Чесотка и особенности её течения у детей-инвалидов с психофизическими нарушениями

Чесотка у детей

Чесотка (scabies) у детей — поражение кожи чесоточным клещом, имеющее высокую степень заразности. Чесотка остается самым распространенным паразитарным кожным заболеванием, встречается повсеместно, особенно среди социально неблагополучных групп населения.

Основной контингент больных чесоткой составляют пациенты молодого возраста и дети, что связано с возрастными особенностями детской кожи, недостаточным уровнем иммунитета.

Более высокая заболеваемость чесоткой наблюдается в юношеской возрастной группе (25% случаев) – это объясняется высокой сексуальной активностью молодежи. Течение чесотки у ребенка более выраженное, чем у взрослых; у детей чаще встречаются осложненные формы.

Для заболеваемости чесоткой у детей характерна сезонность: заболевание чаще диагностируется осенью и зимой.

Причины чесотки у детей

Возбудитель чесотки у детей — чесоточный клещ Sarcoptes scabiei — антропонозный паразит; большую часть времени проводит в коже хозяина – человека, питаясь чешуйками рогового слоя эпидермиса; во внешней среде клещ быстро погибает. Чесоточный клещ имеет небольшие размеры (до 0,5 мм), округлую форму и беловато-желтый цвет, максимальную активность проявляет в ночное время суток.

Заражение чесоткой у детей происходит преимущественно прямым путем, при тесном длительном контакте с кожей больного (чаще всего, при совместном сне в одной постели), иногда непрямым путем — через инфицированные предметы обихода (игрушки, одежду и постельные принадлежности).

В эпидемиологии чесотки у детей ведущим является семейный очаг. Также возможна передача возбудителя чесотки у детей в скученных коллективах — детских домах, стационарах, лагерях, а также в спортивных секциях, бассейнах, банях, поездах и гостиницах.

У молодежной группы заражение чесоткой часто происходит при половых контактах.

Инвазионными формами являются самки и личинки. Процесс внедрения в кожу занимает у самок от 15 минут до часа. Оплодотворенная самка прогрызает кожный покров и в роговом слое эпидермиса создает чесоточные ходы, в которые откладывает яйца. Появляющиеся из них личинки в течение 10-14 дней развиваются в половозрелых клещей.

На поверхности кожи клещи появляются в стадию расселения личинок и в период спаривания. Продолжительность жизни самки составляет 1-1,5 месяца. Через некоторое время после заражения чесоткой у детей развивается сенсибилизация к возбудителю и продуктам его жизнедеятельности (экскрементам, секрету желез).

Ухудшение социально-бытовых условий во время войн, стихийных бедствий, массовой миграции населения приводит к увеличению числа заболеваемости чесоткой.

Симптомы чесотки у детей связаны с иммунно-аллергической реакцией организма на присутствие чесоточного клеща и развиваются только после сенсибилизации. При первичном заражении чесоткой до появления первых симптомов у детей проходит около 4-х недель, при реинфицировании – клиника может развиться в течение суток.

Основными проявлениями чесотки у детей являются полиморфная скабиозная сыпь и сильный зуд, усиливающийся вечером и ночью.

При чесотке у детей могут формироваться различные высыпные элементы: чесоточные ходы, лентикулярные папулы (скабиозная лимфоплазия кожи), мелкие фолликулярные папулы (до 2 мм) и большие невоспалительные везикулы.

Чесоточные ходы имеют вид тонких серовато-белых извилистых и прямых линий длиной 0,5-0,7 см, едва возвышающихся над кожей, с небольшими парными папуловезикулами на концах.

У старших детей и подростков чесоткой поражаются кисти, локти, стопы, ягодицы, половые органы, межъягодичные складки.

У детей грудного и раннего возраста высыпания могут располагаться на любых участках кожного покрова и довольно быстро распространяться по телу, включая волосистую часть головы и лицо, область шеи, спины, подошвы и ладони, ногтевые пластинки; при этом редко поражаются боковые поверхности пальцев, межпальцевые промежутки кистей и передне-подмышечные складки кожи.

У маленьких детей преобладает выраженный экссудативный характер элементов сыпи (волдыри, везикулоуртикарная сыпь, пузыри, пустулы, эритематозные пятна), развиваются мокнутия.

У детей до 6-месячного возраста проявления чесотки могут быть схожи с крапивницей и характеризоваться множественными расчесанными волдырями, покрытыми геморрагическими корочками, на коже лица, спины и ягодиц. В более позднем возрасте чаще встречается везикулярная сыпь, пузыри (пемфигоидная форма).

Симптомы чесотки у детей часто напоминают острую стадию экземы с интенсивным зудом по всему телу. Поражение ногтевых пластинок проявляется их утолщением, разрыхлением, поверхностными трещинами, онихиями.

Сильный зуд способствует постоянным расчесам кожи, повышенной нервной возбудимости, нарушению сна.

У детей намного чаще, чем у взрослых, отмечаются осложненные формы чесотки, связанные с присоединением вторичной гнойной инфекции (пиодермия, микробная экзема, импетиго, паронихии), а также аллергический дерматит, маскирующие истинную клиническую картину заболевания.

Пиодермия при чесотке у детей может сопровождаться появлением фурункулов, абсцессов, осложняющихся лимфаденитом, лимфангитом; в редких случаях может привести к постстрептококковому гломерулонефриту и ревматическому поражению сердца. В последнее время возросло число атипичных стертых форм чесотки у детей с отсутствием характерных высыпаний или зуда.

