Особенности режима дня у детей с психоневрологической патологией

Синдром ранней детской невропатии

Синдром ранней детской невропатии – психоневрологическое расстройство, характеризующееся неустойчивостью вегетативных функций, повышенной возбудимостью, легкой истощаемостью нервных процессов.

Проявляется нарушениями сна и аппетита, чрезмерной чувствительностью к внешним и внутренним раздражителям (к боли, свету, звукам), эмоциональной лабильностью, боязливостью, плаксивостью. Диагностика проводится педиатром, неврологом, психиатром. Включает опрос, осмотр, наблюдение, дополняется инструментальными исследованиями.

Лечение основывается на соблюдении режима активности и отдыха, исключении сильных раздражителей, применении общеукрепляющих средств, успокоительных препаратов, ноотропов.

Синдром ранней детской невропатии имеет ряд синонимичных названий: синдром ранней детской нервности, врожденной нервности, эндогенной нервности, нервный дизонтогенез. Данное патологическое состояние не относится к самостоятельным заболеваниям, но рассматривается как фактор, предрасполагающий к развитию невротических расстройств, психозов, психопатий, вегето-сосудистой дистонии.

Распространенность врожденной детской нервности наиболее высока среди малышей от рождения до 3-5 лет, достигает 0,6%. Отмечается эпидемиологическое преобладание синдрома у жителей крупных городов, первенцев и «поздних» детей. Заболеваемость выше среди мальчиков, гендерное соотношение составляет 1:1,8. У девочек симптоматика менее выраженная, последствия лучше поддаются коррекции.

Причины ранней детской невропатии

Этиология синдрома представлена сложным взаимодействием внешних и внутренних факторов.

Их влияние может быть предопределено генетически, осуществлено в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периоде.

Детская нервность проявляется с самого рождения либо спустя несколько месяцев, в клинической картине преобладают эмоционально-личностные либо церебрастенические симптомы. Причины подразделяются на три группы:

  • Наследственные факторы. У детей с невропатией члены семей отличаются эмоциональной лабильностью, астенией, тревожно-мнительными чертами. В 79% случаев детской нервности высокая возбудимость выявляется у одного или обоих родителей.
  • Пренатальные и натальные негативные факторы. Распространенными экзогенными влияниями считаются токсикозы, хронические заболевания, стрессы, переживаемые будущей матерью. Также развитию невропатии у ребенка способствует асфиксия в процессе родов.
  • Ранние постнатальные поражения ЦНС. Тяжелые заболевания, перенесенные в первые недели и месяцы жизни, увеличивают риск возникновения детской нервности. Органические поражения мозга формируются при инфекциях, интоксикациях, травмах, гипоксических состояниях.

Патогенетической основой ранней детской невропатии является несформированность высших центров вегетативной регуляции – взаимосвязанных образований в мозговых структурах, регулирующих интеграцию симпатических и парасимпатических рефлексов, координацию соматических и вегетативных рефлекторных актов, вегетативное обеспечение произвольной деятельности. Анатомически они располагаются в области ствола мозга, гипоталамуса, среднего мозга, ретикулярной формации, мозжечка, лимбической системы и коры больших полушарий.

Функциональная недостаточность центров регуляции вегетативной нервной системы может быть обусловлена наследственно-конституциональными особенностями, органическими повреждениями пренатального, натального и раннего постнатального периода.

В структуре резидуально-органических патологий синдром детской нервности проявляется сразу после родов, носит характер церебрастении, в дальнейшем нередко сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития.

Синдром конституционального типа обнаруживается с 3-4 месяцев, выражен менее грубо, становится основой эмоциональных и поведенческих расстройств.

Классификация

Существует две наиболее распространенных классификации ранней детской невропатии. Первая учитывает особенности клинической картины. Согласно ей выделяют два типа синдрома: астенический, проявляющийся тревожностью, робостью детей, и возбудимый с симптомами аффективной захваченности, раздражительности, гиперактивности. По этиологическому признаку выделяют три вида детской нервности:

  • Истинная. Другое название – конституциональная невропатия. Диагностируется с трехмесячного возраста и позже, отличается большей выраженностью эмоционально-волевых, личностных отклонений.
  • Органическая. Симптомы проявляются с рождения. Преобладает вегетативная дисфункция – нарушения сна, пищеварения, выраженность реакций на физические раздражители.
  • Смешанного генеза. Конституционально-энцефалопатический тип нервности. До года превалируют симптомы органической патологии, в последующем – эмоционально-волевые, поведенческие отклонения.

Симптомы ранней детской невропатии

Клинические проявления наиболее заметны до двухлетнего возраста, далее становятся менее выраженными, трансформируются в нервно-психические и вегетативные патологии. У грудных детей наблюдается повышенная возбудимость, состояние беспокойства, крики, плач, прерывистый сон. Прикладывание к груди успокаивает ребенка ненадолго, нередки отказы от кормления.

После приема пищи возникают обильные срыгивания, колики, возможны нарушения стула. Замедлено формирование циркадных ритмов: сохраняется частый и непродолжительный сон днем, бодрствование ночью. Характерна повышенная восприимчивость к шумам и изменению освещенности, вздрагивания во сне. Пробуждения сопровождаются плачем.

Дети тяжело переносят одиночество, предпочитают находиться на руках у взрослого.

В периоде раннего детства повышенная тревожность, беспокойство проявляются излишней подвижностью, стереотипными движениями и действиями. Дети раскачиваются в стороны, сосут пальцы, обкусывают ногти. Высокая подвижность и недостаточная координация приводят к падениям, ушибам, что усиливает плач и беспокойство ребенка.

