Что такое ранняя помощь?

Что такое ранняя помощь и кому ее нужно оказывать – понимают не все « Троицкое благочиние г. Москвы

Фото с сайта zstop.ru

Концепцию развития ранней помощи правительство утвердило еще в августе 2016 года. Что происходит сейчас, и можно ли уже где-то эту помощь получить? Кто расскажет родителям особенного ребенка, куда им обратиться? Эксперты, представители исполнительной власти и общественных организаций обсудили в Общественной палате РФ вопросы, связанные с развитием ранней помощи.

Когда и кто выявляет необходимость ранней помощи

Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ. Фото с сайта ria.ru

В 80% случаев ребенка с нарушениями развития, нуждающегося в ранней помощи, выявляет система здравоохранения.

«Где это может происходить? Начиная от роддома, где выявляются самые заметные нарушения, до поликлиник, которые проводят профилактические осмотры», – сказала Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ.

В некоторых клиниках делают пренатальный скрининг, а также аудиологический и неонатальный скрининг. Если патологию обнаружат во время беременности, то семье должна оказываться пренатальная помощь – не только медицинская, но и социальная, психологическая. Например, такая помощь необходима будущей матери ребенка с синдромом Дауна.

Бывает, что нарушения в развитии ребенка может заметить не врач, а, например, логопед, дефектолог, социальный работник.

Ранняя помощь положена детям в возрасте от 0 до 3 лет с серьезными заболеваниями или с рисками их развития, а также детям, которые остались без попечения родителей, пояснила заместитель директора департамента по делам инвалидов Минтруда Кира Афонина. Критерии «нуждаемости» уже сформулированы специалистами и переданы в министерство.

О таком ребенке положено сообщить в службу ранней помощи, причем сделать это могут либо специалисты сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, либо сами родители. Затем для семьи должны составить индивидуальный план ранней помощи, а направлять и организовывать весь процесс будет особый сотрудник – куратор случая.

Кира Афонина, заместитель директора департамента по делам инвалидов Минтруда Фото с сайта mgpu.ru

Куда направят ребенка

К сожалению, в настоящее время ранняя помощь, если и оказывается, то «стихийно». «Выявленные дети у нас сейчас практически никуда не попадают, – сказала Елена Клочко. – Либо родители берут руки в ноги и ищут какие-то центры. Как правило, эти центры собственно раннюю помощь не оказывают.

Потому что ранняя помощь – это услуга для семьи, а не только для ребенка. Когда рождается ребенок с нарушением развития, родитель теряется, он не знает, что делать, ему самому нужна помощь. Кроме того, ему важно знать, что может быть с ребенком, если приложить определенные усилия.

Это дает силы жить дальше», – продолжила она.

Со временем в каждом регионе должна быть создана своя региональная программа ранней помощи и единый координационный центр, куда попадают сведения о детях, которым она требуется. «Мы рассчитываем, что будет выработана простая система по направлению в службу ранней помощи», – добавила Клочко.

Физически центры ранней помощи могут находиться в самых разных организациях – в детских садах, поликлиниках, домах ребенка, социальных центрах. «Главное, что междисциплинарный набор специалистов должен быть одинаковый, набор знаний у них должен быть одинаковый, качество услуг должно быть одинаковым, и функционал должен быть одинаковым», – пояснила Клочко.

Где и какие службы ранней помощи уже действуют

Фото с сайта b-port.com

Концепция развития ранней помощи еще только начала реализовываться.

До конца 2017 года должны быть разработаны стандарты и типовые программы ранней помощи, регламенты межведомственного взаимодействия и рекомендации регионам.

В 2018 году система пройдет апробацию в Свердловской области и Пермском крае. И только в 2019-2020 гг. службы ранней помощи начнут создаваться по всей стране и соответствующие изменения будут внесены в законодательство.

По данным Минтруда, уже сейчас ранняя помощь успешно организована в республиках Бурятия и Татарстан, а также в Воронежской и Новосибирской областях. Однако в большинстве регионов ранняя помощь оказывается «фрагментарно», и от момента выявления проблемы до предоставления семье необходимого комплекса услуг проходит много времени, отметила Кира Афонина.

В некоторых регионах программу по развитию системы ранней помощи реализует Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Это республика Алтай, Ханты-Мансийский автономный округ, Астраханская, Владимирская, Костромская, Омская, Курская, Тверская области и город Санкт-Петербург, рассказала Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Что именно делается? В Курской области, например, создано отделение развития и реабилитации детей раннего дошкольного возраста с нарушениями в развитии и инвалидностью, называется оно «От колыбели до школы». В составе отделения есть Центр раннего вмешательства, лекотека, группа кратковременного пребывания, два консультативных пункта и три филиала с кабинетами и центрами раннего вмешательства.

На данный момент во многих регионах руководствуются собственным опытом работы с тяжелобольными детьми раннего возраста, а вовсе не Концепцией.

Например, такой опыт есть в Туле, о нем рассказала Светлана Гусева, председатель правления некоммерческого партнерства детских психологов и коррекционных педагогов по оказанию профессиональной помощи детям с особенностями развития «Содействие».

Базовыми учреждениями здесь являются ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» и МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения». По словам Гусевой, тульские наработки требуют «модификации» и переосмысления, их не стоит «переоценивать».

Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» занимается сопровождением семей, где есть дети с синдромом Дауна. Помощь детям с 0 до 3 лет и их родителям включает как визиты специалистов на дом, так и консультирование на территории Центра сопровождения семьи, созданного фондом.

