Как организовать и провести занятие по сенсорно-интеграционной терапии в домашних условиях. теоретическая часть 1

12 упражнений для сенсорной интеграции, которые понравятся вашему ребенку

В этой статье мне бы хотелось раскрыть тему сенсорной интеграции  немного подробнее.  Вы найдете подбору из 12 простых упражнений сенсорной интеграции, направленных на коррекцию трудностей в развитии ребенка.

`

Содержание:

  • Немного о сенсорной интеграции
  • Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции
  • 12 упражнений для сенсорной интеграции
  • Online сопровождение ребенка в школе развития речи «Круг общения»

Немного о сенсорной интеграции

Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.

Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс работает неправильно. Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.

Некоторые люди могут быть сверхчувствительными к обычным, казалось бы, вещам в окружающей среде.

Обычные звуки могут быть болезненными или излишне громкими для них, легкое прикосновение ткани может раздражать кожу.

Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции может казаться неловким, неуклюжим, иметь трудности с координацией движения. Таким детям сложно общаться, участвовать в разговоре или играть.

Дети с расстройством сенсорной интеграции испытавют значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенна снижена этими нарушениями.

Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или проблемам с поведением. Проблемы сенсорной интеграции чаще выявляются у детей.

Но они могут также повлиять на взрослых.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции

Нарушение сенсорной интеграции может повлиять на одно или несколько из органов чувств, например, слух, осязание или вкус, человек может быть чрезмерно или недостаточно чувствительным в тех сферах, с которыми у них есть сложности.

Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т.д.

Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры), а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье.

Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг.

Такие дети могут не реагировать на сильную жару, холод или даже боль.Многие с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены – новые места, новые правила. Они могут часто устраивать истерики или срывы.

Терапия методом сенсорной интеграции

Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом, задача помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия. Которое они обычно не очень хорошо переносят и помогает им привыкнуть к предметам или явлениям, которые они не могут терпеть.

Лечение проблем сенсорной обработки называется сенсорной терапией. Цель сенсорной терапии состоит в том, чтобы бросить вызов ребенку в веселой, игровой форме, чтобы он или она могли научиться адекватно реагировать на изменения в окружающей среде.

Более подробную информацию о том, как самостоятельно проводить занятия по развитию активной речи ребенка дома, Вы можете прочитать в статье «Занятия по развитию речи дома». А далее представлены примеры упражнений для сенсорной интеграции.

12 упражнений для сенсорной интеграции

1.Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха.

Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие.

Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться.

Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание.

Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.

В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Совет: Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность.

Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

3. Программы для сна:

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

  • аппараты, производящие звуки природы;
  • аппараты белого шума;
  • ароматические лампы;
  • ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы;
  • расслабляющая музыка;
  • утяжеленные одеяла;
  • физические нагрузки перед отходом ко сну;
  • вибрирующие матрасы и подушки;
  • спальные мешки.

4. Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией.

Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит.

Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.

5. Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы.

Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии.

Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

  • крытые батуты;
  • водные трамплины (бассейн или озеро);
  • качели;
  • раскачивающиеся игрушки;
  • самокаты;
  • скейты;
  • ролики;
  • шведская стенка;
  • большие терапевтические мячи.

6. Ароматерапия

Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры.

Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения.

Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).

Совет: Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.

7. Массажеры, вибрирующие игрушки

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка.  Вот некоторые идеи:

  • вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;
  • ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);
  • ротовые массажеры;
  • массажные маты;
  • детские вибрирующие стульчики;
  • Массажные кресла и раскладушки;
  • вибрирующие зубные щётки.

8. Щётка Wilbarger

Внимание: это широко используемый, но очень особый вид лечения, который может быть применен только под руководством специалиста по оккупационной терапии. Для такого лечения требуется хирургическая щётка и чёткие инструкции о том, как и с какими интервалами, использовать её в течение дня.

Тем не менее, это – один из успешных методов лечения детей с тактильными и сенсорными проблемами. Одной из главных причин для использования этого метода является уменьшение чувствительности кожи, что помогает ребенку легче переносить другие сенсорные ощущения.

9. Игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

10. Проприоцептивная деятельность

Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.

Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве.

12. Сенсорные комнаты

В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные комнаты, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Во многом это зависит от того, для кого вы её делаете, и каким пространством для этого располагаете.

Вот несколько идей:

• Магнитофон, воспроизводящий звуки природы • Ароматические приспособления (диффузеры, лампы) • Мягкие подушки и одеяла • Пузырьковые трубы • Кресла-мешки • Массжаные кресла и маты • Расслабляющая музыка

• Ночники, особые светильники, лава-лампы

Источник: http://si-speech.ru/sensorna-integraciya/12-uprazhnenij-dlya-sensornoj-integracii.html

Сенсорная интеграция – теория и практика, упражнения для детей, плюсы и минусы

Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсорные нарушения могут выглядеть как деструктивное поведение с избыточными эмоциональными реакциями (капризы, истерики).

Метод сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция теория и практика берут свое начало с 90-х гг. XX в., впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Э. Д. Айрис, работавшей с детьми и взрослыми, имеющими различные неврологические нарушения.

Метод представляет собой упорядочивание ощущений полученных из окружающего мира посредством игр, с использованием специального оборудования воздействующего на аудиальную, визуальную, кинестетическую, вестибулярную сферы ребенка или взрослого.

Читайте также:  Острая сердечная недостаточность у особенного ребёнка: чем могут помочь родители?

Цель метода сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция для детей помогает дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах воздействующих на сенсорные системы человека. игры использующиеся в сенсорной терапии дарят ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Плюсы метода сенсорной интеграции

Перед тем, как рассмотреть положительные аспекты метода нужно понять принципы сенсорной интеграции:

  1. Адекватная сенсорная активность важна для развития и обучения ребенка.
  2. Высокая мотивация ребенка, освоение им сложных навыков через преодоление трудностей, заинтересованность в занятиях – дают высокий шанс успеха при использование метода.
  3. Терапевт следует за ребенком в его развитии.
  4. Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную систему.
  5. Задачи, которые терапевт предлагает решить ребенку должны быть ему по силам.

Плюсы метода:

  • целостность подхода в терапии (задействуются все сенсорные системы);
  • происходит налаживание эффективного контакта между родителями и ребенком;
  • ребенок становится более самостоятельным в действиях и манипуляциях с предметами;
  • подходит для детей с тяжелыми когнитивными и нейрофизиологическими отклонениями;
  • в комплексном лечении ДЦП без метода нельзя обойтись, помогает дозреванию сенсорных систем.

Минусы метода сенсорной интеграции

Специалист по сенсорной интеграции на первоначальном этапе ведет ребенка, отмечает все изменения, но в дальнейшем, это длительный процесс, который должен поддерживаться родителями, поэтому им важно обучиться азам методики и продолжать заниматься с ребенком. Сенсорная интеграция – минусы метода:

  • не рекомендуется для детей с небольшими интеллектуальными нарушениями;
  • не всегда ребенок осваивает в процессе желаемый навык;
  • ребенок, получив знания о взаимодействии с предметами, своим телом должен самостоятельно связать это все воедино, научиться делать выводы, что тоже не всегда получается.

Применение сенсорной интеграции

«Сенсорная интеграция в диалоге» – книга немецкого психо-энерготерапевта У. Кислинг помогает распознать проблему ребенка, понять ее причины и вовремя скорректировать сенсорные нарушения. Сенсорная интеграция – многофункциональный метод, решающий сразу несколько задач, поэтому он с успехом может применяться в следующих областях:

  • дефектологии;
  • нейрофизиологии;
  • логопедии;
  • психотерапии;
  • неврологии;
  • реабилитологии;
  • педагогической деятельности.

Метод сенсорной интеграции в логопедии

Нарушение сенсорной интеграции у детей, проявляющееся дефектами речи логопеды и дефектологи успешно корректируют при помощи метода сенсорной интеграции. Для этого используются занимательные планшеты и решетки с картинками.

