Роль личной гигиены и гигиенических процедур в жизни особенных детей и молодых инвалидов

Роль личной гигиены и гигиенических процедур в жизни особенных детей и инвалидов. Может кто-то сталкивался с этим? — Вопросы и ответы

Я тоже вопроса не поняла. У меня ребенок с особым развитием, но прости я ее и купаю, и умываю, и подмываю. Чем особые дети отличаются от простых детей в гигиене?Анюта2Всего 2 ответа.

ВУЗ я ещё не закончила, что касается школы — никто, никогда не интересовался, была ли я троечницей, отличницей, прогуливала ли я уроки. Это никому не нужно.

Даже если ты остаешься в прежнем окружении, с тобой учатся или работают  бывшие одноклассники, это уходит в прошлое. Как только заканчиваешь школу, жизнь с чистого листа. Как ты учился, никого не волнует.

И кстати это вообще не показатель интеллекта, я была всегда хорошисткой, почти отличницей, и вот в универе мне очень трудно даётся все, что связано с логикой, клиническое мышление — это не про меня. Трудно будет стать хорошим врачом. А в школе я наивно думала, что я умная, даже гордилась этим. Оказалось, у меня просто хорошая память.

Пара одногруппников честно сказали, что просирали уроки и учились очень плохо в силу того, что было лень и неинтересно, что не помешало им отлично соображать в меде. Короче, не важны, забей, автор, просто забей, развивайся сам и не зацикливайся.

Алина Акито277Всего 39 ответов.Я не могу сказать ,с какими проблемами я столкнусь ,когда будут свои дети ,или наоборот ,не столкнусь,но я постараюсь раскрыть тему ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Потому как чем раньше находишь проблему ,тем легче ее устранить .(12-16 лет)Проблемы :1) С родителями.

Это тот самый период ,когда бестолку объяснять подростку ,что он неправильно поступает,кричать на него,что-то доказывать.Главное тут сохранять спокойствие ,настаивать на своем ,но в тот же момент прислушиваться к ребенку,поддерживать его.2) В общении.

Когда подросток не находит морального уединения дома ,он начинает искать его «на стороне» -т.е. в друзьях.В этот период его жизни он встречает слишком много людей ,которые меняю его (или заставляют меняться).Так же присутствует непонимание в некоторых моментах (семейных например),глумление, унижение.3) Неразделенная любовь.

Этот пункт тоже оставляет свой отпечаток в жизни подростка и влияет на его дальнейшие действия и понимание разных ситуаций в целом.

p.s Будь у подростка поддержка со стороны родителей, ему будет намного легче справиться с проблемами ,которые его окружают.девочка_ непоймикакая46Всего 1 ответ.

Вопрос не из праздного любопытства.

У знакомых «родилась» дочь. Срок — 5,5 месяцев, вес — 500 г. Врачи вначале сказали, что ребенок умер, а затем — «дадите 200 баксов, реанимируем». О том, что тех врачей к стенке бы надо, пропустите.. Это отдельная тема. Вернемся к дочери знакомых.

С тех пор прошло уже 12 лет. 12 лет страданий. И родительских и дочкиных. И всех вокруг, кто их видит. Девочка не ходит, даже не состоянии долго сидеть. Зубы выросли и выпали уже в 5 лет, зрение минус 4 и 5, речь затрудненная… ЦРБ — это только самая начальная была проблема.

Бесконечные больницы, санатории, профилактории. Перепробовали все! От традиционной медицины до самой экстремальной. Теперь уже ничего не делают. Только изредко массаж. А девочка вполне сообразительна. И в последние годы, как обычный подросток в переходный период вспыльчива и дерзка.

Главный аргумент в ее обиде, зачем вы меня такую родили, родители уже и сами не знают как объяснить. Но у них был не совсем типичный случай.

Если бы они знали, что плод в 5 месяцев еще не совсем сформировавшийся и никогда не будет, если преждевременно родится — полноценным ребенком, они не дали бы согласия на «реанимацию». Но они не знали, а врачи не сказали.

А как быть с теми, кто рождает в срок, но с какими-нибудь отклонениями. Физическими или психическими. Разве можно назвать жизнью то, что приходится переживать родителям и самим детям. А как быть с тысячами детей-инвалидов, от которых отказались родители?

Когда то мне «посчастливилось» приехать в интернат для детей-инвалидов. Не буду вспоминать о своих ощущениях, увидев детей без рук или ног. Но, никогда не забыть палаты, в которой были дети без рук И без ног!..

Ужас?!! Жалость??! Боль???… Все смешалось в одно простое ПОЧЕМУ???

Почему им дали жить? Из милосердия? Человеколюбия?… Кто может ответить?

Харон24

Знаете, вот кем хотите меня считайте, но я против того, чтобы таких детей оставляли жить. И, предупреждая возможные вопросы — да, я бы и своего не оставила, но у нас нет эвтаназии, к сожалению.

Почему такая позиция?

Да потому, что надо смотреть на жизнь реально. Такие дети никому не нужны, они не живут, а мучаются и рядом с ними мучаются все родственники. Распадаются семьи, возникает усталость и непонимание.

Ради чего? Ради человека, который никогда ничего не поймет? А если его родители уйдут раньше чем он? Что тогда? И как жить, если все силы, все средства, все, что есть, уходят на человечка, у которого все равно нет будущего?

Может быть, я жестока. Но я верю в Бога и я верю, что все в жизни происходит не зря. И что если такой человек родился, значит — это расплата.