Дисфункция желудочно-кишечного тракта, обусловленная незрелостью вегетативной координации, в сочетании с повышенной эмоциональной возбужденностью становится причиной отказов от прикорма, вздутия живота, тошноты, рвоты, диареи и запоров.

Возможны нарушения акта глотания, жевания, избирательность в еде вплоть до отказа от всех продуктов кроме одного-двух.

При изменениях погоды, атмосферного давления самочувствие детей ухудшается – усиливаются вегетативные нарушения, появляется слабость, головные боли, плаксивость, капризность. Тяжело переносятся сезонные простудные заболевания, инфекции.

При повышении температуры тела возникают судорожные приступы и иные нарушения неврологического спектра. В сфере социальных взаимодействий определяются противоречивые ситуации. С одной стороны, ребенок хочет играть со сверстниками, просит сходить на прогулку, на детскую площадку, в гости.

С другой стороны, большое количество незнакомых раздражителей – крики детей, шум, тактильные контакты – быстро утомляют, повышают возбудимость, провоцируют истерику. Дети с синдромом ранней невропатии лучше чувствуют себя дома, в узком кругу близких родственников.

Сильно привязаны к матери, предпочитают проводить время с ней, находиться в одиночестве не любят.

Характер осложнений ранней детской невропатии зависит от вида синдрома, своевременности и адекватности лечения. При конституциональной детской нервности вегетативный компонент нивелируется, часто формируются расстройства психической сферы, основанные на повышенной аффективной возбудимости, тревожности, истощаемости функций нервной системы.

Нарушения эмоций, поведения закрепляются в форме неврозов и неврозоподобных синдромов, служат основой для формирования психопатий. Органическая невропатия осложняется вегетативно-сосудистыми патологиями, синдромом гиперактивности. Часто наблюдаются ночные страхи, кошмары, обмороки, энурез, ВСД с нарушения дыхания, болями в районе сердца, живота.

Диагностика

Ранняя детская невропатия определяется в ходе обследования неврологом и психиатром. Диагноз основан на раннем проявлении характерных симптомов, не имеющих связи с патологиями соматической и неврологической сферы, развивающимися в послеродовом периоде. Обследование ребенка комплексное, базовый набор процедур включает:

  • Общий осмотр, опрос педиатра . Врач проводит первичную беседу с родителем, собирает анамнез, уточняет жалобы, осматривает кожные покровы, измеряет температуру тела, рост и вес ребенка. Характерные признаки ранней невропатии – акроцианоз (посинение пальцев, кончика носа, кистей, стоп), холодные и влажные конечности, аллергический ринит, дерматит, нарушения ритма дыхания, плаксивость.
  • Осмотр невролога. Определяется лабильность, чрезмерная активность кожных и сухожильных рефлексов, возможна недостаточность глоточного и роговичного рефлексов. Мышечный тонус лабилен, в ситуации врачебного осмотра из-за повышенной возбудимости возникает перенапряжение (ложная спастичность). Зрачки часто расширены, определяется беспокойство, неравномерная реакция на свет. Болевая и тактильная чувствительность повышены.
  • Консультацию врача-психиатра. Специалист беседует с родителями, наблюдает за особенностями реакций и поведения ребенка. Отмечается раздражительность, слабость (астения), легкая возбудимость, быстрая истощаемость, нормальный уровень интеллектуального развития. В беседе ребенок робок, застенчив, напуган, иногда двигательно расторможен. При установлении продуктивного контакта обнаруживается любознательность, но интерес к общению быстро угасает.

Дифференциальная диагностика ранней детской невропатии основана на установлении причинно-следственной связи между соматическим, неврологическим заболеванием (воздействием негативных факторов) и проявлением симптомов. В спорных ситуациях назначаются лабораторные и инструментальные обследования: общий, биохимический анализ крови и мочи, УЗИ внутренних органов, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Лечение ранней детской невропатии

Лечение детской нервности включает комплекс процедур, центральное место в которых занимают общережимные и оздоровительные мероприятия.

На первом году жизни необходимо организовать правильный режим кормления и сна, исключить моменты, провоцирующие беспокойство и плач ребенка (яркие и громкие игрушки, посещения гостей).

В раннем детстве важно уделить внимание особенностям воспитания – создавать ситуации предсказуемости (план дня, режим), демонстрировать спокойствие, уверенность, предупреждая колебания эмоций, формирование страхов. Помощь врачей в лечении ранней детской невропатии включает:

  • Психологическое консультирование. Зачастую симптомы невропатии усиливаются и поддерживаются особенностями поведения родителей – беспокойством, тревожностью, страхами, непоследовательностью действий. На консультации психолог рассказывает о наиболее благоприятных методах воспитания, способах взаимодействия с ребенком, позволяющих избежать обострения симптоматики.
  • Медикаментозное лечение. Препараты выписываются психиатром, неврологом. Показано применение общеукрепляющих, успокоительных средств, ноотропов.
  • Физиотерапию. Для улучшения регуляции вегетативного звена рекомендуются водные процедуры (гидромассаж, душ, плавание), массаж, лечебная и гигиеническая гимнастика. Индивидуально назначается терапия с использованием токов.

Прогноз и профилактика

Прогноз ранней детской невропатии во многом определяется правильным воспитанием, соблюдением режимных и общеукрепляющих мероприятий. Чем больше усилий приложено родителями в возрасте до 2-3 лет, тем менее выраженными будут последствия синдрома.

При своевременной помощи к 5-7 годам признаки деткой нервности полностью исчезают. Для предупреждения ранней невропатии важно исключить влияние неблагоприятных факторов во время беременности и после нее, минимизировать риск осложнений в родах, ранних заболеваний ребенка.

После рождения профилактика базируется на правильных воспитательных методах, создании спокойной предсказуемой обстановки.