Логопед просит ребенка найти среди картинок пары соответствий, назвать из вслух, или найти животных в названии которых встречаются согласные С, Ш, Р.

Использование сенсорного материала благоприятно отражается на ребенке вызывая у него интерес и является профилактикой вторичных сенсорных нарушений.

Сенсорная интеграция при аутизме

Сенсорная стимуляция и интеграция при аутизме – это один из многочисленных методов, эффективность его еще недостаточно изучена при применении в лечении расстройств аутистического спектра.

Сенсорная интеграция для аутистов должна проводится лишь после того, как выявлены основные причины заболевания или эффект будет сведен на нет.

Задачей метода сенсорной интеграции является снижение гипервозбудимости и релаксация.

Дисфункция сенсорной интеграции у детей с ДЦП заключается в недозрелости всех сенсорных систем и неспособности эффективно использовать ощущения адекватно реагировать на входящие сенсорные сигналы, поэтому специалистам приходится решать когнитивные, поведенческие и нейрофизиологические проблемы. Эффективным решением является сенсорная интегративная терапия с применением оборудования, позволяющего получить максимальные сенсорные реакции:

  • гамаки;
  • подвешенные валики;
  • наклонные доски;
  • тоннели;
  • бассейн с шариками.

Сенсорная интеграция – упражнения

Дисфункция сенсорной интеграции ребенка часто воспринимается родителями и близкими как чудачества, капризы и избалованность не подозревая, что их чаду нужна помощь. Легкую дисфункцию можно исправить, выполняя упражнения, направленные на развитие конкретной сенсорной системы или сразу нескольких, важна системность и контроль специалиста, что есть улучшения.

Сенсорная интеграция – упражнения на развитие обоняния:

  1. Для упражнения понадобятся пустые пластиковые емкости, ватные диски, аромомасла, ягоды и кусочки фруктов. Аромомасла берутся с учетом наличия фруктов и ягод, например, масло апельсина и кусочек апельсина, масло лимона и долька лимона – ароматы должны быть знакомы ребенку. На ватный диск накапать пару капель масла и положить в контейнер, проделать это с каждым аромамаслом, также выложить на стол фрукты и ягоды соответствующие аромату мала. Ребенку завязывают глаза, садят за стол и дают понюхать контейнер с маслом, а потом найти съедобный аналог на столе ориентируясь на запах.
  2. «Помоги обезьянке!». В стаканы помещают продукты питания: кусочки хлеба, овощей, фруктов и в другие стаканы предметы (мыло, духи, зубная паста, пластилин). Детям завязывают глаза и предлагают помочь обезьянке с помощью только «нюха» определить в каких стаканчиках еда, а в каких несъедобные предметы, и определить, что есть что.

Упражнения на развитие зрения:

  • обведение контуров предмета;
  • срисовывание предмета (копирование);
  • смешивание красок;
  • рисование пальчиковыми красками.

Сенсорная интеграция и речь – упражнения:

  • имитация звуков насекомых (пчела, комар);
  • щелкание языком (громко, тихо);
  • чмокающие движения губами;
  • пропевание гласного А-А-А-А-А с открытым ртом, протяжно и М-М-М-М-М с плотно сомкнутыми губами.

Сенсорная интеграция — упражнения для развития слуха:

  • выстукивание ритма (взрослый стучит, ребенок повторяет), можно использовать деревянные ложки, фломастеры, пластиковые бутылки;
  • пропевание мелодии. Начиная с простых и знакомых ребенку, взрослый поет небольшой отрывок песни, ребенок повторяет.

Упражнения для развития кинестетики:

  • игра с крупами и сыпучими продуктами (макароны, фасоль);
  • песочная терапия;
  • хождение босиком по камушкам, специальным массажным коврикам.

