Принципы физического воспитания детей с особенностями развития

Статья (средняя группа) на тему: Принципы физического воспитания

Принципы физического воспитания.

Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются закономерности, правила и требования, предъявляемые к воспитателю, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания.

Перечислим основные из этих принципов:

всестороннее и гармоническое развитие личности;

  1. связь физической культуры с жизнью;
  2. оздоровительная направленность физического воспитания;
  3. непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
  4. постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
  5. цикличное построение занятий;
  6. возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Общепедагогические принципы
Принцип осознанности и активности 

направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф.Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений.

Осознание техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии. Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи.

Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия; придумывает комбинации движений, их варианты, организовывает знакомые игры и придумывает свои.П.Ф.Лесгафт писал, что необходимо научить ребенка выполнять всякую работу по слову, приучать к большей самостоятельности в действиях и волевым проявлениям.

Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных Навыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется вовзаимосвязи знаний, умений, навыков.

Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности.

Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими мероприятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических занятий снижает функциональные возможности его организма и уровень физической подготовленности.

Усвоение движений, формирование двигательных навыков требуют их повторяемости. 

Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.

Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений.

Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий.

Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение 

принципа постепенности. И.П.Павлов писал, что в педагогике постепенность и тренировка являются основным физиологическим правилом.Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для создания двигательного образования ребенка.

Она предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.Принцип наглядности — предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением.Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении.

В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность.Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия.

Опосредованная наглядность представлена демонстрацией пособий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих представление о выполняемом действии.

Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности.При разучивании новых движений принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного, красивого, четкого показа (непосредственной зрительной наглядности).

Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания.

Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение принципа доступности в физическом воспитании требует от педагогов определения меры доступного.

Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выполнении определенного упражнения.Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом.

Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги получают путем тестирования и диагностирования, изучения результатов медико-педагогического контроля.Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не нанося ущерба его здоровью.

В процессе физического воспитания границы доступного для ребенка материала расширяются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.По мере развития физических и духовных сил ребенка изменяются педагогические и программные требования, предъявляемые к нему. Стимулируется его дальнейшее развитие.

Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые постепенно усложняются в различных формах двигательной деятельности, а также при распределении программного материала на занятиях. Использование подготовительных и подводящих упражнений способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков.

Реализация принципа доступности требует соблюдения последовательности в создании методических условий. Поскольку двигательные умения и навыки базируются на уже приобретенных умениях, важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений.

Распределение материала, основанного на связи каждого предыдущего занятия с последующим, обеспечивает усвоение программного содержания.Соблюдение преемственности занятий выражено в следующих правилах: от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному; от простого к сложному, от легкого к трудному.

Однако эти правила не всегда универсальны, и трудность физических упражнений требует регулирования координационной сложности и степени физических усилий ребенка .

Оптимальное построение системы занятий, заблаговременная и непосредственная подготовка на них к преодолению ребенком очередных трудностей способствуют методическому обеспечению в реализации принципа доступности в работе дошкольного учреждения.Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей малыша.

Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка.Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.

Принципы, отражающие закономерности физического воспитания
Принцип непрерывности — выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность и преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени.

Данный принцип обеспечивает развитие морфофункциональных свойств организма, которые развиваются и совершенствуются, подчиняясь «законам упражнения». Принцип непрерывности выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесса . Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания развивающее — тренирующих воздействий. Она выражает поступательный характер и гарантирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе физического воспитания.

Динамичность нагрузок зависит от закономерностей адаптации к ним ребенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.
Реализация потенциальных двигательных возможностей организма, прогрессивное изменение психофизических качеств происходит волнообразно и обеспечивает развивающее — тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.

Упорядочению процесса физического воспитания способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность ребенка.

Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование ребенка, его двигательные способности, функциональные возможности организма развиваются в физическом воспитании на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания (т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).
Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка.Подбор физических упражнений для ребенка направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни.Физические упражнения в сочетании с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма, способствуют значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функций желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.д.

Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/06/printsipy-fizicheskogo-vospitaniya

Принципы обучения детей движениям

Дошкольное воспитание

Страница 1 из 15

В книге освещен широкий круг вопросов, связанных с физическим воспитанием детей дошкольного возраста. Читатель найдет в ней сведении об организации и проведении гигиенической гимнастики, подвижных и спортивных игр, подборе упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.

От автора

В дошкольном возрасте закладываются основы здо ровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологичес ким процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка.

Известно, что детям в значительно большей степени, чем взрослым, присуща естественная потребность в дви жениях, которую обязательно нужно удовлетворять.

Дви жение — необходимое условие нормальной жизнедеятель ности организма человека. Кроме того, во время игр, фи зических упражнений ребенок познает и активно воспри нимает окружающий мир.

Все это способствует развитию психических процессов, формированию положительных нравственных и волевых качеств.

Неудивительно поэтому, что дети, систематически зани мающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятель ность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной час ти воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.

Читайте также:  Кормление лежачих особенных детей

К сожалению, некоторые родители полагают, что физи ческие упражнения и подвижные игры — ненужные дет ские забавы.

Поэтому они не уделяют необходимого вни мания развитию у ребенка таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, считая, что со временем, когда он подрас тет, все это появится само собой.

Они не понимают, что все жизненно важные движения успешно развиваются только тогда, когда ребенку созданы соответствующие ус ловия для занятий физическими упражнениями.

Основная задача этой книги — ознакомить родителей и воспитателей дошкольных учреждений с организацией физического воспитания детей 3—7 лет.

В ней рассказывается о том, как растить детей здоро выми, закаленными, физически крепкими, как использо вать разнообразные средства физической культуры для их всестороннего развития.

Приведены сведения об опти мальном режиме дошкольника, формировании правильной осанки и профилактике плоскостопия, закаливании, орга низации утренней гимнастики и занятий физической куль турой, а также методические советы по обучению основным движениям, упражнениям спортивного характера и т. д.

В книге использованы некоторые методические советы по обучению детей основным движениям и упражнениям спортивного характера, которые в свое время разрабаты вались кандидатами педагогических наук Т. И. Осокиной и Е. А. Тимофеевой.

Свои замечания и пожелания просим присылать по адресу: Киев, ул. Кирова, 7, издательство Здоров'я .

Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд. перераб. и доп. — Киев. Здоров'я, 1979. — 232 с. (Библ. для родителей и детей).

Обучение основным движениям дошкольников

Введение

1. Теоретические основы обучения основным движениям детей дошкольного возраста

1.1 Особенности развития основных движений дошкольника

1.2 Характеристика основных движений у детей дошкольного возраста

1.3 Развитие и совершенствование основных движений у дошкольников

2. Программа воспитания детей в детских садах по развитию двигательных качеств у детей разного возраста

2.1. Принципы, регламентирующие деятельность воспитателя по физической культуре

2.2. Основные задачи и направления в развитии двигательных качеств дошкольников

2.3 Особенности методики развития двигательных качеств дошкольников

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Содержание методики развития двигательных качеств в дошкольных учреждениях по-прежнему носит классический характер. Но вместе с тем все чаще и чаще имеют место различные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физических упражнений в новых интерпретациях

В качестве одного из видов воспитания физическое воспитание представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитуемых на реализацию задач воспитательно-образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). однако физическое воспитание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов воспитания. они заключаются в том, что характеризуют, прежде всего, процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития двигательных качеств человека, совокупность которых в решающей степени определяет его физическую дееспособность

Объект исследования — целенаправленный педагогический процесс в дошкольном учреждении

Предмет исследования — физические качества дошкольников

Цель — Изучить проблему обучения основным движениям дошкольника

Задачи:

— выявить особенности обучения основным движениям дошкольников

— анализ основных задач и направлений в развитии двигательных качеств дошкольников

