Продолжительность жизни «лежачих» детей с особенностями психофизического развития

Пневмония при дцп тяжелом — Пневмония

С диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) я живу с рождения. Точнее — с годовалого возраста (примерно тогда врачи наконец-то определили, как называется то, что со мной происходит).

Я окончила спецшколу для детей с ДЦП, а через 11 лет пришла туда работать. С тех пор прошло уже 20 лет… По самым скромным подсчетам, я знаю, более или менее близко, больше полутысячи ДЦПшников.

Думаю, этого достаточно для того, чтобы развеять мифы, которым склонны верить те, кто столкнулся с этим диагнозом впервые.

Миф первый: ДЦП — тяжелое заболевание

Не секрет, что многие родители, услышав от врача этот диагноз, испытывают шок.

Особенно в последние годы, когда СМИ все чаще и чаще рассказывают о людях с тяжелой формой ДЦП — о колясочниках с поражением рук и ног, невнятной речью и постоянными насильственными движениями (гиперкинезами).

Им и невдомек, что многие люди с ДЦП нормально говорят и уверенно ходят, а при легких формах вообще не выделяются среди здоровых. Откуда же берется этот миф?

Как и многие другие заболевания, ДЦП варьируется от легкой до тяжелой степени. По сути, это даже не болезнь, а общая причина целого ряда расстройств.

Ее суть — в том, что во время беременности или родов у младенца оказываются поражены отдельные участки коры головного мозга, в основном те, которые отвечают за двигательные функции и координацию движений.

Это и вызывает ДЦП – нарушение правильной работы отдельных мышц вплоть до полной невозможности управлять ими. Медики насчитывают более 1000 факторов, которые могут запустить этот процесс. Очевидно, что разные факторы вызывают разные последствия.

Традиционно выделяются 5 основных форм ДЦП, плюс смешанные формы:

Спастическая тетраплегия – самая тяжелая форма, когда больной из-за чрезмерного напряжения мышц не в состоянии управлять ни руками, ни ногами и нередко испытывает сильные боли. Ею страдает только 2% людей с ДЦП (здесь и далее статистика взята из Интернета), но именно о них чаще всего рассказывают в СМИ.

Спастическая диплегия – форма, при которой сильно поражены либо верхние, либо нижние конечности. Чаще страдают ноги – человек ходит с полусогнутыми коленями. Для болезни Литтля, наоборот, характерно сильное поражение рук и речи при относительно здоровых ногах. Последствия спастической диплегии имеют 40% ДЦПшников.

При гемиплегической форме поражены двигательные функции руки и ноги с одной стороны тела. Ее признаки есть у 32%.

У 10 % людей с ДЦП основная форма – дискинетическая или гиперкинетическая. Для нее характерны сильные непроизвольные движения – гиперкинезы – во всех конечностях, а также в мышцах лица и шеи. Гиперкинезы часто встречаются и при других формах ДЦП.

Для атаксической формы характерен пониженный тонус мышц, вялые замедленные движения, сильное нарушение равновесия. Она наблюдается у 15% больных.

Итак, малыш родился с одной из форм ДЦП. А дальше включаются другие факторы — факторы жизни, которая, как известно, у каждого — своя. Поэтому то, что происходит с ним после года, правильнее называть последствиями ДЦП.

Они могут быть совершенно разными даже в рамках одной формы.

Знаю человека со спастической диплегией ног и довольно сильными гиперкинезами, который окончил мехмат МГУ, преподает в институте и ходит в турпоходы со здоровыми людьми.

С ДЦП рождается, по разным данным, 3-8 младенцев из 1000. Большинство (до 85 %) имеет легкую и среднюю тяжесть заболевания. Это значит, что многие люди просто не связывают особенности их походки или речи со «страшным» диагнозом и считают, что в их окружении ДЦПшников нет. Поэтому единственный источник сведений для них — публикации в СМИ, которые отнюдь не стремятся к объективности…

Есть мнение, что Леонардо да Винчи с детства страдал правосторонним спастическим гемипарезом, одной из разновидностей ДЦП, нетяжелая форма. Он хромал на правую ногу и не мог полноценно пользоваться правой рукой, потому и писал, и рисовал левой.

Миф второй: ДЦП излечим

Для большинства родителей детей с ДЦП этот миф крайне привлекателен.

Не задумываясь о том, что нарушения в работе мозга сегодня не исправляются никакими средствами, они пренебрегают «неэффективными» советами рядовых врачей, тратя все сбережения и собирая огромные суммы с помощью благотворительных фондов, чтобы оплатить дорогостоящий курс в очередном популярном центре.

Между тем, секрет облегчения последствий ДЦП отнюдь не столько в модных процедурах, сколько в постоянной работе с малышом начиная с первых недель жизни.

Ванны, обычные массажи, игры с распрямлением ножек и ручек, поворотами головы и выработкой точности движений, общение — вот та база, которая в большинстве случаев помогает организму ребенка частично компенсировать нарушения. Ведь главная задача раннего лечения последствий ДЦП — не исправление самого дефекта, а предупреждение неправильного развития мышц и суставов. А этого можно достичь только ежедневным трудом.

Миф третий: ДЦП не прогрессирует

Так утешают себя те, кто столкнулся с нетяжелыми последствиями заболевания. Формально это верно – состояние мозга действительно не меняется.

Однако даже легкая форма гемиплегии, практически не заметная окружающим, уже к 18 годам неизбежно вызывает искривление позвоночника, которое, если им не заниматься, — прямой путь к раннему остеохондрозу или межпозвонковым грыжам. А это – сильные боли и ограничение подвижности вплоть до невозможности ходить.

Подобные типичные последствия есть у каждой формы ДЦП. Беда лишь в том, что в России эти данные практически не обобщаются, а потому растущих ДЦПшников и их родных никто не предупреждает об опасностях, подстерегающих в будущем.

Гораздо лучше известно родителям, что пораженные участки мозга становятся чувствительными к общему состоянию организма. Временное усиление спастики или гиперкинезов могут вызвать даже банальный грипп или скачок давления. В редких случаях нервное потрясение или серьезное заболевание вызывают резкое длительное усиление всех последствий ДЦП и даже появление новых.

Разумеется, это не значит, что людей с ДЦП надо содержать в тепличных условиях. Наоборот: чем крепче организм человека, тем легче он адаптируется к неблагоприятным факторам. Однако если процедура или физическое упражнение регулярно вызывают, к примеру, усиление спастики, от них нужно отказаться. Ни в коем случае нельзя делать что-либо через «не могу»!

Особое внимание должны проявлять родители к состоянию ребенка с 12 до 18 лет. В это время даже здоровые дети испытывают серьезные перегрузки из-за особенностей перестройки организма.

(Одна из проблем этого возраста – рост скелета, опережающий развитие мышечных тканей.) Знаю несколько случаев, когда ходячие дети из-за проблем с коленными и тазобедренными суставами в этом возрасте садились на коляску, причем навсегда.

Именно поэтому западные врачи не рекомендуют ставить на ноги ДЦПшников 12-18 лет, если до этого они не ходили.

Миф четвертый: всё от ДЦП

Последствия ДЦП бывают самые разные, и все же их перечень ограничен.

Однако близкие людей с этим диагнозом порой считают ДЦП причиной не только нарушения двигательных функций, а также зрения и слуха, но и таких явлений как аутизм или синдром гиперактивности.

А главное – считают: стоит вылечить ДЦП – и все остальные проблемы решатся сами собой. Между тем, даже если причиной болезни действительно стал ДЦП, лечить надо не только его, но и конкретное заболевание.

В процессе родов у СильвестраСталлоне были частично повреждены нервные окончания лица — часть щеки, губ и языка актера так и остались парализованными, впрочем невнятная речь, ухмылка и большие грустные глаза стали в дальнейшем визитной карточкой.