Оборудование для сенсорной интеграции

Занятия по сенсорной интеграции проводятся на специальном оборудовании, которое должно быть безопасным для ребенка, привлекательным и ярким. Сенсорная терапия и интеграция включает в себя использование следующего оборудования:

  • тренажер для мозжечковой стимуляции (балансировка) – предназначен для детей, у которых есть проблемы с координацией, моторикой;
  • тактильные дорожки – разная поверхность дорожек развивает чувство равновесия;
  • сенсорные световые игрушки разных цветов – они светятся в темноте и способствуют стимуляции аудиальной, визуальной и тактильной систем ребенка.
  • Бизиборды – разработаны по системе Монтессори, представляют собой доски с множеством разных кнопочек, замочков, прищепок, шнурков очень привлекательны для малышей, развивают воображение, мелкую моторику и сообразительность.
  • утяжеленные одеяла и подушки для релаксации – помогают гиперактивным детям успокоиться и заснуть, ребенок чувствует эффект, что его обнимают.

Сенсорная интеграция – обучение

Курсы по сенсорной интеграции проводятся от Австрийской ассоциации и Южно-калифорнийского университета в Москве и Санкт-Петербурге. Обучение состоит из 3-х модулей, продолжительностью 144 часа. Курсы рекомендованы для логопедов, дефектологов, нейропсихологов и психотерапевтов. Продолжительность обучения 144 часа, и при успешном окончании выдается сертификат о повышении квалификации.

Источник: https://womanadvice.ru/sensornaya-integraciya-teoriya-i-praktika-uprazhneniya-dlya-detey-plyusy-i-minusy

Советы по сенсорной интеграции в домашних условиях

Представляем вам советы от всемирно известного специалиста Уллы Кислинг по подготовке детской комнаты для занятий сенсорной интеграцией.

Многие родители слышали, что для деток с аутизмом полезна сенсорная интеграция. Все детки с аутизмом имеют нарушения в сенсорной сфере (недостаточная чувствительность или гиперчувствительность к звукам, вкусам, запахам и тактильным ощущениям). Кроме этого многие аутичные малыши неуклюжи и страдают от нарушений в балансе и координации движений.

А ведь поведение и адекватное состояние ребенка во многом зависят от упорядоченности его ощущений, от того насколько адекватно малыш реагирует на определенные внешние раздражители и стимулы.

Иными словами, когда ребенок на ровном месте постоянно падает, не одергивает ручку от раскаленной сковородки, если любая одежда у него вызывает жжение по всему телу, если он жалуется, что постоянно в ушах стоит шум либо у него двоится в глазах, — все это, а также многое другое препятствует его нормальной жизнедеятельности и оказывает очень сильное влияние на его поведение и самочувствие.

Любой абсолютно нормальный человек, если его поместить даже на короткое время в такие искаженные сенсорные ощущения, будет демонстрировать неадекватное поведение. Давайте разберемся, что такое сенсорная интеграция? Сенсорной интеграцией называют взаимодействие всех органов чувств человека.

Стоит отметить, что это очень сложное взаимодействие, оно начинается задолго до появления ребенка на свет, уже в конце третьей недели беременности! Отлаживанием грамотного взаимодействия функционирования органов чувств занимаются профессионалы по сенсорной интеграции. Многие родители водят своих детей в специализированные центры на занятия по сенсорной интеграции.

Прекрасно, когда имеется такая возможность! Однако частенько такие услуги довольно дороги или оказываются очень далеко от дома. А в некоторых населенных пунктах подобных центров и вовсе нет. Даже в крупных городах не хватает специалистов, а запись к ним занята на месяцы вперед. А ведь занятия необходимы ежедневно, они требуются уже сейчас, более того на много, много лет вперед.

Как же быть в этой ситуации? Невозможно за 45 минут сенсорного терапевтического сеанса в неделю добиться достаточно эффективного воздействия на нарушения, беспокоящие ребенка. Заниматься дома – это необходимость и для подобной цели важно оборудовать комнату и немедля приступать к занятиям.