Но чья? Родителей? Или этого самого человека за его грехи в прошлых жизнях? Вопрос философский.

Но если бы не наша супер-гуманная медицина, то такого человека в живых бы не было… Так может и правильно отпустить его сразу, а не мучить всю жизнь и мучиться рядом?

Мария­8417Всего 30 ответов.

Изменение температуры играет большую роль в природе. Привычный облик нашей планеты существует и может существовать только в узком интервале температур. Изменение температуры на 20-30 0С при смене времен года меняет весь облик Земли. С наступлением весны начинается пробуждение природы. Лес одевается листвой, начинают зеленеть луга.

Зимой же жизнь растений замирает. Еще более узкие интервалы температур необходимы для поддержания жизни теплокровных животных. Температура животных и человека поддерживается внутренними механизмами терморегуляции на строго определенном уровне. Изменение температуры на несколько градусов ведет к гибели организмов.

Температура тела живых существ по-разному зависит от температуры окружающей среды. Баланс тепла в организме складывается из его прихода и расхода. Источники поступления тепловой энергии делятся на внешние и внутренние. Внешнее, или экзогенное, тепло организм получает от более нагретых воды, воздуха, окружающих предметов, прямой солнечной радиации.

При этом большую роль играют площадь покровов и их теплопроводность. Внутреннее, или эндогенное, тепло вырабатывается как обязательный атрибут обмена веществ. Любой организм выделяет в окружающую среду тепло в результате своей жизнедеятельности.

Для всего живого играет большую роль умение обеспечить себе условия для выживания, когда температура окружающей среды выше или ниже температуры, необходимой для жизнедеятельности организма. Для человека одним из важных атрибутов, является одежда.

Основное назначение одежды — защита нашего организма от неблагоприятных воздействий внешней среды (низкая температура, ветер, туман, дождь, снег и др.). При помощи одежды мы создаём себе искусственно регулируемый микроклимат («желаемый климат»), независимый от погодных условий.

Надевая ту или иную одежду, мы мысленно определяем её соответствие погодным условиям в данный момент. «Одевайся теплее» — приходится часто слышать в холодный день. В чём же заключается «теплота» одежды?Теплоизоляционные свойства любого материала — ткани, меха и так далее, применяемого в одежде, зависят только от слоя инертного воздуха, заключённого в нём.

Меховая подкладка, так же как и меховая одежда, обладает наилучшими теплоизоляционными свойствами, так как создаёт большой изоляционный слой воздуха. Поэтому чем более ткань насыщена воздухом, тем меньшей теплопроводностью она обладает, тем она «теплее». Если теплопроводность воздуха, например, принять за 1, то теплопроводность шерсти равна 6,1, шёлка — 19,2, хлопчатобумажной ткани и льняной — 29,9.

Исходя из этого лучшим средством для защиты от холода является шерстяная или меховая одежда. Не менее ценными теплозащитными свойствами обладает и пух. Но широкое применение хороших сортов шерсти, меха или пуха ограничено их дефицитом и дороговизной.

Источник: https://ask-mania.com/rol-lichnoj-gigieny-i-gigienicheskih-protsedur-v-zhizni-osobennyh-detej-i-invalidov-mozhet-kto-to-stalkivalsya-s-etim/

Гигиена при деменции

Люди, страдающие от деменции, постепенно утрачивают навыки личной гигиены и саму потребность в использовании этих навыков. Чистка зубов, пользование туалетом, прием ванны/душа и регулярная смена одежды становятся для них бессмысленными действиями. Поэтому задача близких – напоминать о необходимости ухода за собой и создавать условия для проведения гигиенических процедур.

Важнейшее правило помощи больному – соблюдение такта. Для каждого с детства гигиена – интимная часть личной жизни. Вмешательство в эту сферу другого человека (пусть даже с намерением помочь) вызывает понятное чувство стыда, испуга, унижения. Одним словом – травмирует больного.

Это общее правило осложняется у больных с тяжелыми когнитивными нарушениями рядом специфических моментов: боязнью глубины воды, набранной в ванну; страхом перед падающей сверху водой; забыванием привычных действий, связанных с умыванием.

В результате гигиенические процедуры превращаются в непростое испытание для больного и для его опекунов.

Если больной не любит…

Уточните предпочтения больного, если есть такая возможность, или вспомните, что он принимал, пока был здоров, – душ или ванну? Предпочитал мыться утром или вечером? Был ли у него любимый гель для душа, мыло, другие предметы гигиены, которыми он часто пользовался.

Другими словами, стремитесь сделать процедуру максимально привычной и приятной. Если больной положительно реагирует на прием гостей или поездки в гости, приурочьте водные процедуры к этому событию. Помогая больному, беседуйте с ним, комментируйте свои действия, подчеркивая их важность.

Если особенно тяжело дается мытье головы, сделайте это отдельной, независимой процедурой.

Если больной боится…

Больной может отказываться садиться в наполненную ванну из–за страха перед глубиной. Решением проблемы станет покупка специального сиденья для ванны.

Нежелание принимать душ может быть вызвано страхом перед падающей сверху водой. Поэтому, если возникли проблемы, можно попробовать снять зафиксированную сверху лейку и направить струю в ином направлении. Боясь падающей сверху струи, больной может спокойно относиться к душу в руках у помогающего ему опекуна.

Если больной стесняется…

Стесняться обнажения – естественно для многих из нас. Поэтому больной может избегать гигиенических процедур из–за необходимости раздеваться при посторонних. Чтобы решить эту проблему, можно использовать некоторые хитрости. Первая – предложить больному мыться в наполненной ванне вместо сидения/стояния голым под струей душа.