Что такое «ранняя помощь» на самом деле

Лариса Самарина, директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства

Чем отличается ранняя помощь, предусмотренная Концепцией, от других практик? О ее основных принципах напомнила Лариса Самарина, директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства. Вот некоторые из них.

– Это интегрированный набор услуг, направленный на развитие навыков, необходимых ребенку в повседневной жизни. Например, если ребенок испытывает трудности с кормлением, то логопед должен учить его общаться во время еды, брать еду в рот, жевать и глотать, а физический терапевт – сидеть и использовать руки для еды. Набор специалистов, помогающих семье, должен определяться ее потребностями.

– Реабилитационная работа должна разворачиваться вокруг активности самого ребенка. В отличие от взрослых, малыш не может целенаправленно тренироваться. Поэтому его повседневная жизнь должна быть устроена так, чтобы навыки, которые необходимо освоить, естественным образом в нее включались.

– Помощь оказывается параллельно и ребенку, и его семье. Ребенок осваивает новые навыки, а родители осваивают, как эти навыки закреплять в повседневной жизни.

Не исключено, что ребенок с тяжелыми нарушениями не достигнет заметных результатов, зато результаты, которых достигнет семья, могут быть очень значительными.

Семья преодолеет первоначальный стресс и научится создавать условия для развития такого ребенка.

– Помощь должна быть «ранней» не на словах, а на деле, и реализовываться она должна длительно и непрерывно.

– Ранняя помощь оказывается по стандартной технологии «управление случаем» (case management).

Многое из того, что учреждения образования, здравоохранения и соцзащиты называют ранней помощью, на самом деле является частью их повседневной деятельности, которой они занимались всегда и должны заниматься впредь.

Внести ясность в ситуацию может только профессиональное сообщество. Именно оно должно вырабатывать правила оказания ранней помощи, готовить учебники и методические материалы, анализировать статистические данные.

Как смотрят на раннюю помощь три министерства

Координирующим органом, который занимается реализацией Концепции, является Минтруда. Именно это ведомство и представило Концепцию в свое время на рассмотрение правительства и общественности.

При нем действует рабочая группа, создан блок документов методического характера. Вскоре в субъекты федерации будут направлены методические материалы по созданию индивидуальных планов ранней помощи.

Ответные предложения регионов планируется суммировать к 1 мая. До конца сентября субъекты федерации должны представить информацию о численности детей, которые нуждаются в ранней помощи, сообщила Кира Афонина.

С точки зрения Минздрава, ранняя помощь – это чисто медицинское понятие.

На схеме, представленной этим ведомством на конференции в Общественной палате, ранняя помощь состоит из ранней диагностики, начиная от пренатальной; «трехуровневой маршрутизации больных» (здесь ведомство видит свою задачу в совершенствовании врачебной помощи и медицинской реабилитации детей-инвалидов); работы с субъектами федерации, которая заключается в мониторинге результатов пренатальной диагностики, неонатального и аудиологического скрининга и т.д.

Особое внимание ведомство уделяет развитию таких направлений, как выхаживание детей с экстремально низкой массой тела, неонатальная хирургия (чаще всего это необходимо новорожденным с тяжелыми пороками сердца), другая высокотехнологичная помощь детям.

Руководитель Федерального бюро медико-социальной экспертизы Михаил Дымочка тоже считает, что центральную роль в системе ранней помощи должен играть врач.

Взаимодействие ребенка и матери крайне важно, но есть большая категория детей с тяжелыми заболеваниями, для которых это невозможно.

Именно медики с помощью специальных методик помогают им «встать на ноги и сделать первые шаги», сказал он.

По его словам, система ранней помощи должна ориентироваться на структуру заболеваемости и инвалидности.

Так, например, на первом месте по численности среди детей-инвалидов находятся дети с нарушением психического здоровья и поведения, на втором – с врожденной патологией и пороками развития, на третьем – с патологией центральной нервной системой.

Поскольку дети-инвалиды из этих трех групп составляют подавляющее большинство, то и система ранней помощи должна ориентироваться прежде всего на них, сказал Дымочка.

С точки зрения Минобрнауки, раннюю помощь следует оказывать на базе образовательных организаций, тогда она будет наиболее эффективна. Эти учреждения уже сейчас имеют право организовывать и психолого-педагогическую, и медико-социальную помощь детям, сказала Ирина Терехина, заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.

Она сослалась при этом на федеральный закон «Об образовании» и федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

«Мы разработали девять примерных адаптированных программ, под каждую категорию детей с ограничениями возможностей здоровья, эти проекты дорабатываются», – сообщила она.

Дошкольные учреждения смогут использовать эти программы, предназначенные для детей с двухмесячного возраста, уже в следующем учебном году.

Проблема лишь в том, что детские сады не готовы заниматься ранней помощью. Для этого им не хватает квалифицированных педагогических работников. К 2020-2021 учебному году потребность в таких специалистах будет закрыта лишь на 10%, признала Терехина.

Немного статистики

Источник: http://troitse-paraskevo.ru/2017/03/chto-takoe-rannyaya-pomoshh-i-komu-ee-nuzhno-okazyvat-ponimayut-ne-vse/

Ранняя помощь детям с ОВЗ. Реальность и перспективы

  Специалисты констатируют:  число детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью  неуклонно  растет. Эту тенденцию отмечают не только в нашем регионе и в целом в стране, но и за рубежом.

Говорят, что она связана с уровнем загрязнения окружающей среды, с переселением в города, с глобальными проблемами человечества и т.д. Независимо от причин появления детей с особенностями в развитии, им нужна своевременная и квалифицированная  помощь.