Улла Кислинг рекомендует следующим образом обустроить в доме детскую комнату для занятий сенсорной интеграцией. Наблюдая за малышом, вы можете определить, какие сферы у него отличает повышенная чувствительность, а какие – пониженная. К примеру, если ваш ребенок прикрывает ушки руками от громких звуков, – это является гиперчувствительностью к звукам.

Когда ребенок не испытывает боль при падении – это является недостаточной тактильной чувствительностью. Понаблюдайте за ребенком и запишите все наблюдения. Выделяют шесть человеческих органов чувств:  зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат (поддержание равновесия).

Для отладки работы данных сенсорных путей, а также их взаимосвязи требуется предоставить малышу серьезный, разнообразный опыт в ощущениях. Не забывайте, что во всех занятиях необходимо непременно следить за реакцией и состоянием ребенка. При повышенной чувствительности у ребенка каких-либо органов чувств, их стимуляции следует проводить особенно осторожно, постепенно и плавно. Подобным образом мы постепенно приучаем малыша к ранее неприятным для него ощущениям и обучаем его верно на них реагировать. Когда у ребенка чувствительность пониженная  – то необходимо, наоборот, предоставлять ему максимальные возможности для разнообразных сенсорных стимуляций.

Какие можно выполнять сенсорные стимуляции:

* Развивать вестибулярный аппарат и проприоцепцию в домашних условиях, а также на улице, то есть в повседневной жизни: вращающееся кресло, качели, шведская стенка, разнообразные кувырки и прочие гимнастические упражнения, горки и другие подобные приспособления для детских площадок и дома, катание на самокате, коньках, велосипеде, роликах, лыжах, карусели, плавание, бассейн с шариками, надувной матрас, мягкое кресло-мешок и пр. Можно купить специальные приспособления, не занимающие много места в доме: гамак, бревно, качающаяся балансировочная доска, батут, качели-дуга, труба-тоннель и прочие приспособления (пендолин, утяжеленное одеяло, канат, яйцо-мешок и множество других). 

Вестибулярная система формироваться у ребенка начинает уже на 21 день после зачатия! Все прочие органы чувств у человека начинают формироваться гораздо позже. По этой причине развитию вестибулярного аппарата малыша необходимо уделять особое внимание. Дело в том, что вестибулярная система накапливает двигательный опыт, в этом и заключается ее суть созревания и развития.

* Развитие слуха малыша. Воспроизведение различных звуков, которые может слышать ребенок. Необходимо познакомить малыша с данными звуками. К примеру, звуки разнообразных музыкальных инструментов, звуки моря, птиц и животных, ветра и леса, бытовой техники и машин.

В Интернете можно скачать аудиозаписи перечисленных звуков либо продемонстрировать их вживую. В случае, если у малыша гиперчувствительность к звукам, ему особенно тяжело, ведь он не может побыть в тишине и постоянно слышит многочисленные звуки.

Читайте также:  Как влияют болезни желудка на развитие плода?

В такой ситуации можно несколько раз в день использовать беруши, это позволит ушам малыша отдохнуть. Использовать лучше беруши мягкие, силиконовые, они легко принимают форму уха.

Помните, засовывать беруши внутрь слухового прохода нельзя, располагать их надо только в области наружного уха.

*Развитие тактильных ощущений. Для этой цели прекрасно подойдут игры с сыпучими материалами (крупы, фасоль и пр.), игры с материалами природными, такими как песок или вода, занятия с тестом, пластилином, кинетическим песком.

Применяются для развития тактильных ощущений пальчиковые краски, массажная и тактильная дорожка для ног, мячики с разными поверхностями и из разных материалов (резиновые, пластмассовые, с шипами, заполненные кропой), тактильное лото, можно использовать образцы различных тканей.

Развивают тактильные ощущения и при помощи стимуляции с применением парных предметов, имеющих противоположные свойства (мокрый – сухой, твердый – мягкий, горячий – холодный, грубый – нежный и т.п.), число таких пар может ограничиваться лишь вашей фантазией.

  Кроме этого можно поэкспериментировать с ощущениями непарными, к примеру, металлический, липкий, пластмассовый, деревянный, резиновый и т.д.

