности знаний в контрасте с непредсказуемостью межличностных отношений.

Обезличивание значимости межличностных отношений может происходить и из-за того, что школьников нацеливают на всепоглощающий учебный труд, который активно подкрепляется и поощряется [4, с. 23].

Занятость учебной деятельностью и, порой, бескрайнее рвение препадователей и родителей занять детей настолько, чтобы у них не оставалось времени на «всякие глупости» приводят к тому, что у детей не остается времени, чтобы принадлежать самим себе, играть, общаться со сверстниками.

Вместо того, чтобы происходило разумное знакомство с реальностью, происходит отрыв от реальности. Дети, таким образом, отвлечены от личных ощущений, осмысленных и неосознанных потребностей, от самопознания в самом широком значении этого слова.

Не приобретя необходимого опыта столкновения с реальностью, при случайных и закономерных встречах с проблемами реального мира, ребенок оказывается беспомощным.

Трудности становятся не ступенями развития, а явлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, чего хочется избежать любыми средствами [5, с.12].

Наступает состояние фрустрации. Фрустрация — состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Данное состояние возникает не только потому, что возникла проблема, но и потому, что появляется необходимость принять решение, сделать выбор, взять на себя ответственность за случившееся и за последствия. Такие дети обладают низкой переносимостью фрустраций.

В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы.

Подобный способ “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления.

«Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации» [6, с.56].

Школа содействует односторонней фиксации на учебной деятельности или отдельных её видах, подкрепляет эту фиксацию как желаемую и одобряемую активность. На данной почве у ребёнка может развиться состояние повышенной тревожности.

Тревожность — это эмоциональное состояние, которое появляется в ситуации неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного развития событий. Тревожность, которую испытывает ребёнок по отношению к определенной ситуации, зависит от его личного отрицательного опыта.

В настоящее время экспериментальное определение тревожности является достаточно актуальным, т. к.

помогает раскрыть внутреннее отношение ребенка к определенной жизненной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье и в школе, что в свою очередь необходимо для построения грамотного и правильно организованного учебного процесса образовательного учреждения, коррекции ненужных личностных проявлений и профилактике разного рода аддиктивных направленностей в поведении [7, с. 122].

Однако причинамиотклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте также могут быть:

Традиционно ученик добровольно подчиняется правилам и нормам поведения, какие предписывают ему авторитарные взрослые.

Если же ребёнку дать полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и интереса к себе.

Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями.

Яркой формой безнадзорности являютсяпобеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение за пределами дома.

Предпосылки побегов из дома:

– поиски приключений;

– неблагополучие и конфликты в семье. Дети, в особенности младшего школьного возраста, остро переживают напряженную атмосферу неблагополучия. Деспотическое отношение к детям (жестокие наказания) ведет к уходу из дома.

В таких семьях дети бывают послушными, однако вырастают пассивными, слабохарактерными, либо поддаются влиянию людей с сильной волей.

А школьники, особенно из неблагополучных семей, стремятся к общению с людьми с сильной волей.

  1. Азартные игры.Это реакция на неуспех в учебной и общественно полезной деятельности, это способ самоутвердиться.
  2. Сквернословие.
  3. Курение, алкогольная зависимость.
  4. Отклонения в сексуальном развитии ребенка.
  5. Ложь.
  6. Неврозы [5, с. 12].

И. А. Горьковая считает, что наиболее значимыми социально-психологическими предпосылками отклоняющегося поведения младших школьников являются:

– выраженность «предметного» начала в отношении ребенка, которое характеризуется требовательностью и контролем, наличием конкретных (независящих от желаний ребенка) ожиданий и оценочной позиции к ребенку;

– низкий уровень материнской эмпатии по отношению к ребенку;

– материнское отвержение;

– неосознаваемые родительские установки на «разрешение» детям применять силовые методы разрешения конфликтов со сверстниками;

– неосознаваемые родительские установки на использование силовых методов воспитания [8, с.34].

Исходя из вышеперечисленных причин в младшем школьном возрасте могут наблюдаться различные виды аддиктивного поведения: гэмблинг (страсть к азартным играм), интернет-аддикция, страсть к компьютерным играм, наркомания, токсикомания, приём препаратов бытовой химии, аддиктивное переедание, аддиктивное голодание и т. д.

Литература:

  1. Бодалёв, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалёв. — М.: Просвещение, 2007.
  2. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Дрофа, 2006.
  3. Буторина, Е. Н. Зырянова, А. Т. Дети родителей, страдающих алкоголизмом / Е. Н. Буторина, А. Т. Зырянова.- М.: Педагогика, 2005.
  4. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебное пособие / Л. Ф. Обухова. — М.: Российское педагогическое агентство, 2006.
  5. Булотайте, Л. Й. Социально-психологические особенности семей больных алкоголизмом / Л. Й. Булотайте.- СПб: Питер, 2006.
  6. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. — М.: Владос, 2005.
  7. Морозова, О. В. Аддиктивное поведение / О. В. Морозова. — Омск.: Профиздат, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое состояние, поведение, ребенок, реальность, психологический комфорт, проблема, младший школьный возраст, время, наименьшее сопротивление, искусственное изменение.

Источник: https://moluch.ru/archive/123/33991/

Ссылка на основную публикацию