Особенно забавно фраза «У вас же ДЦП, чего вы хотите!» звучит в устах врачей. Не раз и не два я слышала ее от докторов разных специальностей. В этом случае приходится терпеливо и настойчиво объяснять, что хочу я того же, что и любой другой человек, – облегчения собственного состояния.

Как правило, врач сдается и назначает те процедуры, которые мне необходимы. В крайнем случае, помогает поход к заведующему.

Но в любом случае, сталкиваясь с тем или иным заболеванием, человеку с ДЦП приходится быть особенно внимательным к себе и порой подсказывать врачам нужное лечение, чтобы свести к минимуму негативное воздействие процедур.

Миф пятый: с ДЦП никуда не берут

Здесь утверждать что-либо с опорой на статистику крайне сложно, ибо надежных данных попросту нет. Однако, если судить по выпускникам массовых классов спецшколы-интерната № 17 г. Москвы, где я работаю, лишь единицы после школы остаются сидеть дома.

Примерно половина поступает в специализированные колледжи или отделения вузов, треть — в обычные вузы и колледжи, кое-кто сразу идет работать. В дальнейшем трудоустраивается не менее половины выпускников. Иногда девушки после окончания школы быстро выходят замуж и начинают «работать» мамой.

С выпускниками классов для детей с умственной отсталостью ситуация сложнее, однако и там около половины выпускников продолжает учебу в специализированных колледжах.

Этот миф распространяют в основном те, кто не в состоянии трезво оценить свои способности и хочет учиться или работать там, где ему вряд ли удастся соответствовать предъявляемым требованиям. Получая отказ, такие люди и их родители нередко обращаются в СМИ, стремясь силой добиться своего. Если же человек умеет соизмерять желания с возможностями, он находит свой путь без разборок и скандалов.

Показательный пример – наша выпускница Екатерина К., девушка с тяжелой формой болезни Литтля. Катя ходит, но может работать на компьютере всего одним пальцем левой руки, а ее речь понимают только очень близкие люди.

Первая попытка поступить в вуз на психолога не удалась – посмотрев на необычную абитуриентку, несколько преподавателей заявили, что отказываются ее учить. Через год девушка поступила в Академию печати на редакторский факультет, где была дистанционная форма обучения.

Учеба пошла настолько успешно, что Катя стала подрабатывать сдачей тестов за своих однокашников. Устроиться после окончания вуза на постоянную работу ей не удалось (одна из причин – отсутствие трудовой рекомендации МСЭ).

Однако время от времени она работает модератором учебных сайтов в ряде вузов столицы (трудовой договор оформляется на другого человека). А в свободное время пишет стихи и прозу, выкладывая произведения на собственный сайт.

Сухой остаток

Что же я могу посоветовать родителям, которые узнали, что у их малыша ДЦП?

Прежде всего – успокоиться и постараться уделять ему как можно больше внимания, окружая его (особенно в раннем возрасте!) только положительными эмоциями.

При этом постарайтесь жить так, будто в вашей семье растет обычный ребенок – гуляйте с ним во дворе, копайтесь в песочнице, помогая своему малышу наладить контакт со сверстниками.

Не нужно лишний раз напоминать ему о болезни – ребенок должен сам прийти к пониманию своих особенностей.

Второе – не уповайте на то, что рано или поздно ваш ребенок будет здоровым. Примите его таким, какой он есть. Не следует думать, что в первые годы жизни все силы надо бросить на лечение, оставив развитие интеллекта «на потом». Развитие ума, души и тела взаимосвязаны.

Очень многое в преодолении последствий ДЦП зависит от желания ребенка их преодолеть, а без развития интеллекта оно просто не возникнет. Если же малыш не понимает, зачем нужно терпеть дискомфорт и трудности, связанные с лечением, пользы от таких процедур будет немного.

Третье – будьте снисходительны к тем, кто задает нетактичные вопросы и дает «глупые» советы. Помните: недавно вы сами знали о ДЦП не больше, чем они. Постарайтесь спокойно вести такие разговоры, ведь от того, как вы будете общаться с окружающими, зависит их отношение к вашему ребенку.

А главное – верьте: у вашего ребенка всё будет хорошо, если он вырастет открытым и доброжелательным человеком.

Использованные источники: neinvalid.ru

Детский церебральный паралич в легкой форме – симптоматика и способы лечения заболевания

Под понятием «детский церебральный паралич» принято подразумевать совокупность нарушений двигательной сферы, которые могут проявляться в различных формах и возникают по причине повреждения центральной нервной системы ребенка.

Для легкой формы ДЦП характерно появление не очень выраженных трудностей с мелкой моторикой.

Данная форма заболевания легче всего поддается успешному лечению. Главное – своевременно установить верный диагноз и определить наиболее оптимальные терапевтические методы.

Причины

К наиболее легким формам детского церебрального паралича относятся спастическая диплегия, а также гиперкинетическая (или дискинетическая) форма.

Спастическая диплегия также известна, как болезнь Литтля – так она была названа в честь знаменитого английского доктора, который впервые описал данное состояния.

Эта форма детского церебрального паралича является наиболее распространенной.

К основным факторам, провоцирующим возникновение и развитие болезни Литтля , относятся:

  • родовые травмы;
  • внутриутробные интоксикации и инфицирования;
  • травмы и инфекции и детей в раннем возрасте.

Главными причинами легкой дискинетической формы детского церебрального паралича являются:

  • травмы головного мозга малыша непосредственно в момент родов либо вскоре после них;
  • конфликт между группами крови матери и плода;
  • краснуха, желтуха, а также некоторые другие виды инфекционных заболеваний, перенесенные в раннем детском возрасте;
  • раннее отторжение плаценты.

Симптомы

  • средне-выраженный парез мышц нижних конечностей;
  • в некоторых случаях – незначительная задержка умственного развития;

Источник: http://tutstellagi.ru/pnevmoniya-u-beremennyh/pnevmoniya-pri-dcp-tyazhelom

Пневмония у «лежачих» детей с особенностями психо-физического развития

ГБУ РО «ОКБ им. Н.А. Семашко»

6 детское неврологическое отделение

врач — педиатр высшей категории

Абрамова Светлана Михайловна

Пневмонией называется заболевание, характеризующееся воспалением лёгочной ткани.

Организм «лежачего» ребёнка чрезвычайно подвержен различным респираторным инфекционным заболеваниям.

Причины, которые могут провоцировать пневмонию у детей, относящихся к категории «лежачих».

Существует несколько причин развития пневмонии у «особенных» детей:

  • острые респираторные вирусные и бактериальные инфекции;
  • гиподинамия, то есть сниженная двигательная активность ребёнка. Эта причина часто имеет место у детей, страдающих детским церебральным параличом и неспособных самостоятельно переворачиваться в постели, передвигаться;
  • заброс желудочного содержимого из пищевода в дыхательные пути. Эта причина приводит к развитию аспирационных пневмоний;
  • снижение иммунитета;
  • неспособность произвести эффективный кашлевой толчок. Эта причина всегда будет присутствовать у детей с недостатком массы тела, вялым тонусом скелетной мускулатуры.

Симптомы пневмонии у «лежачего» ребёнка с особенностями психо-физического развития.

Кашель у «лежачих» детей может быть, а может и отсутствовать.

Повышение температуры тела.

Основным проявлением пневмонии у детей в самом начале болезни может быть только повышение температуры тела и более ничего. Повышение температуры может возникать при многих инфекционных заболеваниях, которые не будут сопровождаться кашлем. Что же делать? Необходимо срочно вызвать врача!