*Развитие зрения. Рассматриваем с ребенком карточки, книжки, картинки, применяем подсветку, свечи, разноцветные лампы.  Если у малыша присутствует эпиактивность, следует быть осторожнее с мигающими подсветками.

Если у ребенка имеются проблемы с остротой зрения (из-за органических повреждений мозга) или он совсем маленький, то для занятий можно применять черно-белые карточки Домана и проводить стимуляции по данной методике.

*Развитие вкуса, с этой целью пробуем угощать ребенка едой с различными вкусами (сладкий, соленый, горький, кислый…), а также различной консистенции (пюре, твердую пищу, тянучки, шипучки и прочее). Кроме этого можно использовать специальную игру «лото вкусов», она обучает малыша новым вкусовым ощущениям.

Если малыш отказывается пробовать новую еду, можно применить метод систематической десенсибилизации. А именно, постепенно сокращать у ребенка неприятные ощущения, которые связаны с новым видом еды. Для начала не попросите ребенка что-то скушать.

Дайте малышу сначала посмотреть на незнакомую еду, после потрогать ее, активно хвалите его за проявление интереса. Потом попросите малыша просто взять небольшой кусочек в рот, далее пожевать. Необходимо действовать терпеливо и постепенно. Стоит отметить, что у некоторых деток ввод нового продукта может занять даже несколько недель. Не нужно отчаиваться, будьте терпеливы и последовательны.

*Развитие обоняния. Обучаем малыша распознавать различные запахи. К примеру, можно сделать мешочки, наполненные разными материалами, обладающие ярко выраженными запахами (например, хвоя, кофе, ванилин, апельсиновые корки, какао, лепестки роз и т.д.).

Очень удобной для этих целей является игра «Лото запахов», в ней есть тридцать баночек с различными запахами и дополнительные ароматные наборы. Можно также применять аромолампы с разнообразными эфирными маслами.

Однако при этом следует учитывать, что некоторые из эфирных масел имеют бодрящий эффект (к примеру, бергамот, апельсин, лимон), другие же наоборот успокаивают (масло лаванды, ромашки).

Помните, результат сенсорной интеграции напрямую зависит от вашего терпения и упорства!

Наш детский нейропсихологический центр предлагает занятия по специалистами, которые дают деткам необходимый опыт, помогают «изучить» окружающую среду, схему тела, понять, как они могут двигаться в пространстве, а родителям понять, каким образом нарушения обработки и интеграции сенсорных сигналов влияют на такие важные сферы жизни ребенка, как эмоции, игра, социальное взаимодействия, регуляцию поведения, обучение и освоение двигательных навыков.

Источник: http://vyshe-radugi.ru/index.php/sovety-roditelyam/143-sovety-po-sensornoj-integratsii-v-domashnikh-usloviyakh

Как получить образование в области сенсорной интеграции

Несколько лет назад в России узнали о такой методике как «сенсорная интеграция» или, как ее называли поначалу — «трудотерапия». Новаторская идея, разработанная американкой Айрес Э.Д.

, быстро приобрела популярность, как среди профессионалов, так и среди родителей. Было выпущено немало книг, описывающих идеи, техники и упражнения по СИ.

Однако, вопрос качества СИ в России до сих пор вызывает большие сомнения.

Сенсорная интеграция в России сегодня

Всем родителям «особенных» детей знакомо словосочетание «сенсорная интеграция». Методика, доказавшая свою эффективность в США и Европе, тем не менее, в России нередко подвергается критике. Форумы, посвященные проблемам СИ, периодически взрываются критикой от родителей, которые не получили от занятий положительного результата, а в некоторых случаях, состояние ребенка даже ухудшилось.

К сожалению, возросшая популярность и спрос, привели к появлению бесчисленного количества «специалистов». Многие из них начинают работать с детьми, не имея сертификата, но почерпнув информацию из книг или пройдя дистанционные курсы сенсорной интеграции дома. На сегодняшний день для многих это остается единственными способами изучения СИ.