Читайте также:  Пневмония у «лежачих» детей с особенностями психофизического развития

Кстати, ребенок с ОВЗ — не инвалид, а лицо, нуждающееся в специальных образовательных условиях, чтобы получить полноценное образование.

14 декабря в Горно-Алтайске прошла межрегиональная конференция «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Республике Алтай: реальность и перспективы».

В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы организации системы ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям, ранней психолого-педагогической помощи в образовании и другие.

В работе конференции приняли участие представители региональных органов власти, образовательных учреждений, руководители учреждений социального обслуживания, здравоохранения, образования, спорта, председатели организаций инвалидов, а также специалисты реабилитационных центров для детей с ОВЗ  из Бийска и Новосибирска.

 Открывая конференцию, и.о. министра труда, социального развития и занятости населения РА Алексей Санаров отметил важность мероприятия и подчеркнул, что забота государства о детях всегда находится в центре внимания.

   — Значительную роль  в сохранении здоровья детей играет система ранней помощи.

Комплексная реа­билитация в раннем возрасте способна предупредить появление новых специальных образовательных по­требностей, обеспечить максимальную реализацию ре­абилитационного потенциала ребенка.

Чем раньше ребенок с ОВЗ начинает получать помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе, – сказал Алексей Санаров.

 В своем докладе он также озвучил статистические данные о количестве детей с ОВЗ и инвалидностью в регионе, отметил, что в Республике Алтай принята Концепция развития ранней помощи детям с ОВЗ, создан  ресурсный центр по оказанию им ранней помощи.

 Стоит пояснить: ранняя помощь — это комплекс психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на обеспечение и улучшение развития детей младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья или риском их возникновения, в целях максимально возможной социализации детей. Раннее вмешательство  может иметь коррекционный или профилактический характер, то есть либо способствовать преодолению сложившихся проблем, либо предупредить их возникновение в будущем.

В ходе пленарной части были также заслушаны доклады «О ходе реализации «дорожной карты» по внедрению межведомственной системы ранней помощи в РА», «Выявление и учет детей, соответствующих критериям нуждаемости в получении услуг ранней помощи в РА» и другие. Опытом работы поделились директор краевого Реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ «Родник» Надежда Щигрева и учитель-логопед  Новосибирского реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ Татьяна Малышева.

 В рамках конференции состоялась серия мастер-классов.

Галина Ясакова

Похожее

Источник: https://www.zvezdaaltaya.ru/2017/12/18/rannyaya-pomoshh-detyam-s-ovz-realnost-i/

Служба ранней помощи в ДОУ

Младенчество и ясельный возраст являются самым благодатным периодом для развития познавательного потенциала малыша.

  Именно на начальном этапе взросления необходимо предоставить ребенку возможность получить самую лучшую современную педагогическую помощь.

Индивидуально подобранная система обучения и воспитания позволит предупредить появление значительных отставаний в психическом развитии ребенка.

          Вам кажется, что ваш ребенок слишком мал, он еще не ходит в детский сад и консультации этих специалистов вам не доступны или не нужны? Вы ошибаетесь! Младенческий возраст ребенка не является препятствием для получения квалифицированной помощи этих специалистов и откладывания сроков начала обучения и воспитания.

Для того, чтобы помочь Вам развивать и воспитывать детей, на базе нашего МДОБУ с нового учебного года открывается Служба ранней помощи (СРП), специалисты которой  ждут Вас и вашего ребенка.

Основной задачей специалистов Службы является обеспечение родителей необходимой информацией об особенностях психофизического развития малыша, методах и приемах развития его познавательного потенциала, обучение педагогическим технологиям развития возможностей ребенка.

Нижеперечисленные квалифицированные специалисты обязательно окажут Вам необходимую помощь и поддержку в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Специальный педагог (учитель-дефектолог):

  • поможет определить особенности социального и познавательного развития ребенка (уровень сформированности взаимодействия малыша со взрослыми, зрительных и слуховых ориентировочных реакций, манипулятивных умений с игрушками);
  • разработает индивидуальную программу коррекционного обучения и воспитания именно для вашего ребенка;
  • проведет коррекционно-развивающие занятия с вашим малышом в присутствии родителей; познакомит и обучит вас приемам стимуляции познавательного развития вашего ребенка в разные возрастные периоды.

Педагог по ранней коммуникации (учитель-логопед):

  • поможет определить особенности дословесного этапа развития речи Вашего ребенка;
  • подберет педагогические методы и приемы по развитию речевых возможностей малыша;
  • проведет занятия по стимуляции речевого развития малыша;
  • разработает индивидуальную программу по активизации предпосылок к развитию речи;
  • обучит приемам стимуляции речевогоразвития детей младенческого и раннего возраста.

Педагог-психолог:

  • поможет изучить особенности эмоционального развития вашего малыша;
  • проконсультирует Вас по вопросам развития, воспитания и обучения малыша в семье;
  • посоветует наиболее адекватные способы общения с Вашим ребенком исходя из его возрастных и психофизиологических особенностей;
  • окажет психологическую поддержку родителям, поможет вам найти выход из трудной жизненной ситуации, подобрать наиболее оптимальные способы эмоционально-развивающего общения.

Служба ранней помощи (СРП) – это структурное подразделение государственного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования, деятельность которого направлена на оказание адресной психолого-педагогической помощи.

Целью службы является организованная
психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, профилактика и коррекция отклонений в развитии.

СРП оказывает помощь детям от 2 месяцев до 3х лет с нарушениями развития или риском возникновения нарушения, не посещающим образовательные учреждения.