— рассмотреть особенности методики развития двигательных качеств дошкольников

Актуальность курсовой работы заключается в рассмотрении и обучении основным движениям дошкольников с целью их физического развития

двигательный физический физкультура дошкольник

1. Теоретические основы обучения основным движениям детей дошкольного возраста

2. Программа воспитания детей в детских садах по развитию двигательных качеств у детей разного возраста

Список использованной литературы

Принципы обучения детей движениям (консультация для педагогов)

Ирина Дельнова
Принципы обучения детей движениям (консультация для педагогов)

Принцип развивающего обучения. При обучении движениям следует учитывать«зону ближайшего развития». т. е. предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережать его.

Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения обязательно решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно – волевых качеств).

Принцип сознательности. Основополагающий принцип обучения движениям. Он предполагает понимание детьми сути производимого ими того или иного движения. Начиная с 3-х лет постепенно подводим ребёнка к пониманию сути движения. умению сравнивать качественные характеристики (темп, ритм, амплитуду, мышечно ощущать его.

Принцип систематичности. Суть принципа раскрывается в ряде положений, касающихся физкультурных занятий, чередования нагрузки и отдыха, взаимосвязи между различными сторонами содержания занятий.

Принцип наглядности. Заключается в создании у ребёнка при помощи различных органов чувств представления о движении. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в регулировании движения. можно говорить о зрительной, слуховой, тактильно – мышечной наглядности.

Принцип доступности. Предусматривает обучение детей с учетом возрастных. половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности.

Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

Обучение надо вести в несколько замедленном темпе.

Принцип индивидуализации. Обязывает учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, обеспечить здоровый образ жизни в дошкольном учреждении каждого ребёнку с учетом его здоровья, развития, интересов, дифференцировать задания, физические нагрузки, а также приемы педагогического воздействия .

Принцип оздоровительной направленности.

Специфический принцип физического воспитания – средствами физических упражнений укреплять здоровья; физические нагрузки давать адекватно возрасту, полу ребёнка, уровню физического развития и здоровья; сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами; включать в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики, упражнения для повышения выносливости; повышать двигательную активность, осуществлять медицинский контроль за физическим развитием; обеспечивать рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создавать оптимальные условия для игр и занятий детей. Воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Использование современного развивающего оборудования в ДОУ для обучения детей движениям в условиях реализации ФГОС С введением ФГОС дошкольного образования задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей заняли первоочередное значение.

Деловая игра «Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста ЭМП» Деловая игра Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. .

Консультация для педагогов «Этапы обучения детей старшего дошкольного возраста словотворчеству» «Этапы обучения детей старшего дошкольного возраста словотворчеству»Слово– носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Обучение детей имитационным движениям Консультация для педагогов. «Обучение детей имитационным движениям». Имитационным движениям (сказочных животных)можно обучать детей на.

Консультация для родителей «О необходимости обучения плаванию детей в теоретическом наследии зарубежных и русских педагогов» О необходимости обучения плаванию детей в теоретическом наследии зарубежных и русских педагогов. Со времени своего появления на Земле человек.

Консультация «Принципы взаимодействия с родителями и условия, необходимые для включения семьи в ОП доо» Слайд 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Источники: http://www.ckofr.com/doshkolnoe-vospitanie/124-vilchkovskij-fizicheskaya-kultura-detej-doshkolnogo-vozrasta%3Fstart%3D2, http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00113719_0.html, http://www.maam.ru/detskijsad/principy-obuchenija-detei-dvizhenijam-konsultacija-dlja-pedagogov.html

Комментариев пока нет!

Источник: http://orebenkah.ru/obuchenie-detej/principy-obuchenija-detej-dvizhenijam.html

Принципы адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

С.Ю.Максимова , Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) — 2013

В статье рассматриваются ведущие, ключевые положения организации процесса адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Автором выделяется в качестве ведущего принцип обеспечения единства физического и психического развития детей в процессе двигательной подготовки.