Читайте также:  Роль личной гигиены и гигиенических процедур в жизни особенных детей и молодых инвалидов

Одышка

Ещё одним симптомом пневмонии является появление одышки, затруднения дыхания, тяжести во время дыхания. При возникновении одышки частота дыхания усиливается, малыш становится беспокойным.

Если вы посмотрите на его грудную клетку, то увидите такую картину: вся грудная клетка поднимается и опускается с повышенной частотой, межрёберные промежутки втягиваются во время вдоха и значительно расширяются. Крылья носа тоже будут раздуваться. Это говорит о том, что дыхательной мускулатуры ребёнку недостаточно.

Он использует дополнительную мускулатуру. Не ждите и не занимайтесь самолечением. Немедленно вызывайте скорую помощь или участкового врача.

Интоксикация

Интоксикация проявляется вялостью ребёнка, он отказывается от еды, может возникать рвота.

Для предотвращения пневмонии у детей «особенных» необходимо обеспечить:

  • достаточную двигательную активность;
  • правильное кормление и питание;
  • адекватный режим прогулок на свежем воздухе;
  • хорошее санитарное состояние комнаты «лежачего» особенного ребёнка;
  • занятость и эмоциональное разнообразие.

Источник: http://old.xn--62-6kct0akqt0e.xn--p1ai/naucno-popularnye/nevrologia/pnevmonia-u-lezacih-detej-s-osobennostami-psiho-fiziceskogo-razvitia

Продолжительность жизни «лежачих» детей

Уважаемые коллеги, а особенно председатели ВК, подскажите на основании чего выдаётся справка(заключение) о нуждаемости лица в постоянном постороннем уходе?(ответ нужно дать для прокурора)…

Европейское руководство по эндоскопическому лечению хронического панкреатита ( European Society of Gastrointestinal Endoscopy, январь 2019 ) . 17 января 2019 г. European Society of Gastrointestinal Endoscopy опубликовало руководство по эндоскопическому лечению хронического панкреатита…

Случай паховой эпидермофитии у больного сахарным диабетом Автор клинического случая: Хайретдинов Алексей Викторович Венеролог, стаж 20 лет Вступление В хозрасчетную поликлинику на «Юношеской библиотеке» (г. Уфа) обратился мужчина в возрасте 44 лет с высыпаниями в области промежности. После оформлени…

Во всем мире не вызывает сомнений тот факт, что сердечно-сосудистые заболевания и аффективные расстройства связаны напрямую. Количество психо-соматических заболеваний по данным разных источников насчитывает от 50 до 80% . В простонародье существует фраза — все болезни от нервов. Одним из видов психи…

у меня пациент с 200 мг ежесуточно, работает, каждый день приходит за дозой, везде написано максимально 120…

Добрый день. Беременная М. Беременность 32 недели. При 1 и 2 скрининге УЗИ без патологии. При проведении УЗИ в 32 недели плод без видимой патологии, плацента по задней стенке, околоплодные воды в умеренном количестве, доплерометрия в пределах нормы. По левой боковой стенке к дну определяется амниоти…

Была намного слабже, чем Министра Здравоохранения, поэтому её больше нет)…

А давайте отвлечёмся от забот и тягот сегодняшнего дня, вспомним детство и улыбнёмся. Сегодня на сайте много публикаций о прошлом: кто-то пишет о школьных годах, кто-то о начале своей врачебной деятельности, кто-то о великих врачах. Монгол Шуудан и другие радости Пломбир по 19 копеек, казаки-разбойн…

Лактобаланс® — новый пробиотик в арсенале врача С 12 по 18 ноября 2018 г. прошла Всемирная неделя правильного использования антибиотиков (World Antibiotic Awareness Week 2018). Один из актуальных аспектов терапии антибактериальными препаратами – применение пробиотика. Лактобаланс® — новинка среди пр…

Депрессию трудно лечить одними фармпрепаратами, поэтому ученые изучают эффективность красного и инфракрасного излучения (фотобиомодуляции) для лечения основного депрессивного расстройства. Первые данные показали хороший эффект в отношении не только депрессии, но и суицидальных мыслей, последствий тр…

Источник: https://www.doktornarabote.ru/Publication/Single/139817?isRecommended=False

Деменция: прогноз и продолжительность жизни больных. Лечение и реабилитация в Москве

Нельзя дать точный прогноз, сколько будет жить человек с деменцией. Деменция бывает разных видов, может протекать медленно и плавно, а может прогрессировать и привести к летальному исходу очень быстро. Многое зависит от возраста, состояния здоровья, ухода и адекватной терапии.

Продолжительность жизни при сосудистой деменции

Сосудистая деменция относится к тяжелым формам заболевания.

Деменция вызвана заболеванием сосудов, часто развивается после ишемического инфаркта мозга или геморрагического инсульта, при атеросклерозе или гипертонической болезни, факторами развития этой формы заболевания могут стать пороки сердца, повышенное содержание липидов и другие нарушения. Сосудистой деменцией чаще болеют мужчины.

Адекватное лечение может помочь продлить жизнь пациента, но заболевание невозможно полностью вылечить, так как процессы, проходящие в мозге необратимы.

В случае сосудистой деменции невозможно дать точного прогноза по продолжительности жизни. Некоторые пациенты живут несколько месяцев после постановки диагноза, а другие — несколько лет.

Часто пациенты умирают от наличия сопутствующих болезней – инфаркта, инсульта.

При деменции, которой сопутствует болезнь Паркинсона или Гентингтона, прогноз зависит от адекватного лечения этих заболеваний.

Чаще всего деменция с такими сопутствующими заболеваниями не характеризуется быстрым прогрессированием, прогноз продолжительности жизни составляет несколько лет, при болезни Гентингтона — до 10-15 лет.

Деменция с тельцами Леви относится к быстропрогрессирующим заболеваниям, продолжительность жизни около 7 лет.

Продолжительность жизни при деменции других видов

Деменция может быть вызвана различными заболеваниями. Очень часто старческое слабоумие связано с болезнью Альцгеймера.

В этом случае большую роль играет возраст пациента: чем старше пациент, тем медленнее прогрессирует заболевание; чем моложе пациент, тем больше прогрессирует болезнь.

Продолжительность жизни пациента с болезнью Альцгеймера в среднем составляет около 6–10 лет от момента постановки диагноза. Многое зависит от возраста и стадии заболевания, индивидуальных особенностей организма.

На продолжительность жизни пациента влияет уход и занятия с пациентом. Очень важно, чтобы человек занимался любимым делом, читал, решал кроссворды, рисовал, слушал музыку.

Он не должен находится в обстановке стресса, тревоги.

Чем больше пациент занимается интеллектуальной деятельностью, тем больше шансов надолго сохранить интеллектуальное мышление, способность ухаживать за собой, вести нормальный образ жизни.

Адекватное лечение, назначенное на ранней стадии развития заболевания, может значительно продлить жизнь и облегчить состояние.

Специалисты отделения неврологии Юсуповской больницы имеют большой опыт в лечении деменции и многих других сопутствующих заболеваний. Современное диагностическое оборудование позволяет определить очаги поражения мозга и степень развития деменции.

Применение инновационных мировых методик в Юсуповской больнице позволяет улучшить качество жизни пациентам с деменцией.

Продолжительность жизни на ранней стадии деменции

Продолжительность жизни на ранней стадии заболевания во многом зависит от возраста пациента. Чем моложе пациент, тем сложнее и быстрее прогрессирует заболевание.

У людей старшего возраста заболевание развивается не так быстро. Обнаруженная деменция на ранней стадии позволяет длительное время находиться в адекватном состоянии, ухаживать за собой.

Проявлениями деменции на ранней стадии являются :

  • забывчивость,
  • небольшие перепады настроения,
  • незначительное снижение интеллекта.