Необходимо снизить воздействие стрессовых факторов: не стремиться к посещению гостей, развлекательных мероприятий, не покупать игрушки, способные вызвать возбуждение ребенка (с громким звуком, резким запахом, яркие).

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/early-neuropathy

Гигиена нервной системы детей. Режим дня

Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а   распространяются по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.

Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.

Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.

) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой.

Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии.

Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, рабо­тоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Режим сна. Поскольку дети легко утомляются, для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный сон. Общая суточная продолжительность сна и частота его в днев­ное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается (табл. 5).

Читайте также:  Судорожный синдром у особенных детей: чем могут помочь родители?

Таблица 5.

Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес. до 7 лет

Возраст Кол-во периодов сна Длительность периода (ч) Длительность в сутки
2,5мес. – 5 мес. 4 – 3 2 – 1,5 17,5 – 17
5 мес. – 10 мес. 3 2 – 1,5 16,5 – 16
10 мес. – 1 год 2 2,5 – 2 15 – 14,5
1 – 1,5 года 2 2 – 1,5 14,5 – 14
1, 5 – 2 года 1 3 14 – 13,5
2 – 3 года 1 2,5 13,5 – 12,5
3 – 4 года 1 2 ч 20 мин 13 ч 20 мин – 12 ч 20 мин
4 – 5 лет 1 2 ч 10 мин 13 ч 10 мин –12 ч 10 мин
5 – 6 лет 1 1 ч 50 мин 12 ч 35 мин – 11 ч 35 мин
6 – 7 лет 1 1 ч 45 мин 12 ч 30 мин – 11 ч 30 мин

В теплое время года дети спят в легком белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни – в одних трусах. Дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна при температуре воздуха 16 – 18°С, получая при этом воздушные ванны.

Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с го­ловой, на животе, уткнувшись но­сом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребен­ка. Вредно детям долго лежать на одном боку. Длительное пребыва­ние тела ребенка в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности его костей) привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника, таза.

Чтобы дети быстро засыпали и крепко спали, их укладывают всегда в одно и то же время. При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры, другие шумы.

Детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки, недопустимы подвижные игры, просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым.

Очень важно также, чтобы дома у ребенка была своя кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для полноценного отдыха, способствует за­ражению инфекционными болезнями, может привести к прежде­временному пробуждению полового чувства.

Режим питания. Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны есть в точно установленное время.

К моменту приема пищи возбудимость пищеварительных желез возрастает, они начинают усиленно вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу.

Продукты питания, посту­пившие в желудочно-кишечный тракт, быстро обрабатываются соками и хорошо усваиваются организмом.

Частота приемов пищи. Дети первых месяцев жизни получают пищу 7 раз в сутки, от 2,5 – 3 мес. до 5 – 6 мес. – 6 раз, от 6 мес. до 9 – 10 мес. – 5 раз, от 9 – 10 мес. до 1 г – 5 – 4 раза, от 1 г до 7 лет – 4 раза. Соответственно продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4 – 4,5 ч.

Пониженный аппетит (анорексия) – частое явление у детей, особенно раннего возраста.

Анорексия нередко возникает в ре­зультате кормления ребенка против его желания, а также под воздействием какого-либо раздражителя (например, ожог рта слишком горячей пищей, резкие замечания взрослых во время еды и т. д.). В некоторых случаях анорексия сопровождается тошнотой и рвотой (особенно тогда, когда ребенка кормят на­сильно).

Во время приема пищи важно создать спокойную, добро­желательную обстановку, поддержать у детей хорошее настрое­ние.

Не следует проявлять нетерпение, если ребенок ест медленно, запрещать во время еды обращаться с просьбой к товарищу или взрослому, делать частые замечания, объяснять, как себя вести за столом.

(Навык поведения за столом при приеме пищи вырабатывается в процессе воспитания культуры поведения.) Это отвлекает, нервирует детей, снижает аппетит и отрицательно сказывается на усвоении организмом питательных веществ.

Режим бодрствования. Во время бодрствования с новорожденными детьми необходимо как можно больше гулять. Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, можно проводят игры и занятия. Дети старше 1,5 лет гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй – после полдника (2 – 3 ч). Общая продолжительность прогулок 4 – 5 ч.

Прогулка при правильной ее организации является одним из важнейших моментов закаливания детей.

Перед прогулкой важно одеть и обуть ребенка в соответст­вии с сезоном и погодой, чтобы обеспечить ему свободу движе­ния и необходимый тепловой комфорт.

Дети до 3 лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже – 15°С, а 4 – 7 лет – при температуре до -18 –22°С. При низких температурах время прогулки сокра­щается.

Летом вся жизнь детей должна, по возможности, проходить на воздухе. Одежда постепенно облегчается (в жаркое время дети гуляют в одних трусах). С раннего детства детей приу­чают самостоятельно одеваться и раздеваться. На первых по­рах взрослый показывает, как это надо делать, и помогает ребенку.

Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. Дети получают много впечатлений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигаться.

В зависимости от возраста де­тей, климата, погоды и условий функционирования детского учреждения во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках), труд на участке.

Помимо   познавательного   значения,  прогулки   тренируют сердечно-сосудистую систему и двигательный аппарат.

У детей старше 3 лет, посещающих детское учреждение, свободное время после завтрака, на прогулках, после полдника за­полняется не только играми. Часть его отводится на самообслужи­вание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для вы­полнения трудовых поручений.

В теплое время года рекомендуется увеличивать пребывание де­тей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятель­ности на участке.

Дети,   увлеченные   интересной   деятельностью (занятия,   игры   и   др.),   долго   не   чувствуют утомления.  В  иных  случаях  короткие,  но  правильно   организованные   виды   деятельно­сти   могут  быть  значительной   нагрузкой  для нервной   системы   ребенка,   привести   к   быстрому   утомлению.