Основными задачами Службы являются:

  • проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
  • оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
  • осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
  • включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;
  • разработка индивидуальной педагогической программы;
  • определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Важным условием работы специалистов СРП является обязательное присутствие родителей на занятиях (игровых сеансах) с целью их обучения специальным развивающим педагогическим технологиям, которые они смогут применить в домашних условиях.

Повышение педагогической компетентности родителей позволяет сделать процесс обучения и воспитания ребенка непрерывным, организовать его как в педагогическом учреждении, так и в повседневной жизни семьи, тем самым использовать время и возможности ребенка максимально эффективно.

Специалисты СРП могут организовать коррекционно-педагогические занятия на дому в случае невозможности посещения ребенком детского образовательного учреждения по состоянию здоровья. Специалисты СРП призваны оказать психологическую и профессиональную поддержку семье.

Источник: http://alenki28.bdu.su/2016/08/16/sluzhba-rannej-pomoshhi-v-dou-2/

Научить есть, сидеть и отвечать. Что такая ранняя помощь особым детям

Правительство России приняло концепцию ранней помощи детям с нарушениями в развитии. Пока помощь по этой технологии в Казани получают лишь несколько сотен детей, а нуждаются в ней в разы больше. Для чего нужна ранняя помощь, и куда обратиться за ней?

Преодолеть стресс

«О том, что у дочери синдром Дауна, я не знала. Пренатальный скрининг показывал, что всё в норме, врач УЗИ тоже не находил отклонений. Поэтому новость о том, что у ребёнка генетическая аномалия, для меня стала шоком.

Муж тоже переживал, и я сомневалась, останется ли он в семье, — рассказывает свою историю жительница Казани Римма. — Никто не знал, что делать. К тому же много сил уходило на борьбу с переживаниями.

А ведь если с детьми с синдромом Дауна вовремя начать заниматься по специальным программам, многие из них начинают разговаривать, читать. Я это выяснила спустя несколько лет. До слёз жалко упущенного времени».

«К сожалению, этот случай достаточно типичен, — отмечает руководитель татарстанского благотворительного фонда «Звезда» Гульнара Данильченко. — Когда рождается малыш с нарушениями развития, родители теряются. Они не знают, что будет дальше, какие возможности можно открыть у ребёнка. Это демотивирует, лишает сил. Вот почему поддерж­ка нужна не только малышу, но и семье».

В Татарстане помощь специалистов, корректирующих нарушения в развитии, оказывается в недостаточном объёме, например, курсами по 14 — 21 день в год. Тогда как в концепцию ранней помощи заложен принцип непрерывности. Но многолетнее сопровождение специалистов часто становится непосильной финансовой нагрузкой для семьи. Нужных специалистов не найти не только в районах, но и в Казани.

«Как итог — отказ от ребёнка. Половина детей в возрасте до 4 лет находятся в домах ребёнка по заявлениям родителей. А ведь если бы мамы и папы получили услугу ранней помощи, не отдали бы детей так легко», — считает директор центра ранней помощи «Уверенность» Анастасия Генералова.

В развитых странах 75% детей получают раннюю помощь. В результате каждый четвёртый к моменту поступления в школу догоняет в развитии своих сверстников, рассказывают экс­перты. В Казани же раннюю помощь оказывают пока две организации. В реабилитационном центре «Апрель» в прошлом году в программу вступили 167 детей, в центре «Уверенность» занимаются 30 подопечных.

Первое «да» малыша

«У нас ребёнок с помощью специалистов осваивает навыки, а родители учатся закреп­лять их в обычной жизни, — рассказывает Гульнара Данильченко. — Например, если ребёнок испытывает трудности с принятием пищи, то специалист должен учить его брать еду в рот, жевать и глотать, а физио­терапевт — использовать руки для еды».

Тимур попал в центр в 2,5 года, но его развитие соответствовало 8 месяцам. Из-за ДЦП у него были скованы руки и ноги, он не мог самостоятельно сидеть, ему трудно было сфокусировать взгляд. Через три месяца Тимур стал сидеть самостоятельно.

«Он начал смотреть на собеседника, ему стало легче изучать окружающий мир, — рассказывает Гульнара Данильченко. — Он научился говорить «да» и показывать «нет». Мама была счастлива, когда её сын стал протягивать руки ей навстречу и улыбаться в ответ на своё имя».

В центр приходят и дети с глухотой, и ребята с небольшими задержками развития. Работают здесь и с теми, у кого патологии ещё не выявили, но высок риск их появления, например, с недоношенными детьми или малышами, получившими осложнения во время родов.

Пока в Татарстане не заработала госпрограмма, раннюю помощь в центре «Уверенность» оказывают на средства благотворителей. Деньги ищут под конкретного ребёнка, а финансовые помощники получают видеоотчёты о том, чего достиг малыш. Важно, что группа специалистов готовит его к детсаду, школе.

«Бывает и такое, что ребёнок не достигает заметных результатов, — признаётся Анастасия Генералова. — Однако они могут появиться в дальнейшем — за счёт того, что семья преодолеет стресс и сама научится создавать условия для развития малыша с ограниченными возможностями здоровья».

Кстати

Около 1500 детей стали инвалидами в Татарстане в 2017 году. При этом в 1,5 раза выросло число детей-инвалидов, признанных таковыми из-за врождённых аномалий.

«Чаще всего инвалидность дети получают в возрасте до трёх лет, — уточнил руководитель Главного бюро медико-социальной экспертизы по РТ Ригель Низамов. — В 27% случаев причиной становятся психические расстройства и расстройства поведения. 35% детей-инвалидов по этой причине — малыши с умственной отсталостью, 20% — с расстройствами психологического развития, в основном с аутизмом».