Вторая – поочередно обнажать отдельные участки тела для мытья, прикрывая их и затем открывая новые. Третья – оставьте при необходимости нижнее белье. Четвертая – позвольте больному все делать самому (в меру его способностей). Пятая – в ходе водных процедур растяните перед ним полотенце, некоторым пациентам такая «ширма» представляется ­достаточным средством защиты от посторонних глаз.

Шестая – держите наготове полотенца или халат, пока он выбирается из ванны.

Безопасность больного во время гигиенических процедур – наш приоритет

  • Позаботьтесь о средствах безопасности в ванной комнате: нескользящих ковриках, сидении для ванны/душа. Если больному все труднее забираться в ванну, вы можете установить поручни. Это позволит увеличить его самостоятельность, что особенно важно в тех случаях, когда он стесняется постороннего присутствия. Такие же поручни могут быть установлены рядом с унитазом, чтобы помочь больному садиться и вставать.
  • Никогда не оставляйте больного деменцией одного в ванной или душе. Держите все банные принадлежности под рукой, чтобы не пришлось за ними выходить.
  • Если готовите ванну, сначала налейте в нее воды и позвольте подопечному убедиться, что температура воды комфортна для него. Помните, что пожилые люди более восприимчивы к холоду и теплу, чем молодые.
  • Позаботьтесь о хорошем освещении в ванной.
  • Уберите замки с двери ванной комнаты или замените их на те, которые можно без труда открыть извне. В противном случае дементный больной, случайно закрывшись в ванной, не сможет отрыть дверь и впадет в панику.
  • После ванной вытирайте больного насухо, особенно кожные складки, чтобы предупредить раздражение кожи и некоторые болезни. Кстати, пока больной раздет, осмотрите ненавязчиво, но внимательно его кожу. Убедитесь, что на ней не появились изменения разного рода: от пятен до уплотнений.

Что важнее?

Если больной не желает мыться, нет смысла повышать тон и жестко настаивать. Столкнувшись с категорическим отказом, попытайтесь вернуться к этому вопросу позже, когда его настроение изменится. Больной, который не желает мыться с утра, может помыться вечером по собственной инициативе. А вот конфронтация только усложнит дело и создаст негативное отношение к водным процедурам.

Непомывшийся человек никак не угрожает гармонии мира и не представляет общественной опасности.

Больному водные процедуры необходимы не столько для того, чтобы приятно пахнуть и выглядеть ухоженным, сколько для предупреждения целого ряда заболеваний, в частности инфекционных.

Поэтому нет необходимости добиваться, чтобы больной мылся так же часто, как вы. Однако при этом должен быть установлен тот минимум, за выполнением которого нужно внимательно следить. Примерный список может выглядеть так:

  • Мытье рук перед едой и после туалета.
  • Ежедневное мытье промежности для предупреждения инфекции.
  • Ежедневное умывание для поддержания чистой кожи лица.
  • Полная помывка (ванна или душ) не менее двух раз в неделю.
  • Чистка зубов 2 раза в день.
Читайте также:  Как не надо говорить с «особыми» мамами

Если обычные процедуры затруднены, альтернативой может стать обтирание полотенцем. У тяжелобольных, прикованных к постели пациентов практикуется кроватная ванна: намыливание происходит в кровати, ополаскивание – в тазу, после чего больной вытирается полотенцем.

Известна также полотенечная ванна с использованием большого полотенца и небольших влажных салфеток (полотенец), которые замачиваются в емкости с теплой водой с мылом, не требующим смывания.

Большое полотенце используют, чтобы накрыть пациента во время процедуры, в то время как маленькими влажными полотенцами растирают тело.

Пользование туалетом

Очень щекотливый вопрос, однако контроль над тем, подтирается ли больной после туалета, очень важен для пред­отвращения инфекций. Если чувствуете, что больной перестал следить за этим, окажите ему помощь. Не забывайте, что для предупреждения инфекции подтирать необходимо движением спереди назад.

Источник: https://memini.ru/glossary/147

Личная гигиена: основные требования и правила

Природа наделила человека целым набором защитных функций от вредного влияния окружающей среды. Лейкоциты в крови обеспечивают защиту организма от вредоносных вирусов и микроорганизмов, система терморегуляции поддерживает температуру тела и предупреждает нарушение теплового баланса.

Такими же функциями обладает кожный покров, являясь естественным барьером между телом и окружающей средой.

Помимо защиты от проникновения инфекции, кожа участвует в процессе терморегуляции, выполняет функцию дыхания и предотвращает обезвоживание.

Если учесть, что еженедельно ее поверхность выделяет около 300 грамм кожного сала и 3-7 литров пота, становится понятным, почему необходимо соблюдать правила личной гигиены.

Значение личной гигиены для человека

Личная гигиена представляет свод установленных медицинских норм, при соблюдении которых человек содержит чистыми тело, волосы, руки, одежду, обувь, спальные принадлежности и сохраняет свою работоспособность и здоровье в течение длительного времени.

Самые простые правила личной гигиены позволяют избежать многих инфекционных заболеваний, а их невыполнение может привести к глистным инвазиям и распространению эпидемий.

Кроме выполнения гигиенических процедур, они предусматривают закаливание, активный образ жизни, пребывание на свежем воздухе.