Учитывая это, при организации бодрствования ребенка необходи­мо строго соблюдать гигиенические требования.

Преодоление во время   деятельности   незначительного   утомления   для   ребенка может быть полезным: оно способствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга, тренирует нервную систему, повышает ее устойчивость и работо­способность.

Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт.

Дети первого, второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь тогда, когда они выспались, сыты, сухие, т. е. тогда, когда удовлетворены все их физиологические потребности.

При первых признаках ухуд­шения настроения у ребенка первого и второго года жизни – его вялости, сонливости или перевозбуждения – игры-занятия следует прекратить.

Следует также хорошо продумать чередование видов деятель­ности. После занятий, игр, требующих значительного умствен­ного и волевого напряжения, малоподвижного состояния, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с боль­шими усилиями. Спокойные игры после энергичных движений, сильного возбуждения являются для них отдыхом.

На самочувствии сказываются и условия, в которых дети занимаются. Недостаточное освещение, духота, не­правильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, малокровие.

Дети дошкольного возраста значи­тельно быстрее взрослых утомляются в душном, плохо проветренном поме­щении. Объясняется это тем, что благо­даря усиленному росту и развитию организма потребность в кислороде у них значительно выше, а сопротив­ляемость неблагоприятным влияниям среды ниже, чем у взрослых.

Поэто­му помещение, где проводятся занятия, должно хорошо проветриваться, иметь температуру воздуха 20 – 21°, относи­тельную влажность – 30 – 60%.

Источник: http://schoolkid.info/gigiena-nervnoj

Что нужно знать о соблюдении режима дня ребенка

Дети очень любят порядок, в том числе, и в собственной жизни. И нарушение привычного распорядка дня приводит к ухудшению настроения, капризам, пониженному эмоциональному фону и, как следствие, – к ослаблению иммунитета.

Особенно важно соблюдение режима дня для здоровья ребенка младшего возраста. В это время идет не только формирование хороших привычек, но и закладка основ здорового образа жизни в дальнейшем. И роль родителей в установлении правильного режима дня, конечно, первостепенна.

Что же нужно знать для того, чтобы выполнить эту задачу? Главное – понимать, что правильный режим строится в зависимости от ритмичности физиологических процессов организма.

Известно, что в течение суток с определенной закономерностью изменяются температура тела, деятельность внутренних органов и систем человека.

Вот почему так важно выстраивать режим с учетом биологических ритмов – это непременное условие для сохранения энергии, сил, роста, развития и здоровья ребенка в целом.

Так, например, режим питания. При правильно организованном питании вырабатывается рефлекс на выделение пищеварительных соков, способствующих наиболее полному перевариванию пищи. При нарушении ритма питания происходит срыв сокоотделения, что сначала приводит к развитию дискинезий желудочно-кишечного тракта, а затем и хронических заболеваний.

Показателями правильно организованного режима дня являются хороший аппетит, спокойный сон, бодрое настроение, активное поведение ребенка и, как следствие, устойчивость к простудным и другим заболеваниям.

И еще один немаловажный момент: как бы правильно не был выстроен распорядок дня, по мере взросления ребенка режим необходимо корректировать.

И делать это нужно постепенно, внимательно наблюдая за состоянием здоровья и настроем малыша.

Особенности режима дня для детей 1-2 лет

2-й год имеет особое значение в жизни ребенка. Чем же он характерен? В этот период дети активно овладевают ходьбой, закрепляют навыки, полученные на первом году жизни, учатся говорить, становятся все более самостоятельными.

И тем не менее, до 1,5 лет дети остаются физически очень ранимы, быстро устают, легко заболевают, что во многом объясняется физиологическими особенностями возраста.

Одна из них – высокая двигательная активность при недостаточной координации движений.

В этот же период у детей резко повышается работоспособность нервной системы, расширяются возможности умственного развития и разнообразной деятельности. Появляются и развиваются подражательные действия, которым их обучают взрослые.

И как следствие – построение режима дня в этом возрасте имеет ряд особенностей. Привычная схема: сон – кормление – бодрствование – немного изменяется, поскольку эмоциональная и физическая насыщенность периода бодрствования возрастает.

Вместо 2,5–3 часов ребенок может бодрствовать до 3,5–4 часов, но днем, как и в годовалом возрасте, спит два раза.

Такого режима сна важно придерживаться как минимум до 1,5 лет.

Более ранний перевод на один дневной сон может привести к переутомлению, что отразится не только на поведении ребенка – он может стать капризным, раздражительным, – плохо спать ночью.

Повышенная возбудимость, а затем и хроническое переутомление малыша приводят к снижению иммунологической защищенности, повышению восприимчивости к вирусно-бактериальным инфекциям.

Вывод о том, что ребенок готов спать только 1 раз в день, можно сделать, если он активно себя ведет до самого конца бодрствования, не утомляется, не болеет. Переведя малыша на однократный дневной сон, необходимо понаблюдать, как он себя чувствует, подходит ли ему этот режим, готов ли он к нему.

Читайте также:  Как реагировать на негативные замечания других родителей?

Первые признаки утомления, связанные с ранним отказом от второго сна, такие, как вялость, снижение аппетита, неустойчивость настроения, повышенная капризность, появляются у ребенка на второй-третьей неделе после перевода на новый режим.

В этом случае целесообразно пощадить его нервную систему и вновь укладывать ребенка спать днем дважды в течение 2–3 недель.

Важно правильно организовать период бодрствования ребенка, в это время происходит максимально насыщенное общение малыша с окружающим миром, его активное познание, развитие сенсорных и моторных навыков.