Продолжительность жизни лежачих пациентов с деменцией

Лежачие пациенты с деменцией – это чаще всего люди, которые находятся на поздней стадии развития заболевания. Лежачие пациенты с деменцией часто умирают от пневмонии и сепсиса, сопутствующих заболеваний уже на тяжелой стадии деменции.

Прогноз при деменции у лежачих пациентов неблагоприятный, состояние осложнено гиподинамией, нарушением умственной деятельности, нарушением кровообращения. Пациенты в тяжелом состоянии полностью зависят от стороннего ухода, деменция осложняется другими заболеваниями из-за неподвижности больного.

В Юсуповской больнице обучают родственников пациента. Уход за лежачими больными сложный, требует терпения и знаний об особенностях заболевания.

Продолжительность жизни пациентов с деменцией при оптимально подобранном лечении

Продолжительность жизни при деменции зависит от адекватности лечения и ухода. На первом этапе врач назначает диагностические исследования, чтобы дифференцировать деменцию от других заболеваний.

Лечение старческого слабоумия строится на устранении симптомов заболевания и снижении риска прогресса деменции. Деменция — неизлечимое заболевание, течение которого зависит от многих факторов – возраста, пола, типа деменции, сопутствующих заболеваний, адекватного лечения и ухода.

Спокойная обстановка, отсутствие стресса помогают снизить риск прогрессирования старческого слабоумия.

Врачи рекомендуют специальную диету, витаминотерапию, музыкотерапию, ароматерапию, иглоукалывание и другие методы, улучшающие мозговую деятельность.

Средняя продолжительность жизни молодого пациента с деменцией может составлять около 7 лет, пожилые люди с деменцией в среднем живут от 7 до 15 лет.

Обратившись в Юсуповскую больницу, вам окажут медицинскую помощь европейского уровня: проведут необходимую диагностику, подберут оптимальную терапию и программу реабилитации.

Записаться на консультацию у неврологу можно по телефону.

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Гаврилова С. И. Психические расстройства при первичных дегенеративных (атрофических) процессах головного мозга. // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
  • Медведев А. В. Сосудистые заболевания головного мозга // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
  • Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 2003 (Глава 5 «Нейропсихологические синдромы при старении»).
Наименование услуги Стоимость
Консультация врача-невролога Цена: 3600 рублей
МРТ головноо мозга Цена: 8900 рублей
Сеанс конгнитивного тренинга 30 минут Цена: 3100 рублей
Нейропсихологическое тестирование Цена от 3600 рублей

Скачать прайс на услуги

Источник: http://yusupovs.com/articles/neurology/prodolzhitelnost-zhizni-pri-dementsii/

Детский ГУЛаг должен быть разрушен! | Милосердие.ru

В России три четверти всех детей-инвалидов — это дети с задержкой физического или умственного развития, только встретить их на улице сложно.

Дом ребенка — детский дом — психоневрологический интернат — кладбище — вот типичная биография такого ребенка.

Говорят, в интернатах так плохо, что лучше и не развивать детей, попавших в эту систему — мол, лучше им поменьше осознавать окружающее. Правда ли это и возможны ли перемены к лучшему, мы решили узнать сами.

Ничего хорошего
«Наши интернаты для больных детей — это практически ГУЛаг», — . С ГУЛагом сравнивает систему интернатов для инвалидов и Рубен Гонсалес Гальего — испанец, проведший больше двадцати лет в советских интернатах, и , когда все же сумел вырваться на историческую родину.

Его герои живут в условиях казенщины и абсолютного безразличия со стороны воспитателей и врачей, в обстановке дедовщины и уголовщины, бесцельного пьянства — ведь жизнь-то продолжается лишь до 18-ти, а там — перевод в дом престарелых или ПНИ, где верная смерть через месяц-другой, где никто не позаботится о тебе, разве что помогут «уйти».

«Детей в ДДИ развивать не только бесполезно, но даже вредно, — можно услышать от борцов с интернатами, в основном это коррекционные педагоги, работающие в негосударственных центрах для «особых» детей, — чем яснее они осознают окружающее, тем им же хуже, в интернате лучше быть «овощем», чем человеком. Инвалид так и так погибнет в ПНИ, но если в ДДИ с ним занимались — он будет мучиться сильнее, потому что будет лучше осознавать происходящее вокруг!»

Первое знакомство
Первое посещение «специального» интерната — всегда шок. Вот из спальни выползает кто-то полуголый, руками цепляясь за линолеум и подволакивая сложенные коленки к груди. Смотрит с любопытством.

Обычно задержка развития осложнена заболеваниями опорно-двигательного аппарата: генетическими или хромосомными. Каждый передвигается здесь как может. Кто-то из воспитанников подбегает ближе.

На вид он лет двенадцати-четырнадцати, протягивает радостно руку: «Меня зовут Костя!» На самом деле Косте восемнадцать, он почти взрослый, но по физическому и умственному развитию ребенок. И таким ребенком останется уже навсегда.

Большинство детей здесь общительны, в группе помоложе воспитатель представляет ребят. «А вот вас как зовут?» — проявляет инициативу один из воспитанников. Знакомимся. Первое время с «особыми» детьми общаться сложно, особенно так близко, чтобы смотреть в глаза.

Потом выясняется, что ничего страшного в их взгляде нет, наоборот, глаза у них удивительно живые и выразительные, детские. Даже у тех, кто находится в «отделении милосердия», а это палаты для самых сложных, лежачих.

Кормят здесь через зонд сразу в желудок — некоторые из питомцев когда-нибудь смогут глотать самостоятельно, другие не научатся этому никогда.

В отделении милосердия тихо, несколько манежей, специальные кресла для прогулок на свежем воздухе, рядом со вполне ухоженными детьми лежат и трое совсем худых, почти синих — это пополнение из Дома ребенка.

Во всех группах работают воспитатели, психологи, логопеды, коррекционные педагоги. Кто-то из детей сможет научиться самостоятельно передвигаться, кого-то научат вертикально удерживать собственное тело в течение лишь нескольких минут, а кто-то может рассчитывать на большее: перспективы зависят от диагноза.

«Главная задача — это развить у детей речь, чтобы они могли хоть что-то говорить и понимать, — объясняет директор ДДИ №8 Светлана Терешина.

— Для тех, кто способен на большее, мы в этом году впервые набрали группы нулевого и первого класса: учимся читать, писать, пользоваться общественным транспортом, звонить по телефону, что-то покупать в магазине.

В других интернатах, где дети попроще, после окончания многие могут работать уборщиками, кассирами, официантами, дворниками. Но у нас дети тяжелые, и они вряд ли дорастут до такого уровня. Из наших воспитанников никто не сможет жить самостоятельно», — констатирует Светлана; из более чем 150-ти ребят около трети в ее ДДИ — лежачие.

Западный опыт
Марина Назаренко, директор ДДИ №15, превосходящего восьмой по своим размерам в несколько раз, недавно . И сразу села писать предложения по развитию нашей системы учреждений для детей-инвалидов — настолько ее впечатлило увиденное.

Качество пищи, планировка зданий и даже ландшафтов (например, специальные длинные аллеи, чтобы смотреть вдаль — это оказывает терапевтическое воздействие), организация быта (например, во всех интернатах в Голландии действуют советы проживающих и их представителей с широкими полномочиями, вплоть до смещения или назначения директора интерната) — по всем параметрам Россия отстает от Запада, но раньше было не так. «Раньше учреждения в Голландии были похожи на многие российские — с большим количеством проживающих, многоэтажные, с длинными коридорами, палатами и организацией жизни по типу больницы — рассказывает Марина Назаренко. — В России дети с задержкой и сейчас живут фактически в больнице, а не дома: планировка помещения, организация работы персонала — все основывается на медицинской модели. И самое главное, что характеризует сегодня наши интернаты, и что отличало голландские учреждения еще 20 лет назад — это ситуация, когда сотрудник всегда «выше» пациента. Но потом там начали развивать малые формы, которые дают возможность ребенку иметь семейную обстановку, настаивать на равноправии психиатра и клиента, то есть в первую очередь, на человеческом, а не тюремно-диктаторском стиле общения между пациентом и персоналом». Благодаря реформам ментальные инвалиды в Голландии сегодня интегрированы в общество, от них никто не шарахается. Они много работают, приносят пользу окружающим и очень гордятся этим. Увы, это несравнимо с положением у нас.