В зависимости от пола и возрастной категории к соблюдению личной гигиены предъявляют разные требования. У мужчин они связаны с необходимостью регулярного бритья лица, а у женщин детородного возраста — с особым уходом в период менструаций или во время беременности. Кожа младенца отличается от кожи подростка или взрослого, поэтому и основы личной гигиены у детей и взрослых людей различны.

Что относится к предметам личной гигиены

Одно из основных гигиенических требований гласит, что у каждого должны быть индивидуальные средства личной гигиены, к которым относятся:

  • Мыло — на его поверхности могут остаться различные устойчивые вирусы и микроорганизмы.
  • Полотенце — влажная ткань способствует распространению грибка, плесени и бактерий.
  • Мочалка — в волокнах влажной мочалки остаются микробы и вирусы, которые приводят к появлению угрей, прыщей и лишая.
  • Бритва — на ее лезвии остаются отмершие клетки кожи и бактерии.
  • Набор для маникюра — при совместном использовании может стать переносчиком грибка или вируса папилломы человека.
  • Зубная щетка — может стать переносчиком стрептококков, норовирусной инфекции и даже ВИЧ.
  • Расческа — может привести к появлению перхоти, себорейного дерматита, распространению грибка.

К остальным предметам личной гигиены относятся комплексы по уходу за кожей лица и тела, хранящиеся в баночках, машинка для стрижки волос, бальзам для губ, помада, декоративная косметика.

Соблюдение чистоты тела

Главное правило личной гигиены заключается в сохранении чистого тела. В коже имеются сальные и потовые железы. В результате их деятельности остаются выделения, которые служат хорошей средой для бактерий и вирусов.

Смоют эти выделения ежедневная ванна или душ с использованием очищающих средств. Один раз в 7-10 дней необходимо ходить в баню или принимать дома ванну с использованием мыла и жесткой мочалки.

Важно помнить, что чистая кожа убивает бактерии и обладает защитными свойствами.

Лицо необходимо умывать каждое утро после пробуждения и вечером перед сном, а также постоянно следить за тем, чтобы руки оставались чистыми, поскольку они могут быть переносчиками различных инфекций.

Особенно важно мыть руки до и после приема пищи. При отсутствии воды пользуются влажными гигиеническими салфетками.

Безупречная чистота волос

Важным требованием личной гигиены является соблюдение чистоты волос. При регулярном уходе за кожей головы нормализуется работа сальных желез, происходит улучшение кровообращения. Голову моют не по расписанию, а по мере необходимости. При этом следует внимательно подходить к выбору шампуней и ополаскивателей, учитывать структуру волос и время года.

Нельзя мыть голову слишком горячей водой, чтобы не активизировать работу сальных желез. Чтобы сохранить структуру волос, их полезно ополаскивать отваром крапивы, ромашки или корня лопуха и не сушить их феном, чтобы не допустить их пересушивания и повреждения. Для улучшения состояния кожи головы полезно делать массаж, а также расчесывать волосы перед сном.

Личная гигиена и здоровье — неразделимые понятия, особенно если это касается зубов. Многие желудочно-кишечные заболевания возникают из-за плохого состояния ротовой полости.

Правильный уход за зубами не только сохранит их в хорошем состоянии и минимизирует риск кариеса, кровоточивости десен, но и убережет от попадания в желудочно-кишечный тракт бактерий и микроорганизмов.

Для этого необходимо:

  • утром и вечером чистить зубы от остатков еды индивидуальной зубной щеткой;
  • после приема пищи ополаскивать ротовую полость водой, пользоваться зубочисткой или специальной зубной нитью;
  • раз в полгода ходить на прием к стоматологу для профосмотра;
  • при появлении зубной боли и кровоточивости десен без промедления обращаться к врачу;
  • менять зубную щетку через каждые два месяца.

Для укрепления десен необходимо употреблять пищу, богатую витаминами, избегать жирной и кислой еды, разрушающей зубную эмаль.

Чистота нательного и постельного белья и обуви

Личная гигиена человека невозможна без чистого нательного белья и чистой обуви. На одежде остаются следы грязи, потовых и жировых отложений, на которых появляются болезнетворные микроорганизмы.

Поэтому после принятия душа или ванны требуется сменить белье, которое находится в непосредственном контакте с кожей (трусики, колготки, носки, майки). При выборе одежды предпочтение следует отдавать изделиям, сделанным из натуральных тканей.

Кроме этого, следует одеваться по сезону, проводить регулярную стирку белья и верхней одежды.

Перед тем как лечь спать, нательное белье нужно сменить на просторную одежду для сна. Не следует пускать в свою постель домашних животных, даже если они являются всеобщими любимцами.

Обувь не только защищает ноги от повреждений, но и заносит в дом грязь с улицы, а также является средой для спор грибков и вредных микроорганизмов. Поэтому ее нужно чистить не только снаружи, но и мыть и просушивать внутри, при необходимости менять стельки и никогда не носить чужую обувь.

Учиться соблюдать простые гигиенические правила нужно каждому, начиная с детского возраста. Родители должны заботиться о том, чтобы дети научились правильно мыть руки с мылом, самостоятельно чистить зубы и обязательно принимать душ перед сном. О личной гигиене детей нужно следить до их совершеннолетия, и тогда они сохранят эту привычку навсегда.

Источник: https://medbooking.com/blog/article/zdorove-cheloveka/lichnaia-gigiena-osnovnye-trebovaniia-i-pravila

Гигиенические процедуры

Правильный уход за кожей заключается прежде всего в постоянном содержании ее в чистоте. Для этого необходимо регулярно обмывать весь кожный покров водой с мылом не реже одного раза в неделю. В зависимости от загрязнения кожи обмывания можно производить даже каждый день.