Как уже отмечалось, дети на втором году жизни очень подвижны, они с восторгом осваивают новые территории, преодолевают относительно большие расстояния.

В это время очень важно, чтобы ребенок носил свободную одежду, которая бы не сковывала его движений.

Ограничение подвижности, в том числе обилие запретов, которыми мы нередко стараемся оградить его от опасностей, ведет к понижению эмоционального тонуса ребенка, он хуже развивается, быстрее утомляется, становится плаксивым, раздражительным.

При этом по отношению к движению недостаток не так заметен, не всегда удовлетворяется сразу, что может привести вначале к формированию у ребенка хронически плохого настроения, недовольства окружающим миром, а затем и к развитию различных заболеваний.

Это и нарушения работы опорно-двигательного аппарата, и работы внутренних органов (типичный пример – запоры у малоподвижных, ленивых малышей, которые приводят к постоянной интоксикации и, в конечном итоге, срыву всех адаптационных возможностей организма).

Промежутки между кормлениями на втором году жизни колеблются от 3 до 4 часов. Первый завтрак обычно организуется не позже чем через час после пробуждения, последнее кормление – не позднее чем за час до укладывания, что обеспечивает более спокойное засыпание.

Общее количество приемов пищи – 5 до 1,5 лет, затем – 4. Наиболее питательная часть рациона должна приходиться на завтрак и обед. При этом дети не могут долго ждать, когда голодны, у них наступает голодное возбуждение. Если его не удовлетворить, то малыш совсем откажется от еды.

Несмотря на голод, у него сформируется отрицательное отношение к процессу.

Важнейшим режимным моментом в этом возрасте становится обучение ребенка определенным, последовательным действиям, которые очень быстро становятся хорошими привычками.

Например, полуторагодовалого малыша мама может научить мыть руки перед приемом пищи, пользоваться салфеткой, столовыми приборами. Дети в этом возрасте очень радуются возможности сделать что-либо самостоятельно, «как взрослые».

Необходимо поощрять это стремление, создавать благоприятные условия для формирования правильных привычек у ребенка.

Повторим, что соблюдение режима питания способствует полноценному перевариванию пищи, нормализации работы пищеварительных желез, повышает аппетит, является профилактикой заболеваний органов желудочно-кишечного тракта.

Важность прогулок на свежем воздухе для детей

Полезны и регулярные прогулки на свежем воздухе. Возросшая двигательная активность ребенка повышает его потребность в кислороде. В это время необходимо гулять не реже двух раз в день, в общей сложности не менее 2,5–3 часов. Поводом для отказа от прогулки может служить лишь очень холодная ветреная погода (ниже 15°С) и нездоровье малыша.

Для улучшения состояния защитных возможностей ребенка, его закаливания, важно не укутывать малыша, гулять он должен с открытым лицом. Ориентировочное количество одежды для улицы – на  1 слой больше, чем носите вы сами.

Большое количество одежды делает его неповоротливым, ограничивает подвижность. Ребенок, лишенный возможности передвигаться, не только не получает удовольствия от прогулки, но и не может полноценно насыщать свой организм кислородом.

Если есть возможность, оба дневных сна малыш также может проводить на улице.

Купание ребенка второго года жизни проводится перед ночным сном. Так он будет постепенно привыкать к проведению гигиенических процедур, успокаиваться перед сном. Ванна является хорошей расслабляющей процедурой, помогает снять накопившееся за день напряжение. Малыш лучше спит ночью, восстанавливает силы.

Ну а перед сном ему нужно напомнить о том, что следует почистить зубы, поскольку большое количество сладостей, которое нередко потребляют дети младшего возраста, приводит к раннему кариесу, воспалительным заболеваниям полости рта. А в целом чистить зубы можно приучать с момента их появления. Тогда на втором году жизни эта процедура войдет в привычку.

Ежедневная, не менее двух раз в день, чистка зубов профилактическими зубными пастами имеет доказанную эффективность для предупреждения заболеваний полости рта и десен.

Для ребенка третьего года жизни характерна высокая двигательная и познавательная активность. Малыш становится физически более вынослив. При этом иммунитет уже довольно неплохо защищает его.

В возрасте от 2 до 3 лет (конечно, если ребенок не посещает ясли) он болеет все реже. При этом он по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности.

Все особенности данного возрастного периода предполагают большие возможности в организации режима дня, максимально благоприятного для физического и умственного развития ребенка.

На протяжении третьего года жизни происходят дальнейшие изменения в длительности активного бодрствования и сна детей. Активное бодрствование в этом возрасте составляет 6–6,5 часов. Общее время сна – 11,5–12 часов, из которых 10 часов – ночной сон и 2–2,5 дневной.

Однако если ребенок физически ослаблен, недавно переболел или быстро утомляется, время его сна можно увеличить. Более продолжительный сон восстанавливает силы ребенка после болезни, повышает его защитные возможности, бережет нервную систему.

По сравнению с детьми второго года, малыш на третьем году значительно быстрее ест, затрачивает меньше времени на одевание и умывание, поэтому периоды его бодрствования можно заполнить самыми разнообразными занятиями.

При этом в силу особенностей развития нервной системы ребенок пока не может длительное время заниматься одним и тем же: однообразные действия и движения утомляют его.

Правильное распределение занятий в течение дня, с учетом его пожеланий и склонностей, а также своевременная смена видов деятельности позволят добиться положительного результата: большую часть дня ребенок будет пребывать в хорошем настроении, испытывать положительные эмоции.

Такое состояние послужит для него прекрасной защитой от заболеваний, а иммунитет станет менее уязвимым.