Так же, как необходимые, в статье представлены принципы общей дидактики, специальной педагогики и физического воспитания. Автором подчеркивается их взаимосвязь и единство воздействия в процессе достижения цели педагогического воздействия адаптивного физического воспитания детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, принципы адаптивного физического воспитания, единство физического и психического развития.

В дидактике под принципом понимается выражение педагогической концепции, данное в категориях деятельности. Так же это знание о целях, сущности, содержании и структуре обучения, сформулированное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики [1, 2].

Поскольку дидактика есть неотъемлемая часть педагогики, то и дидактические принципы предназначаются не только задачам обучения, но и воспитания, и развития.

В свете преломления данных положений в области адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), основные принципы организации практики, дополнительно к вышеуказанным, служат еще и коррекционным целям [3, 4].

В представленной концепции педагогические принципы целесообразнее рассматривать с позиции их взаимосвязи, всеобщности характера, устанавливающего содержание и реализацию педагогического процесса.

Это позволяет строже учитывать конкретные условия обучения, совершать их учет на основе мобильного использования вытекающих из принципов взаимообусловленных требований, правил и подбора соответствующих обстоятельствам методов.

Такая система принципов разрешает целостно рассматривать образовательный процесс и открывает возможность комплексного подхода к его модернизации (рисунок 1).

Ведущим системообразующим принципом в концепции является принцип единства физического и психического развития. Он выражает ведущую цель функционирования педагогической системы, связывает воедино основные педагогические категории — обучение, воспитание, коррекцию, определяя их соподчиненность.

Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены на активное физическое и психическое развитие детей с ЗПР, формирование их личностных интеллектуальных характеристик, на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление имеющихся у них физических и психических недостатков.

Читайте также:  Уход за «лежачим» особенным ребёнком с переломом бедра

Реализация этого принципа ориентирует построение педагогического процесса с установкой на общие образовательные ориентиры, а так же цели коррекции отклонений психического развития.

Ведущий принцип взаимосвязан с принципом социокультурной соотнесенности. Он выражает требование строить образовательный процесс для дошкольников с ЗПР в соответствии с законами окружающей ребенка природной и социальной среды. Его реализация ориентирует на создание положительной социальной позиции ребенка с отклонениями в психической сфере.

Принцип научности и связи теории с практикой предполагает организацию педагогического процесса, базирующегося на достижениях различных областей науки (физиологии, психологии, социологии, медицины). В нем содержатся ориентировки на соответствие основным образовательным ориентирам современной педагогики.

Так гуманистическая направленность предполагает: учет естественных, социальных и образовательных потребностей детей дошкольного возраста с ЗПР, обусловленных особенностями их дизонтогенеза; направленность на всестороннее развитие детей в ходе двигательной активности, совершенствование личности, формирование физической готовности к жизни.

Принцип систематичности и системности включает в себя важные требования логичности, последовательности и преемственности в изложении знаний. Это позволяет каждому последующему этапу педагогического процесса базироваться на предшествующем и продолжать его. Системность выражается в требованиях организации педагогического процесса как целостного и неразрывного явления.

Принцип компенсаторной направленности обучения состоит в том, чтобы с помощью специально подобранных физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных структурах детей дошкольного возраста с ЗПР за счет активизации сохранных функций, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию.

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает организацию педагогического процесса на основе учета индивидуальных и общегрупповых особенностей воспитуемых.

У детей дошкольного возраста с ЗПР это возможно путем распределения их на относительно однородные группы в соответствии с характеристиками обучаемости и состояния здоровья, социального развития.

Индивидуализация педагогического развития предполагает ориентирование на конкретные способности и возможности каждого ребенка.  

Рисунок 1. Принципы педагогической системы адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Деятельностный принцип коррекции предполагает построение образовательного процесса в соответствии с ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игрой.