Источник: https://woman.rambler.ru/children/39259346-nauchit-est-sidet-i-otvechat-chto-takaya-rannyaya-pomosch-osobym-detyam/

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 1

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 2

Медики выделяют несколько групп детей, у которых могут чаще, чем у их сверстников, возникать те или иные проблемы в развитии, и в том числе в общении с близкими и в установлении отношений с окружающим миром.

Это так называемые «трудные младенцы» — дети группы риска: недоношенные малыши; малыши, которых переносили; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус , герпес, токсоплазмоз и др.

), малыши, у которых мамы страдали токсикозом беременности, дети с врожденными пороками развития; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму; младенцы с гемолитической болезнью новорожденного; малыши, перенесшие детские инфекции (грипп, паратит , скарлатина, корь и др.

), дети, которым во время родов или в период пребывания в детской больнице делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации; младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар .

Слайд 3

Шкала́ Апга́р — система быстрой оценки состояния новорождённого . На 27-м ежегодном конгрессе анестезиологов (1952) американская врач-анестезиолог Вирджиния Апгар впервые официально представила разработанную ею систему оценки состояния новорождённого на первых минутах жизни.

Это простой метод для начальной оценки состояния ребёнка с целью выявления необходимости реанимационных процедур . Шкала предполагает суммарный анализ пяти критериев, каждый из которых оценивается целочисленно в баллах от 0 до 2 включительно. Результат оценки может быть в диапазоне от 0 до 10 .

Шкала Апгар является одним из трёх параметров, наряду с весом и ростом, которые сообщают родителям новорождённого .

Читайте также:  Особенности воспитания детей в разные эпохи

Пять критериев для оценки по шкале Апгар : 0 баллов 1 балл 2 балла Окраска кожного покрова Генерализованная бледность или генерализованный цианоз Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз) Розовая окраска всего тела и конечностей Частота сердечных сокращений Отсутствует

Слайд 4

Наша цель помочь родителям принять своего ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими только ему особенностями и сложностями. Научиться понимать его желания, улавливать смысл его поведения и реагировать на него так, как хотелось бы только ему .

Родителям в этот самый длинный первый год жизни малыша предстоит пройти большой и сложный путь, на их плечи ложится огромнейшая ответственность за постепенное введение ребенка в культуру через эмоциональное общение с ним, с помощью первых игрушек и первых игр.

Наша книга поможет расширить и обогатить родительский опыт, даст возможность наблюдать и оценивать достижения малыша, оказывать ему помощь, поощряя его инициативные и самостоятельные действия, избегая как принуждения, так и чрезмерной опеки.

Слайд 5

Службы ранней помощи уже по своему замыслу , — являются центрами комплексного сопровождения индивидуального развития детей.

Здесь специалисты разного профиля – медики, психологи , педагоги – объединяются , чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации , адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания .

Универсальные ценности демократического общества: уважение к уникальной личности ; п ризнание права на собственный выбор ; ценности ее движения в сторону самостоятельности, в сторону образования самодеятельного, самосознающего, самоустремленного субъекта, способного с некоторого момента к саморазвитию.

Слайд 6

Службы (отделы) ранней помощи открываются в помещениях, отвечающих педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности.

Службы (отделы) оснащаются необходимым инвентарем, игрушками, пособиями и оборудованием в установленном порядке для специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждений и учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Целесообразно организовать работу служб (отделов) как в утренние часы, так и в вечернее время, а также в субботние и воскресные дни (в зависимости от режима работы дошкольного образовательного учреждения или центра). График их работы составляется с учетом потребностей родителей (законных представителей ).

Слайд 7

Служба (отдел) ранней помощи основывает свою работу на следующих принципах : открытости партнерства командного междисциплинарного подхода профессиональной ориентации на взаимодействие с семьей проблемного ребенка д обровольности Конфиденциальности Целью работы службы (отдела) ранней помощи может быть оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей проблемного ребенка первых трех — четырех лет жизни, для содействия его оптимального развития и социализации в обществе. Клиентами службы (отдела) ранней помощи являются семьи с проблемными детьми первых трех — четырех лет жизни: с выявленными отклонениями в развитии, дети с нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в развитии в будущем (дети группы биологического риска) и социального риска.

Слайд 8

Показаниями для направления семьи с ребенком от рождения до трех — четырех лет в службу (отдел) ранней помощи могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием детей: Дети с выявленными отклонениями в развитии Дети биологической группы риска Дети социальной группы риска Перечень должностей работников службы ранней помощи определяется в соответствии с приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. №463/1268, приказом Минобразования РФ, Госкомвуза РФ от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 и постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32, а также на основании миссии, цели и основных задач деятельности, отраженных в Уставе учреждения, уровня и направленности реализуемых образовательных программ, структуры службы (отдела) ранней помощи.

Слайд 9

Примерный перечень функций службы (отдела) ранней помощи. Информационно-просветительская деятельность . Организационно-координационная деятельность. Деятельность по осуществлению комплексной медико-психолого-педагогической диагностики.

Деятельность по психолого-педагогическому консультированию, помощи и реабилитации. Профилактическая деятельность . Деятельность по психолого-педагогическому информированию. Развивающая деятельность. Медицинское консультирование и помощь. Психотерапевтическая деятельность.

Методическая деятельность . Научно-экспериментальная деятельность. Деятельность по непрерывному повышению квалификации. Деятельность по созданию и развитию коллектива и междисциплинарной команды специалистов . Деятельность по материально-техническому обеспечению службы.

Деятельность по управлению службой .