И, наоборот, доказано, что постоянный пониженный эмоциональный фон ребенка приводит к быстрой утомляемости, снижению защитных сил организма, частым простудным и другим заболеваниям.

Питание ребенка третьего года жизни становится все более разнообразным. Режим дня для этого возраста предусматривает 4-разовое кормление.

Во время еды нужно следить, чтобы ребенок не отвлекался, кушал аккуратно, учился пользоваться столовыми приборами, салфеткой, благодарил после еды. Практически все дети к этому возрасту могут съедать самостоятельно всю порцию.

Важно формировать правильное, уважительное отношение к еде. А вот кормление вопреки желанию ребенка приводит к закреплению негативного отношения к ней.

Прогулки совершаются по-прежнему два раза в день, причем вечерняя прогулка особенно важна в связи с возрастающим к концу дня утомлением малыша. Его пребывание на свежем воздухе, смена обстановки, впечатлений положительно сказываются и на поведении.

После вечерней прогулки ребенок обычно быстрее засыпает, его сон более спокойный и продолжительный, что очень важно и для нервной системы, и для здоровья в целом. Длительность каждой прогулки зимой – около 1,5 часов, летом – до 2–2,5 часов.

Одежда для прогулок должна быть достаточно свободной и удобной, чтобы ребенок мог активно играть на улице.

В режиме дня обязательно должно быть выделено время для закаливающих процедур.

На третьем году жизни умения и навыки правильного поведения, которые сформировались у ребенка, очень непрочны и, если нет постоянства в требованиях взрослых, ребенок быстро все забывает.

При этом очень важно, чтобы родители и старшие члены семьи не противоречили друг другу, выступали «единым фронтом» во время приучения малыша к режимным моментам. Разнобой требований ведет к разрушению устойчивых условных связей.

Ребенок не может приспособиться к меняющимся правилам и просьбам взрослых, становится капризным и агрессивным.

Необходимо учитывать состояние ребенка перед началом проведения режимных мероприятий, так как, например, настроение малыша перед едой или сном сильно влияют на его аппетит или засыпание и последующий сон.

Не следует перед сном или едой проводить веселые подвижные игры, которые возбуждают ребенка, после них трудно сосредоточиться или заснуть.

Если ребенок плачет или недоволен, его надо сначала успокоить, а потом начинать кормить.

Большинство родителей к концу третьего года жизни ребенка устраивают его в детский сад. Доказано, что смена окружения – приход даже здорового ребенка в детский сад – сопровождается нагрузкой на нервную систему. Не каждый малыш спокойно переносит разлуку с семьей и резко изменившиеся условия жизни.

Дополнительной нагрузкой становится «знакомство» с большим количеством новых вирусов и бактерий.

Поэтому перед поступлением в дошкольное учреждение, помимо психологической подготовки, формирующей положительное отношение к предстоящему событию, необходимо еще и выполнять определенные действия, благоприятные для его адаптации в новой среде.

Рекомендуется соблюдать режим дня детского сада как минимум за 1–2 месяца до начала его посещения. Это часы кормления, прогулки, дневной сон, бодрствование. Максимально щадящее отношение к ребенку в это время поможет ему без излишней психологической нагрузки приспособиться к новому образу жизни и, соответственно, меньше болеть.

Возможно, вам будут интересны статьи «Детский режим дня» и «Ребенок идет в детский сад» на сайте mamaexpert.ru

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1384/rasporyadok-dlya-rebenka

Особенности нервно-психического развития детей

Содержание

В течение первого года жизни ребенка родители несут особую ответственность перед своим чадом. Дети в любом случае будут стремительно развивать свои физические, психические и когнитивные способности. А задача родителей – направить это развитие по тому пути, который будет благоприятно влиять на становление личности.

Важным показателем для родителей является нервно-психическое развитие детей. Согласно теории психического развития Локка, новорожденный представляет собой чистую доску, а значит то, каким будет растущий малыш, напрямую зависит от его воспитания и окружения. При этом существуют определенные закономерности психического развития, через которые проходят все здоровые дети.

В случае патологии в становлении личностных качеств (например, при синдроме жестокого обращения) необходима правильная оценка формы отклонения от нормы. Это позволит с большой долей успеха ликвидировать нарушение. Если будут ликвидированы факторы, которые привели к такому состоянию, а так же приниматься меры по проведению соответствующего лечения, психическое развитие ребенка восстановится.

Анатомо-физиологические особенности развития нервной системы детей

На момент рождения масса головного мозга малыша составляет одну десятую массы тела. К девяти месяцам масса головного мозга удваивается. К трем годам – утраивается. Масса мозга взрослого человека равна 1/40 массы тела. Получается, что на один килограмм массы тела новорожденного приходится примерно 109 грамм вещества мозга, а у взрослого – только 20-25 грамм.

Во внутриутробном периоде отделы головного мозга формируются из пяти мозговых пузырей. Но ко дню рождения ребенка на свет формирование мозга еще не заканчивается. Существуют определенные возрастные особенности анатомии органов центральной нервной системы:

  1. Извилины полушарий головного мозга и крупные борозды между этими извилинами имеют малую высоту, а также глубину. Число мелких борозд невелико. Но их количество увеличивается в первые месяцы жизни.
  2. Малые размеры лобной доли и большие затылочной доли по сравнению с этими же отделами мозга взрослого.
  3. Слабое развитие мозжечка. Его полушария малого размера, кора тонкая, борозды поверхностные.
  4. Относительно большой объем боковых желудочков мозга.

В самом начале жизненного пути серое вещество мозга малыша еще плохо отграничено от белого. Полная дифференцировка коры заканчивается к школьному возрасту. Только к восьми годам жизни кора головного мозга маленького человечка по макро- и микроскопическому строению становится похожей на кору взрослого.