Это обуславливает организацию и проведение занятий на игровой основе, использование игровых методов в малых формах адаптивного физического воспитания.

Коррекционная направленность этого процесса ориентирует использование музыкально-игровых занятий с целью коррекции психической сферы детей.

Принцип диагностирования, учета возрастных особенностей, зоны ближайшего развития ориентирует на необходимость использования в практической работе результатов комплексного изучения детей с ЗПР, выявленных особенностей задержек развития, характеристик соматического здоровья, нарушений двигательного характера.

Принцип учета зоны ближайшего развития предполагает ориентацию педагогического процесса на такой уровень подготовки, который бы обеспечил детям с ЗПР полноценную деятельность по окончании образовательного процесса. В рамках дошкольного воспитания весь педагогический процесс имеет направленность на подготовку к школьному обучению.

Принцип сознательности и активности ориентирует на необходимость осуществления педагогического воздействия на фоне заинтересованности детей в предстоящей двигательной музыкально-игровой деятельности, их активном сознательном участии и осознании важности выполняемой работы.

Принцип наглядности, доступности и прочности ориентирует на построение процесса обучения детей с опорой на сенсорное восприятие.

Соблюдение этого принципа является достаточно важным, поскольку опора на зрительные ориентиры позволяет более эффективно решать задачи обучающего и коррекционного характера.

Доступность ориентирует на использование в коррекционно-оздоровительном процессе разнообразных средств физической культуры, соответствующих возрасту дошкольников с ЗПР и вызывающих адекватные психофизические реакции.

Принцип создания положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата регулирует коммуникативную сторону обучения, характер взаимоотношений в детском коллективе, разрешает деловое сотрудничество между педагогом и воспитанниками, создания атмосферы доверия и доброжелательности.

Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения раскрывает организационную сторону педагогического процесса. Он указывает на необходимость индивидуальных коррекционных занятий с детьми, имеющими стойкие нарушения психофизической сферы. Сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения обеспечит наиболее высокий результат коррекционно-педагогической работы.

В представленной системе принципов каждый из них действителен только при условии всех остальных. Они не просто взаимосвязаны и дополняют друг друга, их взаимодействие выступает как действие и преломление каждого из принципов через все другие.

Литература

1. Блауберг, И.В. Системный подход как современное общенаучное направление / И.В. Блауберг, Б.Г. Юдин // Диалектика и системный анализ. — М.: Наука, 1986. — 300 с. 2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И.

Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. Л.П. Сластёнина. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с. 3. Евсеев, С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2013.

— 388 с.

4. Малофеев, Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Альманах института коррекционной педагогики. — 2010. — № 14. — С. 23-30.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) — 2013

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/principy_adaptivnogo_fizicheskogo_vospitanija_detej_doshkolnogo_vozrasta_s_zaderzhkoj_psikhicheskogo_razvitija/36-1-0-4571

принципы физического воспитания

Под словом «принципы» в педагогике понимают самые важные и значимые положения, отражающие закономерности воспитания. Они направляют деятельность преподавателя и учеников к поставленной цели с меньшими затратами как сил, так и времени.

В теории, а также в практике физического воспитания имеются самые разнообразные виды принципов такие как: общие принципы, методические принципы, принципы, которые отражают специфику видов данного воспитания. Все они напрямую связаны между собой и образуют целостную систему принципов. К общим принципам относятся последующие принципы:

— принцип взаимосвязи физического воспитания с деятельностью в течении всей жизни человека;

— принцип всестороннего и гармоничного развития;

— принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития

Каждый должен стремиться к тому, чтобы быть полезным обществу. Но это может быть реализовано лишь людьми с всесторонне развитыми духовными, а также физическими силами.

Такими личностями могут стать лишь под влиянием конкретных общественных условий жизни, среди которых особенная роль отведена физическому воспитанию.

Всестороннее развитие отражает биологическую закономерность, необходимость в гармоническом развитии всех систем человека, который, и в общественном отношении, и в собственных биологических особенностях, целостная социальная личность.