Слайд 10

Примерное распределение обязанностей в службе (отделе) ранней помощи Руководитель службы (отдела) ранней помощи Координатор службы (отдела) ранней помощи Методист службы (отдела) ранней помощи В обязанности социального работника входит информирование семьи по вопросам социальных прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям. Психолого-педагогическая деятельность в службе (отделе) ранней помощи. В обязанности учителя-дефектолога, логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога . Музыкальный руководитель Педагог дополнительного образования Медицинская и техническая деятельность в службе (отделе) ранней помощи.

Слайд 11

Содержатся ответы на все ключевые вопросы теории сопровождения : кто сопровождается, куда сопровождается, каким образом это происходит.

Базовые принципы теории сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения ; мультидисциплинарностъ сопровождения.

Принципы теории педагогической поддержки: согласие на помощь; опора на наличные силы и потенциальные возможности; вера в эти возможности; ориентация на способность самостоятельно преодолевать трудности; совместность , сотрудничество, содействие; конфиденциальность (анонимность); доброжелательность и безоценочность ; безопасность , защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «Не навреди»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату (Л.М. Шипицина , Е. И. Казакова и др.)

Слайд 12

Пять основных этапов процесса сопровождения: диагностический , поисковый , консультативно-проективный , деятельностный , рефлексивный Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, выявления всех настораживающих признаков неблагополучия изучаемой событийной общности .

Цель поискового этапа – сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.

На консультативно-проективном (или договорном) этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, анализируют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы.

Деятельностный , самый трудный и ответственный этап сопровождения, должен обеспечить достижение желаемого результата. Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности службы по решению той или иной проблемы.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Источник: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/12/07/rannyaya-pomoshch-detyam-s-ogranichennymi

Ранняя помощь. Что это такое?

Ранняя помощь. Что это такое?

    Сегодня все чаще можно услышать это выражение «ранняя помощь», а что это такое и для кого она предназначена многим не понятно.

Может детям? Тогда каким? Взрослым? Тогда когда? Примерно такие вопросы возникают у людей, когда начинаешь говорить на эту тему. И, как это не странно звучит все вопросы правильные.

Ведь «раннюю помощь» можно рассматривать в разных контекстах. Предлагаю рассмотреть раннюю помощь, как помощь детям и их родителям в самом раннем возрасте.

       Представьте, рождается ребенок, вроде бы здоровый, а он, например, редко плачет, не реагирует на прикосновение, разговор, вялый или наоборот сильно возбудим, гиперактивен, не интересуется игрушками (это ближе к месяцу) и т.д.

Родители, считают, что это нормально, так и надо, а еще бабушки говорят и ты такой же был в детстве. Согласна, это может и быть нормой для этого ребенка, все мы индивидуальны, но если похожее поведение сохраняется и к 2 месяцам, то это уже повод обратиться к специалистам.

Чтобы вашего ребенка внимательно посмотрели и дали рекомендации, например, как его «разбудить» или заинтересовать, да я не ошиблась, именно с 2-х месяцев с ребенком могут и должны работать специалисты и психологи и логопеды-дефектологи, и конечно врачи.

Так как именно возраст до года самый благоприятный для развития человека.

       А если ребенок родился с различными патологиями, недоношенный, попал после рождения в реанимацию, то я вас уверяю, не теряйте время, как сказал врач-неонатолог (специалист по новорожденным), кода ребенок в реанимации для него «боги» реаниматолог и неонатолог, а когда его выписали, то «богами» для него должны стать психолог и логопед дефектолог.

        Результат развития ребенка будет виден очень скоро, уже к году понятно развивается он соответственно возрасту или есть трудности с его развитием. Что он умеет делать? Говорит ли? Это касается детей в принципе здоровых. А если ребенок с «диагнозом»? Спросите вы. Здесь работать с таким ребенком вообще надо начинать, чем раньше, тем успешней.

Если диагноз врожденный, например ДЦП, проблемы со зрением, слухом, то чем раньше начались мероприятия по его развитию, тем больше и раньше жизненных навыков он освоит, что облегчит его социализацию и обучение в дальнейшем.

Потому как родители у кого есть такие ребятишки, упускают это благоприятное время, сталкиваются с очень большими трудностями, которые разрешить бывает очень трудно, а иногда практически невозможно. Ведь чем старше ребенок, тем сильнее закрепляется его поведение, привычки.

Могу сказать из своего опыта, есть случаи, когда при такой помощи ребенок может избежать инвалидности или будет поставлен более облегченный диагноз. Конечно же все зависит от сложности заболевания. но комплексные медико-психолого-педагогические мероприятия дают зачастую положительный результат. Такие мероприятия называются абилитационными.

Абилитация – это целый комплекс разнообразных лечебно-педагогических мероприятий, направленных на как можно более полное лечение тех патологических состояний у еще не имеющих навыков и опыта проживания в социуме малышей раннего возраста, которые без должного внимания врачей и педагогов приведут к стойкой потере возможности учиться, работать и быть когда-либо полезным членом общества.

        А еще у нас, почему-то не оказывают помощь родителям, которых иногда просто нужно вовремя поддержать научить, чтобы они могли успокоиться и быть для своих детей самыми главными людьми. Родителям тоже надо помогать на самых ранних стадиях, а зачастую еще до того, как ребенок родился.

       На базе нашего дошкольного работает консультационный центр, обратившись к нам, вы можете получить консультацию наших специалистов по всем интересующим вас вопросам. Еще действует программа «Царство малыша» направленная именно на полноценное, гармоничное, психическое развитие младенцев от 2-хмесяцев. Более подробную информацию можете получить обратившись в наше дошкольное учреждение.