Филогенетически ранние структуры на момент рождения сформированы лучше. Ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг в анатомо-функциональном состоянии являются более зрелыми, чем кора головного мозга, пирамидные пути и полосатое тело. Из-за этих факторов на момент рождения жизнеобеспечивающая активность регулируется на подкорковом уровне.

Читайте также:  Как помочь особенному ребёнку при поражении электрическим током в домашних условиях

У детей до года сохраняются некоторые рефлексы, которые в процессе взросления утрачивают свою значимость и редуцируются. Например, ладонно-ротовой рефлекс в первые месяца жизни обеспечивает потребность в питании.

А рефлекс автоматической ходьбы, который проявляется еще во внутриутробном периоде развития, подготавливает малыша к будущему прямохождению.

В дальнейшем формируются условные рефлексы, которые и будут помогать ребенку адаптироваться в новой обстановке и давать оценку изменяющимся окружающим условиям.

В период раннего детства образуются устойчивые условные связи формирующейся личности с социумом. Дети крайне быстро учатся. С годами скорость формирования когнитивных навыков уменьшается в геометрической прогрессии. А те навыки и модели поведения, которые были получены в возрасте до трех лет, остаются на всю жизнь.

До начала второго месяца жизни у малыша вырабатывается несколько элементарных условных рефлексов. А к концу третьего месяца появляется возможность сформировать уже сложные, дифференцированные рефлексы. Это указывает на стремительное развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Новорожденный еще не может дифференцировать сигналы, поступающие с разных органов чувств. В этот период ребенок воспринимает мир генерализовано. И только после двухмесячного возраста начинает выделять определенные моменты окружающей его обстановки (мать, игрушки, питание).

С ростом и развитием маленького человечка отмирает много миллионов нервных клеток – нейронов. Вместе с тем происходит формирование межнейронных связей. С этим процессом развивается память. Чем младше дитя, тем быстрее происходит развитие нервной системы.

Самый интенсивный период развития – первые три месяца жизни малыша.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, благодаря этому орган обеспечивается обильным поступлением кислорода и глюкозы. А вот у детей первого года жизни венозный отток через диплоические вены (как у взрослых) затруднен.

Эти вены окончательно формируются только к закрытию родничков. К тому же гематоэнцефалический барьер полностью формируется к трем годам.

Поэтому головной мозг детей в этом возрасте особо подвержен интоксикационным факторам (нейротоксикозу).

С двухлетнего возраста мозг ребенка уже достаточно созрел для формирования второй сигнальной системы – речи. Основной вклад в становление лингвистических навыков вносит общение малыша со взрослыми: родителями, родственниками, воспитателями.

Ступени формирования личности ребенка

Формирование личности – сложный и многостадийный процесс, при котором закономерно образуются сложные связи человека как личности с объективным миром.

Как мы уже говорили, согласно теории Локка tabula rasa, наша психика (от психос – душа) является «чистой доской».

И в процессе жизни все, с чем сталкивается человек, оставляет на этой доске свой отпечаток. В детстве эти следы наиболее яркие.

Чтобы ребенок правильно развивался, ему требуется четкий распорядок дня – режим. Малышу специально и произвольно прививаются хорошие и плохие навыки. Родители должны создать комфортные условия для того, чтобы смогли сформироваться речь, целенаправленная двигательная активность, правильное физическое и психическое развитие.

Имеется несколько подходов к описанию этапов становления личности. Не все они понятны и однозначны. К примеру, согласно теории психического развития детей Фрейда, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:

  • оральную;
  • анальную;
  • фаллическую;
  • латентную;
  • генитальную.

Но как одни из самых подходящих, можно выделить этапы «рождения личности» по Леонтьеву:

  1. Первое «рождение» личности в дошкольном возрасте. В это время ребенок впервые соотносит личные мотивы и потребности с социальными правилами. И подчиняется этим социальным требованиям.
  2. В подростковом периоде происходит второе «рождение» личности. Оно непосредственно связано с качеством воспитания. То, что было вложено в ребенка за предыдущие годы развития, рождается в форме его почти сформированной личности. Маленький человечек осознает свои мотивы, может предпочитать их или подчинять. Появляется саморуководство и самосознание. Из-за этого ребенок начинает нести уголовную ответственность и отвечать за некоторые проступки согласно закону. 

С точки зрения этой теории психического развития, личность ребенка переживает два кризисных момента: первый в дошкольном возрасте и второй в подростковом.

Однако концепция этой теории не описывает психическое развитие в младенческом возрасте. А это также важно для целостного понимания всего, что может произойти с растущим организмом.

Потому что основы для формирования личности закладываются еще когда малыш даже не умеет ходить.

Теории психического развития описывают идеальные последовательные стадии, через которые должен пройти ребенок в свое время. Аспекты, которые необходимы для успешного формирования здоровой личности:

  1. Доверие. Это первое из личностных качеств, чему следует обучать ребенка. Малыш должен научиться отграничивать те ситуации, в которых можно безоговорочно доверять, и те, где следует быть повнимательнее к словам и поступкам окружающих. 
  2. Безопасность. В грудном возрасте нельзя подвергать детей экстремальным ситуациям. Единственное, что требуется для них в этом периоде жизни, – находиться в спокойной и безопасной обстановке с любящими родителями.
  3. Инициативность. Нужно хвалить ребенка за хорошие поступки, побуждая его всегда поступать правильно. Часто родители забывают это делать (хотя наказание они всегда практикуют).

Критерии оценки нервно-психического развития

Индивидуальность каждого малыша неоспорима. Но темпы развития у всех детей разные. Определенные навыки ребенок может приобретать раньше нормы, а другие – позже.