При обмывании тела водой с мылом происходит очищение кожи от кожного сала и пота, от пыли и грязи, от различных веществ, с которыми соприкасается человек на производстве, от попавших на кожу микробов — возбудителей болезней, наконец, от еще не отпавших с поверхности кожи роговых чешуек.

Под действием теплой, а особенно горячей воды начинается усиленная работа потовых желез, с потом удаляются из организма продукты обмена веществ — шлаки. Под действием воды и обтираний усиливается кровообращение в коже, ее ткань, нервы, железы и волосы лучше и обильнее омываются кровью и питаются.

Происходит усиление обмена веществ в организме, что способствует укреплению здоровья. При этом улучшается и состояние кожи и ее внешний вид.

Температура воды для водных процедур. Для водных процедур пользуются как теплой, так и холодной водой. Под холодной понимается вода комнатной температуры или несколько ниже.

Для содержания кожи в чистоте следует употреблять теплую или даже слегка горячую воду, которая лучше смывает грязь и очищает кожу.

Холодной водой в виде холодных ванн, обмываний и обтираний пользуются для укрепления организма и закаливания и сохранения кожи в здоровом, свежем состоянии.

Гигиенические процедуры холодной водой. Холодные водные процедуры полагается принимать в таком состоянии, когда человек чувствует себя слегка согретым. Вода должна быть комнатной температуры или несколько холоднее. Процедура длится от нескольких секунд до одной минуты.

После этого энергично растирают все тело сухим полотенцем до ощущения приятной теплоты, затем быстро одеваются и делают умеренные движения. Холодные водные процедуры можно принимать только тем людям, которые их хорошо переносят, — у которых после них быстро наступает покраснение кожи, ощущение приятной теплоты и хорошее самочувствие.

Если после приема такой процедуры кожа бледнеет и синеет, а человека слегка познабливает, то от холодных водных процедур нужно воздержаться или осторожно принимать их.

Купания. Очень полезно купаться в море или в реке, при этом укрепляется здоровье, закаляется организм и поддерживается кожа в хорошем косметическом отношении виде. Купания на открытом воздухе очень полезны, так как к действию воды присоединяется влияние солнечного света и свежего чистого воздуха.

Следует помнить, что при регулярном пользовании холодной водой у некоторых людей кожа делается сухой и жесткой. 

Качество воды. Для умываний, обмываний и других гигиенических процедур следует пользоваться мягкой водой. Эта вода не содержит солей извести и магния и не раздражает кожу. Мягкой водой является дождевая, снеговая, отчасти речная вода. При пользовании такой водой мыло легко намыливается, что обусловливает хорошее очищение кожи.

Вода, которая содержит соли извести и магния, является жесткой. От мытья такой водой кожа становится плотной, сухой, шероховатой и некрасивой. Длительное пользование жесткой водой может привести к раздражению кожи, особенно у людей, у которых кожа на лице сухая и тонкая. Поэтому для гигиенических процедур не следует употреблять жесткую воду.

Любая жесткая вода (колодезная, из источников) делается мягкой, если ее длительное время кипятить. Жесткую воду можно сделать мягкой, прибавляя к ней питьевую соду из расчета 1—2 чайных ложки на таз воды или 1—2 столовых ложки буры.

Источник: https://www.domovodstvo.kiev.ua/index.php/uhodzakojei/58-uhodkojei/308-obmyvaniya

Правила гигиены новорожденного

Каждая заботливая мама придаёт гигиене новорожденного особое внимание. И это более чем оправданно. Даже небольшая небрежность в этом деле может стать причиной серьёзных проблем, которые никак не назовёшь «детскими».

На самом деле гигиенические процедуры — рутинная процедура, повторяющаяся несколько раз на протяжении дня. Поэтому, однажды освоив основные правила их проведения, можно в дальнейшем не переживать о чистоте и безопасности ребёнка.

Гигиенические процедуры в обязательном порядке следует проводить каждый раз после опорожнения кишечника ребёнка. Кроме того, обязательным является ежедневное вечернее купание. Не лишним будет подмыть ребёнка и при смене подгузников.

Несмотря на поражающее воображение изобилие гигиенических средств, идеальным вариантом для гигиенических процедур всё же считается обычная проточная вода. Важным моментом является предварительная тщательная обработка рук взрослого (использование мыла обязательно).

Для обработки кожи младенца при сильном загрязнении можно использовать небольшое количество детского средства для купания или детского мыла.

Особенности гигиенических процедур «по половому признаку»

Есть одна особенность в том, как подмывать новорожденную девочку. При подмывании девочек следует держать таким образом, чтобы направление потока воды было от половых органов в сторону ануса, а не наоборот.

Такой же траектории должна придерживаться и рука взрослого — от наружных половых органов кзади.

Очень важно хотя бы раз в день хорошо промывать складку, расположенную между малыми и большими половыми губами, — именно там чаще всего скапливается секрет.

, не следует забывать тщательно обрабатывать все складочки на гениталиях. Между крайней плотью и головкой пениса у мальчиков скапливается смегма — естественная смазка, которую нужно удалять раз в день.

Однако необходимо помнить, что насильственное открытие головки является недопустимой процедурой, которая может стать причиной развития такой хирургической патологии, как её ущемление в крайней плоти — парафимоз.

Использование одноразовых подгузников

Обязательным требованием для поддержания гигиены ребёнка на высоком уровне является соблюдение основных правил, касающихся использования одноразовых подгузников.