Диагноз чесотки у детей основывается на данных эпидемиологического анамнеза, осмотра кожного покрова ребенка и контактных с ним лиц, а также лабораторного исследования. Важным диагностическим признаком чесотки служит появление зуда, усиливающегося в ночное время, и специфических высыпаний на коже, наличие зудящей сыпи у нескольких членов семьи или детей в организованном коллективе.

У детей раннего и младшего возраста при выявлении чесотки необходимо учитывать необычную локализацию скабиозных элементов (лицо, волосистая часть головы, шея, спина, подошвы, края стоп), быстрое разрушение чесоточных ходов, наличие дополнительных высыпаний и расчесов, маскирующих специфическую сыпь. При осмотре детей старшего возраста с чесоткой определяются симптом Горчакова-Арди (наличие на локтях папуловезикулярных элементов, покрытых геморрагическими и импетигинозными корками), симптом Михаэлиса (геморрагические и импетигинозные корки в межягодичной складке, области крестца).

Для выявления чесоточных ходов используют дерматоскопию, смазывание кожи 5% раствором йода или анилиновой краской.

Применение микроскопии соскобов позволяет обнаружить содержимое чесоточного хода: самку клеща, яйца, личинки, нимф, а также яйцевые оболочки и линечные шкурки.

Иногда проводится пробная специфическая акарицидная терапия и в случае ее положительного эффекта ставится предположительный диагноз чесотки у детей.

Дифференциальная диагностика чесотки у детей проводится с различными видами дерматитов (атопическим, контактным), дисгидрозиформной экземой, стафилококковым импетиго, нейродермитом, детской почесухой, педикулезом, зудом при сахарном диабете.

Лечение чесотки у детей

Лечение чесотки у детей направлено на уничтожение возбудителя на всех стадиях его развития. В настоящее время для лечения чесотки у детей применяются местные акарацидные средства (скабициды), которые действуют на клещей как нейротоксические яды.

Выбор противочесоточных препаратов зависит от возраста пациента, тяжести заболевания и ограничивается из-за потенциальной токсичности и аллергенности скабицидов, в первую очередь, для новорожденных и грудных детей, беременных и кормящих женщин, а также больных с судорожным синдромом.

Лечение чесотки у детей должно проводиться под ежедневным контролем детского дерматолога, у новорожденных обязательна госпитализация.

В педиатрии используются формы противочесоточных препаратов в виде жидкости, спреев и кремов. Наиболее безопасной для детей до 5 лет считается серная мазь, хотя она не очень удобна в применении, т. к.

пачкает кожу и одежду, имеет неприятный запах, требует длительного срока лечения.

Детям до 2-месячного возраста при чесотке назначается только 3-5% серная мазь или взвесь с осадочной серой; с 2-х месяцев до 1 года дополнительно может назначаться эсдепалетрин+бутоксида и 10% водно-мыльная эмульсия бензилбензоата; от 1 до 5 лет – перметрин.

При чесотке очень важно соблюдать предписанный режим лечения: сроки и частоту нанесения препарата; мытье детей с мылом и мочалкой перед началом и по окончании курса лечения; смену нательного и постельного белья, проведение одновременного лечения всех больных, выявленных в одном очаге, и профилактически — контактных лиц. При пиодермии или экзематозном поражении до начала лечения чесотки у детей мытье не показано. Для лечения скабиозной лимфоплазии используются антигистаминные препараты, НВПС, кортикостероидные мази.

При чесотке у детей показана дезинфекция одежды, постели, обуви, игрушек (кипячение, проглаживание горячим утюгом, обработка препаратом, содержащим эсдепаллетрин и пиперонилбутоксид). После окончания курса лечения чесотки у детей в течение 5-7 дней могут сохраняться остаточные явления. Диспансерное наблюдение за ребенком, переболевшим чесоткой, проводится в течение 1,5 мес.

Прогноз и профилактика чесотки у детей

Нераспознанная чесотка у детей может длиться годами, с периодами затухания и обострения. Присоединение к чесотке гноеродной микрофлоры, особенно у детей грудного и раннего возраста, может осложниться развитием фурункулов, абсцессов, лимфаденита и лимфангита, иногда – поражения почек и сердца.

Профилактика чесотки у детей состоит в активном выявлении больных с помощью профилактических осмотров различных групп населения; в ликвидации очагов скабиеса — полноценном лечении источника заражения, наблюдении контактных лиц, проведении дезинфекционных мероприятий. Дети, заболевшие чесоткой, на время лечения отстраняются от посещения детских учреждений.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/scabies

Нарушения в психофизическом развитии детей / Альманах №5 / Архив

Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин «аномалии развития у детей” (в качестве синонима в настоящее время используется также термин ”отклонения в психофизическом развитии”).

К нарушениям в психофизическом развитии относятся различные трудности, связанные со слухом, зрением, речью, с опорно-двигательным аппаратом, с задержкой психического развития, с эмоциональными, интеллектуальными проблемами и т.п.

В широком смысле детьми с нарушениями в психофизическом развитии могут считаться все дети, имеющие более или менее выраженные сложности.

Практически же, этот термин (как ранее термин ”аномальные дети”) применяется для обозначения категории детей, нуждающихся, вследствие психофизических нарушений, в специальных условиях обучения и воспитания. (см. также ”Дети с особыми образовательными потребностями»).

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут выть врожденными и приобретенными.

В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы.

Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п.

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины.

Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами).

Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.

Вторичные отклонения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них.

Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности.

(Так, немота – это возможное, но необязательное следствие глухоты, а “моральная дефективность” – возможное, но необязательное следствие умственной отсталости.)

Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к “выпадениям” ребенка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно- исторического опыта. Называя такие выпадения “социальными вывихами”, Л.С.

Читайте также:  Они умеют манипулировать взрослыми

Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти “обходные пути”, обеспечивающие доступ аномального ребенка к культуре как источнику и средству развития высших психических функций и специфически человеческих способностей.

В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.

В тех случаях, когда система образования ориентированная, по преимуществу, на нормальный тип развития, не располагает такими “обходными путями”, органические нарушения приводят к формированию сложной картины отклоняющегося от нормы развития.

Одно органическое нарушение может вызвать комплекс “социальных вывихов”, и соответственно, – комплекс вторичных нарушений. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к “социальным вывихам” следующего порядка, в результате которых возникают третичные и др. нарушения в развитии.

Например, нарушение слуха порождает проблемы развития соответствующих возрасту форм общения, нескорригированность этих проблем вызывает недоразвитие словесной речи, что в свою очередь влечет за собой нарушение всех линий культурного развития ребенка, всех высших психических функций.

Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют прямой органической природы, они не требуют коррекции средствами медицины (как, например, не нуждается в медикаментозном лечении немота у глухого от рождения и специально не обученного человека).

Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений находятся в поле компетенции специальных психологов и педагогов и осуществляется средствами образования, использующего “обходные пути” для решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений в психическом развитии у детей.

Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребенка (даже в случае врожденной нейросенсорной глухоты), может сформироваться полноценная словесная речь, как в устной, так и письменной форме; слепые дети могут обучиться читать и писать, свободно, без посторонней помощи, ориентироваться в пространстве и т.п.

Для описания происхождения, сочетания и взаимосвязи (взаимообусловленности) различных нарушений в развитии каждого конкретного ребенка Л.С.

Выготский предложил использовать термины “структура дефекта” или “структура нарушений”. Определение структуры нарушений – одна из важнейших задач комплексной медико-психолого- педагогической диагностики.

От точности ее решения зависит эффективность комплексной помощи ребенку.

Для определения стратегия и тактики такой помощи принципиально важно различать сочетания одного первичного и комплекса вторичных и третичных нарушений от возможных разнообразных сочетаний множественных (двух и более) различных первичных нарушений в развитии. В этих случаях говорят о сложных, комплексных, или сочетанных нарушениях (например, нарушение слуха и зрения, слуха и интеллекта, слуха и опорно-двигательного аппарата т.д.).

Дифференциация первичных и вторичных нарушений в развитии ребенка, логика их сложной взаимосвязи достаточно ясно представлена и осмыслена в различных отраслях современной дефектологии, но еще не достаточно отражена в ее терминологическом аппарате.

На современном этапе термин “нарушения в психофизическом развитии” используется для характеристики как первичных, так и вторичных нарушений в психическом развитии ребенка.

Так, применяя по отношению к слабовидящему ребенку термин “ребенок с нарушением зрения” специалисты могут иметь в виду как нарушение функционирования одного из отделов зрительного анализатора (сетчатки глаза, зрительного нерва и т.д.

), нарушение зрительного восприятия как высшей психической функции, так и определенный комплекс особенностей психического развития ребенка с нарушением зрения, характерных для определенной системы его воспитания и обучения.

Задачей развития понятийного аппарата современной дефектологии является создание терминологии, позволяющей в должной мере дифференцировать первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка, фиксируя при этом логику их внутренней связи.

Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Нарушения в психофизическом развитии детей // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах №5 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/narushenija-v-psihofizicheskom-razvitii-detej (Дата обращения: 01.02.2019)

Источник: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/narushenija-v-psihofizicheskom-razvitii-detej

Особенности чесотки у детей

Чесотка – одно из самых распространенных заболеваний среди детей. Распространение чесотки происходит непосредственно от человека к человеку, либо через пользование общими предметами.

Чесоточный клещ распространяется в помещениях, где плохо проводится санитарная уборка, в больших скученных коллективах, один из участников которого не соблюдает правила личной гигиены.

Чесоточного клеща очень сложно вывести, поэтому родителям необходимо знать, как противостоять данному заболеванию, как вовремя обнаружить симптомы чесотки и какие средства помогут излечить ребенка.

Симптомы чесотки

Чесотка у детей и взрослых имеет некоторые различия в симптоматике. Кожа ребенка намного нежнее и мягче, поэтому чесоточный клещ быстро распространяется по всему телу, захватывая большую часть кожного покрова малыша.

На руках, в частности между пальцами, ножках появляются незначительные бугорки, которые начинают вызывать зуд. Бугорки – это и есть чесоточный ход, который прогрызает половозрелая самка возбудителя заболевания.

Попадая на кожу, самка клеща прогрызает верхний слой кожи в виде туннеля.

После этого в данном проходе откладывается по 3-4 яйца, которые созревают под кожей на протяжении 12-13 дней. Это и есть инкубационный период, когда происходит распространение чесотки по телу ребенка.

Чтобы личинки после вызревания смогли выбраться наружу, самка клеща прогрызает выход, который по размеру немного меньше чем первый бугорок – вход. Именно нарушение целостности эпидермиса вызывает зуд.

Если взрослый человек может перетерпеть данное состояние, то ребенок постоянно расчесывает чесоточные ходы, перенося заболевание на здоровые участки кожи. Чем больше на теле ребенка возникает чесоточных ходов, тем больше и явнее становится сыпь.

Другими симптомами чесотки у детей является подавленное состояние малыша, плохой сон, усталость, раздражительность. Многие груднички отказываются от груди матери. В некоторых случаях повышается температура. Но данное явление проявляется редко, только в тех случаях, когда присоединяется другая инфекция.