Успеть стать взрослым
Итак, за последние десять лет хотя бы в некоторых столичных ДДИ многое изменилось: сюда приглашают (или пускают, по крайней мере) волонтеров, здесь развивают, ухаживают, заботятся; … Если и сравнивать их с ГУЛагом, то, хочется надеяться — в преддверии оттепели.

Читайте также:  Острая сердечная недостаточность у особенного ребёнка: чем могут помочь родители?

Только вот после 18 лет пациенты все равно должны покинуть «alma mater». Редких счастливчиков забирают родители. Тех же, у кого родителей нет, отвозят в другой интернат, для взрослых, психоневрологический.

Независимые специалисты в частных беседах говорят откровенно, что по сравнению с любым детским интернатом, ПНИ — это могила. В чем же разница?

Костя, с которым мы познакомились в 8-мом ДДИ — сирота. Скоро его тоже переводят в ПНИ, но пока при нем стараются не говорить об этом вслух.

Все хорошо понимают, что с переходом в ПНИ Костя потеряет все связи, привязанности, которыми успел обзавестись за десять лет, Костя окажется абсолютно один. Боятся и того, что развивать в ПНИ его никто не будет, если не случится регресса — уже хорошо.

Официально пациенты ПНИ — это взрослые люди, а стало быть, и развивать их незачем, если кто-то повзрослеть не успел — это его проблемы.

Кроме того, групп работающих в ДДИ — на несколько порядков больше, чем в ПНИ. Сколько-нибудь серьезно организованную работу нам удалось найти лишь в одном заведении — ПНИ №3 в Петергофе, где над двумя отделениями шефствует Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Перспективы».

Волонтеры благотворительной организации «Перспективы» в Психоневрологическом интернате в Петергофе

«Мы стараемся, чтобы наши подопечные попадали в то ПНИ где работают «Перспективы» — рассказывают нам волонтеры, работающие в Петергофском ДДИ от одного из местных храмов.

— Только там есть какие-то развивающие программы, а в других интернатах может твориться абсолютный беспредел, насилие, практически уголовные порядки, потому что персонал никак не контролирует ситуацию». «Перспективы» созданы немцами на все тех же принципах работы (а точнее, сотрудничества) с инвалидами, которые так впечатлили Марину Назаренко.

Кроме них есть организации и группы, привозящие в различные ПНИ и дома престарелых подарки, спектакли и концерты — все это капля в море, не сопоставимая с реальными масштабами проблемы.

В результате, пока ПНИ остаются практически закрытыми для общества, а общество не слишком стремится в ПНИ, выход из ситуации ищут сами руководители детских интернатов.

«Я считаю, — говорит Светлана Терешина из 8-го ДДИ, — вместо ПНИ должны быть специальные дома со службой поддержки. Чтобы человек самостоятельно жил в квартире, но на первом этаже дома находились бы все необходимые ему службы от медицинской до магазина, например.

Человек мог бы, собираясь за покупками, просто спуститься в специально оборудованный для него магазин, созданный с учетом его возможностей, где его знают, ждут.

В этом же доме могла бы разместиться и служба быта, это был бы обычный жилой дом, но специально оборудованный для инвалидов, где инвалиды могли бы жить как нормальные люди, не оставаясь при этом и один на один со своими обычными проблемами».

Инициативная группа ДДИ №15 разработала проект социальной деревни, где выпускники ДДИ будут жить рядом с персоналом, но в отдельных коттеджах, по возможности самостоятельно, без чего не возможна никакая реабилитация.

И самое главное, там будут созданы возможности для работы. Марина Назаренко надеется, что московский Департамент соцзащиты в обозримом будущем приступит к реализации этого проекта на загородной базе ДДИ.

Здесь по «голландской» системе будут жить выпускники 15-го детского дома-интерната.

Правда, не следует забывать, что мы знакомились с опытом московских учреждений. В провинции несложно найти «старорежимный» ДДИ, где дети-инвалиды по-прежнему лежат годами в манеже на клеенке, не зная ни игрушек, ни элементарной человеческой заботы — только еда и смена пеленок по расписанию. Однако можно надеяться, что постепенно очередь дойдет и до этих скорбных мест.

Не сдавай!
. 80% недееспособных детей в ДДИ — это отказники. При таком количестве брошенных детей нереально создать необходимое количество малых интернатов, обеспечить достойный уход и реабилитацию, на это у государства просто не хватит денег. Единственный выход — профилактика отказов родителей от «проблемных» детей.

«Родителей обычно провоцируют, просто заставляют отказаться от ребенка-инвалида — жалуется Светлана Терешина. — Сколько я ни разговариваю с мамами, которые, отписавшись в роддоме от ребенка, всё равно навещают его, ухаживают, они объясняют, что отказались под давлением медицинского персонала.

А когда прошел первый шок — поняли, что все равно любят, и некоторые даже восстанавливаются в родительских правах.

Но сделать это совсем не так просто, как отказаться: надо доказывать государству свою способность воспитать ребенка, и родителям приходится собирать множество справок, подписать гору бумаг…»

«Если ребенок находится в семье, у него есть «приводные ремни», за которые он «тянется» в своем развитии — объясняет , специалист , эксперт в области коррекционной педагогики и убежденный противник интернатовских форм воспитания. — Он забежал на кухню, увидел, как мама возится с кастрюлями, и сам берет кастрюлю поиграть — в интернате такое просто невозможно. Там ни достаточного ухода, ни внимания быть не может по определению».

Чтобы матери не отказывались от детей, нужна развитая инфраструктура.

Если семья будет ощущать со всех сторон поддержку, если мамы будут знать, что их ребенок, так же как и у всех, пойдет в детский сад, в школу (пусть и коррекционную), что он приобретет посильную профессию, а когда родители состарятся или умрут, он попадет в хорошее место, где получит достойный уход – уровень отказов от таких малышей снизится в разы.

«На Западе инвалид обычно живет в семье — констатирует Марина Назаренко.

— Но и в России семья с «особым» ребенком уже сейчас не остается наедине с проблемой, это важно подчеркнуть: во многих городах, в том числе и в Москве, есть учреждения (пускай их и немного), есть школы, центры, есть пятидневка во многих ДДИ, когда по будням с ребенком занимаются специалисты в интернате, а на выходные он возвращается домой».

Таким образом, только эффективная государственная система поддержки и воля самих родителей способны сегодня вытащить детей из порочного круга интернатов, вернуть их в общество. А пока у детей с задержкой развития одна перспектива: ДДИ, а потом ПНИ — то есть фактически гетто, пожизненное заключение в стенах бесконечных интернатов.

Дмитрий РЕБРОВ

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/detskij-gulag-dolzhen-byt-razrushen/

Почему родители определяют особенных детей в интернат, и какой уход им могут здесь обеспечить

Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывал в столичном Детском доме-интернате для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития и посмотрел, на какую помощь ребята могут рассчитывать.

Природа возникновения психических расстройств до сих пор до конца не изучена. Отклонения в развитии ребенка возникают по разным причинам.

И образ жизни родителей отнюдь не главная из них — свою роль могут сыграть генетический сбой, родовая травма и другие факторы. От подобной беды не застрахована сегодня ни одна семья.