Все это обуславливает многосторонние свойство воздействий на человека во время физического воспитания и определяет связь между разнообразными видами воспитания, которые в свою очередь должны учитываться и целеустремленно применяться в физическом воспитании.

Данный принцип раскрывается в таких положениях:

— обеспечение целостности всех сторон воспитания, которые формируют гармонически развитого человека.

В процессе физического воспитания и иных формах применения физкультуры, требуется комплексный подход в решении поставленных задач эстетического, физического, умственного, а также трудового воспитания.

Лишь в данном случае развитые физические качества, достижения в спорте несут ценность и глубокое содержание;

— обеспечение общей физической подготовленности.

Комплексное применение факторов физической культуры требуется для полноценного развития жизненно важных физических качеств, совместно с формированием обширного фонда двигательных умений, требуемых на протяжении всей в жизни. Следовательно обеспечение целостности общей

и специализированной физической подготовки- жизненно важно. Духовный мир каждого из нас формируется под влиянием внешней и, первоочередно, социальной среды, а еще за счет активных действий человека, которые направлены на изменение окружения и самого себя.

В зависимости от уровня физического, а также духовного развития личности появляются возможности для воплощения в жизнь задач эстетического, умственного воспитания. Принцип включает следующие требования:

— соблюдение целостности разнообразных сторон воспитания;

— обеспечение общей физической подготовленности.

Требования общей физической подготовленности основаны на одной из

Базисных закономерностей развития человека, а именно неразрывную взаимосвязь

всех систем организма. Всесторонняя физическая подготовка являет собой основу абсолютно любого вида деятельности, а также служит источником как для моральных, так и для физических сил личности.

Источник: http://www.vospityvaem.ru/fizicheskoe/principy-fizicheskogo-vospitaniya.html

Принципы физического воспитания



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

1. Разностороннее развитие ребенка. Предполагает: активизацию мыслительной деятельности; создание условий, в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения; упражнения в трудовых действиях; фиксация внимания ребенка на эстетике окружения; эмоциональное восприятие ритма, музыки.

2. Принцип гуманизации.

Предполагает отказ от авторитарных форм общения; физическое, психическое и социальное благополучие – лежит в основе любого педагогического процесса независимо от выбранной системы; организация физического воспитания на основе комфортности, учета желаний и настроения ребёнка; знание воспитателей задач и способов их реализации знать «куда и как вести ребенка и уметь это делать».

3. Демократизация физического воспитания. Предполагает: предоставление воспитателю права свободного выбора форм, средств и методов работы.

Читайте также:  Как не надо говорить с «особыми» мамами

Но это право должно гарантировать высокие результаты здоровья, физического развития, двигательной подготовленности по сравнению с исходными данными; умение воспитателя определять ближайшую зону здоровья, физического и двигательного развития детей, находить наиболее результативные средства, формы и методы работы, объединяя их в систему; умение воспитателя оценить эффективность использованных методов, методик.

4. Принцип индивидуализации ― обязывает обеспечить здоровый образ жизни в детском саду каждому из детей с учетом их здоровья, развития, интересов.

Систему организации физического воспитания в дошкольных учреждениях можно представить в виде таблицы (табл 1,2 рассмотреть в сравнении).

Физкультурные занятия ведущий элемент системы – её основная форма. Именно на занятиях происходит ознакомление детей содержанием физического воспитания предусмотренного программой. Следовательно на занятиях будут доминировать приёмы прямого обучения (показ, объяснение и др.

В утреннюю гимнастику и другие формы оздоровительной работы включаются упражнения разученные на физкультурных занятиях. Поэтому показ практически не нужен.

Такие формы физического воспитания физкультурные развлечения, праздники, элементарный туризм способствуют закреплению полученных знаний, побуждают детей использовать приобретённый двигательный опыт.