Источник: http://detsad33.ucoz.com/publ/konsultacii_pedagoga_psikhologa_ivanovoj_tatjany_jurevny/rannjaja_pomoshh_chto_ehto_takoe/18-1-0-400

Кгбу со центр семьи зеленогорский — что такое раннее вмешательство

Программы ранней помощи разработаны для детей первых трех лет жизни.

Их цель – как можно раньше выявить нарушение развития ребенка и помочь детям и их семьям.

Чем отличаются программы раннего вмешательства от других программ помощи детям?

Родители маленьких детей всегда волнует здоровье малыша, и они обращаются за помощью к детскому врачу. Доктор занимается диагностикой и лечением различных заболеваний.

Для того чтобы ребенок успешно развивался, необходимо помнить не только о его физическом здоровье, но и о том, что с самых первых дней жизни ребенок нуждается в общении, для него важно играть и активно исследовать окружающий мир.

С момента рождения наиболее важным для малыша являются его родители, во взаимодействии с которыми и развивается его личность. Поэтому в программах раннего вмешательства важная роль отводиться родителям, их активность и мнение являются столь же значимыми, как и участие профессионалов.

Клиентами Службы ранней помощи являются семьи, имеющие детей от рождения до 3 лет с особыми потребностями, вызванными медицинскими, биологическими и социальными факторами. Это дети, которые:

  • имеют выявленное отставание в развитии;
  • имеют медицинские диагнозы, (стойкие нарушения здоровья), с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;
  • проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию;
  • входят в группу биологического риска.
Читайте также:  Последствия нарушения двигательной активности у ребёнка-инвалида

В службу ранней помощи попадают семьи, имеющие детей от 0 до 3 лет, которые имеют следующие проблемы здоровья и развития:

  1. 1.Дети, имеющие выявленное отставание в развитии.
  2. 2.Дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии. Это следующие нарушения:
  • снижение слуха 2-4 степени.
  • слепота, слабовидение.
  • церебральные и спинальные параличи любой этиологии.
  • генетические синдромы и хромосомные аберрации (с-м Дауна, с-м Ушера, с-м Клиппеля-Фейля, с-м Прадер-Вилли и т. д.);
  • наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (туберозный склероз, спинальные и невральные амиотрофии и т.п.);
  • врожденные аномалии развития:

—          аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи, с-м Денди-Уокера и т.п.),

—          аномалии развития других органов и систем (расщелины неба, грубые деформации конечностей и т. п.);

  • тяжелые органические поражения ЦНС (любой этиологии) атрофии мозга, гидроцефалия и т.п.;
  • злокачественные формы эпилепсии (с-м Веста и т. п.);
  • серьезные трудности в контакте с окружающими, подозрение на ранний детский аутизм.
  1. 3.Дети биологической группы риска
  • Недоношенные и маловесные дети, рожденные с массой тела менее 1500 грамм
  • Дети, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель
  • Дети, перенесшие асфиксию в родах.
  • Дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии
  1. 4.Дети социальной группы риска
  • Дети родителей, имеющих психические заболевания.
  • Дети, подвергающиеся насилию.
  • Серьезные изменения в поведении у ребенка в результате пережитого стресса
  • Дети родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией.
  • Дети малолетних родителей (матерей в возрасте до 17 лет).
  • Дети беженцев.
  • Дети из семей, направленных социальными службами.
  • Другие категории семей группы социального риска

Результатом работы Службы ранней помощи является:

  • предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с особыми потребностями.
  • обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы индивидуального сопровождения в службе ранней помощи.

 Ранняя помощь ребенку и семье:

  • междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического развития ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи;
  • создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;
  • междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;
  • отслеживание эффективности ранней помощи, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

Социально-психологическая поддержка родителей и семьи:

  • раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями или ребенка группы риска;
  • консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;
  • предоставление информации о нормативных правовых актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, о государственных и общественных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

Источник: http://centerzel.ru/index.php/24-sluzhba-rannej-pomoshchi/349-chto-takoe-rannee-vmeshatelstvo

Модели оказания ранней помощи в России Новые тенденции

Модели оказания ранней помощи в России. Новые тенденции в ранней помощи.

Увеличивающееся количество детей с нарушениями развития. Борьба родителей за права Причины детей. возникновения Привязанность и её и развития ранней помощи. нарушения: депривация, реактивное расстройство привязанности.

Ранняя помощь в условиях стационара и при поликлиниках Во многих работах Елена Антоновна Стребелева подчеркивает необходимость создания модели комплексной помощи детям группы риска и их родителям в условиях стационара и при поликлиниках.

Для детей с нарушениями ЦНС, интеллектуальными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесообразно организовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив их штаты учителями-дефектологами, работающими с детьми раннего возраста.

Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и медико-психологопедагогических (реабилитационных) центрах.

Ранняя помощь в условиях Дома ребенка Еще одна отечественная практика оказания ранней помощи детям предлагается Ю. А. Разенковой.

Ею рассматривается организация и проведение коррекционной работы с детьми в условиях дома ребенка, задачи которой — решение проблемы адаптации малыша к новым условиям воспитания; профилактика раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической деривацией; ранняя коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка. Коррекционно-педагогическая работа с детьми группы риска в доме ребенка является составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в детском учреждении. Реабилитационная работа помимо коррекционных мероприятий предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж, водные процедуры, проведение общеразвивающих и музыкальных занятий, тщательный уход, закаливание и правильно организованный режим жизни детей.

Междисциплинарная семейноцентрированная программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования На базе ДОУ № 41, «Центра интегративного воспитания» г. Санкт-Петербурга, была создана служба ранней помощи детям.