Справиться с болезнью собственными силами у родителей зачастую не хватает ни сил, ни навыков. И тогда не остается другого выхода, кроме как обеспечить ребенку специальный уход.

В столичном Детском доме-интернате для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития в настоящее время проживают 127 человек. Из них 39 — молодые люди старше 18 лет.

Самому младшему ребенку, который находится в интернате, — 4 года и 6 месяцев.

7 ребят — сироты, у 40 папы и мамы лишены родительских прав, остальных подопечных интерната регулярно навещают близкие — родители, бабушки, дедушки.

— Мы постоянно поддерживаем с ними контакт. Родные наших подопечных оказываются перед нелегким выбором, — говорит директор дома-интерната Валерий Сивцов.

— Многие из них до последнего пытаются бороться за жизнь детей в домашних условиях, делают все возможное, чтобы они остались рядом с близкими. Но, столкнувшись с тем, что не могут обеспечить особенному ребенку соответствующий уход, в конце концов обращаются к нам.

Некоторые, прежде чем решиться на такой шаг, ходят сюда чуть ли не полгода — присматриваются, изучают обстановку.

— Именно поэтому мы внедрили на базе интерната для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, такую услугу, как социальная передышка, — продолжает разговор заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Ирина Дудка. — С одной стороны, определив в интернат ребенка на 28 дней, родители могут отдохнуть от повседневных забот, посвятить какое-то время себе. С другой, имеют возможность сравнить, где детям лучше — дома или в специализированном учреждении.

Подопечных интерната регулярно навещают волонтеры из Белорусского государственного педагогического университета и Свято-Елисаветинского монастыря. Они помогают осуществлять уход и организовывать досуг детей-инвалидов.

— Когда переступаю порог заведения, каждый раз сжимается сердце, — делится чувствами монахиня Свято-Елисаветинского монастыря мать Марфа. — Все ребята, которые живут здесь, — мученики, но, с другой стороны, я понимаю, что передо мною просто дети, которым нужны ласка и забота.

Они привязываются к своим воспитателям, скучают по ним. Среди ребят много отказников, которые не знают, что такое тепло родного очага. Мамы оставили их еще в роддоме. Тем не менее девочки и мальчики молятся за своих близких, не держат на них зла и обиды. Я почувствовала, что в этих стенах есть бог.

И это мое место.

Монахини ставят вместе с ребятами спектакли, рисуют. В последние несколько лет появилась традиция устраивать для детей поездки на природу.

Недавно ребята вместе с сестрами из монастыря и директором интерната выбирались в Национальный аэропорт — фотографировали, как взлетают самолеты. Но, пожалуй, самым увлекательным занятием для подопечных заведения стало создание мультфильмов.

С помощью художника-мультипликатора «Беларусьфильма» Маши Ивановой, волонтера Свято-Елисаветинского монастыря, дети сами рисуют персонажей, озвучивают их, занимаются раскадровкой.

В актовом зале интерната сейчас урок рисования — с воспитанниками заведения занимаются волонтеры Белорусского государственного педагогического университета. Ребята подходят к нам со своими работами. Ждут заслуженной похвалы.

— Дети здесь очень открытые, легко идут на контакт, — говорит Елена Чеснокова, старший преподаватель кафедры общей детской психологии БГПУ. — Возможно, во многом благодаря тому, что в интернате радушная атмосфера. Наши волонтеры много где побывали, но сюда приходят охотнее всего.

Студенты педуниверситета навещают подопечных интерната раз в неделю.

Игры, театрализованные представления, лепка из теста, рисование — будущие педагоги стараются сделать так, чтобы каждый раз ребят ожидало что-то интересное.

К Новому году планируют поставить спектакль «Щелкунчик», в котором будут принимать участие не только дети с особенностями психофизического развития, но и малыши из обычного детского садика, а также школьники.

Несмотря на различные отклонения в развитии, эти ребята могут заниматься творчеством, посещать мероприятия, самостоятельно передвигаться. Но в интернате есть и дети с тяжелыми диагнозами и множественными нарушениями в развитии.

— Мой сын родился в 2003 году пятимесячным, — рассказывает папа одного из подопечных Андрей Дедковский. — Практически сразу у него произошло кровоизлияние в мозг. Врачи не давали гарантии, что он вообще выживет. Однако мальчик выкарабкался. Но здоровым он уже никогда не будет — не может двигаться, видеть, слышать, нормально питаться. С рождения сын находится в медучреждениях.

Андрей одно время думал забрать ребенка домой — нанять сиделку и обеспечить ему круглосуточный уход. Однако узнав, что подобная услуга обойдется не менее чем в 2 тысячи долларов в месяц, отказался от этой идеи. Оставался один выход — определить мальчика в Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, где он и проживает с 2009 года.

— Никита находится в 4-м отделении, куда поселяют самых тяжелых ребят. Питание он получает строго по назначению врача. Пищу ему вводят через нос с помощью зонда, — продолжает А. Дедковский. — Я постоянно привожу ребенку бананы, йогурты, мед, но при этом он в 13 лет весит 14 килограммов.

Как ни больно смотреть на сына, осознаю одно: другим он не будет в силу своего физического состояния. Нянечки носят его постоянно на руках, ноги у ребенка атрофированы, мышцы отсутствуют. Я не один год занимаюсь спортом и прекрасно понимаю, что набрать вес в такой ситуации просто нереально.

Никита не единственный подопечный интерната, у которого существуют проблемы с едой. Усваивать обычную пищу в полном объеме они не в состоянии. Для таких проживающих организовано диетическое и протертое питание, для этого за счет средств бюджета закуплено специальное оборудование — гемогенизатор.

Как вариант, чтобы улучшить ситуацию с усвоением пищи, можно прибегнуть к высокоэнергетическому энтеральному питанию. Однако и оно, к сожалению, не гарантирует, что ребенок сможет набрать нормальный вес.

Как отмечают специалисты, даже при длительном приеме прибавка в весе может составить максимум 1 килограмм.

— С июля нынешнего года энтеральное питание в интернате получал один ребенок. Оно было назначено ему по медицинским показаниям и закуплено из средств бюджета.

Тем не менее на прошлой неделе специалистами учреждения было озвучено мнение, что такое питание необходимо 50 человекам, — сообщает И. Дудка.

— Этот вопрос проработала медицинская комиссия, в состав которой вошли представители Минздрава и комитета по здравоохранению Мингорисполкома, в том числе врачи-диетологи и гастроэнтерологи.

Они изучили все медицинские карты детей и пришли к выводу, что из 47 детей энтеральное питание может быть показано 12. Чтобы принять окончательное решение о необходимости применения данных препаратов, ребята проходят сейчас тщательный медицинский осмотр специалистов. Между тем интернат, не дожидаясь окончательного вердикта врачей, уже приобрел энтеральное питание еще для 15 человек.

— Нужно отметить, что оно лечебное, ни в коем случае не заменяет обычную еду, а дается детям вместе с другой пищей, — поясняет В. Сивцов. — При этом энтеральное питание принимается курсами, как лекарства, — человек употребляет его на протяжении месяца, затем делается перерыв, далее медработники смотрят, стоит ли продолжать такую терапию.  

Медицинская комиссия, которая работала в интернате, пришла к выводу, что питание детей в учреждении было организовано на должном уровне. Несмотря на то что существуют проблемы с весом, ни один ребенок не нуждается в экстренной госпитализации.

Проживающие проходят ежегодные комплексные медицинские осмотры, в том числе и узкими специалистами. Только в текущем году на оздоровление в различные лагеря было направлено 88 человек.

Сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы в учреждении был штатный массажист.

— Что касается врача-реабилитолога, то в таком специалисте мы не видим необходимости, в связи с тем что большинству детей необходим паллиативный уход, — высказывает точку зрения И. Дудка.