Как бы там ни было, рост и созревание личности должны быть адекватны возрасту, полу, психологическим особенностям маленького человека.

При этом играет важную роль и гармоничное развитие нервно-психической сферы.

Отставание в развитии заставляет родителей задуматься о возможных причинах. Какие-то навыки могут опережать возрастные нормы, а другие – не дотягиваться до стандартов. Но если малыш отстает по нескольким параметрам, родителям следует задуматься, все ли они делают правильно в воспитании наследника.

Грудной возраст

В возрасте до одного года малыш переживает множество изменений. Во время рождения его изгоняют из «рая», заставляют самостоятельно дышать и питаться. В дальнейшем он за пару недель учится улыбаться, за месяц – держать головку, за полгода – сидеть, за десять месяцев – стоять. И завершающим этапом грудного возраста является приобретение навыка ходьбы.

Раннее детство

Раннее детство – это возраст от одного до трех лет. В этот период ребенок усилено познает окружающий мир, знакомится с людьми вокруг него. Теперь он осознает свое «Я» не как что-то объединенное с личностью матери, а в качестве отдельного персонажа. То есть себя. В период до трех лет малыш должен перестать говорить о себе в третьем лице.

Дошкольный возраст

От трех до шести лет происходит окончательная миелинизация волокон, мозг ребенка почти зрелый, сформированы жизненно важные навыки. Психическое развитие ребенка к шести годам достигает такой степени, что при отсутствии взрослых, этот маленький человек может полностью обеспечить свою жизнедеятельность.

В этом возрасте для родителей важно развивать когнитивные способности их малыша. Не вариант, когда родители садят свое дитя перед телевизором, вместо того чтобы почитать с ним книгу. То, сколько сможет познать ребенок в этом возрасте еще до похода в школу, во многом определит его дальнейшую жизнь.

Для его мозга в это время нет никакой разницы, запоминает ли он слова из ненормативной лексики или учит песенку про елочку. Приоритеты для этой растущей личности еще до конца не расставлены.

От родителей лишь требуется не влиять через призму своего понимания на то, каким человеком будет их ребенок, а направлять плывущий корабль детства через море навыков и океан любви.

С научной точки зрения игры имеют огромное значение для психического развития ребенка. В этом возрасте психическое развитие дошкольника уже почти готово к началу систематизированного образовательного процесса в учебных учреждениях. Детям предлагаются игры, которые:

  • развивают мелкую моторику пальцев;
  • увеличивают ассоциативный ряд;
  • помогают решать логические задачи невысокой сложности;
  • развивают внимание.

Подходы в психотерапии детских неврозов

Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии.

В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами.

Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.

Этапы психотерапевтической помощи:

  1. контакт;
  2. контракт;
  3. собственно психотерапия;
  4. завершение и окончание.

Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:

  • арт-терапия;
  • внушение (суггестия);
  • игровая терапия;
  • музыкотерапия;
  • психотерапия творческим самовыражением;
  • дебрифинг.

Подробно следует остановиться на тех методах психотерапии, которыми могут заниматься родители дома.

 Например, во время арт-терапии малыш на подсознательном уровне изображает беспокоящие его ситуации. Метод особо важен для детей, находящихся в состоянии острого стресса.

При этом происходит выплеск эмоций посредством рисунков. К тому же, такой метод психотерапии развивает самопознание и самоактуализацию.

Нарушения нервно-психического развития

К нарушениям нервно-психического развития детей относятся:

  • олигофрения;
  • синдром задержки психического развития;
  • дефицитарное развитие (при нарушении слуха, зрения или хронических соматических патологиях);
  • ранний детский аутизм;
  • психопатическое развитие (дисгармония личности).

Профилактика личностной деградации ребенка

Если ребенок по вашему мнению отступает от намеченной системы развития, следует обратиться к специалистам. Не нужно полагаться исключительно на свое мнение и мнение ближайших родственников.

Ваши желания не всегда совпадают с желаниями вашего дитя. Если объективно был сделан вывод о наличии у ребенка каких-либо отклонений, ему требуется немедленная психологическая помощь.

Выводы

От того, как родители будут способствовать развитию ребенка, зависит, по какому пути их малыш дальше пойдет по жизни. Если дитя не страдает органическими заболеваниями головного мозга, его нервно-психическое развитие должно соответствовать возрасту.

Отрицательно влияет на личность ребенка отставание и опережение сверстников в психическом развитии.

Если малыш не успевает за нормами, он может не суметь научиться всему, что ему требуется, потому что для формирования необходимых навыков существуют определенные временные рамки. Вырастить ребенка-гения по заказу очень сложно.

 Мозг малыша переносит колоссальные нагрузки в процессе своего взросления, и если его перегружать чрезмерными потоками информации, организм маленького человечка может не выдержать и «перегореть». Слишком сильные интеллектуальные нагрузки на ребенка приведут к тому, что во взрослом возрасте такая личность не будет испытывать желания продолжать свое обучение.

Необходимо учитывать эти факторы при выборе методов и темпов обучения. А также давать правильную оценку возрастным способностям ребенка.

Важные аспекты, на которые стоит обратить внимание:

  • гармоничность развития;
  • соответствие приобретенных навыков возрасту;
  • оценка особенностей развития личности;
  • социальное окружение ребенка дома, в образовательных учреждениях, в компании;
  • наследственные факторы.

Не поленитесь уделить максимальное количество времени нервно-психическому развитию ребенка. Не перекладывайте ответственность на няню, сад, школу. Даже если что-то не ладится, дети похожи на пластилин: в раннем возрасте многое поддается коррекции. 

Источник: https://szabotoi.ru/detskaya-psihologiya/nervno-psihicheskoe-razvitie-detey

Ссылка на основную публикацию