Очень часто на месте расчесов появляются большие красные пятна. Это проявление аллергии на токсины и экскременты, которые выделяет чесоточный клещ. В случае присоединения вторичной инфекции на месте ходом могут возникнуть гнойнички, большие пузыри, наполненные жидкостью или мокнущие раны.

При обнаружении данных симптомов у ребенка следует незамедлительно обратиться за помощью к специалисту — дерматологу, который поможет локализовать распространение болезни, назначит сопутствующее лечение и профилактику заболевания у остальных членов семьи.

Осложнения чесотки

Если чесотку у детей запустить, не приступить во время к ее лечению, то это может привести к развитию боле серьезных заболеваний.

Одним из самых распространенных осложнений данного заболевания является дерматит. Воспаление кожи возникает под воздействием аллергенов, механических или химических повреждений.

Вследствие этого нарушается целостность тканей кожи, появляются большие мокнущие раны, вызывающие нестерпимую боль.

Более опасное осложнение после чесотки у детей – микробная экзема. Основным возбудителем данной инфекции является стафилококки или стрептококки. Поражается большое количество кожных тканей. На теле появляются пятна синего или красного цвета, очень часто появляются пузырьки с водой. Место поражения отекает и постоянно зудит.

Вследствие чесотки может возникнуть и пиодермия, последствия которой очень серьезны и требуют незамедлительного лечения под присмотром врача.

Лечение чесотки

Чесотка у детей должна лечиться под присмотром врачей, так как неправильная диагностика или несвоевременное лечение только ухудшат самочувствие и состояние ребенка.

Весь курс лечения должен осуществляться только при использовании медикаментозных средств.

Не допускается применение методов народной медицины, так как это может усугубить состояние ребенка и вызвать присоединение вторичной инфекции.

В большинстве случаев при чесотке у детей назначается перметрин, бензилбензоат или спрегаль. Данные лекарства распространяют свое действие не только на половозрелых самок, но и на яйца и вылупившиеся личинки.

Курс лечения состоит из двух составных частей: ребенка после купания, когда чесоточные ходы открываются, мажут прописанным врачом-дерматологом препаратом, после чего надевают чистое хорошо выглаженное белье. Постельные принадлежности также должны быть хорошо выстиранными и проглаженными. Чесоточный клещ погибает во время термической обработке, что и является одним из пунктов полного выздоровления ребенка.

При правильном использовании  средств для борьбы с чесоточным клещом результат становится заметным уже через неделю. За это время в большинстве случаев у ребенка пропадает зуд, улучшается самочувствие и настроение ребенка.

Прекращается появление новых чесоточных ходов, что останавливает распространение клеща по кожным покровам. В случае если зуд не проходит, то родители не должны паниковать, так как это нормальная реакция на токсины, выделяемые чесоточным клещом.

По истечению 2 недель любые проявления заболевания должны исчезнуть, что и символизирует о полном излечении больного ребенка.

Профилактика чесотки

Предотвратить появление болезни намного проще, чем ее вылечить. Именно поэтому родители должны уделять особое внимание профилактике чесотки. Следует постоянно осматривать кожные покровы ребенка на наличие сыпи, а  также соблюдать правили гигиены.

Если вовремя осуществлять профилактику любого заболевания, будь-то грипп или чесотка, возможность заразиться равняется практически нулю.

В теплые деньки следует больше гулять на солнышке, укреплять иммунитет и физические силы организма, тогда все заболевания будут обходить стороной.

Источник: http://www.pinetka.com/deti/detskoe-zdorove/osobennosti-chesotki-u-detey.html

Чесотка у ребенка — 4 эффективных средства, чтобы справиться с паразитами

Чесотка у детей перестала быть болезнью социально неблагополучных групп. Заболевание является наиболее распространенным кожным паразитозом, встречающимся повсеместно. Чтобы своевременно начать лечение, родителям нужно знать, как выглядит чесотка у детей и возрастные особенности течения болезни.

Что такое чесотка?

Чесотка – это высококонтагиозное кожное заболевание, паразитарной природы. Возбудителем ее является чесоточный клещ, паразитирующий на коже, питающийся эпителием и откладывающий яйца.

Паразит не виден невооруженным глазом, так как имеет очень маленькие размеры – всего 0,20 – 0, 30 мм.

Возбудитель за пределами человеческого организма живет недолго, около суток он находится на одежде, постельном и нательном белье, дверных ручках.

Заболевание давно вышло за рамки неблагополучных слоев населения. Наиболее подвержены ему дети младшего возраста в связи с особенностями детской кожи и слабым иммунитетом. В подростковом возрасте высокая распространенность болезни связана с началом сексуальной активности.

Отличительной чертой детской чесотки, по сравнению с взрослыми пациентами является выраженность клинической картины и частое осложнение течения.

Пик заболеваемости отмечается в осенне-зимний период.

Причины и пути передачи болезни

Единственным источником заражения чесоточным клещом является больной человек и предметы обихода (посуда, полотенца, игрушки) с которыми он контактировал. Заболевание не передается детям от животных, вопреки распространенному мнению. Животные выступают переносчиками одного из вида болезни, который редко встречается у детей – псевдосаркоптоза.

Болезнь часто возникает вспышками, например, когда в детском коллективе или семье от одного ребенка заражаются все остальные.

Симптомы чесотки у ребенка

Первые признаки чесотки у детей начинают появляться через 4 – 6 недель после заражения. Симптомы чесотки у детей несколько отличаются в зависимости от возраста. У детей старше трех лет определение чесотки не составляет труда, так как заболевание имеет специфическую клиническую картину.