Читайте также:  Принципы физического воспитания детей с особенностями развития

— У нас налажены хорошие связи с Республиканским реабилитационным центром для детей-инвалидов. С 2017 года мы будем отправлять ребят из городского детского интерната туда.

Пока же с ними занимаются эрготерапевты.

Сегодня в интернате с детками с особенностями психофизического развития работают 219 человек. На 1 медсестру в среднем приходится 7 воспитанников, на 1 няню — 1 человек, на 1 воспитателя — около 4 подопечных. Также с ребятами занимаются логопеды и дефектологи ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Центрального района Минска».

— Случайных сотрудников в данном учреждении нет, — уверена И. Дудка. — Как правило, показательны первые два месяца. Если человек выдерживает моральную и физическую нагрузку, то задерживается в интернате надолго. Среди нянечек есть те, у которых за плечами 30-летний стаж работы.

— Многие из наших детей полностью обездвижены, они не могут самостоятельно даже перевернуться, — уточняет директор. — 20 минут в одном и том же положении — и начинают образовываться пролежни.

Для того чтобы этого не происходило, а также не возникали застойные явления в организме и не атрофировалось тело, каждому ребеночку нужно через 10 — максимум 15 минут менять положение тела.

Няни делают такие манипуляции постоянно, причем в течение не только дня, но и ночи.

Одна из самых опытных воспитателей Галина Белая не скрывает: персоналу здесь приходится нелегко. В первую очередь, в эмоциональном плане. Дети поступают сюда с различного рода психическими расстройствами, в том числе и аутистического спектра. К каждому из них нужен свой подход.

Если одних можно научить элементарным навыкам самообслуживания, то для лежачих ребят, как правило, единственное, что можно сделать, — это повысить качество их жизни, обеспечить смену обстановки, чтобы они не видели целый день одни и те же стены. В этом нянечкам помогают волонтеры.

Приходят к ребятам в палату, берут их на руки, развлекают с помощью пальчикового театра.

— Для детей, которые не могут самостоятельно передвигаться, важна любая информация извне, — считает Елена Чеснокова. — Они имеют множественные нарушения в развитии, для них улыбка в качестве ответной реакции — уже большой прогресс.

Фото Елизаветы Добрицкой

Источник: https://minsknews.by/pochemu-roditeli-opredelyayut-osobennyih-detey-v-internat-i-kakoy-uhod-im-mogut-zdes-obespechit/

Особенности пожилых людей: психологические, физиологические и социальные

Особенности пожилого возраста, как одного из наиболее сложных периодов жизни, связаны с постепенным увяданием физиологических и социальных функций, что отражается на физическом и психологическом состоянии. Для того чтобы обеспечить «благоприятные» условия для комфортного старения, необходимо четкое понимание возрастных особенностей пожилого человека.

Какие различают типы старости

Первый тип – это люди, которые, несмотря на расставание с активной профессиональной деятельностью, принимают участие в социальных процессах, жизни общества. Так называемая «творческая», или «активная старость» позволяет избежать мыслей о разного рода «ущербности», и способствует ощущению полноценной жизни.

Ко второму типу старости относятся ситуации, когда пожилой человек направляет свою энергию на обустройство материальной стороны своей жизни.

Это включает не только накопление материальных благ, но и путешествия, самообразование, а также другие виды активности, на которые в годы профессиональной деятельности попросту не хватало времени.

Люди, которые относятся ко второму типу, характеризуются высоким уровнем социально-психологической приспособленности.

Третий тип старости в основном характерен для женщин. Они сосредотачивают все свои силы и мысли на семье. Такое поведение не оставляет времени на хандру и психологические переживания, но все же может снижать уровень удовлетворенности собственной жизнью, по сравнению с представителями двух первых типов.

К четвертому типу относятся пожилые люди, активно занимающиеся собственным здоровьем. Это становится их смыслом жизни и приносит некоторую степень морального удовлетворения. К негативным сторонам представителей четвертого типа можно отнести часто проявляющееся преувеличение опасности реальных, а порой и вымышленных болезней.

Вышеперечисленные типы старости можно отнести к психологически благополучным. В тоже время часто встречаются и отрицательные примеры развития в пожилом возрасте.

Это агрессивные, ворчливые, неудовлетворенные собственной жизнью и окружающим обществом люди. Они склонны к постоянной критике всех вокруг, к предъявлению претензий, поучениям и разочарованиям.

Такие люди «грызут» себя за упущенные возможности (порой мнимые), чем делают себя еще более несчастными.

Как человек относится к собственному старению

Нормальное отношение предполагает понимание своего состояния и адекватное восприятие информации о старости.

Пренебрежительное. У людей с таким отношением может наблюдаться необоснованный оптимизм, вызванный непониманием особенностей собственного старения. Недооценка происходящих процессов может сопровождаться бравадой, демонстрирующей пренебрежение к старению. Такое поведения часто скрывает общую слабость, повышенное переживание о состоянии здоровья и страх смерти. 

При отрицательном отношении пожилой человек старается отогнать мысли о старости, и не обращать внимания на происходящие процессы. Это может выливаться в гиперактивность, вызванную желанием сохранить свой прежний статус.

Геронтофобное отношение подразумевает боязнь старости. Человек, даже понимая, что преувеличивает существующую опасность, не может бороться со своими опасениями. В результате важные личные социальные цели могут уходить в тень, а потребность в эмоциональных контактах и признании приводит к демонстрации собственной беспомощности.

При трагическом отношении пожилой человек рассматривает старость, как крушение себя, а собственную жизнь считает серой и скучной. Такое поведение может быть связано с активизацией защитных механизмов от психологических травм, связанным с собственным старением.

Геронтофильное отношение наоборот предполагает успокоенность, и даже некоторую удовлетворенность старением, которое рассматривается как свобода и возможность «жить для себя».

В чем заключаются психологические особенности пожилых людей

Психология пожилого человека характеризуется консервативным отношением к окружающему миру. В связи с этим, человек сложнее адаптируется к меняющимся нормам морали, и поэтому все больше склонен критиковать «новые манеры».

Среди всего разнообразия жизненных позиций людей пожилого возраста можно выделить пять основных:

  • «Конструктивная» позиция характерна для спокойных людей, которые в предыдущие возрастные периоды отличались веселым нравом и удовлетворенностью жизнью. Такие качества сохраняются и с возрастом.

    Они нормально относятся к старости и смерти. Не делая трагедии из собственного возраста и различных заболеваний, люди с такой позицией хорошо контактирую с другими, и оказывают им помощь.

    Человек с такой позицией благополучно проживает завершающий жизненный этап.

  • «Зависимая» позиция наблюдается у людей пожилого возраста, которые и раньше отличались недоверием к себе, имели пассивную жизненную позицию и слабую волю. С возрастом они требуют помощи и ищут признания, а если не находят этого, то выбирают образ обиженного и несчастного человека.

  • «Защитная» позиция присуща людям, которым иногда называют «толстокожими». Им характерна замкнутость, нежелание принимать чью-либо помощь и скрытость чувств. Ненависть к старости заставляет их продолжать активный образ жизни и приводит к нежеланию отказываться от работы.

  • «Враждебность к миру» проявляют «гневные люди», которые во всех собственных реальных и придуманных неудачах склонны винить общество и свое окружение. Пожилые люди с такой позицией отличаются повышенной подозрительностью, недоверием к другим и агрессивностью. Они также испытывают высокую степень отвращения к старости и стремятся продолжать профессиональную деятельность.

  • «Враждебность к себе и своей жизни». Эту позицию занимают люди с депрессивным складом характера, лишенные интересов, они склонны к фатализму. Пожилые люди такого типа имеют обостренное ощущение одиночества и «ненужности». Собственная жизнь для них представляется неудачной, а факт приближающейся смерти ими расценивается как избавление от своих несчастий.