Поскольку ориентировочное время пребывания младенца в одноразовом подгузнике не должно превышать три-четыре часа, на протяжении дня менять их следует не реже 4-6 раз, для новорожденных частота составляет 8-10 раз, а то и чаще, если отмечается частый стул.

Читайте также:  Острые респираторные инфекции у особенных детей

Обязательно следует поменять подгузник после пробуждения младенца, перед , до и после кормления, после каждого опорожнения кишечника и перед сном.

Несмотря на всю простоту проведения воздушных ванн, они дают отличный эффект и пренебрегать ими при смене подгузников недопустимо!

И ещё одно замечание относительно места хранения подгузников. Недопустимо хранить их в помещениях, для которых характерна повышенная влажность воздуха (в кухне или ванной).

Основное правило выбора одноразового подгузника

Очень важно, чтобы одноразовый подгузник был удобен для крохи. Эти гигиенические средства подбираются в зависимости от массы ребёнка.

Чтобы убедиться в том, что подгузник подходит для младенца, следует проверить, насколько плотно он обхватывает его животик.

Если без особых усилий между ними может пройти указательный палец взрослого, то размер подгузника соответствует весу этого младенца.

Уход за кожей новорожденного

После проведения гигиенических процедур ребёнка обворачивают полотенцем и аккуратно промакивают его кожу. Если на коже новорожденного нет патологических высыпаний и опрелостей, гигиенические средства наносятся только после вечернего купания один раз в день.

При появлении первых патологических признаков на коже младенца следует сразу же обратиться к лечащему врачу и строго соблюдать кратность нанесения выписанных им лекарственных или профилактических гигиенических средств.

Несколько важных правил позволят предупредить возникновение опрелостей:

  • младенец всегда должен быть одет в соответствии с температурным режимом помещения;
  • детское постельное бельё должно стираться отдельно от белья взрослых и желательно устанавливать режим дополнительного полоскания;
  • нельзя допускать пересушивания детской кожи различными гигиеническими средствами и мылом.

Соблюдая эти несложные правила, можно добиться идеально нежной бархатистой кожи ребёнка.

Шпаргалка для мам

Подмывать малыша следует после каждого опорожнения кишечника.

Обязательно купать ребёнка раз в день.

Желательно подмывать ребёнка при смене подгузников.

Подмывать лучше под струёй проточной воды.

Девочкам сначала обмывают наружные половые органы, а потом анус.

Подгузники меняют 4-6 раз в сутки.

Каждый раз при смене подгузника дают коже «подышать».

Ольга Белоусова

Источник: https://mambest.com/page/pravila-gigieny-novorozhdennogo

Основные гигиенические процедуры для детей — Косметика MIRRA в Краснодаре

1. Умывание и мытье рук

В первые месяцы жизни ребенка лицо и руки его протирают ватными тампонами, смоченными в кипяченой воде; каждый глаз протирают своим тампоном. С 5-6 месяцев ребенка можно умывать без помощи тампонов, водой комнатной температуры.

С 2-2,5 лет детям начинают прививать гигиенические навыки по самостоятельному уходу за своим телом: правильно умываться, мыть руки перед едой и при любом их загрязнении (после игры с песком, общения с животными, после уборной и т. д.

).

2. Купание

Ребенка можно начинать купать после отпадения пуповины.

В первую половину года, когда кожа малыша особенно нежна и ранима, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, так как эта процедура не только обеспечивает чистоту тела, но и нормализует выполнение всех функций кожи, стимулирует циркуляцию крови, укрепляет нервную систему и способствует психомоторному развитию ребенка. С 6 месяцев малыша можно купать через день, после года — 2 раза в неделю, а после 3 лет — 1 раз в неделю и обязательно ежедневно подмывать и мыть ноги.

До полного заживления пупочной ранки младенца купают в кипяченой воде или в слабом растворе марганцовокислого калия, в дальнейшем его можно купать в обычной некипяченой воде из-под крана. Очень полезно для малыша купание в отваре трав, обладающих противовоспалительным, противоаллергическим и успокаивающим действием.

Перед купанием надо чистыми руками промыть детскую ванночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду, температура которой 36-37°С. Температура воздуха в помещении, где купают ребенка, в первые месяцы его жизни равна 22°С, а затем 20°С.

Ребенка осторожно погружают в воду, головку кладут на предплечье.

В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, моет тело ребенка водой (с гигиеническим моющим средством купают не каждый день, а 2-3 раза в неделю).

Во время купания надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос.

После того как тело ребенка будет вымыто, чистой кипяченой водой ему моют голову и лицо, а затем, повернув вниз лицом, его обливают водой, температура которой на 1-2°С ниже температуры воды в ванне.

После купания тело ребенка осторожно обсушивают мягкой простыней, а кожные складки обрабатывают специальными средствами.

Обрабатывают так же нос и уши, и при необходимости ногти на пальцах рук и ног обрезают ножницами, предварительно протертыми спиртом. После купания ванночку следует тщательно промыть и просушить.

Для мытья детских волос можно использовать ШАМПУНЬ ДЕТСКИЙ с соком алоэ и ромашкой.

3. Обработка паховых складок и области ягодиц

Этот вопрос особенно актуален для детей носящих подгузники, так как кожа там находится в «трудных условиях» повышенной влажности, недостатка кислорода, механического трения и агрессивного воздействие детских выделений (мочи и кала).