Читайте также:  Проведение диспансерного наблюдения у детей первого года жизни с расстройствами психомоторного развития?

Основные признаки чесотки у детей старше 3 лет:

  1. Высыпания на коже, имеющие типичную локализацию – на кистях (особенно в промежутках между пальцами), стопах, ягодицах, половых органах, попе и в подмышечных складках. Если хорошо присмотреться, можно увидеть что элементы сыпи имеют форму маленьких светлых линий (ходов) с парными везикулами на концах. У чистоплотных малышей элементы сыпи единичные, у детей с хромающей гигиеной высыпания могут сливаться, образуя целые пятна с участками шелушения и корками.
  2. Сильный зуд, усиливающийся к вечеру или в ночное время. Зуд сопровождается расчесами кожи, нарушением сна.

Как проявляется чесотка у детей до 3 лет

Для чесотки в грудном возрасте не характерна типичная локализация. Редко ее можно заметить в межпальцевых промежутках или на боковой поверхности пальцев. Иногда поражаются ногтевые пластины, которые разрыхляются, трескаются, утолщаются.

У малыша до 3 лет поражается вся кожа, в том числе волосистая часть головы.

По внешнему виду чесотка у детей грудного возраста выглядит как крапивница или мокнущая экзема.

Во время заболевания ребенок становится беспокойным, плохо спит, что обусловлено сильным кожным зудом.

Формы и виды заболевания

Существует несколько клинических форм чесотки, отличающихся симптоматикой:

  1. Типичная – к основным симптомам относятся парные высыпания, ходы и зуд.
  2. Чесотка чистоплотных – наиболее подвержены этой форме болезни дети, часто принимающие ванну с мылом или имеющие ослабленный иммунитет. Клиническая картина этой формы больше напоминает крапивницу: сыпь и хода еле заметны, но сильный зуд присутствует.
  3. Грудничковая чесотка – поражение кожи сопровождается гнойничками и волдырями, сыпь имеет нетипичную локализацию.
  4. Псевдосаркоптоз – переносчиками заболевания являются животные. Клиническая картина характеризуется крупной сыпью в виде красных волдырей, корок или пятен.
  5. Норвежская чесотка – характеризуется высокой заразностью и проявляется в виде сухих высыпаний с белесыми чешуйками, дерматитом и сильным зудом.

Осложнения заболевания

В детском возрасте чесотка может иметь серьезные осложнения в виде:

  • пиодермии (фолликулита, стафилококкового импетиго), которая в свою очередь, может спровоцировать развитие гломерулонефрита и привести к ревматическому поражению сердца;
  • дерматита;
  • лимфаденита;
  • поражения ногтевых пластин.

Диагностика заболевания

При выявлении признаков чесотки нужно посетить врача-дерматолога. Главной задачей диагностики является дифференциация чесотки с:

  • разными видами дерматита;
  • импетиго;
  • детской почесухой;
  • нейродермитом;
  • педикулезом;
  • зудом при сахарном диабете.

Диагноз ставится на основе собранного анамнеза, жалоб и осмотра, при котором выявляют типичную клиническую картину болезни. Для подтверждения диагноза проводятся следующие исследования:

  1. Прокрашивание чесоточных ходов анилиновыми красителями (зеленкой, йодом) – при чесотке ход после окрашивания выглядит как пунктирная линия.
  2. Соскоб с пораженных участков кожи и микроскопический анализ образца. Возможно также извлечение клеща иглой.

Как лечить чесотку у детей

Современный фармакологический рынок располагает большим количеством средств для лечения чесотки у детей. Любой препарат должен назначаться врачом с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.

Чем лечить чесотку у детей: препараты

  1. Бензилбензоат – выпускается в виде эмульсии или 10% мази от чесотки для детей. Препарат можно применять для малышей с 2 месяцев жизни. С помощью бензилбензоата проводят 2 обработки – на первый и четвертый день после назначения. В первый день ребенка моют с мылом и мочалкой и наносят препарат на всю поверхность кожи (кроме головы и лица у детей старше 3 лет).

    Следующий прием ванны можно осуществлять по истечении 10 – 12 часов, но желательно в период лечения не мыться. Смена нательного белья – обязательна, постельного – по желанию. После обработки на 4 день смена постельного белья обязательна.

  2. Спрегаль – выпускается в форме аэрозоля. Подходит для детей от 2 месяцев. Обработка препаратом выполняется дважды с интервалом 3 дня.

  3. Перметрин — выпускается в виде крема, лосьона, мази и спрея. Подходит для лечения чесотки у детей с 1 года.
  4. Серная мазь – подходит для лечения детей подросткового возраста. Не применяется детям до 3 лет, так как негативно воздействует на кожу.

До начала и после завершения лечения (примерно на 5 – 7 день) необходимо продезинфицировать все предметы, с которыми контактировал ребенок:

  • вымыть и простерилизовать игрушки, бутылки, соски, мочалки, полотенца и прочие предметы индивидуальной гигиены;
  • прогладить горячим утюгом матрасы и одеяла, а также другую мягкую мебель;
  • вымыть с дезинфицирующим раствором дверные ручки.

При правильном лечении симптомы болезни полностью исчезают через 1 – 2 недели.

Профилактика чесотки у детей

Основной мерой профилактики является своевременное выявление источника заражения, его изоляция и одновременное лечение контактных лиц.

В этом плане большой эффективностью обладают профосмотры в поликлиниках, детских коллективах, учебных заведениях.

При выявлении у ребенка чесотки, его отстраняют от посещения детского коллектива на период лечения. Возвращение в коллектив возможно только после допуска врача-дерматолога.