Продуманная педагогическая стратегия обеспечит преемственность разных форм физического воспитания и придаст завершенность педагогическому процессу.

43. Связь теории и методики физического воспитания с другими науками.

ТиМФВ связана с комплексом научных дисциплин: дисциплинами медика — биологического цикла, психолого – педагогического цикла, естественно – научные дисциплины.

ТиМФ являясь самостоятельной наукой интегрирует достижения смежных наук и представляет собой систему педагогических воздействий для достижения результатов физического воспитания.

Дисциплины медико-биологического цикла, такие как, физиология, анатомия, медицина, биология изучают процедуры биологического развития ребенка. Каждая из них изучает определенную сторону физического развития.

Дисциплины психолого –педагогического цикла: общая теория физической культуры и воспитания, общей и дошкольной педагогикой, психологией физической культуры и спорта, детской, возрастной, социальной психологией, философией и др.

Естественно-научные дисциплины: физиология, биомеханика физических упражнений, анатомию, педиатрию нейропсихологию, гигиену, медика – педагогический контроль и др.

Благодаря комплексному использованию смежных наук изучены социальные закономерности развития и организации физической культуры, особенности воздействия физических упражнений на телесное и психическое развитие ребенка; выявлены закономерности формирования двигательных умений и навыков, определены законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия.

24. Источники и основные направления развития.

Методологической основой предмета являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области философии, психологии, медицины, биологии, физиологии и других наук о взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка; жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма. Эти положения нашли отражения в работах И.М Сеченова, И.П. Павлова их учеников и последователей – Н.И Красногорского, Н.И. Касаткина, Н.М. Щелованова; психологов – Л.С Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.

Естественно-научную и психолого-педагогическую основу этой теории составляет учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Оно позволяет понять закономерности формирования двигательных навыков, особенности построения движений и развитие психофизических качеств; методически правильно построить процесс обучения и воспитания.

Детский организм рассматривается как единая саморегулируемая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологические и функциональные процессы.

Современная психофизиология утверждает: физиологическое и психологическое являются функцией одной и той же рефлекторной отражательной деятельности. Исследования показывают, что психическая деятельность ребенка носит условно-рефлекторный характер и формируется на протяжении детства под воздействием воспитания.

Работы (И.М Сеченова, И.П. Павлова их учеников и последователей – Н.И Красногорского, Н.И. Касаткина, Н.М. Щелованова).

Работы психологов Л.С Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна свидетельствуют, что ни одно из качеств человеческой психики – воля, память, мышление, творчество и др.

не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они формируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Не даны по наследству и жизненно важные двигательные действия и движения().

Предоставленный самому себе ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет. Даже этому его приходится учить. От рождения движения не являются свойствами человеческой личности, человеческой жизнедеятельности. Они могут сделаться таковыми только в процессе их человеческого, социально-исторически запрограммированного способа употребления.

По мере того как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и личность как индивидуальная совокупность как «индивидуальная совокупность человечески-функциональных органов».

В этом смысле возникновение личности представляет собой процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей вовне и совершенно независимо от этого материала (3, с.33).

Таким образом, человек как биосоциальное существо – единственное живое создание, познающее и преобразующее не только окружающую среду, но и себя самого.

Экспериментальное доказательство И.М. Сеченовым, позже И.П. Павловым того, что психическая деятельность происходит не самопроизвольно, а в тесной зависимости от телесной деятельности и от окружающих условий внешнего мира, позволило И.М.Сеченову утверждать, что все внешние проявления мозговой деятельности человека действительно могут быть сведены на мышечное движение.

Согласно психологической теории, действие является квинтэссенцией деятельного подхода к развитию личности (4).

На важность целенаправленной работы по развитию и совершенствованию собственных движений указывали также ученые А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Таким образом, подчеркнем еще раз, специфику произвольного действия составляет его осознание.

Осознанное, разумное действие требует тренировки двигательного аппарата с участием сознания. Осознанное действие является не только быстрым, но и точным (исследования Н.Д.Гордеевой, О.И. Кокарековой (5).