Поэтому обработка этих зон должна проводиться регулярно, также как и смена подгузников, так как влага делает кожу уязвимой, а чем дольше выделения ребенка соприкасаются с кожей, тем больше вероятность ее повреждения. Прежде чем надевать подгузник, необходимо оставить ребенка на некоторое время без одежды (устроить «воздушную ванную»).

В компании MIRRA есть специально разработанный продукт для ухода за особо деликатными местами малыша — КРЕМ-ГЕЛЬ ПОД ПОДГУЗНИКИ с оксидом цинка и календулой.

Вот и разобрались, как обеспечить ребенку необходимую гигиену, а теперь разберемся подробнее какими средствами это можно достичь. Самое первое, что приходит в голову это детское мыло.

Оно нам известно давно, его использовали многие поколения мам, и вроде бы все были довольны, ведь их дети выросли и ничего другие тоже вырастут.

Но современные ученые добрались и до мыла: было доказано, что при использовании его для очищения кожи происходит повреждение кислотной мантии кожи на достаточно длительное время (ведь мыло всегда имеет щелочную реакцию), а изменение рН кожи в свою очередь коррелирует с ее возрастающей сухостью.

Поэтому лучше отказаться от использования мыла в гигиенических целях (мытья рук, купания, ухода за деликатными местами и т.д.

) и воспользоваться нашей НОВИНКОЙ в линии BABY серии УХОД ЗА ДЕТСКОЙ КОЖЕЙ современным очищающим средством ПЕНКОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ для детей.

Специально разработанная нежная пенка бережно и деликатно очистит кожу ребенка любого возраста, начиная с самого рождения.

Мягкие поверхностно-активные вещества входящие в ее состав и направленные на очищение кожи, безопасны и рекомендованы для использования в детских косметических средствах. Пенка обладает физиологически естественным водородным показателем и поэтому не раздражает и не сушит чувствительную кожу малыша.

Как и в нашем ДЕТСКОМ ШАМПУНЕ с соком алоэ и ромашкой в пенке используется специальный ингредиент (глицерил олеиновой кислоты), вырабатываемый из подсолнечника и сходный по своему строению с естественными компонентами кожного сала. Этот компонент усиливает и сохраняет липидный слой кожи ребенка, поэтому средство подходит для частого применения.

Целебные экстракты алоэ, ромашки и тысячелистника так же входящие в состав пенки, очень давно известны своими противовоспалительным, противоаллергическим, смягчающим, обезболивающим, увлажняющим, регенерирующим, успокаивающим и ранозаживляющим действиями и широко применяются в детской косметике.

А, как известно, нет ничего лучше проверенных средств, особенно если это касается здоровья и благополучия ребенка. Кроме того, в составе пенки есть увлажняющие компоненты (глицерин и мочевина) и антиоксидант (витамин Е).

Все вышеперечисленные ингредиенты позволяют оптимально поддерживать естественную защитную функцию кожи и не вмешиваться в настройки механизмов саморегуляции, самозащиты и самовосстановления кожи, которые будут определять ее здоровье в течение всей жизни малыша.

И напоследок, как правило, тщательный уход за ребенком позволяет сохранить его кожу здоровой.

А уход с нашим новым очищающим средством ПЕНКОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ для детей, сделает его не только безопасным и полноценным, но подарит маме дополнительные минуты общения с собственным малышом.

Ведь не надо больше что-то искать и беспокоится, нужно просто остановить свой выбор на детской косметике MIRRA, так как все средства линии BABY идеально дополняют и усиливают действие друг друга.

Совсем маленького ребенка при умывании можно подбадривать, рассказывая ему веселые стихи, например:

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

С ребенком постарше можно провести занимательную беседу о личной гигиене и начать со стихотворение М. Стельмаха «Аист моется»:

По воде под ивняком
Ходит аист босиком,
Потому что эта птица
По утрам привыкла мыться.
Клювом трогает лозу,
На себя трясет росу,
И под душем серебристым
Моет шею чисто-чисто
И не хнычет: «Ой, беда,
Ой, холодная вода!»

А дальше привести правила ухода за своим телом:

  • Каждое утро необходимо умываться: мыть руки, лицо, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.
  • Перед сном обязательно мыть ноги, потому что на ногах особенно сильно потеет кожа, накапливается грязь.
  • Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирая тело мочалкой со специальным моющим средством. После мытья следует надеть чистое белье.
  • Очень тщательно нужно промывать волосы, так как на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. После мытья их необходимо тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.
  • Тщательного ухода требуют также ногти. Их необходимо аккуратно подстригать (на пальцах рук — один раз в неделю, на пальцах ног — один раз в две недели), потому что под длинными ногтями скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и товарищу. Грязные ногти — признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены.
  • Особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы — карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, гладите животных, беретесь за дверные ручки, предметы в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом, и она остается на коже ваших пальцев. Если брать немытыми руками хлеб, яблоко, конфету и т.п., то эта грязь с рук попадает сначала на продукты, а с ними через рот в ваш организм. Это грозит заражением тяжелыми заболеваниями.

И еще, очень важно, никакие правила не научат ребенка соблюдать личную гигиену, если его родные не покажут ему пример.

Источник: http://mirra23.ru/osnovnye-gigienicheskie-protsedury-dlya-detej/

Консультация на тему: Воспитание гигиенических навыков в семье

Консультация для родителей.

Воспитание гигиенических навыков у детей в семье.

 1. ЗДОРОВЬЕ – САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

 Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия».

Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. До чего же не полно это представление! А ведь критериями здоровья является и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое.

А что же наши дети?

 В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с простудными заболеваниями, избыточным весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго.

 Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.

У большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни. А здоровье человека закладывается в детстве.

Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

 Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 7 – 8 % зависит только от здравоохранения и более чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40 % заболеваний берут свое начало с дошкольного возраста. Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму.

Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, приобщить к здоровому образу жизни детей.

Потому что здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

 Самая большая ценность для человека – здоровье.

Поэтому так важно помочь детям в самом раннем возрасте осознать, какую ценность представляет здоровье, понять необходимость выполнения гигиенических процедур и других оздоровительных мероприятий, которые должны стать для них привычными.

Читайте также:  Пролежни у детей с особенностями развития и как с ними бороться

Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е.

уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Как это сделать? Какими способами выработать у детей у детей осознанное отношение к своему здоровью? Эти вопросы не потеряли своей значимости в настоящее время.

 Здоровье детей зависит не только от физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования.

Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Одна из главных задач, решаемых в дошкольном образовательном учреждении – обеспечение конструктивного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья.

Но первые представления о том, что нужно заботься о своем здоровье, как это сделать, ребенок получает в семье.

 Мы уверенны, что ни одна даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

 2. ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

 Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

 Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

 Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят «да» и будут правы. «Чистота приближает человека к божеству» — заметил один европейский социолог. Само слово «гигиена» произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья) .

 Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

 Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Приучая ребенка к порядку и чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.

 Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей.

 При формировании КГН идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождение» его в мир взрослых. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия.

 По мере усвоения КГН переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов.

Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.) .

Они также отражают правила, которые стоят за выполнением КГН: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

 КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию, т. е. действия ребенка направлены на самого себя.

Освоение КГН влияет и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.

Это дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих умений и возможностей, а также предпосылки для самоконтроля.

 КГН направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, ножки обулись в сапожки, а ручки надели рукавички.

Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности. У него формируется представление о собственном теле.

Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо.

 Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными.

 Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они становились привычками. Проблема формирования КГН у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста.

В эти годы дети могут освоить все основные КГН, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. В младшем дошкольном возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий с одной стороны, Весьма затруднительна их ломка – переделка с другой.

Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

 3. ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КГН В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

 В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей КГН. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи.

 1. Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

 2. Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.

 3. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) .

 4. Во время еды учить детей правильно держать ложку.

 5. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) ; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

 В процессе гигиенического воспитания и обучения необходимо сообщать детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формировать у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Также формируются представления о теле человека, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.

 4. УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КГН

 К числу основных условий успешного формирования КГН относятся: рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

 Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистой просторной умывальной комнаты, в которой раковины небольшого размера и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

 Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. По режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям отводится больше, чем детям более старшего возраста.

 Формирование КГН осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

 У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Взрослые показывают, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением.

Детям становится понятна целесообразность требований взрослого. Умелое руководство взрослого сокращает время овладения навыками личной гигиены. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается.

Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту или процедуру, показывает правильное действие, направляет на следующий ход.

 На начальной стадии навыка особенно важен контроль. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: он может неправильно держать ложку, забывать пользоваться носовым платком.

 Все КГН развиваются достаточно успешно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые и старшие дети, являются примером для малыша в отношении как культуры поведения, так и личной гигиены. Малыши, как известно, склонны к подражанию и достаточно быстро перенимают действия окружающих.

Поэтому самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример. В противном случае все усилия, предпринимаемые в этом направлении, окажутся безрезультатными.

Внешний вид, поведение воспитателей и родителей должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.

 В воспитании КГН огромную роль играет оценка. Нужно своевременно похвалить, подбодрить ребенка, добиваясь положительного эмоционального отношения его к гигиеническим процедурам и осознанного их выполнения. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

 Очень полезно вовлекать малыша в разные игры, персонажи которых – куклы, мишки, зайчики – помогут ребенку усвоить необходимые навыки более успешно. Используя игры, взрослые закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Видное место отводится при этом дидактическим (обучающим) играм «Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом».

Подобные игры не сложно придумать и родителям, их можно сделать разнообразными, интересными для ребенка и подчас гораздо более эффективными, нежели любые беседы.

 Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор. Художественное слово позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Дети воспринимают художественную литературу, запоминают полюбившиеся им потешки, сказки.

В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Использование художественного слова создает у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению КГН.

 Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок был не просто наблюдателем и слушателем, а активным участником всех доступных ему бытовых процессов.

 Если все необходимые правила гигиены будут достаточно четко усвоены ребенком, можно рассчитывать на то, что и в дальнейшем он будет всегда их выполнять. А это – главное условие формирования ЗОЖ, охраны и укрепления здоровья растущего человека.

Содержание образовательной области  «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья  через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. 

Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.

Необходимыми условиями решения одной из главных задач МКДОУ «Детский сад «Лесная сказка» по охране жизни и здоровья детей являются:

  •  создание в ДОУ безопасной образовательной среды;
  •  осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической работы;
  • Использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.

Планируемые промежуточные результаты.

Интегративное качество « Физически развитый, овладевший основными культурно — гигиеническими навыками»

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

Владеет соответствующими возрасту основными движениями.

Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания.

Имеет элементарные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997.
  2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7, 1991.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991.
  4. Веракса  Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы».
  5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.:  МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
  6. Воспитателю о работе с семьёй. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой, 1989.
  7. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007.
  8. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007.
  9. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека, 2006. – (Программа развития) .
  10. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/01/21/vospitanie-gigienicheskih-navykov-v-seme

Ссылка на основную публикацию