Сведения о случае чесотки в детском саду или школе передаются в КЭС, но карантин не накладывается. Все дети подлежат трехкратному осмотру с интервалом 10 дней. Если количество больных в одном коллективе больше 3 человек, профилактическое лечение проводится всем детям.

Доктор обращает внимание

  1. Если у малыша чесотка, всем членам семьи нужно лечиться одновременно.
  2. При дезинфекции следует помнить, что чесоточный клещ погибает мгновенно при кипячении и за 30 минут при температуре 90 С. В условиях высокой влажности клещ может существовать до 14 дней. Мороз убивает возбудителя за несколько часов.
  3. Дезинфекцию постельного белья и мягкой мебели можно проводить следующим путем: предмет нужно вынести на улицу и оставить на 5 дней в весенне-летний сезон или на сутки зимой.
  4. Обработка кожи любыми лечебными средствами должна осуществляться только в вечернее время, что обусловлено жизненным циклом клеща.

Лечение чесотки у детей не представляет сложности, но, несмотря на это, нужно обратиться к специалисту для подтверждения диагноза. Многие болезни имеют похожие симптомы, и лечение противочесоточными препаратами только усугубит их течение. Особенно опасно самолечение у детишек грудного возраста.

Видео к статье

14.12.2015 Доктор деток

Источник: https://doktordetok.ru/dermatolog/chesotka-u-simptomy-lechenie.html

2.2. Подготовка к семейной жизни ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Библиотека

Особенности  развития  детей  с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специфика взаимоотношений ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата со сверстниками. Рекомендации по организации подготовки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к семейной жизни

Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Когда мы видим ребенка с нарушениями двигательных функций, то понимаем, что его воспитание, в том числе подготовка к взрослой жизни требует от всех членов семьи особых усилий. Вообще, дети с такими нарушениями составляют довольно большую группу.

Это дети с врожденными или приобретенными заболеваниями нервной системы (последствия перенесенной нейроинфекции, детский церебральный паралич, полиомиелит); врожденной патологии опорно-двигательного аппарата (врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз); приобретенными заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата (травматическое повреждение спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета: туберкулез, опухоли костей, остеомелит, рахит, хондродистрафия). Таких детей объединяет то, что у них имеется двигательный дефект. В настоящее время большую часть (89%) среди них составляют дети с церебральным параличом. Особенностью таких детей является то, что у них двигательные расстройства нередко сопровождаются комплексом других нарушений: психическими и речевыми. Поэтому такие дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Детский церебральный паралич (ДЦП) — это поражение двигательных систем головного мозга. Основными клиническим синдромом ДЦП являются двигательные нарушения вследствие спазмов мускулатуры. При этом заболевании наиболее тяжело страдают большие полушария головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Поэтому детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Такие дети поздно начинают держать голову, поворачиваться с боку на бок, на живот, на спину, сидеть, стоять, иногда не могут ходить. При тяжелой степени двигательных нарушений ребенок не овладевает навыками ходьбы, не может управлять своим телом, а также без посторонней помощи обслуживать себя. При средней степени двигательных расстройств дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, как правило, не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания развиты у таких детей не полностью. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно, как в помещении, так и на улице, могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, однако у них может быть нарушение походки, движения неловкие, замедленные, снижена мышечная сила. Для подготовки ребенка средней и легкой степени двигательных расстройств к семейной жизни в первую очередь необходимо формировать навыки к самообслуживанию и передвижению. Очень важным для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата является формирование способности самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены. Это предполагает умение самостоятельно управлять физиологическими отправлениями; соблюдать личную гигиену (мыть лицо и все тело, мыть волосы, причесываться, чистить зубы, подстригать ногти); одевать и снимать верхнюю одежду, нижнее белье, головные уборы, перчатки, обувь, пользоваться застежками. Необходимо обучать ребенка самостоятельно кушать: подносить пищу ко рту, жевать, глотать, пользоваться посудой и столовыми приборами. Необходимо также прививать навыки пользоваться бытовыми приборами (замками, кранами, выключателями, телефоном, утюгом и другими). Постепенно, по мере развития ребенка можно обучать его приготовлению пищи (чистке, мытью, резанию продуктов, их обработке, пользованию кухонным инвентарем), а также выполнению бытовых потребностей (покупке продуктов, одежды и других предметов обихода); стирке, чистке одежды и других предметов обихода; уборке помещений. С самого раннего возраста усилия родителей должны быть направлены на развитие у ребенка навыков самостоятельного передвижения — способность самостоятельного перемещения в пространстве, преодоления препятствий, сохранение равновесия тела. Необходимо развивать у ребенка способность к самостоятельной ходьбе по ровной местности, по лестнице, ходил по наклонной плоскости. Необходимо обучать его изменять положение своего тела (вставать, садиться, ложиться, опускаться на колени и подниматься, перемещаться на коленях, ползать), а также пользоваться общественным и личным транспортом (входить, выходить, перемещаться). Это возможно осуществить с помощью социально-бытовой реабилитации, помощь в которой оказывают социальные службы по месту жительства. При детском церебральном параличе возникают специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется временем, степенью и локализацией мозгового поражения. При раннем внутриутробном поражении возникает грубое недоразвитие интеллекта. При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят неравномерный характер. По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных — олигофрения.

У таких детей часто встречаются нарушения речи. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения головного мозга.

В основе нарушений речи при детском церебральном параличе лежит повреждение структур мозга, а также более позднее формирование тех его отделов, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности.