Проблема для российских врачей и педагогов заключается в том, что международный сертификат о прохождении обучающей программы сенсорной интеграции можно получить, только отучившись в Южно-Калифорнийском Университете или в Австрийской Ассоциации СИ. Это базовые обучающие центры сенсорной интеграции.

Российских специалистов по сенсорной интеграции, имеющих на руках сертификаты этих учреждений, крайне мало. В свою очередь, большинство из них организовало школы по изучению методики, и проводят обучение специалистов сенсорной интеграции.

Обучение в России

Обучение сенсорной интеграции в нашей стране возможно в центрах, специализирующихся на этой методике, также курсы повышения квалификации и различные семинары организовывают центры дополнительного образования. Помимо этого Ассоциация Специалистов Сенсорной Интеграции (АССИ) регулярно помогают в организации семинаров и краткосрочных программах с участием западных экспертов.

Базовое обучение

Австрийская ассоциация СИ совместно с московским учебным центром «Территория международных знаний» проводят оригинальный курс (SI Original).

Преимущество его в том, что для соотечественников это практически единственный способ без выезда за границу получить сертификат международного образца. Занятия ведут западные специалисты, прошедшие обучение в Калифорнии и имеющие многолетний практический опыт.

В программе придерживаются классической школы Айрес Э.Д.. Значительный недостаток в том, что курсы проходят крайне редко и нерегулярно.

Наиболее известные в России сертифицированные эрготерапевты Каширина С.И и Голубева Ю.В стали основателями сети центров социального развития детей «Мир ощущений». На базе центра постоянно проходят наборы на курсы сенсорной интеграции для специалистов.

По сути, курсы сенсорной интеграции, которые проводятся в Центре, имеют более широкий спектр применения и ненамного, но отличаются от классической методики.

Рабочая программа по сенсорной интеграции, которую предлагают для изучения, — это переработанный комплекс идей Айрес Э. Д., Кислинг У., Томатиса А. и других западных последователей методики.

Тем не менее, структура обучения, принципы работы остались без изменений.

Курсы для специалистов по сенсорной интеграции состоят из трех модулей, каждый из которых последовательно раскрывает методику.

Занятия по сенсорной интеграции в центре затрагивают не только теоретические аспекты методики, но и много времени уделяется практическим занятиям. Продолжительность всего обучения — 144 часа.

Между модулями делается перерыв, это необходимо для анализа и проработки изученного.

Модуль Вопросы, которые раскрываются
1 Обучение теоретическим основам. Изучаются следующие вопросы:

  • история разработки и развития методики,
  • терминология,
  • особенности физиологии различных систем, роль каждой из них в восприятии мира,
  • классификация систем, определение основных и базовых из них,
  • классификация и характеристика
2 Основное направление — обучение способам диагностики нарушений. Работа с опросниками и тестами. Разработка профиля на основе полученных данных
3 Способы вмешательства и коррекции профиля ребенка. Определение необходимой степени и интенсивности работы, выбор материалов и оборудования, исходя из поставленных задач

Курс ориентирован на логопедов, психологов, дефектологов и всех, кто интересуется данной методикой.

Дополнительные курсы и семинары

Специалист по сенсорной интеграции, желающий развиваться и совершенствоваться в этой сфере в первую очередь должен отслеживать новости от АССИ. Ассоциация Специалистов Сенсорной Интеграции — это некоммерческое объединение врачей, педагогов, дефектологов и всех, кто изучает и практикует эту методику. По стране есть представительства в четырех городах.

Функции АССИ:

  • организовывает мероприятия, конференции, научные семинары;
  • проводит выездные тренинги, обучение, семинары по сенсорной интеграции;
  • проводит оценку сотрудников, работающих по методике;
  • оказывает консультативную помощь;
  • выполняет информационную и просветительскую работу (на сайте ассоциации выложена большая подборка теоретического и практического материала).

АССИ регулярно организовывает курсы от ведущих мировых экспертов. Одним из последних был семинар в октябре с Уллой Кислинг в Таллине. Известный немецкий эрготерапевт, автор программы «Сенсорная интеграция в Диалоге», провела трехдневный курс по своей методике.