Одной из важнейших проблем теории и методики физического воспитания и развития является проблема превращения движения ребенка в свободное разумное действие.

Влияние тела на состояние нервной системы огромно. Первоначальное значение для протекания психических процессов имеет физическая активность. Между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует теснейшая связь.

В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные клетки (проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы.

Физиологические исследования подтверждают, что многие функции центральной нервной системы зависят от активности мышц.

Источник: https://megapredmet.ru/1-68929.html

1. Взаимосвязь и особенности различных сторон физического воспитания

Понятие методики в педагогической теории и практике охватывает совокупность средств, методов и методических приемов, характеризующих в целом путь реализации образовательных или воспитательных задач. Методика базируется на некоторых общих принципах и в то же время имеет особенности в каждом конкретном разделе обучения или воспитания.

Исходя из существа двух основных сторон физического воспитания, различают методику обучения движениям (двигательным действиям) и методику воспитания физических качеств. Эти два крупных раздела методики имеют как общие, так и отличительные черты.

Особенности процесса обучения движениям определяются тем, что в основе его лежат закономерности, по которым происходит целенаправленное формирование двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Главные методические проблемы заключаются здесь в выборе оптимальных путей разучивания, закрепления и совершенствования техники физических упражнений, в последовательном использовании средств, методов и приемов, которые гарантировали бы необходимый эффект обучения.

Методика же воспитания физических качеств подчинена закономерностям, по которым происходит управление их развитием.

Главные методические проблемы состоят здесь в выборе и последовательном использовании средств, методов и приемов, наиболее эффективно обеспечивающих направленное развитие силы, быстроты, выносливости и других физических качеств [10].

Обучение движениям и воспитание физических качеств отчасти совпадают, поскольку лежащие в их основе закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей едины.

Выполняя физические упражнения с целью обучения, всегда проявляют определенные физические качества и тем самым содействуют в той или иной мере их развитию, а воспитывая физические качества, так или иначе влияют на результаты и сам процесс освоения двигательных действий.

Поэтому грань между обучением движениям и воспитанием физических качеств можно провести лишь с некоторой условностью. Но она существует и воплощается во вполне реальных методических особенностях. Например, закономерным для методики начального разучивания двигательных действий является облегчение условий их выполнения, в том числе и физической нагрузки.

Напротив, одна из основных закономерностей методики воспитания физических качеств состоит в постепенном увеличении нагрузки как по объему, так и по интенсивности.

Несовпадение закономерностей обучения движениям и воспитания физических качеств выражается, в частности, в том, что неплохая обученность технике физических упражнений может сочетаться с относительно невысокой степенью развития физических качеств. И наоборот, сравнительно высокая степень развития какого-либо физического качества, скажем силы, достигнутая в результате физического воспитания, далеко не всегда сочетается со столь же развитым умением рационально пользоваться этим качеством [4].

Отсюда следует, что для понимания существа методики физического воспитания необходимо иметь в виду как то общее, что объединяет различные стороны процесса физического воспитания, так и особенности, отличающие их. То же самое относится к внутренним подразделам методики.

Методика обучения движениям подразделяется на методику первоначального освоения каждого отдельного двигательного действия, методику углубленного разучивания, методику закрепления и совершенствования его.

Методика воспитания физических качеств дифференцируется в зависимости от особенностей путей воспитания каждого из них и применительно к задачам совершенствования конкретных двигательных способностей [3].

Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в современном обществе, — это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной направленности.

Есть вместе с тем ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач.

Это принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности и индивидуализации, наглядности, прочности и прогрессирования

Большинство названных принципов совпадает по наименованию с известными общедидактическими принципами. Поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы педагогики. Но последние получают в сфере физического воспитания соответствующую конкретизацию и дополняются специальными положениями, отражающими его особенности [10].

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/36649

Ссылка на основную публикацию