Отставания в развитии речи связаны с ограничением объема знаний и представлений об окружающем мире, ограничением практической деятельности. Это в свою очередь приводит к ограничениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Поэтому при обучении, воспитании и подготовке детей с церебральным параличом к семейной жизни необходимо учитывать клиническую картину заболевания и использовать комплексный подход: лечение у невропатолога, занятия лечебной физкультурой, занятия с логопедом, индивидуальный подход в процессе педагогической работы, психотерапию.

Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 138.

Там же, С. 139.

Создан: 28.02.2001.
© 2001- aupam.ru | При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Источник: https://aupam.ru/pages/biblioteka/podgotovka_detej_invalidov_k_semejnoj_i_vzrosloj_zhizni/page_24.htm

Психологическое состояние родителей детей с нарушениями здоровья

Особую категорию семей представляют собой семьи, в составе которых присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

К сожалению, проблема таких детей имеет не только медицинский аспект, но также и социальный и психологический аспект [52].

Социальный аспект проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации детей с нарушениями развития, а психологический – отражает изменения личностного плана в виде пониженной самооценки, разбалансировки саморегуляции, дезадаптации к окружающему, угнетающего чувства зависимости от окружающих и т.д.

В современном обществе все еще «неприязнь и страх перед психическим или физическим недугом сохраняются в виде рудиментарных отголосков в сознании и наших современников.

В целом наше общество очень медленно избавляется от пренебрежительно-снисходительного отношения к инвалиду и его семье.

… Подобное отношение общества к проблеме инвалидности оказывает негативное влияние на внутренний климат семьи и, что самое существенное, на позиции родителей в отношении принятия или отвержения ребенка с отклонениями в развитии.

Мотивационно-потребностная сфера родителей как система факторов, определяющих поведение индивида в целом, оказывается в ситуации сильнейшего психологического давления со стороны социума по поводу нормативности и соответствия психофизического статуса ребенка ценностям данного общества» [23].

По-видимому, в первую очередь, именно по этой причине родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают сильнейший психологический стресс, когда впервые узнают о заболеваниях своих детей. «С момента постановки диагноза жизнь в семье изменяется ко­ренным образом.

В нашей стране инвалидность ребенка восприни­мается родителями как личная трагедия. Впервые узнав о заболевании ребенка, которое приводит не только к физическим, но часто и к психическим отклонениям, родители оказываются глу­боко потрясенными и длительное время находятся в «шоковом» состоянии.

Они живут в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и вол­нующих вопросов: «Почему мой  ребенок  не  может  быть  таким  же,  как  и  другие  дети?  Как  справиться с угнетенностью, страхом, разочарованием, связанными с заболеванием малыша? Можно ли его вылечить?» и т.п.» [13, с.201].

В динамике родительского стресса выделяют четыре стадии [10; 11]:

  1. Стадия эмоциональной дезорганизации: состояние шока, растерянности, беспомощности, страха, чувства вины и неполноценности;
  2. Период негативизма и отрицания как попыток защитного устранения эмоциональной подавленности и тревоги: отрицание болезни, сомнения в компетентности врачей, поставивших диагноз, поиск «чудесных средств» исцеления и т.п.;
  3. Фаза горевания: состояние глубокой депрессии, хронические чувства гнева, горечи, отчаянья, безнадежности, иногда суицидальные мысли;
  4. Стадия эмоциональной реорганизации: приспособление, принятие больного ребенка, развитие реалистичного взгляда на болезнь, выработка оптимального стиля жизнедеятельности и взаимодействия с окружающими. Однако далеко не все родители детей с ограниченными возможностями здоровья достигают этой стадии.

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, находятся в состоянии не только психологической, но и социальной дезадаптации: болезнь ребенка коренным образом изменяет, а иногда и нарушает не только психологический климат, но и уклад, ход жизни всей семьи.

Изменяются как отношения внутри семьи, вплоть до развода супругов (до 1/3 случаев), так и контакты с внешним миром: из-за страха и стыда родителей, а также дефицита времени, как правило, контакты с внешним миром максимально сужаются.

Тяжелое заболевание ребенка обедняет личную жизнь и профессиональную деятельность родителей (как правило, в большей степени матерей, т.к. распределение обязанностей в большинстве российских семей носит традиционный характер).

«На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни» [11].

Многие родители детей с ограниченными возможностями здоровья в такой ситуации оказываются не в силах что-либо изменить.

Поэтому их положение характеризуется как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик [23; 46], сочетающийся с высокой физической и психологической нагрузкой, вызывающей нередко истощение нервной системы и всего организма.

«Никакое описание забо­левания ребенка не дает полного представления о тех переживаниях и трудностях, с которыми сталкиваются родители, воспитывая своего малыша и обеспечивая его необходимым лечением» [44]. Нередко вследствие эмоциональных и физических перегрузок страдает физическое и психологическое здоровье матери.

«Часто для таких матерей свойственно снижение психического тонуса, заниженная самооценка, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности … Вследствие того, что рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение с ним являются длительным патогенно действующим психологическим фактором, личность матери может претерпевать значительные изменения … Депрессивные переживания могут трансформироваться в невротическое развитие личности и существенно нарушить ее социальную адаптацию» [23]. Так, например, для 60% матерей детей с церебральным параличом характерны проявления депрессивного невроза, затяжные не­вротические депрессии, депрессивное невротическое раз­витие личности [46]. Для матерей детей с нарушениями развития характерны такие особенности, как высо­кий уровень тревожности, неуверенность в собственных силах, сниженный фон настроения, низкая активность, обидчиво­сть, ранимость, подавленность, иногда агрессивность, раздражительность, несдер­жанность, ворчливость, недоброжелательность, настороженность [13].