Обучение за рубежом

Тем, кто планирует всерьез заниматься практикой СИ необходимо получить классическое базовое образование в Южно-Калифорнийском Университете (UCS). Помимо базового курса, здесь можно выбрать специализированную программу узкой направленности.

UCS готовят профессионалов по следующим направлениям:

  • программа сенсорной интеграции при аутизме;
  • работа в школе;
  • работа с нарушениями, связанными с питанием;
  • раннее вмешательство (до 3-х лет).

Все спецкурсы доступны только после окончания базового.

Программа состоит из трех модулей:

Модуль Описание Количество часов Стоимость, $*
1 Клинические основы 30 900
2 Оценка состояния и клиническое мышление 21 600
3 Лечение 21 600

* — Цены действительны на ноябрь 2018

На протяжении многих лет специалистов, заинтересованных в СИ, отпугивала цена обучения и необходимость поездки в США. Не так давно отделение профессиональной науки и трудотерапии университета открыли набор на онлайн-курсы.

Сейчас можно пройти обучение сенсорной интеграции специалистов дистанционно. При этом для занятий сенсорной интеграцией дома, без выезда в США, доступна не только базовая программа, но и специальные, узконаправленные курсы. На данный момент открыт набор на лето 2019.

По окончанию, участники получат такой же сертификат международного образца.

UCS ввел еще одно изменение в структуру своей работы: теперь информация о всех прошедших обучение и получивших сертификаты, будет собираться в общую базу данных. Что позволит родителям будущих пациентов легко проверить квалификацию специалиста. В целом, все произошедшие изменения сделали обучение СИ гораздо доступнее, что должно вскоре отразиться и на качестве услуг.

Видео

053

Источник: https://onlymama.ru/sensornye-narusheniya/sensornaya-integratsiya/obuchenie-sensornoj-integratsii-v-rossii/

Родителям о сенсорной интеграции

Консультация составлена учителем-дефектологом Щербининой О.В.

Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение.

Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.

Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.

Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка.

Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью.

Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма.

Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной недостаточности , развивается дисфункция обработки сенсорной информации.

Читайте также:  Они умеют манипулировать взрослыми

То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие.

Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками.

Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.

У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их.

Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию.

У детей же все моментально сказывается на поведении. Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый.

Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления.

Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо».

Признаки нарушения сенсорной интеграции

По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?

  • Нарушения обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще), мамино пение, тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.
  • Нарушения зрительной системы: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
  • Нарушения тактильного восприятия: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
  • Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений.

В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной –малочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство.

Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции.

Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.

Занятия сенсорной интеграцией

В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры.

Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения.

В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период.

Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.

Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер.

Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми.

Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС.

На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы»(преодоление препятствий) для этой же цели.

Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)

Сенсорная интеграционная терапия дома

Идеи для вестибулярной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.

— разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи для проприоцептивной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще

— обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу

— прививайте правило «вытянутой руки».

-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.

При высокой сенсорной чувствительности.

Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.

Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов

Идеи для обонятельной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

-ароматерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.

— использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.

— сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.

При высокой сенсорной чувствительности.

— избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы

— солнцезащитные очки

— создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам

— используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При высокой сенсорной чувствительности.

— закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки

— готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место

— беруши

— аудиоплеер

— создание огороженного рабочего места

Идеи для тактильной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой ,развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

При высокой сенсорной чувствительности.

— всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

— помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

— постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами

— учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).

Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем

— Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

— Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

— Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

— Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

— Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

-Неуклюж,не может правильно обогнуть предмет, человека — это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и вестибулярного аппарата.

Рекомендованы занятия: подвижные игры — прыжки со скакалкой, плавание, иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.

), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лёжа на животе с опорой на локти, кидание предметов.

Источник: http://rctver.ru/parents/173-roditelyam-o-sensornoj-integratsii.html

Ссылка на основную публикацию