Процесс психического старения характеризуется четырьмя группами возможных реакций:

Реакции на изменившиеся телесные ощущения и субъективная интерпретация своих ощущений: снижаются возможности собственного тела — замедляются движения, реакция на различные раздражители запаздывает и так далее.

Реакции на трансформацию психических функций, а также переживания этих изменений субъективного характера: ухудшается кратковременная память, появляются сложности с концентрацией внимания, с анализом жизненных проблем, снижается скорость реакции психики и возможности к адаптации. Все эти проявления трансформации психических функций становятся причиной снижения самооценки, уменьшению интересов и общения.

Реакции на происходящее в  социальной сфере, изменения  в области социальных связей:

  • поддерживается связь с профессиональной деятельностью, которая была основной в течение всей жизни. Это происходит опосредованно через получение информации из специальных источников, либо, в обратном направлении, через написание мемуаров и профессиональных статей;

  • сужается сфера интересов из-за того, что область профессиональных тем выпадает из обычной жизни. В бытовом общении обсуждаются исключительно семейные проблемы, телевизионные новости и другие события, не связанные с предыдущей трудовой активностью;

  • на первый план выходит забота о состоянии здоровья. Самыми значимыми темами для бесед становятся лекарства, болезни, варианты лечения и так далее;

  • смыслом жизни  становится ее сохранение. В круг социальных общений входят родственники, доктор, сотрудники социальных служб;

  • все направлено на поддержку жизнедеятельности —  пропадает эмоциональный аспект общения. 

Реакции, обусловленные размышлениями о надвигающейся смерти.

Люди по-разному воспринимают факт смерти. Различия в ее восприятии связаны с такими факторами, как темперамент, культурная среда, религиозные верования.

Кроме психологических особенностей, присущих человеку в старости существуют также и психопатологические, которые проходят в 6 этапов:

1 этап: по-настоящему важными остаются воспоминания из прошлой жизни, а реальные события отодвигаются на второй план;

2 этап: постоянно идет ухудшение памяти;

3 этап: теряется объективная оценка реальной жизни;

4 этап: беспомощность становится причиной апатии к миру, что впоследствии приводит к дезориентированию в происходящих событиях.

5 этап: появляется возрастная бесчувственность сознания, теряется контроль за функциями мышц.

6 этап: наступает состояние глобальной беспомощности.

Психология пожилых людей носит индивидуальный характер. Особенности протекания старости находятся в зависимости от наследственных факторов, соматических заболеваний, сильных психологических стрессов и других моментов.

Возрастные или физиологические особенности у пожилых людей

С возрастом кожные покровы пожилого человека становятся тонкими. Более ярко этот процесс выражается на ладонях, ступнях, вокруг суставов и в районе выступающих костей.

Снижение пото- и салоотделения способствует сухости кожи и приводит к потере ее эластичности, появлению морщин и крупных складок. Подкожная жировая клетчатка стремительно теряет свой объем.

Все эти процессы становятся причиной повышенной травматичности кожных покровов, появлению язв и плохой заживляемости.

Волосы со временем изменяются под влиянием иммунитета, генетики, факторов климатического и экологического характера. Волосы утончаются, теряют свою окраску и редеют. Снижается также и масса костной ткани. Элементы суставов и диски позвоночника становятся более тонкими. Это приводит к постоянным болевым ощущениям.

Уменьшается количество мышечной ткани, что становится одновременно причиной и следствием пониженной физической активности. Как итог, снижается и работоспособность. Быстро возникающее ощущение усталости мешает выполнять привычную деятельность.

Нарушается походка. У пожилого человека замедляется шаг, и он становится менее устойчивым. Время опоры на обе ступни увеличивается, что придает походке эффект шарканий. В движениях появляется неуклюжесть.

Легочная ткань теряет свою эластичность. Снижение хода диафрагмы приводит к тому, что легкие не расправляются  до конца. Появляется одышка. Уменьшение бронхиальной проходимости уменьшает дренажную функцию бронхов, поэтому у пожилых людей есть риски заболевания пневмонией.   

С возрастом ухудшается работа сердечной мышцы. Особенно это отражается на ее сократительной способности. При физических нагрузках она хуже проталкивает кровь ко всем частям организма. Повышенная усталость вызвана тем, что ткани не получают с кровью достаточного количества кислорода. Результатом этого процесса является снижение физических возможностей пожилых людей и повышенная утомляемость.

Социальные особенности или жизненные проблемы людей в пожилом возрасте 

Здоровье является одним из основных вопросов для людей пожилого возраста. Главной характеристикой здоровья для этой категории людей является существенное ухудшение качества жизнедеятельности.

По статистике количество заболеваний у людей пожилого возраста в два раза выше, чем у представителей более молодых групп, а для стариков эта цифра вырастает до 6. При этом основную массу составляют хронические болезни сердца, суставов, сосудов, проблемы со зрением и слухом.

Среднестатистический пожилой гражданин РФ имеет от двух, до четырех заболеваний. Затраты на лечение пожилых в среднем в 1,7 раза выше, чем для молодых поколений.

Материальное положение. Граждане, которые попадают в категорию пожилых, в большей степени обеспокоены материальным положением, инфляцией, ценами на лекарства и продукты питания. Высокая стоимость качественных продуктов ухудшает ежедневный рацион людей пожилого возраста.

В этой возрастной группе наибольший процент соотечественников живет, что называется, «впроголодь». Низкие пенсии создают проблемы с покупкой нормальной одежды и удобной обуви, не говоря уже о возможности расходовать средства на социально-культурную сферу.

Все это еще больше способствует ухудшению здоровья и психо-эмоционального состояния людей.

Одиночество. Это понятие становится злободневной проблемой пожилого человека. Психологическое состояние таких людей находится под воздействием узости социальных контактов. Это приводит к отчужденности и эмоциональной подавленности. Причины одиночества для пожилых людей заключаются в отсутствии деловых связей, продолжительных болезнях, в уходе из жизни родственников и членов семьи.

В нашей стране существует огромный разрыв в количестве представителей разных полов в общем числе пожилых и престарелых людей. Женщин в этой группе больше в 2 и более раз.

Это объясняется разной продолжительностью жизни, а также разным восприятием смерти супруга, или супруги. Смерть жены по статистике переживается острее, так как мужчины менее склонны к ведению быта в одиночку. В тоже время мужчине проще найти новую спутницу жизни.

Для пожилой женщины шансы создать новую семью достаточно малы. Это компенсируется тем, что женщины более коммуникабельны, легко находят друзей и могут самостоятельно позаботиться о собственном быте.

Партнер для человека старческого возраста необходим для упрощения решения финансовых вопросов, как тот, на кого можно положиться, а так же тот, о ком нужно заботиться.

Существует отдельная категория пожилых людей, которые видят в одиночестве особую ценность своего возраста. Они сознательно снижают социальную активность и уходят от общения с другими людьми.

В наших пансионатах мы готовы предложить только лучшее:

  • Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).

  • 5-разовое полноценное и диетическое питание.

  • 1-2-3-местное размещение (для лежачих специализированные удобные кровати).

  • Ежедневный досуг (игры, книги, кроссворды, прогулки).

  • Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.

  • Еженедельный осмотр профильных врачей.

  • Комфортные и безопасные условия (благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух).

В любое время дня и ночи пожилым людям всегда придут на помощь, какая бы проблема их ни волновала. В этом доме все родные и близкие. Здесь царит атмосфера любви и дружбы.

Консультацию относительно приема в пансионат Вы можете получить по телефону:

+7-499-877-42-38

Источник: http://pansionat-osen.ru/poleznye-materialy/osobennosti-pozhilyh-lyudej/

Ссылка на основную публикацию