Наиболее характерными качествами для родителей аномальных детей являются сензитивность и гиперсоциализация.

«Под сенситивностью подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, обидчивость, выражаемые склонностью все близко принимать к сердцу и легко расстраиваться, а под гиперсоциализацией — за­остренное чувство ответственности, долга, трудность компромиссов.

Контраст­ное сочетание сенситивности и гиперсоциализации означает внутреннее про­тиворечие между чувствами и долгом, способствующее возникновению внут­реннего нравственно-этического конфликта.

Следующей особенностью является защитный характер поведения, то есть отсутствие открытости, непосредствен­ности и непринужденности в общении, что обусловлено не столько способом выражения эмоций, сколько ранее имевшимся психотравмирующим опытом межличностных отношений» [12, с.76].

Однако некоторые авторы отмечают, что «наряду с боль­шими нагрузками и вытекающими отсюда трудностями для родителей … нельзя не упомянуть также приобретаемую силу характера и по­зитивный опыт, например искренность, толерантность и способность к эмпатии» [53].

Другие авторы, напротив, указывают на обратный характер личностных изменений родителей детей с нарушениями развития: «Неуверенность, застенчивость сменяются упорством, теплота привязанности к близким замещается сухова­тостью и педантизмом, доброта – некоторым бессердечием» [44].

По-видимому, характер личностных изменений варьирует в зависимости от степени тяжести заболевания ребенка [10] и исходных личностных особенностей самих родителей [50].

Однако, к сожалению большинство матерей – 2/3 от общего числа – не справляются с интенсивностью негативных переживаний и «застревают» на четвертой стадии родительского стресса [10].

Особенно тяжело родители детей с ограниченными возможностями здоровья переживают те стадии развития ребенка, «которые у здоровых детей являют­ся типичными, например время, когда дети учатся ходить или говорить, поступ­ление в школу или пубертатный возраст» [53, с.55].

Парадоксально, но с точки зрения психологического состояния в лучшем положении оказываются те родители детей с нарушениями развития, которые сами имеют заболевания [50 и др.]: ими болезнь ребенка воспринимается как норма и не является психотравмирующим обстоятельством.

Неблагоприятное психологическое состояние родителей детей с нарушениями здоровья усугубляется от необходимости сдерживать свои эмоции, от невозможности осуществить эмоциональную разрядку: «они считают, что им нельзя выражать свое раздражение, душевную боль и бессилие. Они же не могут вести себя так, как будто они не любят ребенка, который больше всех страдает от заболевания. … родители таких детей скрывают свою печаль, чтобы ее не истолковывали неправильно» [21, с.51].

Особо тяжелые переживания испытывают родители детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.

Эти дети относятся к группе недостаточного развития, включающей варианты психического дизонтогенеза, для которых специфичным является недостаточность по отношению к средненормативному развития всех (тотальное) или отдельных (парциальное) психических функций и их базовых составляющих [43].

Дети с тяжелыми нарушениями интеллекта относятся к группе детей с тотальным недоразвитием. Для них характерно запаздывание сроков психомоторного, психоэмоционального и речевого развития (эти параметры характеризуются грубым несоответствием возрастным показателям), а также грубая социальная незрелость.

Н.Я.Семаго и М.М.Семаго выделяют три типа детей с тотальным недоразвитием [43]:

  1. Простой уравновешенный, характеризующийся относительной уравновешенностью в поведении ребенка в сочетании с непосредственностью реакций, в норме свойственной детям более младшего возраста. Скорость выполнения заданий и выносливость в процессе осуществления деятельности могут приближаться к нормативным, но самоконтроль деятельности малодоступен, критичность к ее результатам снижена.
  2. Аффективно-неустойчивый, характеризующийся выраженной импульсивностью поведения и деятельности в целом, трудностями организации поведения, немотивированными перепадами настроения от эйфории к дисфории и наоборот. Такие дети быстро пресыщаются, и на фоне пресыщения чаще всего возникают аффективные вспышки агрессии.
  3. Тормозимо-инертный, характеризующийся вялостью, заторможенностью, низким уровнем психической активности. Часто при этом типе дизонтогенеза отмечается органическое поражение центральной нервной системы (в частности, эпилепсия). Такие дети часто плаксивы, с трудом вступают в контакты, мало пресыщаемы, склонны к монотонной однообразной деятельности и могут испытывать даже дискомфорт при ее прерывании.

Особенности ребенка-инвалида с тяжелыми нарушениями интеллекта не могут не отразиться на психологическом состоянии родителей.

Во-первых, во многих случаях диагноз ребенка исключает возможность полного выздоровления, а во-вторых, если большинство других тяжелых заболеваний детей вызывают в обществе сочувствие, то болезни, связанные с нарушениями интеллекта, воспринимаются социумом негативно, с насмешкой.

Поэтому «Родители умственно отсталых детей чрезвычайно боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку. Они используют все возможности для его изменения на другой, по их мнению, более приемлемый и «щадящий» (детский церебральный паралич и др.)» [23].

По той же причине родители детей с нарушениями интеллекта проявляют в среднем значительно более низкий уровень социальной активности в сравнении с родителями детей с сенсорными нарушениями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и т.д.

Далее: Отношение родителей к детям с нарушениями здоровья

Источник: https://psy-diplom.ru/primery-i-obrazcy/roditelskoe-otnoshenie-k-detyam-oligofrenam/psihologicheskoe-sostoyanie-roditeley-detey-invalidov/

Ссылка на основную публикацию