Данная служба ранней помощи в ДОУ предлагает три модели раннего вмешательства: организация программ игрового обучения, организация социальнопедагогической программы раннего вмешательства, организация программ раннего психотерапевтического вмешательства.

Основой для организации работы данных блоков были взяты образцы раннего вмешательства США и опыт шведских лекотек.

Система ранней дифференцирова нной коррекционноразвивающей помощи детям с церебральным параличом Система ранней дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом – это специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, которая создает благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образовательной и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим.

Модель комплексного логопедического и медико-психологопедагогического сопровождения (ЛМППс) развития детей с перинатальной энцефалопатией.

Построение модели комплексного логопедического и медико-психологопедагогического сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями предполагает выделение хронологических звеньев, направленных на пролонгированное комплексное развитие ребенка с ПЭП с младенческого возраста в условиях детской поликлиники, а с переходом в дошкольный возраст в дошкольном образовательном учреждении

Модель психологопедагогическо й помощи Н. В. Макаровой В работе Н. В.

Макаровой психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития определяется, как комплекс диагностических, коррекционно-развивающих и организационнометодических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляцию его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром. Психологопедагогическая помощь представляет собой сложную многокомпонентную систему. Целью предложенной модели психолого-педагогической помощи является создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляции его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.

В настоящее время, в России предпринимаются усилия по созданию в России общей системы ранней помощи, вместе с тем значительная часть семей все еще не может получить высокопрофессиональную поддержку по месту жительства.

Специалисты, к которым обращаются родители (педиатр, невропатолог, ортопед, окулист и т. д. ), реально не помогают в организации коррекционного обучения ребенка. Такое положение не устраивает ни родителей, ни специалистов.

В данное время, во втором десятилетии XXI века, ранняя помощь признается одним из приоритетных направлений коррекционной педагогики.

Созданные в России службы ранней помощи представляют собой различные варианты модели нормализации и являются теми центрами, где осуществляется разработка и внедрение психолого-педагогических технологий, центрированных на семье.

Программа «Абилитация младенцев» (Е. В. Кожевникова, Л. А. Чистокович, 1993 г.

) включает три раздела: первый – организация скрининга младенцев; второй – определение уровня развития; третий – создание (в рамках города) условий для стимуляции и развития детей с отставаниями или риском отставания в развитии.

ЛОНГИТЮД – это Всероссийская система раннего выявления проблем в развитии детей и помощи родителям. Это значит, что она есть практически в каждой медико-психологопедагогической консультации. Еще ее называют экспертной системой индивидуального сопровождения развития ребенка.

Ребенок живёт в доме ребенка Модели ранней помощи Специалист занимается с ребенком. Модель, центрированная на ребенке. У ребенка дополнительные нарушения развития в результате депривации/госпитализаци и. Ребенок живёт в семье.

Варианты: Профессиональных занятий с ребенком нет. С ребенком проводятся профессиональные занятия — модель, центрированная на ребенке.

С ребенком занимается мама при консультативной поддержке профессионала — модель, центрированная на семье.

Когда? Ранний возраст Сразу после выявления нарушения Организация ранней помощи Почему? Ранний возраст — наиболее продуктивный этап развития Раннее начало позволяет предупредить вторичные нарушения

Раннее начало помощи — с момента обнаружения Комплексность поддержки Принципы эффективной ранней помощи семье Длительность поддержки Снижение уровня поддержки Учет фенотипа ребенка Компетентностный/функциональный подход Организация обучения — индивидуальная и групповая формы работы Расширение границ социального взаимодействия

Кто будет заниматься с ребенком раннего возраста? Как должны быть организованы занятия? Как заниматься с младенцем? Уход Игра Игровые занятия В чём роль специалиста? В центре внимания семья. Консультативная форма поддержки

Как развивается обычный ребенок? С ребенком занимаются его близкие, обычно это мать малыша. Занятия — это взаимодействие с ребенком во время игры, ухода Это справедливо и для семьи особого ребенка

На кого направлена помощь? Поддержка семьи особого ребенка Ребенок Родители Семья В какой помощи нуждаются родители? Как организована ранняя помощь?

Коррекционнопедагогическая помощь Родители не знают, как развивается особый ребенок Родители не знают, как организовать занятия с ребенком Помощь родителям — задача педагога

Стрессоры, воздействующие на семью: Стресс, вызванный рождением особого ребенка Условия, сопровождающие сообщение диагноза Социальнопсихологичес кая помощь семье Беспокойство о здоровье и будущем ребенка Отсутствие информации о перспективах развития и организациях , оказывающих помощь Мнение окружающих. Разрыв социальных связей Ресурсные трудности: материальные, временные Опасения родителей не справиться с воспитанием «особого» малыша

Формы социальнопсихологичес кой поддержки Психологическая поддержка семьи, осуществляемая психологом Психологическая составляющая педагогической работы Участие семьи в структурированной службе ранней помощи Взаимоподдержка родителей

Дополнитель ные виды помощи, оказываемые семье МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ — консультирование; — координирование. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПАРТНЁРСТВО

Пятикомпонентная модель Учет внутреннего и внешнего контекста семьи Новый взгляд на раннюю помощь Разработка программы функциональной помощи семье с учётом особенностей семьи и её социума Интегрирование сервисов при одном ведущем сервисе. Домашние визиты и консультации организуются гибко с учётом потребностей семьи Коллективное консультирование семьи происходит с учётом семейной рутины

Источник: http://present5.com/modeli-okazaniya-rannej-pomoshhi-v-rossii-novye-tendencii/

Ссылка на основную публикацию